Социальная дезадаптация подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 04:35, курсовая работа

Краткое описание

Нестабильность социально-экономической и политической жизни значительно расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство. Среди них: кризисные явления в семье - нарушение структуры и функций семьи, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психосоциальных перегрузок у родителей, жесткое обращение с детьми; резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов; влияние асоциальных криминальных групп в микросреде.

Файлы: 1 файл

ЯНА.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

     Введение 

      Нестабильность  социально-экономической и политической жизни значительно расширяет  спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих  детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство. Среди них: кризисные явления в семье - нарушение структуры и функций семьи, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психосоциальных перегрузок у родителей, жесткое обращение с детьми; резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов; влияние асоциальных криминальных групп в микросреде.

      Социальная  дезадаптация в детском возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать  семью. Жизнь ребенка на улице  оборачивается тяжелейшими последствиями  для его психического и физического  развития. Обследования беспризорных детей показывают, что их физическое и психическое здоровье подорвано.

      В результате сложившейся ситуации актуальным стало создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных  детей и подростков, оказавшихся  в кризисной ситуации.  Задачей подобных учреждений является целенаправленная работа по социальной реабилитации несовершеннолетних.

      Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - учреждение социального обслуживания, принимающее участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

      Оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям  или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи.

      Доминирующим  является восстановление семейных и  социальных связей ребенка, его оптимальное  жизнеустройство.

      В основу всей системы профилактической и реабилитационной работы в современных условиях положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку права на достойную форму существования в здоровой социальной среде. Эта позиция была закреплена в указе Президента РФ № 1338 от 6.09.1993 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». В соответствии с этим указом в стране создаются принципиально новые специализированные учреждения для детей и подростков, и среди них - социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

      В 1999 году вступил в действие ФЗ «Об  основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Это создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности.

      Цель  данной работы - показать эффективность  деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних как субъекта социальной работы. Поставленная цель требует решения следующих задач:

     1 - проанализировать организацию  социальной работы с несовершеннолетними  в Российской Федерации;

     2 - изучить социальный портрет  детей, находящихся в социально-реабилитационном центре;

     3 - раскрыть особенности социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях «Областного социально-реабилитационного центра» г. Кургана;

     4 - определить пути оптимизации  деятельности социально-реабилитационного центра. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1. Теоретические основы социальной реабилитации несовершеннолетних 

      1.1 Социальная дезадаптация и реабилитационное пространство

     Основной  причиной дезадаптированности детей  и подростков является, в первую очередь, всестороннее нарушение их прав, подтверждением чему служат статистические данные, полученные в результате анализа ситуаций детей группы риска [32,29]

      1. Нарушение права на полноценное воспитание в родной семье и всестороннюю заботу родителей у более 80% детей группы риска:

      - 15,4% подвергаются систематическому насилию в семье;

      - 37,2% не уделяется абсолютно никакого внимания со стороны    родителей;

      - 20% являются свидетелями постоянных пьяных разборок между родителями;

      2. Нарушение права на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка

      - 17% испытывают систематическое недоедание;

      - 16,3% имеют различные заболевания;

      - 30% имеют задержку психического развития;

      - 45% имеют очень низкий культурно-нравственный уровень развития.

      3. Нарушение права на образование:

      - 18% бросили или были отчислены из школы;

      - 22,5% нигде не учатся;

      - 31,4% числятся в школе номинально.

      4. Нарушение права на защиту от экономической эксплуатации:

      - 5,2 % принуждаются родителями к зарабатыванию денег;

      - 11 % вынуждены зарабатывать себе на пропитание;

      5. Нарушение права на защиту от незаконного употребления психоактивных веществ (ПАВ):

      - более 80% детей группы риска употребляют различные психоактивные вещества.[29,30]

      6. Нарушение права на отдых, досуг и культурную жизнь:

      - почти 90% детей лишены возможности полноценно отдыхать,     интересно проводить досуг.         

Таким образом, очевидно, что решение проблемы наркотизации несовершеннолетних в  принципе невозможно в отрыве от рассмотрения всего комплекса социально-психологических факторов развития ребенка.          

Реабилитационное  пространство (далее – РП) – территориальная система ведомств, служб, учреждений, общественных инициатив, осуществляющих поиск и реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в опасных или неблагоприятных социальных условиях.[29]

      Принципы  и задачи реабилитационного пространства.

      Основная  задача РП – обеспечение непрерывности  и единства подходов в оказании многопрофильной  помощи несовершеннолетнему с момента выявления признаков дезадаптированности до восстановления его адаптационных возможностей.

     1. Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. РП ставит во главу угла интересы ребенка или подростка: во всех спорных ситуациях, в которых существует конфликт интересов взрослых граждан и несовершеннолетних, РП всегда встает на сторону интересов последнего. Несоответствие поведения несовершеннолетнего общественным нормативам воспринимается не как преступление, но как социальная болезнь, не всегда понятная самому ребенку, но всегда ощущаемая им и окружающим миром в том или ином виде. Ребенок является не объектом репрессивного воздействия, но субъектом реабилитации.

     2. Принцип добровольности. Данный принцип основан на постулате: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно – для этого нужно его желание. Это значит: для того, чтобы преступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков необходимо вступить с ним в доверительный контакт, получить согласие на дальнейшее сотрудничество.

     3. Принцип доверия к несовершеннолетнему. Данный принцип подразумевает принятие на веру любой информации, которую несовершеннолетний преподносит в процессе общения. Это необходимый фактор в установлении доверительных отношений с ребенком или подростком. [31]   

      Аспекты реабилитационного пространства.

     Представляя собой функциональное единство, Реабилитационное пространство в то же время включает в себя ряд аспектов, тесно связанных  между собой и присутствующих в различных соотношениях практически во всех структурах РП.

     3 основных аспекта РП:

     - правовой

     - организационный

     - информационный

     1. Правовой аспект. Правовой аспект концепции РП является базовым. Его суть в воссоздании ювенального юстиции в России. Центральной фигурой ювенального судопроизводства является ювенальный судья, обеспечивающий правовую судебную защиту прав несовершеннолетних. При этом существующие и вновь создаваемые социальные службы, в чьи обязанности входит профилактика и защита прав ребенка, могут функционально объединяться вокруг этой ключевой фигуры. Именно такое объединение способно создать РП как единый комплекс, действующий во благо ребенка. Основная задача деятельности в рамках правового аспекта – внедрение основ и принципов ювенальной юстиции в деятельность правоохранительных и правозащитных органов, что означает разработку и реализацию правовых и социально-психологических технологий, направленных на решение проблем несовершеннолетних и защиты их прав.[29]

     2. Информационный аспект. Информационный аспект – та часть системы, которая позволит  всем участников РП быть включенными в общий процесс реабилитации детей группы риска. Единая информационная сеть дает возможность всем организациям, независимо от ведомственной принадлежности, общаться на одном языке; общие базы данных позволяют оперативно реагировать на возникающие проблемы и формировать эффективные профилактические программы, опираясь на анализ имеющейся информации.     

   Основные задачи деятельности в рамках информационного аспекта:

     - формирование каналов оперативной информации,

     - формирование базы данных по несовершеннолетним группы риска,

     - анализ информации и преобразование ее в средство воздействия на проблемную ситуацию,

     - формирование общественного мнения через средства массовой информации.[31]

     3. Организационный аспект. Организационный аспект рассматривает совокупность взаимодействий всех участников РП (учреждений, служб, программ).     

  Основная задача деятельности в рамках организационного аспекта – создание функционального модуля, призванного обеспечить эффективность и качество  реабилитационного процесса во взаимодействии всех его участников. [30,32]    

      1.2 Основные направления государственной политики по организации социальной работы с несовершеннолетними в Российской Федерации

     В качестве российской государственной правовой базы социальной зашиты детства выступает Конституция РФ, (основной закон государства), которая  определяет основы общественного строя и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права, свободы и обязанности граждан.

     Правовую  основу социальной работы с различными социальными слоями и группами составляют конституциональные права, свободы и обязанности через реализацию функций социальной защиты в каждых конкретных условиях, в различных жизненных ситуациях. Так, согласно Ст.38 Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

       Гражданский,  Жилищный,  Семейный  кодексы  Российской Федерации. В Жилищном кодексе  предусматриваются такие меры в области защиты детства, как, например, предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (п. 2 ч. 2 ст. 57).

     Семейный  кодекс РФ,  был принят Государственной  Думой 8 декабря 1995 года с изменениями  от 15 ноября 1997 г. и 27 июня 1998 г. Этот документ является определяющим в правовой основе защиты детей и родителей. Кодекс содержит специальную главу «Права несовершеннолетних детей», которая устанавливает право ребенка жить и воспитываться в семье, право ребенка на защиту, выражение своего мнения, охрану имущественных прав, защиту интересов ребенка в случае ненадлежащего с ним обращения, а также на защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Кодекс определяет формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливает процедуры выявления и устройства таких детей, включая судебную, вводит новый институт семейного воспитания, этой категории детей — приемную семью. Кодекс построен на принципах уважения прав родителей, равенстве прав и обязанностей отца и матери. [5]

Информация о работе Социальная дезадаптация подростков