Экзистенциальный
подход
Экзистенциалисты
принимают в качестве точки
отсчета тот факт, что люди
изначально одиноки. Никто другой
не может разделить с нами
наши чувства и мысли: разъединенность
есть сущностное состояние наших
переживаний. Сторонники данной
точки зрения зачастую сосредотачиваются
на вопросе о том, как люди
могут жить, будучи одинокими.
К. Мустакас подчеркивал значение различия
между «суетой одиночества» и истинным
одиночеством. Первая - это система защитных
механизмов, которая отдаляет человека
от решения существенных жизненных вопросов
и которая постоянно побуждает его стремиться
к активности ради активности. Второе
проистекает из конкретной реальности
одинокого существования и из столкновения
личности с пограничными жизненными ситуациями
(рождение, смерть, жизненные перемены),
переживаемые в одиночку. Одиночество
может иметь болезненный эффект, но это
продуктивное творческое состояние человека.
Экзистенциалисты не прослеживают причинных
корней одиночества в привычном смысле
слова. [25, С. 103-107]
Социологический
подход
К. Боумен, Д. Рисмен,
Д. Слейтер - представители социологического
подхода к одиночеству. Они считают одиночество
нормативным — общим статистическим показателем,
характеризующим общество. Ими выдвигается
гипотеза о трех силах, ведущих к усилению
одиночества в современном обществе:=======
ослабление связей в первичной
группе;
увеличение семейной мобильности;
3) увеличение социальной
мобильности.
Они говорят,
что личности, «направленные
вовне», ориентированные на других
обособленные от своего истинного
«Я», от своих чувств и своих
ожиданий, постоянно приспосабливаются
к обстоятельствам и контролируют
свое межличностное окружение,
чтобы определить линию своего
поведения. [10, С. 136-142]
Когнитивный подход
Энн Пеппло и ее
коллеги стали главными пропагандистами
когнитивного подхода. Этот подход предполагает,
что одиночество наступает в том случае,
когда индивид воспринимает несоответствие
между двумя факторами - желанным и достигнутым
уровнем собственных социальных контактов.
Одиночество - субъективное переживаемое
несоответствие между наблюдаемой реальностью
и желаемым идеальным состоянием. Они
считают, чем более одинок человек, тем
труднее ему осознавать свои чувства,
тем менее он способен спонтанно выражать
свои мысли, тем нетерпимее он к гневу
и агрессивности в самом себе и тем труднее
ему установить личные, близкие контакты
с другими людьми. [18, С. 152-168]
Феноменологический
подход
Карл Роджерс
является наиболее известным сторонником
феноменологического направления. Его
анализ основан на «Я-теории» личности.
Одиночество — проявление слабой приспособляемости
личности, отчуждение личности от ее истинных
внутренних чувств.
Противоречие
между внутренним, истинным «Я»
и проявлениями «Я» в отношениях
с другими людьми может быть
одной из причин возникновения
одиночества. Страх быть отвергнутым
приводит к тому, что человек
придерживается своих социальных
ролей и поэтому испытывает
опустошенность. Роджерс считает, что
причина одиночества внутри индивида.
Одинокие по этой теории, как правило,
личности уязвимые, испуганные, уверенные
в том, что будут отвергнуты всем остальным
миром. [12, C, 157-164]=====
Мотивационный
подход
Согласно мотивационной
теории возникновение различных
типов отклонений в социальном
развитии детей рассматривается
через механизм мотивации приближения
и избегания. Нарушения во взаимодействии
указанных мотивов приводят к
возникновению трудностей в общении
подростков, к низкой психосоциальной
адаптации. Дж. Эйсендорф выделяет три
возможных варианта таких нарушений.
Первый характеризуется
низкой мотивацией приближения.
Дети, имеющие такую мотивацию,
предпочитают находиться отдельно
от других людей. Этот вариант
поведения проявляется в раннем
возрасте в одиночной конструктивной
и исследовательской активности
ребенка и не связан с плохой
социальной адаптацией: наличие
низкой мотивации приближения
обусловлено преобладанием интереса
маленьких детей к предметному миру.
Ее чрезмерная выраженность в более старших
возрастах, особенно в школьные годы, свидетельствует
о нарушениях в сфере социальных взаимоотношений
детей.
Второй вариант
связан с конфликтом мотиваций
приближения и избегания. Он
выражается в том, что дети
хотят общаться с другими людьми,
но по какой-то причине избегают
общения, особенно в новых ситуациях.
Такой конфликт может привести
к поведенческому компромиссу,
к такому, например, как наблюдение
за другими издалека. Дети, переживающие
этот конфликт, отличаются осторожностью
и относятся к тому типу, который
в литературе описывается как
«скованный» по отношению к
незнакомым или «застенчивый».
Причина возникновения конфликта
мотивов может лежать как в
психологической природе ребенка,
так и в определенных условиях
воспитания (негативные оценки, обиды,
сверхконтроль взрослых).
Третий вариант
нарушений во взаимодействии
мотивов проявляется в сочетании
высокого мотива социального
приближения и низкого мотива
избегания. Дети, имеющие этот
мотивационный профиль, очень
социабильны, но им незнакома мера во взаимодействии
с другими людьми, они не чувствительны
к ограничениям в контактах. Сверстники
часто избегают их из-за чрезмерной навязчивости.
Характерным для таких детей является
агрессивное поведение.[22, С. 26-27]
Таким образом,
согласно мотивационной теории,
одиночество в подростковый период
может быть связано с нарушениями
во взаимодействии различных
мотивов.
Психодинамический
подход ======
Ярким представителем
является Г. Салливан. Он усматривает
корни одиночества в детстве. Салливан
установил движущую силу в человеческой
близости. Впервые эта потребность появляется
в стремлении ребенка к контакту. В подростковом
возрасте она принимает форму потребности
в приятеле, с которым можно обменяться
своими сокровенными мыслями. У подростков,
испытывающих недостаток социальных навыков
вследствие неправильных взаимоотношений
с родителями в детстве, как правило, возникают
трудности при установлении приятельских
отношений со сверстниками. Эта неспособность
удовлетворить подростковую потребность
в интимности может привести к глубокому
одиночеству. Для одиноких людей, исходя
из этой теории, свойственна мания величия,
враждебность, нарциссизм. Одиночество
- реакция на неадекватное удовлетворение
потребности в тесных человеческих связях.
[17, С. 147-148]
Общесистемный
подход
Среди теоретических
подходов к проблеме одиночества
можно также выделить общесистемный
подход, разработанный Д.Фландерсом.
Основное положение его концепции состоит
в том, что поведение живых организмов
отражает переплетение влияний нескольких
уровней, действующих одновременно как
система. Уровни располагаются от клеточного
до социального. С этой точки зрения одиночество
представляет собой механизм обратной
связи, помогающий индивиду или обществу
сохранить устойчивый оптимальный уровень
человеческих контактов.
Рассуждения
Д.Фландерса об одиночестве не имеют эмпирического
источника; они свидетельствуют о дальнейшем
распространении системной теории. При
этом Д.Фландерс расценивает одиночество
как потенциально патологическое состояние,
но одновременно считает его также и полезным
механизмом обратной связи, который в
конечном результате может способствовать
благополучию индивида или общества. Системная
теория пытается соподчинить оба мотива
поведения индивидуальный и ситуативный.
Отрезок времени, необходимый для того,
чтобы оказали свое воздействие определенные
переменные, может быть довольно длинным.
Однако системная теория по существу представляет
собой модель, в которой мотивы поведения
включены в развивающуюся динамику общей
структуры. [22, С. 39-40]=======
1.2. Специфика подростков
как особой социальной группы
Состояние одиночества
переживается человеком по-разному
на протяжении всей жизни. Впервые
как состояние оно осознается
наиболее остро в подростковый
период. Это связано с актуализацией
расширяющихся социальных потребностей,
присущих подростковому возрасту.[10,
C. 43]
Подростковый
период - это этап онтогенеза, находящийся
между детством и ранней юностью.
Он охватывает период от 12-14 лет
до 15-17 лет. Исследователи подросткового
возраста (И.В.Дубровина, В.С.Мухина,
Д.И.Фельдштейн, Э.Эриксон и др.) отмечают,
что переход к подростковому возрасту
характеризуется глубокими изменениями
условий, влияющих на личностное развитие
ребенка. Они касаются физиологии организма,
отношений, складывающихся у подростков
со взрослыми и со сверстниками, уровня
познавательных процессов, интеллекта
и способностей. Основная особенность
подросткового периода - резкие качественные
изменения, затрагивающие все стороны
развития. У разных подростков эти изменения
происходят в разное время: некоторые
подростки развиваются быстрее, некоторые
в чем-то отстают от остальных, в чем-то
опережают их. Например, девочки во многих
отношениях развиваются быстрее, чем мальчики.[33,
С. 69-78]
Кроме того, в
данном возрасте стабилизируются
черты характера и
основные формы межличностного
поведения. Главные мотивационные
линии этого возрастного периода,
связанные с активным стремлением
к личностному самосовершенствованию
- это самопознание, самовыражение,
самоутверждение. Становление нового
уровня самосознания, выражающегося
в стремлении понять себя, свои
возможности и особенности, свое
сходство с другими людьми
и свое отличие, уникальность
и неповторимость - это становится
центральным личностным новообразованием
данного периода. Подросток смотрит
на себя как бы «извне», сопоставляет
себя с другими - взрослыми
и сверстниками, ищет критерии
такого сравнения. Это позволяет
ему постепенно выработать некоторые
собственные критерии оценки
и перейти от взгляда «извне»
на собственный взгляд «изнутри».
[2, С. 10-12]
В подростковом
возрасте формируются новые
взаимоотношения со сверстниками.
Подростки направляют свою активность
на поиск внешних социальных
контактов, нового межличностного
общения, чтобы в нем найти
поддержку, прежде получаемую, внутри
семьи. В этот период наиболее
значимо групповое общение. Принадлежность
к группе играет существенную
роль в самоопределении подростка
и в определении его статуса
в глазах ровесников. Подростки
- особая социально-психологическая
группа, имеющая свои собственные
нормы, специфические формы поведения,
одежду, моду - все это образует
особую подростковую субкультуру.
Группа создает особое чувство
- «чувство мы». Они защищает
подростка, дает ему поддержку,
=======одновременно предъявляет к нему определенные
требования. Желание добиться признания
со стороны сверстников порождает у подростка
стремление соответствовать их требованиям.
Сходство в интересах и делах является
важнейшим фактором дружеского сближения
подростков, поэтому разрыв дружеских
отношений переживается подростками как
личная драма, которая может привести
к серьезным психологическим проблемам,
одной из которых является одиночество.
[7, С. 36-39]
Существует несколько
взглядов на подростковое одиночество.
Первый из них - отрицание
самого факта наличия подросткового
одиночества как особенности
возраста: «Изображение подростка
как одинокого существа… - это
романтическое видение».[5, с 36]. Романтическое
- значит не реальное, а надуманное, несуществующее
в действительности. С этой точкой зрения
трудно согласиться.
Следующий взгляд
на одиночество признаёт подростковое
одиночество как явление, социальное
по своей сути и поверхностное,
несерьёзное по природе: «Максимализм
в оценке отношений друг с
другом и родными приводит
к субъективному чувству одиночества.
Обособление и отчуждение в
этом возрасте не являются
внутренними, личностными психологическими
процессами, а некоторыми характеристиками
подросткового социального отношения
к жизни. Таким образом, переживание
одиночества детьми в возрасте 11-14 лет
столь поверхностно, что можно говорить
о старшем дошкольнике как о более насыщенном
психологически в этих своих переживаниях».[33,
с 160].
Третья точка
зрения принадлежит И.С. Кону.
Он рассматривает одиночество
подростка как нормальное состояние,
присущее подростковому возрасту,
отмечает серьёзность, даже драматичность
этого переживания, наполнение
его психологическим смыслом
в этом возрасте: «Открытие своего
внутреннего мира очень важное,
радостное и волнующее событие,
но оно вызывает также много тревожных
и драматических переживаний. Вместе с
осознанием своей уникальности, неповторимости,
непохожести на других приходит чувство
одиночества. Юношеское «я» ещё неопределённо,
расплывчато, диффузно, оно нередко переживается
как смутное беспокойство или ощущение
внутренней пустоты, которую чем-то необходимо
заполнить. Отсюда растёт потребность
в общении и одновременно повышается избирательность
в общении, потребность в уединении».[9,
С. 62]. А также: «... в переходном возрасте
меняется представление о содержании
таких понятий, как «одиночество» и «уединение».
Дети обычно трактуют их как некое физическое
состояние, подростки же наполняют эти
слова психологическим смыслом, приписывая
им не только отрицательную, но и положительную
ценность».[9, С. 129].======
щущение собственного одиночества
нередко приводит к формированию нигилистического
отношения личности к обществу, к развитию
у нее форм поведения, направленных на
противоборство с ним или "уход" от
него: криминальные и экстремистские действия,
алкоголизм, наркомания и др.
На разных стадиях
развития и становления подростка
одиночество может переживаться
по-разному и вызывать множество
проблем. Исходы переживаний могут
быть альтернативными, переживаемое
одиночество либо становится
побуждением к раскрытию своих
возможностей, ступенькой к поиску
себя, либо - обстоятельством, ограничивающим
развитие человека и даже иногда
подводящим к суициду. Переживаемое
одиночество предполагает часто хроническую
разобщенность с самим собой и другими,
являющуюся следствием невозможности
построения и сохранения желаемых отношений
со значимыми другими или результатом
фрустрации потребности в социальной
включенности. Оно характеризуется следующими
компонентами: