Чувство одиночества у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:24, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является теоретическое и эмпирическое изучение психологических особенностей одиночества у подростков 13 – 16 .
Для чего необходимо обозначить следующие задачи исследования:
• исследовать основные научные подходы к проблеме одиночества подростков в психологической науке;
• выявить респондентов, склонных к одиночеству и определить их степень стремления к предмету исследования;
• определить уровень развития коммуникативных и организаторских умений и склонностей;
• определить личностные особенности подростков, чувствующих себя одинокими;
• доказать достоверность характерных особенностей чувства одиночества у подростков.

Оглавление

Введение.
1.1Социально-психологический анализ проблем одиночества
1.2 Понятие одиночества в психологии и его содержание
1.3 Одиночество в подростковом возрасте как психолого-педагогическая проблема
1.4 Социально-психологические проблемы одиночества подростков
1.4 Подходы к изучению одиночества

Файлы: 1 файл

чувство одиночество у подростков.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

К. Мустакас, другой представитель  экзистенциального направления  в психологии, разделяет «суету одиночества» и истинное одиночество. Первое он определяет как комплекс защитных механизмов, который отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов, путем осуществления «активности ради активности» вместе с другими людьми. Истинное же одиночество исходит из осознания «реальности одинокого существования». Как и Ялом он считает, что этому осознанию могут способствовать столкновения с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), которые человек переживает в одиночку.

Рассматривая характеристики людей, избегающих осознания одиночества как данности бытия, Кайзер выделил три тенденции, характерные для клиентов с экзистенциальным неврозом:

    • «сплав» – желание потерять собственную личность, стремление слиться с другим, т.к. желание быть индивидуальностью связано с мужеством быть одиноким, а одиночество часто непереносимо для личности;
    • «универсальный симптом» – состоявшееся слияние, попытка слияния (или его иллюзия) с другим и переживаемое при этом чувство двойственности;
    • «универсальный конфликт» – это переживаемое, как страдание, не желаемое чувство одиночества.

Эти тенденции позволяют  клиенту избегать переживаний, вызванных  осознанием одиночества. Невротик делает все, чтобы уйти от одиночества, в  то время как аутентичная личность принимает состояние одиночества как подлинность человеческого существования, как возможность свободного становления и самореализации, как полноту ответственности за себя.

Особняком от всех подходов стоит теория М.Бубера, которую часто  называют «диалог – монолог». Его позиция основывается на еврейской мистической школе, хасидизме и релятивистской теории. Он считал, что стремление человека к отношениям заложено в нем с самого рождения. Даже у только что появившегося на свет ребенка есть стремление к контакту – сначала тактильному, а затем «оптимальному» с другими людьми. Таким образом, человек не существует как отдельная сущность, т.к. он «сотворен между». Поскольку для Бубера основным модусом человеческого бытия являются отношения, можно сказать для него нет одиночества как фундаментального факта бытия (ср. с экзистенциалистами). Бубер выделил два типа отношений: «Я-Ты» и «Я-Оно». Последний тип взаимосвязи - это отношения без взаимности, где другой это средство, функция, объект. Этому Бубер противопоставляет «Я-Ты» отношения, которые построены на взаимности и включающие переживания другого. Основной способ переживания «Я-Ты» отношений – диалог. В нем «каждый из участников имеет в виду другого или других в их особом бытии и обращается к ним с намерением установить живые взаимоотношения между собой и им». «Встреча» часто является самовыражением, реализация аффекта, что приводит к тому, что акцент смешается с поворота к другому на самооценку, использование других для решения своих проблем. Это, по словам Бубера, есть «монологи, замаскированные под диалог».

Свою теорию создал и  один из основателей гуманистической  психологии А. Маслоу. Он считал, что  действия человека определяются двумя  типами мотивов: восполнение дефицита и рост. Он выдел следующие характеристики человека, ориентированного на рост: способность реализации собственного потенциала, большая самодостаточность, меньшая зависимость от подкрепления среды, меньшая потребность в межличностных отношениях, восприятие людей не с позиции полезности («использования»), а с позиции уникальности каждого человека. Таким образом, эти люди руководствуются не социальными или средовыми детерминантами, а внутренними. Исходя из этого, Маслоу предложил выделить два типа любви – бытийную и дефицитарную. Сравнивая эти типы Маслоу считал, что для бытийной любви характерны: минимум тревоги-враждебности, независимость, автономность, минимум ревности, большая бескорыстность, альтруистичность, заботливость[11].

На основе исследования материала, можно прийти к следующим выводам:

    1. науке известен ряд подходов к изучению одиночества: психоаналитический, человеко - центрированный, социально-психологического, интеракционистский, когнитивный, экзистенциальный и др.;
    2. одним из самых известных подходов в рассмотрении одиночества является психоаналитический подход.

Информация о работе Чувство одиночества у подростков