Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 23:03, курсовая работа
Одиночество одна из наиболее серьезных социальных проблем человечества. Оно связано с переживанием человека его оторванности от сообщества людей, семьи, но одиночество не может быть приравнено к физическому состоянию изолированности человека. Часто одиночество - ощущение, которое появляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу, или желательность этого, или потребность просто быть в контакте с кем-либо, т.е. отсутствие духовного единства - будет переживаться, как одиночество. Ведь одинокие люди, как правило, чувствуют себя покинутыми, отверженными, забытыми, обделенными, ненужными.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические подходы к изучению одиночества………………6
Феномен одиночества…………………………………………………...6
Специфика подростков как особой социальной группы …………….14
ГлаваII. Анализ и интерпритация результатов исследования……........19
Заключение……………………………………………………………………..25
Список литературы……………………
Проанализированы мнения подростков об одиночестве.
В соответствии с этим цель работы достигнута.====
Список литературы
Буянов М.И. От одиночества к общению, или контактология. - М., 1998.
Горшенин Л.Г. Подросток, характер, проблемы.- М., 1993. – 30 с.
Григорьев Д.В. Социокультурное самоопределение подростка// Педагогика. -№ 7.- 2000.
Гуровой Р.Г. Современная молодежь: социальные и нравственные ориентации// Соц.исслед. - № 4.- 2004.
Дальто Ф. На стороне подростка.- СПб., 1997.
Данилец А.В. Одиночество в современном Мире//Психология и педагогика.-№4.-2005.
Драгунова Т.В. Подросток.- М.: Знание, 1978. – 92 с.
Кон И.С. Многоликое одиночество //Знание – сила. – № 12. –1986.
Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков// Вопросы психологии.-. №2.-1998.
Краковский А.П. О подростках. - М., 1980.
Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. — М., 1989.
Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях.- М.: Политиздат, 1989. - 304 с.
Мир детства: подросток. - М., 1995.
Миюскович Б. Одиночество; междисциплинарный подход //Лабиринты одиночества. - М., 1989.
Мустакас К. Большие проблемы маленьких детей. — М., 2003.
Оди Дж. Рэлф. Человек-существо одинокое: биологические корни одиночества //Лабиринты одиночества.- М., 1989.
Пепло Л.Э., Мицели М., Мораш Б. Одиночества и самооценка // Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. - М., 1989.
Покровский Н. Е. Лабиринты одиночества //Наука и религия. -№№4,5. -2007.
Перлман Д. Теоретические подходы к одиночеству /Д.Перлман, Л.Э.Пепло //Лабиринты одиночества. – М.: Пpoгpecc. – 1989. – С.152-168.
Психология современного подростка. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1999.====
Пузанова Ж.В. Проблема одиночества (социологический аспект) – М.: Изд-во РУДН, 1998. – 58 c.
Рубинов А. 3. Семья, одиночество, любовь. М.: Сов. Россия.- 1986. - 192 с.
Рубинстайн К. Шейвер Ф. Опыт одиночества// Лабиринты одиночества. Пер. с англ. М.: Прогресс.- 1989.
Старовойтова JI.И. Осмысление
феномена одиночества в экзистенциализме//Социально-
Старовойтова T.И. Одиночество: социально-философский анализ. - М.: Союз, 1996.- 42с.
Тулина Н.В. Одиночество //Вестник МГУ. Сер. 12: Социально - политические исследования.- №6.- 2008.
Хамитов Н.В. Освобождение от одиночества. – М.: Астрель, 2005.
Хамитов Н. Одиночество в
жизни и в тексте: опыт вживания
в проблему. //Философская и
Хараш А.У. Психология одиночества // Педология - новый век. -№ 4.- 2000.
Хорицкая Ю.Г., Шевченко С.Н. У одиночества характер крут. -М., 1990.
Швал Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально-психологические проблемы. -Киев, 1991.
Шильштейн Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - №6.- 2000.
Приложение 1
Социальная ситуация:
Изменения,
происходящие в современном
Противоречия
настоящего этапа
Социальная проблема:
В молодежной
среде стали распространяться
негативные социально-
Социальное противоречие:
Несмотря на
то, что одиночество подростков
является социальной проблемой,
Цель исследования: изучить отношение подростков к феномену одиночества.
Задачи исследования:
проанализировать мнение подростков об одиночестве;
выявить причины подросткового одиночества;
Объект исследования: подростки в возрасте 15 – 17 лет.
Предмет исследования:
мнение подростков об
Интерпретация понятий:
Одиночество —
субъективно ощущаемое явление,
Подросток — юноша или девушка в возрасте от 12—14 до 15—17 лет.
Общественное
благополучие — это
Социальный процесс
— последовательное изменение
состояний или элементов
Причина — явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления.
Сверстник
— человек одинакового с кем-
Последствие -
результат, следствие чего-
Субкультура
— часть культуры общества, отличающаяся
от преобладающей, а также
Депрессия
— это психическое
Суицид — целенаправленное
лишение себя жизни, как
Наркомания —
социальное явление,
Алкоголизм —
заболевание, вызываемое
Гипотезы:
Главными причинами, приводящими к одиночеству, по мнению подростков являются внешние факторы, такие как смена школы и места жительства.
Главными причинами, приводящими к одиночеству, по мнению подростков являются внутренние факторы, такие как особенности личности.
Приложение 2
Уважаемые ребята!
Просим вас принять участие в исследовании на тему «Одиночество подростков как социальная проблема». Цель данного исследования заключается в изучении Вашего мнения по поводу данной проблемы. Пожалуйста, внимательно читайте вопросы и кружками обводите цифры тех вариантов ответов, которые в наибольшей степени соответствуют Вашему мнению. Опрос носит анонимный характер, полученные данные будут рассматриваться в обобщенном виде.
Заранее благодарим за участие в опросе!
1. Что Вы
понимаете под словом «
2. Считаете ли Вы одиночество проблемой?
2.1 Да, считаю, что это личная проблема;
2.2 Да, это социальная проблема;
2.3 Да, это и социальная, и личная проблема;
2.4 Нет, это не проблема;
2.5 Затрудняюсь ответить.
3. Как Вы думаете,
является ли одиночество
3.1 Да, является;
3.2 Нет, не является;
3.3 Затрудняюсь ответить.
4. Как Вы считаете, приводят ли сложные процессы социального
развития
общества к состоянию
4.1 Да, приводят;
4.2 Нет, не приводят;
4.3 Затрудняюсь ответить.
5. Что по Вашему мнению является причиной одиночества?
5.1 Особенности личности;
5.2 Отсутствие круга общения близких людей;
5.3 Смена школы, места жительства;
5.4 Другой вариант_______________________
6. Как вы представляете себе одинокого сверстника?
(замкнутый, домосед, тот у кого нет друзей)_______________
______________________________
7. Как Вы относитесь к одинокому сверстнику?
7.1 Никак не отношусь;
7.2 С сочувствием;
7.3 Считаю, что в своем одиночестве виноваты сами.
8. Возникало ли у вас когда- либо чувство одиночества?
8.1 Да;
8.2 Нет, никогда.
9. Считаете ли вы
времяпрепровождение в
нормальным?
9.1 Да, это нормально;
9.2 Нет, это не нормально;
9.3 Не знаю.
10. Какие способы по Вашему мнению помогут наиболее эффективно
справится с одиночеством? (выберите несколько вариантов ответа)
10.1 Интернет;
10.2 Прослушивание музыки;
10.3 Просмотр телевизора;
10.4 Занятие домашними делами;
10.5 Прогулка;
10.6 Завести домашнее животное;
10.7 Записаться в секцию (спортивную, танцевальную, музыкальную и т. п.)
10.8 Сходить на развлекательное мероприятие;
10.9 Ваш вариант___________________
11. Какие по Вашему мнению возможны последствия одиночества?
11.1 Уход в субкультуры(эмо, панк, готы);
11.2 Депрессия;
11.3 Суицид;
11.4 Наркомания, алкоголизм;
11.5 Другой вариант_______________________
12. Ваш пол?
12.1 Мужской
12.2 Женский
13. Ваш возраст_________
2. Считаете ли Вы одиночество проблемой? N: значения число ответивших % от общ. числа опрошенных
1 Да, считаю, что это личная проблема 23 76,67
2 Да, это социальная проблема 0 0,00
3 Да, это и социальная, и личная проблема 6 20,00
4 Нет, это не проблема 1 3,33
5 Затрудняюсь ответить 0 0,00
Итого: 30 100,00
3. Как Вы
думаете, является ли одиночество
проблемой в аспекте
N: значения число ответивших % от общ. числа опрошенных
1 Да, является 19 63,33
2 Нет, не является 6 20,00
3 Затрудняюсь ответить 5 16,67
Итого: 30 100,00
4. Как Вы
считаете, приводят ли сложные
процессы социального
1 Да, приводят 13 43,33
2 Нет, не приводят 11 36,67
3 Затрудняюсь ответить 6 20,00
Итого: 30 100,00
5. Что по Вашему мнению является причиной одиночества?
N: значения число ответивших % от общ. числа опрошенных
1 Особенности личности 15 51,72
2 Отсутствие круга общения близких людей 7 24,14
3 Смена школы, места жительства 7 24,14
4 Другой вариант 0 0,00
Итого: 29 96,67
7. Как Вы относитесь к одинокому сверстнику? N: значения число ответивших % от общ. числа опрошенных
1 Никак не отношусь 4 13,33
2 С сочувствием 17 56,67
3 Считаю, что в своем одиночестве виноваты сами 9 30,00
Итого: 30 100,00
8. Возникало ли у Вас когда-либо чувство одиночества?
N: значения число ответивших % от общ. числа опрошенных
1 Да 21 70,00
2 Нет, никогда 9 30,00
Итого: 30 100,00
9. Считаете ли Вы времяпрепровождение в одиночестве нормальным? N: значения число ответивших % от общ. числа опрошенных
1 Да, это нормально 11 36,67
2 Нет, это ненормально 9 30,00
3 Не знаю 10 33,33
Итого: 30 100,00
10. Какие способы по Вашему мнению помогут наиболее эффективно справиься с одиночеством?
N: значения число ответивших % от общ. числа опрошенных
1 Интернет 14 46,67
2 Прослушивание музыки 11 36,67
3 Просмотр телевизора 6 20,00
4 Занятие домашними делами 9 30,00
5 Прогулка 17 56,67
6 Завести домашнее животное 15 50,00
7 Записаться в секцию 18 60,00
8 Сходить на развлекательное мероприятие 9 30,00
9 Ваш вариант 0 0,00
Информация о работе Одиночество подростков как социальная проблема