Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 04:35, курсовая работа
Нестабильность социально-экономической и политической жизни значительно расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство. Среди них: кризисные явления в семье - нарушение структуры и функций семьи, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психосоциальных перегрузок у родителей, жесткое обращение с детьми; резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов; влияние асоциальных криминальных групп в микросреде.
Принятый Федеральный Закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. запретил правоохранительным органам заниматься детьми, не совершившими правонарушения.
Также не каждый житель города, в том числе и подросток знает, куда обратиться за помощью в трудной жизненной ситуации, где находится ГУ «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних», поэтому необходимо ОСРЦ рекламировать, информировать людей через СМИ: телевидение, радио, газеты и т.д.
Для того чтобы социальное обслуживание осуществлялось эффективнее и охватывало наибольшее количество детей, мы предлагаем рекомендации по совершенствованию работы с девиантными подростками.
1.Необходимо
организовать пункт временного
пребывания для детей «
Деятельность пункта направлена: на детей и подростков, утративших семейные, родственные и другие социальные связи; отказавшихся жить в семье или в учебно-воспитательном учреждении; оставшихся без попечения, постоянного места жительства и средств к существованию; подвергшихся любым формам физического или психического насилия и т.д.
Работа с «детьми улицы» строится, в основном, в двух направлениях:
-
создание условий для
- освобождение от негативного опыта прошлой жизни через укрепление веры в себе, в свое будущее.
Основными видами деятельности являются: индивидуальное консультирование, включение детей в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций, индивидуальная работа с системой ценностей ребенка, обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях, адекватной самооценке, изменения свойств личности, (тревожность конфликтность, замкнутость, которые препятствуют общению).
В
соответствии с проблематикой
Значимость и основания службы – это удовлетворение потребности нуждающихся детей в социальных услугах, их реабилитации и содействие в жизненном самоопределении.
2. Повышение
квалификации специалистов по социальной
работе.
Социальная работа
требует от специалиста
фундаментальных профессиональных знаний.
В настоящее время ожидания общества и
требования к специалисту социальной
сферы показывает высокую потребность
в инициативных, ответственных, эмпатийных,
компетентных и коммуникабельных специалистах.
Профессиональная компетентность специалиста по социальной работе - характеристика, определяющая способность специалиста решать типичные профессиональные задачи и проблемы, возникающих в ситуациях практической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта на основе отношения к профессии и профессионально обусловленных качествах личности, а также способность продуктивно использовать опыт коллег, инновационный опыт, умение обобщить и передать свой опыт другим и готовность выполнять профессиональные функции в соответствии с принятым в обществе стандартами и нормами.
Необходимо
создать программу
3. Привлечение к сотрудничеству учреждения различной направленности. Только совместная работа будет являться эффективной.
Принять меры по восстановлению роли школы в обеспечении воспитания, всеобщей грамотности, внешкольного воспитания и досуга детей, а также по усилению ее работы с неблагополучными семьями.
Должна быть согласованность действий всех организаций, занимающихся этим вопросом, в том числе и общественных. Работа должна носить комплексный характер.
4. Привлечение к сотрудничеству различных спортивных детско-юношеских культурно-оздоровительных учреждений, учреждений дополнительного образования, предоставляющих условия для самореализации, социальной адаптации и реабилитации детей и подростков.
Организация развивающего досуга несовершеннолетних «Группы риска» (приобщение к занятиям в кружках, клубах, студиях, спортивных секциях, к участию в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, походах и экскурсиях).
Организация летнего отдыха, летом чаще всего у подростков не организовано свободное время, и они долго остаются без внимания взрослых. Возможно организовать совместный отдых несовершеннолетних с девиантным поведением с детьми, имеющими стойкие морально нравственные принципы, активную жизненную позицию, что будет способствовать их интеграции в среду социально благополучных сверстников и становится важным фактором для пересмотра ими собственного поведения и отношения к жизни.
5. Поддержание добровольческих инициатив по проблемам оказания помощи девиантным подросткам. Например, привлечение к работе волонтеров из числа студентов специальности «Социальная работа».
В качестве волонтеров могут выступать студенты как самая активная часть молодежи, члены общественных организаций, люди, неравнодушные к проблемам детей, служители церкви.
Привлечение студентов – волонтеров позволит решить более широкий спектр проблем, - у подростков больше доверия к своим сверстникам, контакт устанавливается быстрее.
Должна
проводиться «уличная»
6. Привлечение к сотрудничеству средства массовой информации для реализации проектов для детей и подростков, например, телекомпании «45 регион», радиостанции «Хит ФМ», «За облаками» г. Кургана.
Проводить целенаправленную информационно-просветительскую работу с населением по проблемам несовершеннолетних, активно взаимодействовать в этих целях со средствами массовой информации, общественными объединениями, профсоюзными и религиозными организациями.
7.
Размещение в городе проектов
щитовой социальной рекламы,
Наглядная щитовая социальная реклама является мощным воздействием на общественное мнение.
8.
Внедрить системы
Заключение
Ребенок — целостное существо, поэтому сопровождение должно быть комплексной работой многих специалистов. Важно именно помогать решать проблемы, а не просто диагностировать их и давать отдельные советы. Поэтому сопровождение должно быть непрерывным. И, наконец, самое главное — это приоритет интересов ребенка. Мы всегда на его стороне, даже если он сам источник своих бед. Мы не разбираемся, кто виноват, ребенок должен иметь гарантию своей защищенности в любом случае.
Несформировавшаяся личность очень ранима и очень важно в трудный момент жизни ребенка профессионально помочь ему.
Основная задача социально-реабилитационных центров выпускать в жизнь не иждивенцев, а социально-активную личность, способную принести пользу государству и реально решать свои жизненные проблемы.
В социально-реабилитационных центрах работают педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, воспитатели, социальные педагоги, юристы, медики, которые призваны решать эти задачи.
Для решения этих задач создаются социально-реабилитационные программы по разным направлениям реабилитации, но в силу того, что учреждения данного типа достаточно «молоды» и не имеется большого опыта работы в этой сфере, программы часто не совершенны, в процессе работы, что-то идет хорошо, а что-то не очень.
Специфическими принципами реабилитационной деятельности в центре нами выделены следующие:
- признание ребенка субъектом педагогической реабилитации;
-
создание активного и
-
осуществление программ
-
формирование позитивного
Политика государства правильна, но не продумана в полном объеме, надо прилагать большие усилия и экономические и юридические для того, чтобы по-настоящему исправить сложившуюся ситуацию в положительную сторону.
Проблемы
ребенка и его семьи настолько
глубоки, что только педагогическими
методами они не решаются. Для осуществления
реабилитации этих несовершеннолетних
и их семей необходим межведомственный
подход, помощь специалистов различных
ведомств.
Список
использованных источников
1.
Конвенция ООН о правах
2. Конституция РФ
3. Гражданский кодекс РФ
4. Жилищный кодекс РФ
5. Семейный кодекс РФ
6.Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», №120 ФЗ от 24.06.1999г., (в ред. ФЗ от 01.12.2007 N 309-ФЗ)
7.Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», № 44-ФЗ от 16.04. 2001 г.
8. Федеральный Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», №159-ФЗ от 21.12.1996 г.
9. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка», №124-ФЗ от 24 июля 1998г.
10. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», N 195-ФЗ от 10.12.1995 (ред. от 22.08.2004)
11. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», № 135-ФЗ от 07.07.1995 (ред. От 30.12.2006 № 276-ФЗ)
12. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», № 48-ФЗ от 24.04.2008
13. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Дети России»на 2007-2010 годы», №172 от 21.03.07. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.08.2007 N 511, от 14.02.2008 N 70, от 02.06.2008 N 423)
14. Постановление Министерства труда России «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», № 25 от 29.03.2002 г, (в ред. Постановления Минтруда РФ от 23.01.2004 N 2)
15. Постановления Минтруда РФ «Об утверждении порядка приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», №4 от 30.01.1997
16.Положение
о социально-реабилитационном