Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 04:35, курсовая работа
Нестабильность социально-экономической и политической жизни значительно расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство. Среди них: кризисные явления в семье - нарушение структуры и функций семьи, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психосоциальных перегрузок у родителей, жесткое обращение с детьми; резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов; влияние асоциальных криминальных групп в микросреде.
- прием безнадзорных, беспризорных детей и активное содействие их адаптации в новой обстановке и жизни коллектива;
- предоставление временного проживания несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в помощи государства, в условиях, приближенных к домашним, способствующих социальной реабилитации несовершеннолетних; заменяющих, извещение их о месте нахождении ребенка, установление связи с детским учреждением, где он находился постоянно;
- доставление к месту проживания законных представителей несовершеннолетнего;
-
обеспечение охраны жизни и
здоровья воспитанников,
-
обеспечение воспитанников
- проведение лечебно-профилактической и противоэпидемической работы;
- выявление и анализ причин, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних;
-
разработка и реализация
программ социальной
реабилитации
-
оказание психологической,
или лицам, их заменяющим, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-
создание условий для учебно-
-
организация получения
- оказание консультативной помощи воспитанникам по юридическим, социальным, педагогическим, и другим вопросам;
организация досуга воспитанников, проведение совместно с учреждениями культур культурно-массовых и спортивных мероприятий;
- содействие в решении дальнейшей судьбы несовершеннолетнего совместно с заинтересованными ведомствами, оказание помощи в устройстве на постоянное место жительства, возвращение в интернатное учреждение или о переводе в другое детское учреждение, в постоянном или временном трудоустройстве подростков в этом нуждающихся;
- осуществляет перевозку несовершеннолетних в соответствии с Положением об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, утвержденным постановлением Правительства от 07.11.2008 г. № 822;
-
обеспечение организации труда
сотрудников Учреждения и
-
проведение инструктивно-
Учреждение вправе осуществлять также любую деятельность, не запрещенную законодательными актами РФ и не противоречащую настоящему Уставу, в пределах, не наносящих ущерба деятельности Учреждения.
Функции ГУ ОСРЦ для несовершеннолетних как специализированного учреждения педагогической реабилитации несовершеннолетних определяют и ряд его особенностей. Центр – учреждение временного пребывания ребенка, но в документах, регулирующих его деятельность, этот срок жестко не обозначается, т.к. программа социального возрождения и устройства дальнейшей жизни каждого ребенка имеет свою и содержание и продолжительность во времени. В центр принимают детей независимо от наличия у него документов, удостоверяющих личность. Открытость центра проявляется и в его связях с социальным окружением: поощряются контакты с родственниками, проводятся дни открытых дверей, встречи с интересными людьми, экскурсии, культурные мероприятия, туристические походы и т.д.
На основе представленных положений можно перейти к раскрытию сущности модели социально-педагогической реабилитации воспитанников с отклонениями в поведении в условиях центра.
Цель создания модели – обоснование роли и места педагогической реабилитации воспитанников центра в устранении отклонений в поведении детей. Модель позволяет определить содержание процесса педагогической реабилитации воспитанников в условиях центра, а также позволяет каждому педагогу, работающему по устранению отклонений в поведении, создать на основе структурных компонентов свою модель работы.
Реабилитация в рамках центра является педагогическим процессом и рассматривается как система. Структуру педагогической системы составляют компоненты, в которых отражены основные категории педагогики, в том числе теории воспитания, а именно: принципы, цель воспитания, содержание, методы, средства, формы воспитания. Современный подход к реабилитации может быть представлен как комплексный и личностно-ориентированный, т.е. при оценке состояния ребенка должны учитываться данные разных специалистов центра, характеризующих всесторонне психическое и физическое состояние ребенка, и оказываемая ребенку помощь должна быть многоплановой с учетом индивидуально-личностных особенностей каждого ребенка.
Рисунок 1- Модель педагогической реабилитации воспитанников с отклонениями в поведении в условиях социально-реабилитационного центра
Структура модели педагогической реабилитации детей с отклонениями в поведении в условиях центра, разработанная и представленная на рисунке 1, состоит из уровней. Для оценки эффективности воздействия, необходимо оценить эффективность рядом стоящего структурного компонента, затем, функционирование дополнительных структурных составляющих данной модели.
Первым
уровнем является ориентировочный
или уровень планирования, представленный
следующими компонентами: диагностическим
обследованием; дидактическими принципами,
методами и приемами; социально-медико-психолого-
Второй уровень – реализации программы реабилитации (или уровень реализации педагогических технологий) представлен определением участников взаимодействия, а также взаимодействием всех специалистов социально-реабилитационного центра; организационно-педагогическими условиями; личностью воспитателя и его педагогическими технологиями.
Третий уровень является уровнем контроля, он предусматривает контроль над результатами функционирования модели; контроль над эффективностью взаимодействия всех структурных компонентов; контроль эффективности педагогического воздействия и контроль над выбором программы реабилитации.
Центром модели является цель реабилитации, то есть восстановление нормального поведения.
Рисунок 2 - Реабилитационная служба социально-реабилитационного центра
Эффективность работы по реализации модели социально-педагогической реабилитации воспитанников с отклонениями в поведении в условиях социально-реабилитационного центра зависит от слаженности деятельности всего коллектива.
Уже
в начальном периоде проживания
ребенка в центре с учетом данных
первичного обследования используются
средства сомато-психолого-
- правильная организация жизни ребенка (режим дня, питания, оптимальные санитарно-гигиенические условия среды обитания, необходимые лечебные процедуры);
-
организация соответствующих
-
содействие в построении
Для этого, с самого начала нахождения ребенка в центре проводся комплексная и всесторонняя диагностика отклонений в его развитии и поведении, и реализация по отношению к ребенку индивидуального подхода в процессе воспитания и образования.
Комплексность предполагает учет медицинских, психологических, педагогических, социальных аспектов диагностики развития, выявляемых специалистами соответствующих профилей.
Для удобства проведения обследования были разработаны специальные карты, включавшие в себя отношение воспитанников к детям и взрослым, а также проявления воспитанника в различных социальных сферах. Обследование не сводилось только к выявлению отклонений в поведении, часть заданий использовалась как развивающий материал в практике.
Для выработки индивидуальной программы реабилитации наибольшую значимость имеет взаимная информация специалистов о ребенке, их совместная деятельность по анализу разносторонней информации, определению основных задач и методов реабилитационной работы с конкретным ребенком.
С
этой задачей в центре призван справляться
социально-медико-психолого-
Все компоненты процесса социально-педагогической реабилитации: задачи, содержание, формы и методы были подчинены идее комплексности и выступали в определенной системе. Принципы реабилитации определяли основные направления работы:
- устранение причин, приведших к этому нарушению;
- восстановление потребности ребенка в общении, контактах со взрослыми и сверстниками;
- гармонизация отношений ребенка в семье и группе сверстников;
- обучение ребенка навыкам общения и установлению контакта.
Помимо индивидуальных планов реабилитации, разрабатывается комплекс фронтальных занятий, потому что в групповой работе решаются задачи, общие для всех подростков центра: общения, разрешения проблем неконфликтным способом, отстаивание своего мнения; снятие тревожности через расслабление и т.д. Одновременно решаются и специфические задачи: развитие чувства идентичности со сверстниками; осознание подростком своих чувств, умение выражать эмоции приемлемыми способами, что способствует появлению наивысшей степени контроля – саморегуляции в различных ситуациях.
Таким образом, реабилитационная работа основывается на индивидуально-психических особенностях детей и учете отклонений в поведении каждого из них. Основная задача воспитателя – помочь ребенку в его развитии и совершенствовании. Воспитатель обязан способствовать развитию всех сторон личности детей: сферу саморегуляции, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную, экзистенциональную, что будет способствовать устранению отклонений в поведении воспитанника.
Специфическими принципами реабилитационной деятельности в центре нами выделены следующие:
- признание ребенка субъектом педагогической реабилитации;
-
создание активного и
-
осуществление программ
-
формирование позитивного
Условиями
успешного сопровождения