Чувство одиночества у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:24, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является теоретическое и эмпирическое изучение психологических особенностей одиночества у подростков 13 – 16 .
Для чего необходимо обозначить следующие задачи исследования:
• исследовать основные научные подходы к проблеме одиночества подростков в психологической науке;
• выявить респондентов, склонных к одиночеству и определить их степень стремления к предмету исследования;
• определить уровень развития коммуникативных и организаторских умений и склонностей;
• определить личностные особенности подростков, чувствующих себя одинокими;
• доказать достоверность характерных особенностей чувства одиночества у подростков.

Оглавление

Введение.
1.1Социально-психологический анализ проблем одиночества
1.2 Понятие одиночества в психологии и его содержание
1.3 Одиночество в подростковом возрасте как психолого-педагогическая проблема
1.4 Социально-психологические проблемы одиночества подростков
1.4 Подходы к изучению одиночества

Файлы: 1 файл

чувство одиночество у подростков.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Введение

Проблема одиночества  всегда волновала человечество, занимая  умы ученых, писателей, философов. В  последнее время этой проблеме посвящаются  все новые и новые работы, исследующие  сущность одиночества, причины его  возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.

Однако в настоящее  время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология. Различные философские течения  и психологические школы рассматривают  одиночество то, как единственно возможную основу человеческого бытия то, как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил.

Актуальность исследования состоит в том, что переживание одиночества у подростка может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания и даже стать препятствием для личностного развития. Подростки чаще всего остро переживают одиночество как свою заброшенность, покинутость, непонятость и отверженность.

Подросткам присуще  переживание одиночества также  в связи с юношеским кризисом смысла жизни, отсутствием взаимопонимания  со сверстниками и родителями, неблагоприятными условиями жизни и развития. Несмотря на то, что большинство специалистов указывают на возникновение переживаний одиночества в подростковом возрасте, многие утверждения, относящиеся к анализу этого явления, не получили эмпирической проверки.

Специфика данного исследования заключается в том, что оно  направлено на изучение особенностей связи переживаемого одиночества  с личностным становлением подростка.

Целью данной работы является теоретическое и эмпирическое изучение психологических особенностей одиночества у подростков 13 – 16  .

Объектом исследования является чувство одиночества у  подростков в возрасте 13 – 16 лет.

Предметом исследования являются особенности подросткового  одиночества.

Гипотеза исследования: состояние одиночества отрицательно влияет на коммуникативные способности подростков и их статус в коллективе сверстников.

Для чего необходимо обозначить следующие задачи исследования:

    • исследовать основные научные подходы к проблеме одиночества подростков в психологической науке;
    • выявить респондентов, склонных к одиночеству и определить их степень стремления к предмету исследования;
    • определить уровень развития коммуникативных и организаторских умений и склонностей;
    • определить личностные особенности подростков, чувствующих себя одинокими;
    • доказать достоверность характерных особенностей чувства одиночества у подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОДИНОЧЕСТВА

1.1 Понятие одиночества  в психологии и его содержание

Согласно нормам словаря  практического психолога, одиночество – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Наиболее остро выражена эта проблема в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. В переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.

Психологами выделены три  основных типа одиночества:

    • одиночество, как изолированность от самого себя, когда индивидуум отказывается от своих желаний, не знает их, не осознает, или не доверяет себе, вместо этого следует за другими, ориентируясь на «правильно» или «нужно». Это значит, что подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, вследствие чего у него возникает чувство одиночества.
    • Одиночество как изолированность от других людей, когда индивидуум избегает отношений с другими людьми по причине, возможно, неумения строить взаимоотношения, страха оказаться в зависимости, личностных особенностей характера или негативного опыта предыдущих отношений. То есть в данном случае психологически обоснованной потребностью подростка является необходимость в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию.
    • одиночество по жизни, когда индивидуум осознает, что никто и ничто кроме него самого не смогут дать ему суть для чего жить [1]. Он приходит к пониманию, что сам отвечает за свою жизнь. И эту ситуацию изменить никто не может. Эта задача возникает перед каждым, когда индивидуум вплотную сталкивается беспомощностью перед чем-то более могущественным и понимает, что в жизни все когда-нибудь заканчивается, он должен в одиночку справляться и с силами природы, и с силами, действующими в обществе. В результате он испытывает боязнь и дискомфорт, который компенсирует обществом других людей. У такого человека могут быть хорошие отношения с другими людьми и с самим собой, поскольку он осознает реальность одиночества, как своего, так и каждого из окружающих. Это и помогает ему понимать других и находить с ними общий язык.

Все типы одиночества  имеют одну общую характерную  черту – они являются чувством, выражающим идею о самом себе. Каждый тип одиночества представляет собой форму самосознания, свидетельствующую о разрыве основной сети отношений и связей, образующий внутренний мир личности.

 

  • 1.2 Одиночество в подростковом возрасте как психолого-педагогическая проблема

Многими исследователями  подростковый возраст признан как  переходный этап становления самосознания. А возникновение самосознания –  это итог осмысления подростком заметных изменений в своем внешнем  облике и, как следствие, возникновение острого интереса к самому себе. Резкое изменение его поведения проецируется на окружающий мир, который начинает казаться конфликтным и напряженным. Если говорить простыми словами, то переходный возраст – это переход от детства к взрослости. Однако процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литературы определяют разные границы подросткового возраста: 10 – 14 лет, 14 – 18 лет, 12 – 20 лет и т.д. [2].

Специфическая особенность  этого периода состоит в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это  типичная эпоха детства, с другой - перед нами растущий человек, имеющий  во многом уже взрослые желания, мысли  и собственные взгляды, направленность на новые действия.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как  можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.

Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска» [3]. Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы.

Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его  готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного  участника этой жизни. С внешней  стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую) живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к «маленькому». Многое он не делает сам, многое – не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты «псевдовзрослости»: курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление «я тоже имею свою личную жизнь»). Копируют любые отношения [4].

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений – это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность [4].

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся  мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы  и сплёвывая через плечо. У  него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.

Внешний вид подростка часто  становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, – как трагедию.

У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к  взрослому.

Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.

Стремление к самостоятельности  выражается в том, что контроль и  помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: «Я сам все знаю!». И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная «самостоятельность» – еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое – это появление пристрастия к музыке определенного типа.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в  первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни [5].

Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой  он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему  дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.

Судя по данным психологических  исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе делового и игрового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно [6].

Более всего особенности личностного  развития подростка проявляются  в общении со сверстниками. Любой  подросток мечтает о закадычном друге. Причем о таком, которому можно  было бы доверять «на все 100», как  самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.

У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная  группа – это значимая для подростка  группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем  не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться [7].

Типичная черта подростков –  чрезвычайно высокая конформность, т.е. податливость человека реальному  или воображаемому давлению группы, проявляющуюся в изменении его  поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую, абсолютно некритически, относятся к мнениям участников собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Страстное желание быть «как все» (а «все» – это исключительно «свои») распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения [8].

Информация о работе Чувство одиночества у подростков