Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 04:35, курсовая работа
Нестабильность социально-экономической и политической жизни значительно расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство. Среди них: кризисные явления в семье - нарушение структуры и функций семьи, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психосоциальных перегрузок у родителей, жесткое обращение с детьми; резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов; влияние асоциальных криминальных групп в микросреде.
Введение
Нестабильность
социально-экономической и
Социальная
дезадаптация в детском возрасте
ведет к формированию людей малообразованных,
не имеющих навыков трудиться, создавать
семью. Жизнь ребенка на улице
оборачивается тяжелейшими
В результате сложившейся ситуации актуальным стало создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации. Задачей подобных учреждений является целенаправленная работа по социальной реабилитации несовершеннолетних.
Социально-
Оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи.
Доминирующим является восстановление семейных и социальных связей ребенка, его оптимальное жизнеустройство.
В основу всей системы профилактической и реабилитационной работы в современных условиях положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку права на достойную форму существования в здоровой социальной среде. Эта позиция была закреплена в указе Президента РФ № 1338 от 6.09.1993 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». В соответствии с этим указом в стране создаются принципиально новые специализированные учреждения для детей и подростков, и среди них - социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
В 1999 году вступил в действие ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Это создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности.
Цель данной работы - показать эффективность деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних как субъекта социальной работы. Поставленная цель требует решения следующих задач:
1
- проанализировать организацию
социальной работы с
2 - изучить социальный портрет детей, находящихся в социально-реабилитационном центре;
3 - раскрыть особенности социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях «Областного социально-реабилитационного центра» г. Кургана;
4
- определить пути оптимизации
деятельности социально-
Глава
1. Теоретические основы
социальной реабилитации
несовершеннолетних
1.1
Социальная дезадаптация и
Основной причиной дезадаптированности детей и подростков является, в первую очередь, всестороннее нарушение их прав, подтверждением чему служат статистические данные, полученные в результате анализа ситуаций детей группы риска [32,29]
1. Нарушение права на полноценное воспитание в родной семье и всестороннюю заботу родителей у более 80% детей группы риска:
- 15,4% подвергаются систематическому насилию в семье;
- 37,2% не уделяется абсолютно никакого внимания со стороны родителей;
- 20% являются свидетелями постоянных пьяных разборок между родителями;
2. Нарушение права на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка
- 17% испытывают систематическое недоедание;
- 16,3% имеют различные заболевания;
- 30% имеют задержку психического развития;
- 45% имеют очень низкий культурно-нравственный уровень развития.
3. Нарушение права на образование:
- 18% бросили или были отчислены из школы;
- 22,5% нигде не учатся;
- 31,4% числятся в школе номинально.
4. Нарушение права на защиту от экономической эксплуатации:
- 5,2 % принуждаются родителями к зарабатыванию денег;
- 11 % вынуждены зарабатывать себе на пропитание;
5. Нарушение права на защиту от незаконного употребления психоактивных веществ (ПАВ):
- более 80% детей группы риска употребляют различные психоактивные вещества.[29,30]
6. Нарушение права на отдых, досуг и культурную жизнь:
- почти 90% детей лишены возможности полноценно отдыхать, интересно проводить досуг.
Таким образом, очевидно, что решение проблемы наркотизации несовершеннолетних в принципе невозможно в отрыве от рассмотрения всего комплекса социально-психологических факторов развития ребенка.
Реабилитационное пространство (далее – РП) – территориальная система ведомств, служб, учреждений, общественных инициатив, осуществляющих поиск и реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в опасных или неблагоприятных социальных условиях.[29]
Принципы
и задачи реабилитационного
Основная задача РП – обеспечение непрерывности и единства подходов в оказании многопрофильной помощи несовершеннолетнему с момента выявления признаков дезадаптированности до восстановления его адаптационных возможностей.
1. Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. РП ставит во главу угла интересы ребенка или подростка: во всех спорных ситуациях, в которых существует конфликт интересов взрослых граждан и несовершеннолетних, РП всегда встает на сторону интересов последнего. Несоответствие поведения несовершеннолетнего общественным нормативам воспринимается не как преступление, но как социальная болезнь, не всегда понятная самому ребенку, но всегда ощущаемая им и окружающим миром в том или ином виде. Ребенок является не объектом репрессивного воздействия, но субъектом реабилитации.
2. Принцип добровольности. Данный принцип основан на постулате: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно – для этого нужно его желание. Это значит: для того, чтобы преступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков необходимо вступить с ним в доверительный контакт, получить согласие на дальнейшее сотрудничество.
3. Принцип доверия к несовершеннолетнему. Данный принцип подразумевает принятие на веру любой информации, которую несовершеннолетний преподносит в процессе общения. Это необходимый фактор в установлении доверительных отношений с ребенком или подростком. [31]
Аспекты
реабилитационного
Представляя собой функциональное единство, Реабилитационное пространство в то же время включает в себя ряд аспектов, тесно связанных между собой и присутствующих в различных соотношениях практически во всех структурах РП.
3 основных аспекта РП:
- правовой
- организационный
- информационный
1. Правовой аспект. Правовой аспект концепции РП является базовым. Его суть в воссоздании ювенального юстиции в России. Центральной фигурой ювенального судопроизводства является ювенальный судья, обеспечивающий правовую судебную защиту прав несовершеннолетних. При этом существующие и вновь создаваемые социальные службы, в чьи обязанности входит профилактика и защита прав ребенка, могут функционально объединяться вокруг этой ключевой фигуры. Именно такое объединение способно создать РП как единый комплекс, действующий во благо ребенка. Основная задача деятельности в рамках правового аспекта – внедрение основ и принципов ювенальной юстиции в деятельность правоохранительных и правозащитных органов, что означает разработку и реализацию правовых и социально-психологических технологий, направленных на решение проблем несовершеннолетних и защиты их прав.[29]
2. Информационный аспект. Информационный аспект – та часть системы, которая позволит всем участников РП быть включенными в общий процесс реабилитации детей группы риска. Единая информационная сеть дает возможность всем организациям, независимо от ведомственной принадлежности, общаться на одном языке; общие базы данных позволяют оперативно реагировать на возникающие проблемы и формировать эффективные профилактические программы, опираясь на анализ имеющейся информации.
Основные задачи деятельности в рамках информационного аспекта:
- формирование каналов оперативной информации,
- формирование базы данных по несовершеннолетним группы риска,
- анализ информации и преобразование ее в средство воздействия на проблемную ситуацию,
- формирование общественного мнения через средства массовой информации.[31]
3. Организационный аспект. Организационный аспект рассматривает совокупность взаимодействий всех участников РП (учреждений, служб, программ).
Основная задача
деятельности в рамках организационного
аспекта – создание функционального модуля,
призванного обеспечить эффективность
и качество реабилитационного процесса
во взаимодействии всех его участников. [30,32]
1.2 Основные направления государственной политики по организации социальной работы с несовершеннолетними в Российской Федерации
В качестве российской государственной правовой базы социальной зашиты детства выступает Конституция РФ, (основной закон государства), которая определяет основы общественного строя и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права, свободы и обязанности граждан.
Правовую основу социальной работы с различными социальными слоями и группами составляют конституциональные права, свободы и обязанности через реализацию функций социальной защиты в каждых конкретных условиях, в различных жизненных ситуациях. Так, согласно Ст.38 Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Гражданский, Жилищный, Семейный кодексы Российской Федерации. В Жилищном кодексе предусматриваются такие меры в области защиты детства, как, например, предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (п. 2 ч. 2 ст. 57).
Семейный кодекс РФ, был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года с изменениями от 15 ноября 1997 г. и 27 июня 1998 г. Этот документ является определяющим в правовой основе защиты детей и родителей. Кодекс содержит специальную главу «Права несовершеннолетних детей», которая устанавливает право ребенка жить и воспитываться в семье, право ребенка на защиту, выражение своего мнения, охрану имущественных прав, защиту интересов ребенка в случае ненадлежащего с ним обращения, а также на защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Кодекс определяет формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливает процедуры выявления и устройства таких детей, включая судебную, вводит новый институт семейного воспитания, этой категории детей — приемную семью. Кодекс построен на принципах уважения прав родителей, равенстве прав и обязанностей отца и матери. [5]