Социальная дезадаптация подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 04:35, курсовая работа

Краткое описание

Нестабильность социально-экономической и политической жизни значительно расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство. Среди них: кризисные явления в семье - нарушение структуры и функций семьи, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психосоциальных перегрузок у родителей, жесткое обращение с детьми; резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов; влияние асоциальных криминальных групп в микросреде.

Файлы: 1 файл

ЯНА.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

     2.2. Социальный «портрет» несовершеннолетнего, находящегося в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

     Для изучения социального портрета несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации проведено исследование в ГУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Кургана. Объектом исследования выступали несовершеннолетние подростки от 11 до 16 лет в количестве 60 человек.

      Статистика  за 2008 год показывает - количество несовершеннолетних, обслуженных в центре составило 214 человек, из них 30 человек дошкольного возраста, 89 - в возрасте 7-11 лет, 76 человек - 12-14 лет, 20 человек - в возрасте 15 лет и старше. По этим данным можно сделать вывод, что основной контингент центра - это подростки младшего и среднего возраста от 10 до 14 лет.

      В психологической литературе подростковый возраст отмечается как кризисный, когда происходит бурное развитие и перестройка организма подростка. Именно в этом возрасте подростки характеризуются особой чувствительностью, беспокойством, раздражительностью, повышается недовольство, душевное и физическое недомогание, которое находит свое проявление в агрессивности, капризах, вялости. Насколько гладко или болезненно пройдет этот период для несовершеннолетнего будет зависеть от среды, в которой проживает ребенок, от информации, получаемой от любых объектов взаимодействия. Учитывая все это, необходимо помнить, что если ребенок этого возраста не испытывал на себе положительного влияния со стороны взрослых, учителей, родителей, близких родственников, не чувствовал психологического комфорта и защищенности в своей родной семье, не имел позитивных интересов и увлечений, то его поведение характеризуется как трудное.

      При изучении личных дел, а также актов  обследования жилищно-бытовых условий  проживания несовершеннолетних, проведенных  специалистами ГУ «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Кургана можно придти к выводу, что среда, в которой воспитывалось большинство детей, характеризуется как неадекватная для нормальной социализации и дальнейшего развития личности ребенка.

      Значительная  часть воспитанников центра - социальные сироты (92%). У них есть оба или один родитель, но их наличие лишь увеличивает социальную дезадаптацию ребенка в силу разных причин.

      Несовершеннолетние, находящиеся в центре поступили  из разных категорий семей: 28,3% проживает в полных семьях, где ребенка воспитывает родная мать и родной отец, 30,8% детей воспитываются в семьях, где родители имеют повторный брак, т.е. на данное время дети имеют мачеху или отчима; 33% детей - из неполных семей, где воспитанием детей занимается один из родителей.

      Таким образом, можно говорить, что девиантные дети воспитываются в основном в  неполных семьях, где родители имеют  повторный брак. Отсутствие одного родителя затрудняет возможность детей знакомиться с различными вариантами социального опыта и влечет за собой односторонний характер их нравственного развития, нарушение устойчивых адаптивных способностей, неумение принимать самостоятельные решения.

      По  результатам исследования у 13,3 % подростков нет родных братьев и сестер, в 50% семей детей двое, 23,9% - трое, в 9,8% - четверо, в 3% - пятеро. Таким образом, 36,7% воспитанников проживали в многодетных семьях.

      70,1% семей находятся без постоянного  заработка, т.к. родители в таких семьях являются безработными и не пытаются трудоустроиться. Основными источниками дохода являются получение пособия по безработице (50,5%), пособия на ребенка, в том числе пенсии по инвалидности ребенка, по потере кормильца (34,5%), алименты на ребенка (9%), а также попрошайничество как ребенка, так и самих родителей (6%).

      Более 1/2 респондентов (60,9%) проживали в семьях, имевших отдельный дом или квартиру; остальные 40% - проживали в коммунальной квартире; снимали   жилье - 3,6%. По мнению автора, это является одним из объективных факторов, повлиявшим на формирование у респондентов установки к бродяжничеству. Таким образом, девиантность огромного количества детей является следствием лишения или ограничения тех или иных условий, материальных или духовных ресурсов, необходимых для выживания и полноценного развития ребенка.

      Достаточно  высок процент детей, поступающих в центр и требующих защиты государства по причине асоциального поведения родителей. В большинстве семей (63%) один из родителей злоупотребляет алкоголем, в 14,6% - пьют оба родителя. В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, часто применяются наказания по отношению к детям: как словесные упреки, так и применение физического насилия.

      Результаты  исследования показывают, что 68% воспитанников  при поступлении в центр не имеют навыков самообслуживания, т.е., воспитываясь в семье, они не получили необходимых санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков.

      Таким образом, несовершеннолетние, находящиеся  в специализированных учреждениях, имеют печальный опыт проживания в семье, отражающийся на их личности, физическом и умственном развитии.

      Для них характерен неполноценный эмоциональный  опыт, недоразвитость эмоциональной отзывчивости. У них ослаблено чувство стыда, они равнодушно относятся к переживаниям других людей, проявляют несдержанность. В их поведении часто проявляется грубость, перепады настроения, иногда переходящие в агрессию. 37,1%  детей имеют завышенный уровень притязаний, переоценивают свои реальные возможности. Такие подростки неадекватно реагируют на замечания, всегда считают себя невинно пострадавшими.

      Испытывая постоянную неуверенность, недовольство окружающими, одни из них замыкаются в себе, другие самоутверждаются через демонстрацию физической силы. У 22,5% детей, имеющих опыт беспризорной жизни, снижена самооценка, они неуверенны в себе, подавлены, замкнуты. Сфера общения у этих детей характеризуется постоянной напряженностью. Обращает на себя внимание агрессивность детей в отношении со взрослыми. С одной стороны, они сами немало пострадали от действий взрослых, с другой стороны, у детей складывается потребительское отношение к родителям.

      Отсутствие  чувства психологической защищенности ослабляет потребность подростков в общении. Деформация процесса общения проявляется в разных вариантах. Во-первых, это может быть вариант изоляции (11,4%) - стремление уйти от общества, избежать конфликтов с детьми и старшими. Здесь проявляется сильная мотивация личностной автономии, изоляции, защиты своего «Я».

      Другой  вариант может проявляться в  оппозиции (24,7%), которая характеризуется неприятием предложений, требований, исходящих от окружающих, даже весьма доброжелательных. Оппозиция выражается и демонстрируется в действиях негативного характера. Третий вариант- агрессия (17,3%) характеризуется стремлением разрушать отношения, действия, приносить окружающим физический или психический вред, что сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти.

      Медицинское обследование детей в центре показывает, что все они имеют соматические заболевания, которые у большинства  носят хронический характер. По результатам исследований, несовершеннолетние, находящиеся в центре, имеют следующие заболевания: 31% - неврологическая патология, 24% - заболевания опорно-двигательного аппарата, 23% - состоят на «Д» учете у фтизиатра (тубинфицированы), 26% - лор заболевания, 10% - офтальмологические заболевания, 34% - различные дерматологии. Это говорит о низкой медицинской активности родителей несовершеннолетних. Некоторые дети по несколько лет не были на приеме у врача, а поскольку они не посещали и детские дошкольные учреждения, то были полностью лишены медицинского наблюдения.

        Особенностью подростков, находящихся  в центре, является пристрастие к табакокурению. Около 80% воспитанников имеют опыт курения, что приводит к такому заболеванию, как острый трахиит (33%).

      Специалистами отмечено, что безнадзорные и беспризорные дети имеют большие проблемы в интеллектуальном, психическом и нравственном развитии.

      Психические нарушения различной степени  тяжести встречаются у большинства  детей. У 40% воспитанников центров  наблюдается задержка психического развития. Ее характеризуют следующие симптомы: снижение познавательной активности, неумение выделять существенные признаки, конкретность мышления, недостаточная способность к обобщению, неразвитость абстрактно-логического мышления, скудный запас знаний.

      У воспитанников искажены или сужены представления об окружающем мире, интеллектуальные представления бедны, не развиты учебные умения и навыки, многие подростки полуграмотны, что является следствием непосещения ими в течение длительного времени общеобразовательных учреждений.

      По  результатам исследований большинство  детей (48,5%), воспитывающихся в центре, отставали по школьной программе на 2-3 года от уровня возрастного развития. Есть дети, которые никогда не посещали школу (13,3%). В центре они находятся на индивидуальном обучении. Остальная часть детей посещает школу в соответствии с возрастом. Однако в большинстве случаев дети имеют проблемы в освоении школьного материала: имеют  неаттестацию по ряду школьных предметов (56,5%), учатся на отметки «3» и «4» (40,2%). И лишь  3,3% детей, включенных в исследование, имеют хорошие знания по школьным предметам.

     Из  всего выше указанного можно составить  обобщающий портрет ребенка, нуждающегося в социальной реабилитации. В основном это дети 11-16 лет, воспитывающиеся в неполных семьях и в семьях, где родитель вступил в повторный брак. Образ жизни их родителей в большинстве случаев характеризуется как антисоциальное : родители злоупотребляют алкоголем. В результате у таких детей искажено нравственное сознание, ограничен круг потребностей, а интересы носят в основном примитивный характер. От своих благополучных сверстников они отличаются дисгармоничностью интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, агрессивностью, низким уровнем саморегуляции и самостоятельности, отрицательной волевой направленностью, девиантностью поведения. 

     2.3 Рекомендации по совершенствованию  сопровождения социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних

     Педагоги  реабилитационных центров работают согласно «Закону об образовании», но в силу того, что эти учреждения относятся к социальной сфере, а не образовательной (по нашему мнению должно бы быть наоборот), очень многое со стороны нормативно-правовой базы и методико-педагогической не определено и несовершенно, очень хотелось бы, чтобы этой проблеме государство уделило бы должное внимание.

     Если  говорить о том, чего не хватает, то в первую очередь речь должна идти о системе подготовки, переподготовки повышения квалификации педагогов. Существующая система в социальной структуре несовершенна, так как, не отрегулирована аттестационная система, в должной мере не распространяется опыт других реабилитационных центров.

     Во-вторых, хотелось бы, чтобы поощрительная система труда, которая в последнее время нашла распространение в образовании («надтарифный фонд») имела место и в социальной структуре (для педагогов).

     В-третьих - самое главное, чтобы работа ориентировалась на благо ребенка, а не на осуществление государственной политики «ребенка в семью». Семья – это главное, но нельзя возвращать ребенка в семью, где будет продолжение пьянства, насилия, асоциального поведения со стороны родителей.

     В-четвертых – родители, дети которых помещены в реабилитационный центр, ведущие асоциальный образ жизни (пьющие, не желающие работать и т.п.), должны зарабатывать на содержание детей в принудительном порядке (и не смешные суммы по существующему законодательству). Еще провожу аналогию, за границей мало детских домов, потому что люди, родившие ребенка, но отказавшиеся его воспитывать, содержат его материально, отчисляя не малые суммы.

     В-пятых – следует создать систему психологической поддержки педагогов, в силу повышенной эмоциональной напряженности на работе, для профилактики профессионального и эмоционального выгорания педагогов.

     Остро стоит вопрос алкоголизации   подростков.   Практически   в любом   магазине   подростку   могут продать   водку.  Думается   нужно активнее использовать, такую норму законодательства  в отношении родителей-алкоголиков,   как   частичное ограничение  их дееспособности, когда пособия передаются непьющим членам семьи или другим родственникам.

     Следует усилить уголовное преследование родителей и других лиц за истязание детей, неоказание медицинской помощи, хулиганские действия, вовлечение в пьянство, проституцию  и т.д. Закон — на защите детей, но следственная и судебная практика по этим составам преступлении в отношении родителей пока не сложилась.

     Наряду  с этим существует еще множество  проблем, таких как проблема кадрового  обеспечения, которая является одним из основных факторов, влияющих на эффективность деятельности любого учреждения. Наблюдается плохая укомплектованность учреждений, отсутствуют психологи, педагоги, социальные работники и не все  педагогические работники, пришедшие в специализированное учреждение из учреждений образования, адаптированы к работе в этих учреждениях. Также в специализированных учреждениях для несовершеннолетних наблюдается низкая материально-техническая база.

Информация о работе Социальная дезадаптация подростков