Чувство одиночества у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:24, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является теоретическое и эмпирическое изучение психологических особенностей одиночества у подростков 13 – 16 .
Для чего необходимо обозначить следующие задачи исследования:
• исследовать основные научные подходы к проблеме одиночества подростков в психологической науке;
• выявить респондентов, склонных к одиночеству и определить их степень стремления к предмету исследования;
• определить уровень развития коммуникативных и организаторских умений и склонностей;
• определить личностные особенности подростков, чувствующих себя одинокими;
• доказать достоверность характерных особенностей чувства одиночества у подростков.

Оглавление

Введение.
1.1Социально-психологический анализ проблем одиночества
1.2 Понятие одиночества в психологии и его содержание
1.3 Одиночество в подростковом возрасте как психолого-педагогическая проблема
1.4 Социально-психологические проблемы одиночества подростков
1.4 Подходы к изучению одиночества

Файлы: 1 файл

чувство одиночество у подростков.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Итак, подросток, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности.

1.3 Социально-психологические  проблемы одиночества подростков

Социальное одиночество  подростков становится одной из серьезнейших проблем современного общества. Учитывая то, что подростковый возраст имеет  важное значение для развития личности в целом и является базовым в процессе социализации, проблема социального одиночества подростка в современных условиях требует от науки и практики особого внимания.

Динамика современного мира отражается в сфере личностного восприятия мира и построения субъективной линии поведения в нем каждым человеком. Для формирования социально устойчивой, социально самостоятельной, ответственной, мобильной личности современный подросток должен пройти процесс социализации полностью, не останавливаясь на определенном этапе и не замыкаясь в себе. С этим связаны основные характеристики личности, обеспечивающие успешное вхождение подростка в широкий контекст социальных отношений и лежащие в основе саморазвития личности. К сожалению, компьютеризация и интенсификация жизни затрудняют формирование этих навыков, способствуют возникновению проблемы социального одиночества среди подростков.

Значимость изучения проблем влияния  социализации подростков на их взаимосвязь  с социальной средой продиктована их особым статусом в обществе. Безусловно, социальный статус и социально-психологические особенности подростка имеют социально-историческую природу и во многом зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу способов социализации. Любой человек, живущий в обществе, с момента своего рождения подвергается процессу социализации, так как социализация – это процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе [7].

Социализация личности, усвоение социального  опыта проходят по мере включения  человека в разносторонние общественные отношения. Однако вследствие ряда обстоятельств  могут возникнуть нарушения процесса социализации, выражающиеся в социальной дезадаптации индивида, неадекватности его поведения по отношению к нормам той системы общественных отношений, в которую он был включен по мере своего социального развития. Нарушения социализации могут обусловливаться различными причинами, принимать разные формы, одной из которых становится социальное одиночество. Десоциализация возникает, как правило, при отчуждении индивида от институтов социализации, которые выступают носителями норм общепринятой морали и права.

В современном обществе увеличивается число подростков, испытывающих чувство одиночества, что нередко приводит к личностным девиациям с такими социально опасными последствиями, как депрессия, алкоголизм, наркомания, игромания и попытки суицида. По данным официальной статистики, в современном мире 1 млн. чел. каждый год кончает жизнь самоубийством. Выявлено, что за последние 10 лет количество попыток самоубийства среди молодежи увеличилось почти в 3 раза [9]. Основными причинами являются безответная любовь, конфликты в семье и учебном процессе, безотчетный страх перед будущим и тотальное одиночество. Каждый год один из 12 подростков пытается свести счеты с жизнью. Именно в этом контексте Э. Дюркгейм использовал понятие «аномическое самоубийство» — вид самоубийства, в основе которого лежит социальная дезорганизация личности: разрыв социальных связей, чувство одиночества, подавленности.

Для решения этой проблемы исследователи советуют помогать улучшению взаимопонимания в семье и среде сверстников, формировать позитивное мышление и способность к адекватной самооценке и критической оценке действий.

Говоря о социальных ролях, следует заметить, что существуют собственно три уровня значимых ролей для человека:

    • уровень межличностного взаимодействия, где необходимо понимание и признание от близкого человека (выражается в поиске друга);
    • уровень группового взаимодействия (наличие положительной групповой оценки оправдывает даже неудачи в межличностном общении);
    • уровень культурно-исторической значимости – только общество в целом, во всех своих социальных проявлениях может дать человеку эту значимость [10].

Для подростка актуальными  можно признать только первый и второй уровни. В то же время потребность в межличностном общении для подростка уже не может найти своё удовлетворение в семье, как для младшего школьника. Современный подросток имеет, в целом, эмоционально-позитивное отношение к своей семье. Тем не менее, наблюдается тенденция к некоторой отгороженности подростка от семьи и его нежелание пытаться решать свои проблемы, используя советы и опыт родителей.

Таким образом, референтной  группой для подростков по большей  мере становится компания сверстников. Более того, подросток стремится к установлению доверительных отношений с одним из своих сверстников. Главная причина стремления к поиску alter ego (в переводе с лат. — «другое я») – желание найти того, кто тебя понимает. Многие исследователи отмечают отсутствие понимания, понимающего человека субъекта, как причину возникновения чувства одиночества.

Опираясь на исследования, проведенные среди учеников старших  классов можно говорить о серьезных  проблемах, вызывающих состояние социального  одиночества и связанных в основном с отсутствием должного внимания и соответствующей поддержки со стороны родителей, что в современном информационном мире объясняется элементарной нехваткой свободного времени из-за чрезмерной занятости родителей. В таких семьях очень слабы или деформированы положительные обратные связи.

Социальное одиночество  каждый переживает по-своему, оно абсолютно  субъективно, в связи с этим невозможно изобрести универсальный способ его решения. Однако есть возможность  определить основные направления деятельности работы с подростками, испытывающими состояние одиночества. К ним относятся:

    • использование элементов социального обучения (обеспечение подростка необходимыми знаниями, умениями и навыками для работы по самостоятельному преодолению состояния социального одиночества);
    • формирование навыков общения;
    • гармонизация отношений подростка в семье (месте постоянного проживания) и со сверстниками;
    • усиление роли семьи в процессе социализации подростка;
    • формирование адекватной самооценки подростка и снижение тревожности;
    • помощь в приобретении навыков самоорганизации;
    • включение государственных структур в работу в рамках профилактики возникновения социального одиночества в подростковой среде и активная помощь в решении этой проблемы.

Итак, одиночество имеет  несколько аспектов (низкий психологический статус, отчуждение, неприкаянность, часто появляющаяся скука и пр.), проявляющихся во времени, содержании и видах (коммуникативный, духовный и пр.). Для каждого подростка одиночество имеет личностную значимость, а иногда и ценность, позволяющую осмыслить свой внутренний мир.

Проблема профилактики социального одиночества имеет  огромное значение для успешной социализации личности подростка, социально-экономического и культурного развития общества. Важны также работа по развитию в  подростке чувства социальной ответственности за свои действия, воспитание стремления иметь хорошую семью, укрепление чувства уважения к представителям противоположного пола, умение учитывать интересы окружающих и способность к самоорганизации.

1.4 Подходы к изучению одиночества

Науке известен ряд подходов к изучению одиночества. Одним из самых известных является психоаналитический, разработанный Зилбургом, Салливаном и Фромм-Рейхман. Одиночество расценивается  ими как состояние отрицательное, уходящее корнями в детство. Например, Зилбург различал одиночество и уединенность. Уединенность считал он суть «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество же – это непреодолимое, неприятное ощущение. Зилбург считает, что причинами одиночества являются такие черты личности как нарциссизм, мании величия и враждебность, а также стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества. Такая нарциссистическая ориентация начинает формироваться в детском возрасте, когда ребенок вместе с ощущением радости быть любимым испытывает потрясение, вызванное тем, что он – маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других. Салливан, рассматривая потребность в человеческой близости, говорит, что она, начинаясь в младенчестве (стремление ребенка к контакту), в подростковом возрасте приобретает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. Если подросток не может удовлетворить эту потребность, то у него может развиться глубокое одиночество. Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки.

Второй подход в рассмотрении одиночества – человеко-центрированный подход (К.Роджерс). К.Роджерс мало обращает внимания на ранние детские воспоминая, считая, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность. Он считает, что одиночество – это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его – феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я». Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа и схематически представить его, то получиться следующая картина:

    • общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами;
    • из-за этого возникают противоречия между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями его «Я» в отношениях с другими людьми, что приводит к потере смысла существования;
    • индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он тем не менее думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других.

И здесь получается замкнутый  круг: человек веря в то, что его  истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы не быть отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных «фасадов», что приводит к опустошенности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным «Я».

Третий подход в рассмотрении одиночества получил название социально-психологического (Боумен, Рисмен, Слейтр). Представители  социальной психологии возлагают ответственность  за возникновение одиночества на общество. Боумен выделил несколько  факторов, способствующих усилению одиночества в современном обществе: ослабление связей в первичной группе; увеличение семейной и социальной мобильности. Рисмен считает, что одной из главных причин одиночества является ориентация на других. Люди с такой ориентацией хотят нравиться, постоянно приспосабливаются к обстоятельствам, а также обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий. Это приводит к тому, что такая личность может приобрести «синдром обеспокоенности» и зависимость от внимания окружающих к себе со стороны других людей. Причем эта потребность никогда не может быть удовлетворена. Рисмен характеризуя американское общество как «направленного вовне», пишет, что его члены образуют «одинокую толпу». Слейтер называет современное общество индивидуалистическим. Из-за того, что в нем невозможно достичь удовлетворения потребности в общении, сопричастности и зависимости, у человека возникает одиночество.

Весьма интересен интеракционистский подход (Вейс). Он отличается от других тем, что:

    • рассматривает одиночество как результат влияния двух факторов – личности и ситуации;
    • рассматривает одиночество, имея в виду такие социальные отношения как привязанность, руководство и оценка.

Таким образом, причиной одиночества может быть недостаток социального взаимодействия индивида, а также взаимодействия, удовлетворяющего социальные запросы личности. Вейс выделил два типа одиночества: эмоциональное и социальное. Первое является результатом отсутствия такой тесной интимной привязанности как любовная, или супружеская. При этом человек может испытывать чувство, похоже на «беспокойство покинутого ребенка». Социальное же одиночество является результатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, что может выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности.

Согласно мнению представителей когнитивного направления в психологии познание является ключом для объяснения связи между недостатком социальности и чувством одиночества. Л. Э. Пепло считает, что одиночество возникает в случае осознания диссонанса между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.

Экзистенциальная психология тесно связана с экзистенциальной философией. Первые попытки непосредственно  перенести идеи философии экзистенциализма в психологическую и психотерапевтическую практику (Л.Бинсвангер и М.Босс) дали весьма ограниченные результаты. Ряд экзистенциально мыслящих философов (М.Бубер, П.Тиллих, М.Бахтин и др.) оказали на психологов большое и непосредственное влияние, но вершинами экзистенциальной психологии на сегодняшний день являются общепсихологические теории и методологические основы психологической практики, разработанные на основе философии экзистенциализма такими авторами как В. Франкл, Р. Мэй, Д. Бьюдженталь. В экзистенциальной психологии выделяют базовый конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под данностями существованиями здесь понимают определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире. Одиночество или, если быть точным, изоляция относится к таким данностям. Обобщая все сказанное ранее, можно сказать, что в отличии от психоанализа и человеко-центрированной терапии, экзистенциалисты, во-первых, не считают это чувство патологическим, и, во-вторых, видят его причины в условиях человеческого бытия.

И. Ялом, рассматривая изолированность  как одну из данностей существования, отмечает, что это не есть изолированность  от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция (от части  собственной личности). Это фундаментальная изоляция – и от других созданий («пропасть между собой и другими») и от мира («отделённость между индивидом и миром»). Таким образом, он выделяет два вида изоляции: экзистенциальную и фундаментальную. Он называет несколько путей, ведущих к осознанию экзистенциальной изоляции - конфронтация со смертью и свободой. Знание о конечности собственного бытия заставляет человека понять, что никто не может умереть вместе с кем-то или вместо кого-то. Свобода же, понимаемая здесь как принятие ответственности за свою жизнь, подразумевает собственное «авторство» жизни, принятие факта, что никто другой не создает и охраняет тебя. К экзистенциальной изоляции приводят также и индивидуальные опыты дефамилиаризации – состояний, в которых с конституированного нами мира срываются покровы реальности, а с объектов «вырываются символы». И тогда человек теряет ощущение уюта, принадлежности к чему-то знакомому. У человека есть два способа ограждения себя от «ужаса конечной изоляции» – частичное принятие этой данности и отношения. Несмотря на то, что отношения не могут уничтожить изоляцию, они помогают разделить одиночество с другими людьми и тогда «любовь компенсирует боль изоляции». Не принимая своей изолированности, не встречая ее стойко, человек не может с любовью обратиться к другим. Оказавшись в море существования, переживая ужаса одиночества и стремясь как можно быстрее выбраться из него, мы не только отдаляемся от других, но и «бьем по другим», чтобы не утонуть. В этой ситуации мы не можем относиться к другим, воспринимая их такими же, как и мы – испуганными, одинокими, конституирующими мир из вещей. Другой становиться для нас «оно» и, будучи помещенным внутрь нашего собственного мира, становиться средством для отрицания изоляции. Убегая все дальше от осознания данностей существования, человек строит отношения, дающие «продукты» (слияние, власть, величие), помогающие отрицанию изоляции.

Информация о работе Чувство одиночества у подростков