Одиночество подростков как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Одиночество одна из наиболее серьезных социальных проблем человечества. Оно связано с переживанием человека его оторванности от сообщества людей, семьи, но одиночество не может быть приравнено к физическому состоянию изолированности человека. Часто одиночество - ощущение, которое появляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу, или желательность этого, или потребность просто быть в контакте с кем-либо, т.е. отсутствие духовного единства - будет переживаться, как одиночество. Ведь одинокие люди, как правило, чувствуют себя покинутыми, отверженными, забытыми, обделенными, ненужными.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические подходы к изучению одиночества………………6
Феномен одиночества…………………………………………………...6
Специфика подростков как особой социальной группы …………….14
ГлаваII. Анализ и интерпритация результатов исследования……........19
Заключение……………………………………………………………………..25
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.60 Кб (Скачать)

 

    Экзистенциальный  подход

 

    Экзистенциалисты  принимают в качестве точки  отсчета  тот факт, что люди  изначально одиноки. Никто другой  не может разделить  с нами  наши чувства и мысли: разъединенность  есть сущностное состояние наших  переживаний. Сторонники данной  точки зрения зачастую сосредотачиваются  на вопросе о том, как люди  могут жить, будучи одинокими.  К. Мустакас подчеркивал значение различия между «суетой одиночества» и истинным одиночеством. Первая - это система защитных механизмов, которая отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов и которая постоянно побуждает его стремиться к активности ради активности. Второе проистекает из конкретной реальности одинокого существования и из столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены), переживаемые в одиночку. Одиночество может иметь болезненный эффект, но это продуктивное творческое состояние человека. Экзистенциалисты не прослеживают причинных корней одиночества в привычном смысле слова. [25, С. 103-107]

 

    Социологический  подход

 

    К. Боумен, Д. Рисмен, Д. Слейтер - представители социологического подхода к одиночеству. Они считают одиночество нормативным — общим статистическим показателем, характеризующим общество. Ими выдвигается гипотеза о трех силах, ведущих к усилению одиночества в современном обществе:=======

ослабление связей в первичной  группе;

увеличение семейной мобильности;

 

3) увеличение социальной  мобильности.

 

    Они говорят,  что личности, «направленные   вовне», ориентированные на других  обособленные от своего истинного  «Я», от своих чувств и своих  ожиданий, постоянно приспосабливаются  к обстоятельствам и контролируют  свое межличностное окружение,  чтобы определить линию своего  поведения. [10, С. 136-142]

 

    Когнитивный подход

 

    Энн Пеппло и ее коллеги стали главными пропагандистами когнитивного подхода. Этот подход предполагает, что одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает несоответствие между двумя факторами - желанным и достигнутым уровнем собственных социальных контактов. Одиночество - субъективное переживаемое несоответствие между наблюдаемой реальностью и желаемым идеальным состоянием. Они считают, чем более одинок человек, тем труднее ему осознавать свои чувства, тем менее он способен спонтанно выражать свои мысли, тем нетерпимее он к гневу и агрессивности в самом себе и тем труднее ему установить личные, близкие контакты с другими людьми. [18, С. 152-168]

 

    Феноменологический  подход

 

    Карл  Роджерс является наиболее известным сторонником феноменологического направления. Его анализ основан на «Я-теории» личности. Одиночество — проявление слабой приспособляемости личности, отчуждение личности от ее истинных внутренних чувств.

 

    Противоречие  между внутренним, истинным «Я»  и проявлениями «Я» в отношениях  с другими людьми может быть  одной из причин возникновения  одиночества. Страх быть отвергнутым  приводит к тому, что человек  придерживается своих социальных  ролей и поэтому испытывает  опустошенность. Роджерс считает, что причина одиночества внутри индивида. Одинокие по этой теории, как правило, личности уязвимые, испуганные, уверенные в том, что будут отвергнуты всем остальным миром. [12, C, 157-164]=====

    Мотивационный  подход

 

    Согласно  мотивационной  теории возникновение различных  типов отклонений в социальном  развитии детей рассматривается  через механизм мотивации приближения  и избегания. Нарушения во взаимодействии  указанных мотивов приводят к  возникновению трудностей в общении  подростков, к низкой психосоциальной  адаптации. Дж. Эйсендорф выделяет три возможных варианта таких нарушений.

 

    Первый  характеризуется  низкой мотивацией приближения.  Дети, имеющие такую мотивацию,  предпочитают находиться отдельно  от других людей. Этот вариант  поведения проявляется в раннем  возрасте в одиночной конструктивной  и исследовательской активности  ребенка и не связан с плохой  социальной адаптацией: наличие  низкой мотивации приближения  обусловлено преобладанием интереса  маленьких детей к предметному миру. Ее чрезмерная выраженность в более старших возрастах, особенно в школьные годы, свидетельствует о нарушениях в сфере социальных взаимоотношений детей.

 

    Второй  вариант  связан с конфликтом мотиваций   приближения и избегания. Он  выражается в том, что дети  хотят общаться с другими людьми, но по какой-то причине избегают  общения, особенно в новых ситуациях.  Такой конфликт может привести  к поведенческому компромиссу,  к такому, например, как наблюдение  за другими издалека. Дети, переживающие  этот конфликт, отличаются осторожностью  и относятся к тому типу, который  в литературе описывается как  «скованный» по отношению к  незнакомым или «застенчивый».  Причина возникновения конфликта  мотивов может лежать как в  психологической природе ребенка,  так и в определенных условиях  воспитания (негативные оценки, обиды,  сверхконтроль взрослых).

 

    Третий  вариант  нарушений во взаимодействии  мотивов проявляется в сочетании   высокого мотива социального  приближения  и низкого мотива  избегания. Дети, имеющие этот  мотивационный профиль, очень  социабильны, но им незнакома мера во взаимодействии с другими людьми, они не чувствительны к ограничениям в контактах. Сверстники часто избегают их из-за чрезмерной навязчивости. Характерным для таких детей является агрессивное поведение.[22, С. 26-27]

 

    Таким образом,  согласно мотивационной теории, одиночество в подростковый период  может быть связано с нарушениями  во взаимодействии различных  мотивов.

 

    Психодинамический подход ======

    Ярким представителем  является Г. Салливан. Он усматривает корни одиночества в детстве. Салливан установил движущую силу в человеческой близости. Впервые эта потребность появляется в стремлении ребенка к контакту. В подростковом возрасте она принимает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. У подростков, испытывающих недостаток социальных навыков вследствие неправильных взаимоотношений с родителями в детстве, как правило, возникают трудности при установлении приятельских отношений со сверстниками. Эта неспособность удовлетворить подростковую потребность в интимности может привести к глубокому одиночеству. Для одиноких людей, исходя из этой теории, свойственна мания величия, враждебность, нарциссизм. Одиночество - реакция на неадекватное удовлетворение потребности в тесных человеческих связях. [17, С. 147-148]

 

      Общесистемный  подход

 

      Среди теоретических  подходов к проблеме одиночества  можно также выделить общесистемный  подход, разработанный Д.Фландерсом. Основное положение его концепции состоит в том, что поведение живых организмов отражает переплетение влияний нескольких уровней, действующих одновременно как система. Уровни располагаются от клеточного до социального. С этой точки зрения одиночество представляет собой механизм обратной связи, помогающий индивиду или обществу сохранить устойчивый оптимальный уровень человеческих контактов.

 

      Рассуждения  Д.Фландерса об одиночестве не имеют эмпирического источника; они свидетельствуют о дальнейшем распространении системной теории. При этом Д.Фландерс расценивает одиночество как потенциально патологическое состояние, но одновременно считает его также и полезным механизмом обратной связи, который в конечном результате может способствовать благополучию индивида или общества. Системная теория пытается соподчинить оба мотива поведения индивидуальный и ситуативный. Отрезок времени, необходимый для того, чтобы оказали свое воздействие определенные переменные, может быть довольно длинным. Однако системная теория по существу представляет собой модель, в которой мотивы поведения включены в развивающуюся динамику общей структуры. [22, С. 39-40]=======

1.2. Специфика подростков  как особой социальной группы 

 

    Состояние одиночества  переживается человеком по-разному  на протяжении всей жизни. Впервые  как состояние оно осознается  наиболее остро в подростковый  период. Это связано с актуализацией  расширяющихся социальных потребностей, присущих подростковому возрасту.[10, C. 43]

 

    Подростковый  период - это этап онтогенеза, находящийся   между детством и ранней юностью.  Он охватывает период от 12-14 лет  до 15-17 лет. Исследователи подросткового  возраста (И.В.Дубровина, В.С.Мухина, Д.И.Фельдштейн, Э.Эриксон и др.) отмечают, что переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми и со сверстниками, уровня познавательных процессов, интеллекта и способностей. Основная особенность подросткового периода - резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, в чем-то опережают их. Например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики.[33, С. 69-78]

 

    Кроме того, в  данном возрасте стабилизируются   черты характера и 

 основные формы межличностного  поведения. Главные мотивационные  линии этого возрастного периода,  связанные с активным стремлением  к личностному самосовершенствованию  - это  самопознание, самовыражение,  самоутверждение. Становление нового  уровня самосознания, выражающегося  в стремлении понять себя, свои  возможности и особенности, свое  сходство с другими людьми  и свое отличие, уникальность  и неповторимость - это становится  центральным личностным новообразованием  данного периода. Подросток смотрит  на себя как бы «извне», сопоставляет  себя с другими - взрослыми  и сверстниками, ищет критерии  такого сравнения. Это позволяет  ему постепенно выработать некоторые  собственные критерии оценки  и перейти от взгляда «извне»  на собственный взгляд «изнутри».  [2, С. 10-12]

 

    В подростковом  возрасте формируются  новые  взаимоотношения со сверстниками. Подростки направляют свою активность  на поиск внешних социальных  контактов, нового межличностного  общения, чтобы в нем найти  поддержку, прежде получаемую, внутри  семьи. В этот период наиболее  значимо групповое общение. Принадлежность  к группе играет существенную  роль в самоопределении подростка  и в определении его статуса  в глазах ровесников. Подростки  - особая социально-психологическая  группа, имеющая свои собственные  нормы, специфические формы поведения,  одежду, моду - все это образует  особую подростковую субкультуру.  Группа создает особое чувство  - «чувство мы». Они защищает  подростка, дает ему поддержку,  =======одновременно предъявляет к нему определенные требования. Желание добиться признания со стороны сверстников порождает у подростка стремление соответствовать их требованиям. Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков, поэтому разрыв дружеских отношений переживается подростками как личная драма, которая может привести к серьезным психологическим проблемам, одной из которых является одиночество. [7, С. 36-39]

 

    Существует  несколько  взглядов на подростковое одиночество.  Первый из них - отрицание   самого факта наличия подросткового   одиночества как особенности  возраста: «Изображение подростка  как одинокого существа… - это  романтическое видение».[5, с 36]. Романтическое - значит не реальное, а надуманное, несуществующее в действительности. С этой точкой зрения трудно согласиться.

 

    Следующий взгляд  на одиночество признаёт подростковое  одиночество как явление, социальное  по своей сути и поверхностное,  несерьёзное по природе: «Максимализм  в оценке отношений друг с  другом и родными приводит  к субъективному чувству одиночества.  Обособление и отчуждение в  этом возрасте не являются  внутренними, личностными психологическими  процессами, а некоторыми характеристиками  подросткового социального отношения  к жизни. Таким образом, переживание одиночества детьми в возрасте 11-14 лет столь поверхностно, что можно говорить о старшем дошкольнике как о более насыщенном психологически в этих своих переживаниях».[33, с 160].

 

    Третья  точка  зрения принадлежит И.С. Кону. Он рассматривает одиночество  подростка как нормальное состояние,  присущее подростковому возрасту, отмечает серьёзность, даже драматичность  этого переживания, наполнение  его психологическим смыслом  в этом возрасте: «Открытие своего  внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие,  но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «я» ещё неопределённо, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается избирательность в общении, потребность в уединении».[9, С. 62]. А также: «... в переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние, подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность».[9, С. 129].======

щущение собственного одиночества нередко приводит к формированию нигилистического отношения личности к обществу, к развитию у нее форм поведения, направленных на противоборство с ним или "уход" от него: криминальные и экстремистские действия, алкоголизм, наркомания и др.

 

    На  разных стадиях  развития и становления подростка  одиночество может переживаться  по-разному и вызывать множество  проблем. Исходы переживаний могут  быть альтернативными, переживаемое  одиночество либо становится  побуждением к раскрытию своих  возможностей, ступенькой к поиску  себя, либо - обстоятельством, ограничивающим  развитие человека и даже иногда  подводящим к суициду. Переживаемое  одиночество предполагает часто хроническую разобщенность с самим собой и другими, являющуюся следствием невозможности построения и сохранения желаемых отношений со значимыми другими или результатом фрустрации потребности в социальной включенности. Оно характеризуется следующими компонентами:

Информация о работе Одиночество подростков как социальная проблема