Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 04:35, курсовая работа
Нестабильность социально-экономической и политической жизни значительно расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство. Среди них: кризисные явления в семье - нарушение структуры и функций семьи, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психосоциальных перегрузок у родителей, жесткое обращение с детьми; резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов; влияние асоциальных криминальных групп в микросреде.
Включению норм Конвенции о правах ребенка в национальное законодательство России способствовало принятие Федеральных законов «Об образовании», «Об здравоохранении». Принят 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 24 июля 1998г. Федеральный закон 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» Законом устанавливаются основные гарантии прав и законных интересов ребенка, вводятся понятия «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», «социальная адаптация ребенка», «социальная реабилитация ребенка», «социальные службы для детей», «социальная инфраструктура для детей» (ст. 1). В Законе определены цели государственной политики в интересах детей, в частности формирование правовых основ гарантий прав ребенка, содействие физическому интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, реализации личности ребенка в интересах общества, а также принципы государственной политики в интересах детей (ст. 4). [9]
Действует Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» (1998г). В основу правовой базы всей системы профилактической и реабилитационной работы по преодолению ситуации с детской безнадзорностью и беспризорностью положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту прав и интересов, незамедлительное решение его проблем, оказание социальной и иной помощи.
Начало
развитию действующей системы
Значительную
роль в становлении и развитии
новой системы профилактической
работы играет реализуемая с 1997г. Федеральная
целевая программа «Профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»,
направленная на развитие нормативно-правовой
базы системы профилактики детской безнадзорности,
обеспечение ее научно-методическими
разработками, укрепление материально-
технической базы учреждений, оснащение
их бытовым, реабилитационным оборудованием,
автотранспортом.
В современной
законодательной базе Российской Федерации
существуют два основных документа по
проблеме беспризорности и безнадзорности:
-
Федеральный Закон РФ «Об
- Постановление Правительства РФ от 21.03.07. №172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы»; [13]
Оба документа являются основой всех законодательных актов и дополнений.
Законом
«Об основах системы
Настоящий
Федеральный Закон в
Федеральный закон является основополагающим документом, содержащим весь понятийный аппарат (статья 1) и правовую базу (статьи 3 и 6) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Кроме этого этот документ расписывает функции всех органов исполнительной власти, их систему и правовое поле (статья 9). Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (глава 2), а также финансовое обеспечение органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Кроме того, Федеральный закон содержит производство по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальных учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (глава 3).
На основе данного закона рассматривается создание Федерального закона от 16 апреля 2001г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», в котором ведется учет детей, и рассматриваются вопросы об их обеспечении или помещении в приемные семьи. [7]
Данным
законом введены понятия
Данные законодательные
акты содержат также структуру органов
и учреждений системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних.
В законе четко определены основные субъекты
профилактики, установлены компетенция
каждого ведомства, полномочия и сфера
ответственности. (статья 4).
Задача государственных органов власти и управления в «Стратегии социально-экономического развития государства на период до 2010 года» исключить детскую безнадзорность и беспризорность как асоциальные явления. Предметом разрешения данной задачи выступает организационно-экономический механизм совершенствования мер профилактики безнадзорности и беспризорности детей в системе социальной защиты населения региона. Именно эта составляющая определяет необходимость государственного регулирования этим процессом. Особая задача органов власти и управления регионов Российской Федерации заключается в координации действий всех заинтересованных государственных и негосударственных субъектов в разрешении проблем безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, в том числе, их профилактики.
В
продолжение реализации государственной
политики принимались и принимаются
целевые программы как на федеральном,
так и на региональном уровнях. Прежде
всего, следует отметить Федеральную
целевую программу «Дети
Актуальность федеральной целевой программы «Дети России» на 2007—2010 годы, ее цели и задачи определяются исходя из наличия не решенных в рамках предыдущих федеральных целевых программ проблем детства, необходимости обеспечения реализации Конвенции ООН по правам ребенка, других международных правовых актов, Конвенции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года». Программа ориентирована на поддержку и развитие детей, на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной ситуации. Реализация Программы даст возможность последовательно осуществлять меры по улучшению положения детей, что должно привести к улучшению демографической ситуации и укреплению интеллектуального потенциала страны, сохранению и поддержанию основных параметров жизнедеятельности детей. В рамках программы действуют Подпрограммы «Одаренные дети», «Здоровое поколение», «Дети и семья».
Закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области государственными полномочиями Курганской области по осуществлению отдельных видов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» принят Постановлением Курганской областной Думы от 30 декабря 2005 г. N 107.
Настоящий Закон в соответствии с Федеральными законами от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулирует вопросы наделения органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями по осуществлению отдельных видов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. [17]
Закон Курганской области от 06.06.2007 №253 (ред. От 30.11.2007) «О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Курганской области» (с измен. и доп. Вступил в силу с 01.01.2008). Настоящий Закон принят в целях улучшения демографической ситуации, обеспечения высокого уровня социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства на территории Курганской области и устанавливает основные положения государственной семейной политики Курганской области. [18]
Закон Курганской области от 31.12.2004 №6 (ред от 31.03.2008) «О дополнительных видах социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), приемной семье».
Настоящий
Закон устанавливает
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и в целях организации работы по предоставлению социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, Правительством Курганской области принято Постановление Правительства Курганской области от 24.12.2007г. №572 «О порядке предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации» (в ред. Постановления Правительства Курганской области от 21.04.2008 N 138). [20]
Постановление Курганской областной Думы от 27.11.2007 N 2740"О целевой программе Курганской области «Профилактика правонарушений в Курганской области 2008 - 2010 годах»
Постановление от 30 октября 2007 г. N 2676 «О целевой программе Курганской области «Дети Зауралья» на 2008 - 2010 годы».
Комплексный
анализ государственной политики в
сфере защиты прав детей показывает,
что основные усилия государства
в настоящее время направлены
на преодоление последствий серьезного
кризиса семейных отношений, возникшего
в начале 90-х годов в связи с резким изменением
системы экономических и как следствие
социальных отношений в обществе в целом.
Глава 2. Опыт и пути совершенствования сопровождения социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних
2.1 Государственное учреждение «Областной социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних» г. Курган
Государственное учреждение «Областной социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних» (Областной СРЦ), в дальнейшем именуемое Учреждение, создано постановлением Администрации Курганской области, согласно Федеральной программы «Дети России» от 29.11.95 № 506.
Учреждение является стационарным специализированным учреждением медико-социального обслуживания для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, предназначенным для временного проживания и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, имеет свой Устав (Приложение 1)
Место нахождения Учреждения: 640011, г. Курган, Бульвар Мира, дом № 22. Расположился ГУ «ОСРЦ для несовершеннолетних» в здании бывшего детского сада, в глубине Восточного поселка.
За время его существования прошли социальную реабилитацию около 1 700 воспитанников.
Целью создания Учреждения является обеспечение социальной реабилитации несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации.
Основными направлениями деятельности Учреждения являются:
-
профилактическая работа
по предупреждению
безнадзорности
- обеспечение несовершеннолетними временного проживания до определения их дальнейшей судьбы и обеспечение совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства;
обеспечение
доступности и своевременности
предоставления квалифицированной социальной,
правовой, психолого-медико-
Предмет деятельности Учреждения.
В соответствии с основными направлениями деятельности Учреждение выполняет следующие функции: