Одиночество подростков как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 23:03, курсовая работа

Краткое описание

Одиночество одна из наиболее серьезных социальных проблем человечества. Оно связано с переживанием человека его оторванности от сообщества людей, семьи, но одиночество не может быть приравнено к физическому состоянию изолированности человека. Часто одиночество - ощущение, которое появляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу, или желательность этого, или потребность просто быть в контакте с кем-либо, т.е. отсутствие духовного единства - будет переживаться, как одиночество. Ведь одинокие люди, как правило, чувствуют себя покинутыми, отверженными, забытыми, обделенными, ненужными.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические подходы к изучению одиночества………………6
Феномен одиночества…………………………………………………...6
Специфика подростков как особой социальной группы …………….14
ГлаваII. Анализ и интерпритация результатов исследования……........19
Заключение……………………………………………………………………..25
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.60 Кб (Скачать)

Проанализированы мнения подростков об одиночестве.

 

В соответствии с этим цель работы достигнута.====

Список  литературы

Буянов М.И. От одиночества  к общению, или контактология. - М., 1998.

Горшенин Л.Г. Подросток, характер, проблемы.- М., 1993. – 30 с.

Григорьев Д.В. Социокультурное самоопределение подростка// Педагогика. -№ 7.- 2000.

Гуровой Р.Г. Современная  молодежь: социальные и нравственные ориентации// Соц.исслед. - № 4.- 2004.

Дальто Ф. На стороне подростка.- СПб., 1997.

Данилец А.В. Одиночество в современном Мире//Психология и педагогика.-№4.-2005.

Драгунова Т.В. Подросток.- М.: Знание, 1978. – 92 с.

Кон И.С. Многоликое одиночество //Знание – сила. – № 12. –1986.

Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков// Вопросы психологии.-. №2.-1998.

Краковский А.П. О подростках. - М., 1980.

Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. — М., 1989.

Лебедев В. И. Личность в экстремальных  условиях.- М.: Политиздат, 1989. - 304 с.

Мир детства: подросток. - М., 1995.

Миюскович Б. Одиночество; междисциплинарный подход //Лабиринты одиночества. - М., 1989.

Мустакас К. Большие проблемы маленьких детей. — М., 2003.

Оди Дж. Рэлф. Человек-существо одинокое: биологические корни одиночества //Лабиринты одиночества.- М., 1989.

Пепло Л.Э., Мицели М., Мораш Б. Одиночества и самооценка // Лабиринты одиночества / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. - М., 1989.

Покровский Н. Е. Лабиринты  одиночества //Наука и религия. -№№4,5. -2007.

Перлман Д. Теоретические подходы к одиночеству /Д.Перлман, Л.Э.Пепло //Лабиринты одиночества. – М.: Пpoгpecc. – 1989. – С.152-168.

Психология современного подростка. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1999.====

Пузанова Ж.В. Проблема одиночества (социологический аспект) – М.: Изд-во РУДН, 1998. – 58 c.

Рубинов А. 3. Семья, одиночество, любовь. М.: Сов. Россия.- 1986. - 192 с.

Рубинстайн К. Шейвер Ф. Опыт одиночества// Лабиринты одиночества. Пер. с англ. М.: Прогресс.- 1989.

Старовойтова JI.И. Осмысление феномена одиночества в экзистенциализме//Социально-политические, психологические и экономические проблемы (история и современность). - М.: Изд-во МГСУ, 1994. - № 3.

Старовойтова T.И. Одиночество: социально-философский анализ. - М.: Союз, 1996.- 42с.

Тулина Н.В. Одиночество //Вестник МГУ. Сер. 12: Социально - политические исследования.- №6.- 2008.

Хамитов  Н.В. Освобождение от одиночества. – М.: Астрель, 2005.

Хамитов Н. Одиночество в  жизни и в тексте: опыт вживания в проблему. //Философская и социологическая  мысль.- № 3.- 2010.

Хараш А.У. Психология одиночества // Педология - новый век. -№ 4.- 2000.

Хорицкая Ю.Г., Шевченко С.Н. У одиночества характер крут. -М., 1990.

Швал Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально-психологические проблемы. -Киев, 1991.

Шильштейн Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - №6.- 2000.

 

    Приложение 1

 

    Социальная  ситуация:

 

       Изменения,  происходящие в современном российском  обществе, привели к разрушению  традиционных ценностей, падению  идеи их объективной обоснованности, что способствовало утрате регуляторов  человеческих контактов. Кризисы  многих сторон жизни (социальной, экономической) обострили вопрос  о самостоятельном, индивидуально  осуществляемом выборе жизненных  приоритетов развивающейся личностью.

 

      Противоречия  настоящего этапа общественного  развития заключаются в  «разрыве»  духовных ценностей предыдущих  и нынешнего поколений; обособление  индивидов друг от друга вследствие  распада социальных и личностных  взаимодействий между ними, характеризующееся  появлением одиночек в подростковой  среде, что вызывает серьезные   проблемы.=====

      Социальная  проблема:

 

    В молодежной  среде стали распространяться  негативные социально-психологические  явления ухода от социальной  активности, проявляющиеся в асоциальном  поведении (алкоголизм, наркомания  и т.п.), вступлении в религиозные  и преступные сообщества. Оказавшись  в ситуации одиночества, подросток  начинает искать смысл своего  существования, строить собственную  систему координат. 

 

    Социальное  противоречие:

 

    Несмотря  на  то, что одиночество подростков  является социальной проблемой,  общество все еще считает его  личной проблемой.

 

    Цель  исследования: изучить отношение подростков  к феномену одиночества.

 

    Задачи  исследования:

проанализировать мнение подростков об одиночестве;

выявить причины подросткового  одиночества;

 

    Объект  исследования: подростки в возрасте 15 – 17 лет.

 

    Предмет исследования: мнение подростков об одиночестве.

 

    Интерпретация  понятий:

 

    Одиночество —  субъективно ощущаемое явление,  эмоциональное состояние человека, возникающее чаще всего по  причине отсутствия положительных  отношений с другими лицами  и, как правило, имеющее негативные  последствия. Также — изоляция  или уединение, то есть недостаток  контакта с другими людьми.

 

    Подросток —  юноша или девушка в возрасте  от 12—14 до 15—17 лет.

 

    Общественное  благополучие — это удовлетворенность  личности своим социальным статусом  и актуальным состоянием====  общества, к которому она принадлежит.

 

    Социальный  процесс  — последовательное изменение  состояний или элементов социальной  системы, и ее подсистем, выражающееся  в изменении отношений между  людьми и отношений между составными  элементами системы.

 

    Причина — явление,  вызывающее, обусловливающее возникновение  другого явления.

 

    Сверстник   — человек одинакового с кем-либо  возраста, ровесник.

 

    Последствие - результат, следствие чего-нибудь.

 

    Субкультура   — часть культуры общества, отличающаяся  от преобладающей, а также социальные  группы носителей этой культуры.

 

    Депрессия   — это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной  триадой: снижением настроения, утратой  способности переживать радость,  нарушениями мышления (негативные  суждения, пессимистический взгляд  на происходящее и т. д.) и  двигательной заторможенностью. При  депрессии снижена самооценка, наблюдается  потеря интереса к жизни и  привычной деятельности.

 

    Суицид  — целенаправленное  лишение себя жизни, как правило,  добровольное и самостоятельное.

 

    Наркомания  —  социальное явление, выражающееся  в относительно распространенном (массовом), статистически устойчивом  потреблении частью населения  наркотических средств или психотропных  веществ, влекущем определенные  медицинские (заболевания) и социальные  последствия. 

 

    Алкоголизм  —   заболевание, вызываемое систематическим  употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к  ним, приводящее к психическим  и физическим расстройствам и  нарушающее социальные отношения  лица, страдающего этим заболеванием.

 

    Гипотезы:

Главными причинами, приводящими  к одиночеству, по мнению подростков являются внешние факторы, такие как смена школы и места жительства.

Главными причинами, приводящими  к одиночеству, по мнению подростков являются внутренние факторы, такие как особенности личности.

  

 

Приложение 2

 

Уважаемые ребята!

 

Просим  вас принять  участие  в исследовании на тему «Одиночество подростков как социальная проблема». Цель данного исследования заключается в изучении Вашего мнения по поводу данной проблемы. Пожалуйста, внимательно читайте вопросы  и кружками обводите цифры тех  вариантов ответов, которые в  наибольшей степени соответствуют  Вашему мнению. Опрос носит анонимный  характер, полученные данные будут  рассматриваться в обобщенном виде.

 

Заранее благодарим за участие  в опросе!

 

1.     Что Вы  понимаете  под словом «одиночество»? (напишите  свой           вариант ответа)_________________________________________________

 

2.     Считаете  ли Вы  одиночество проблемой?

 

2.1   Да, считаю, что это личная проблема;

 

2.2   Да, это социальная проблема;

 

2.3   Да, это и социальная, и личная  проблема;

 

2.4   Нет, это не проблема;

 

2.5   Затрудняюсь ответить.

 

3.   Как Вы думаете,  является ли одиночество  главной  проблемой  в аспекте общественного  благополучия?                                           

 

3.1  Да, является;

 

3.2  Нет,  не является;

 

3.3  Затрудняюсь  ответить.

4.   Как Вы считаете, приводят ли сложные  процессы  социального     

 

        развития  общества к состоянию одиночества?

 

4.1  Да, приводят;

 

4.2  Нет,  не приводят;

 

4.3  Затрудняюсь  ответить.

 

5.    Что по Вашему  мнению является  причиной одиночества?

 

5.1  Особенности  личности;

 

5.2  Отсутствие  круга  общения близких людей;

 

5.3  Смена  школы,  места жительства;

 

5.4  Другой вариант_________________________________________

 

6.    Как вы представляете   себе одинокого  сверстника?

 

       (замкнутый,  домосед,  тот у кого нет друзей)_______________

 

       _______________________________________________________

 

   

 

 

 

7.   Как Вы относитесь  к одинокому сверстнику?

 

7.1  Никак не  отношусь;

 

7.2  С сочувствием;

7.3  Считаю, что  в своем одиночестве виноваты  сами.

 

8.    Возникало ли  у  вас когда- либо  чувство  одиночества?

 

8.1  Да;

 

8.2  Нет,  никогда.

 

9.   Считаете ли вы  времяпрепровождение в одиночестве

 

      нормальным?                       

 

9.1  Да, это нормально;

 

9.2  Нет,  это не нормально;

 

9.3  Не  знаю.

 

10.   Какие способы  по Вашему мнению  помогут наиболее  эффективно     

 

   справится с одиночеством? (выберите  несколько вариантов  ответа)

 

10.1  Интернет;

 

10.2  Прослушивание музыки;

 

10.3  Просмотр телевизора;

 

10.4  Занятие домашними делами;

 

10.5  Прогулка;

 

10.6  Завести домашнее животное;

10.7  Записаться в секцию (спортивную, танцевальную, музыкальную и т. п.)

 

10.8  Сходить на развлекательное мероприятие;

 

10.9  Ваш вариант____________________________________________

 

11. Какие по Вашему  мнению возможны  последствия одиночества?

 

11.1  Уход в субкультуры(эмо, панк, готы);

 

11.2  Депрессия;

 

11.3  Суицид;

 

11.4  Наркомания, алкоголизм;

 

11.5  Другой вариант__________________________________________

 

12.   Ваш пол?

 

12.1  Мужской 

 

12.2  Женский

13.   Ваш возраст_________

 

 

                                                 Спасибо за участие! 

 

 

                                                               Приложение 3

 

     2. Считаете  ли Вы  одиночество проблемой?  N: значения число ответивших % от общ. числа опрошенных

1 Да, считаю, что это  личная проблема 23 76,67

2 Да, это социальная проблема 0 0,00

3 Да, это и социальная, и личная проблема 6 20,00

4 Нет, это не проблема 1 3,33

5 Затрудняюсь ответить 0 0,00

  Итого: 30 100,00

 

 

 

     3. Как Вы  думаете,  является ли одиночество   проблемой в аспекте  общественного  благополучия?

N: значения число ответивших % от общ. числа опрошенных

1 Да, является 19 63,33

2 Нет, не является 6 20,00

3 Затрудняюсь ответить 5 16,67

  Итого: 30 100,00

 

 

 

     4. Как Вы  считаете, приводят ли сложные   процессы социального  развития  общества  к состоянию одиночества?  N: значения число ответивших % от общ. числа опрошенных

1 Да, приводят 13 43,33

2 Нет, не приводят 11 36,67

3 Затрудняюсь ответить 6 20,00

  Итого: 30 100,00

 

 

 

     5. Что по Вашему  мнению является  причиной одиночества?

N: значения число ответивших % от общ. числа опрошенных

1 Особенности личности 15 51,72

2 Отсутствие круга общения близких людей 7 24,14

3 Смена школы, места  жительства 7 24,14

4 Другой вариант 0 0,00

  Итого: 29 96,67

 

 

 

     7. Как Вы  относитесь  к одинокому сверстнику? N: значения число ответивших % от общ. числа опрошенных

1 Никак не отношусь 4 13,33

2 С сочувствием 17 56,67

3 Считаю, что в своем  одиночестве виноваты сами 9 30,00

  Итого: 30 100,00

 

 

 

     8. Возникало  ли у  Вас когда-либо  чувство  одиночества?

N: значения число ответивших % от общ. числа опрошенных

1 Да 21 70,00

2 Нет, никогда 9 30,00

  Итого: 30 100,00

 

 

 

     9. Считаете  ли Вы  времяпрепровождение   в одиночестве  нормальным? N: значения число ответивших % от общ. числа опрошенных

1 Да, это нормально 11 36,67

2 Нет, это ненормально 9 30,00

3 Не знаю 10 33,33

  Итого: 30 100,00

 

 

 

     10. Какие способы по Вашему мнению помогут наиболее эффективно справиься с одиночеством?

N: значения число ответивших % от общ. числа опрошенных

1 Интернет 14 46,67

2 Прослушивание музыки 11 36,67

3 Просмотр телевизора 6 20,00

4 Занятие домашними  делами 9 30,00

5 Прогулка 17 56,67

6 Завести домашнее животное 15 50,00

7 Записаться в секцию 18 60,00

8 Сходить на развлекательное  мероприятие 9 30,00

9 Ваш вариант 0 0,00

Информация о работе Одиночество подростков как социальная проблема