Социальная дезадаптация подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 04:35, курсовая работа

Краткое описание

Нестабильность социально-экономической и политической жизни значительно расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство. Среди них: кризисные явления в семье - нарушение структуры и функций семьи, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психосоциальных перегрузок у родителей, жесткое обращение с детьми; резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов; влияние асоциальных криминальных групп в микросреде.

Файлы: 1 файл

ЯНА.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

     Принятый  Федеральный Закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. запретил правоохранительным органам заниматься  детьми, не совершившими правонарушения.

     Также не каждый житель города, в том числе  и подросток знает, куда обратиться за помощью в трудной жизненной ситуации,  где находится ГУ «Областной социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних», поэтому необходимо ОСРЦ рекламировать, информировать людей через СМИ: телевидение, радио, газеты и т.д.

     Для того чтобы социальное обслуживание осуществлялось эффективнее и охватывало наибольшее количество детей, мы предлагаем рекомендации по совершенствованию работы с девиантными подростками.

     1.Необходимо  организовать пункт временного  пребывания для детей «Открытые  двери». Основными целями деятельности этого учреждения является организация временного проживания  подростков от 10 до 18 лет, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, предоставление им убежища, оказание медико-психологической, педагогической, юридической и другой помощи, решение задач их дальнейшего жизнеустройства.

     Деятельность  пункта направлена: на детей и подростков, утративших семейные, родственные и  другие социальные связи; отказавшихся жить в семье или в учебно-воспитательном учреждении; оставшихся без попечения, постоянного места жительства и средств к существованию; подвергшихся любым формам физического или психического насилия и т.д.

     Работа  с «детьми улицы» строится, в основном, в двух направлениях:

     - создание условий для выявления  таких детей (организация питания, ночлега, оказание медицинской помощи);

     - освобождение от негативного  опыта прошлой жизни через  укрепление веры в себе, в свое будущее.

     Основными видами деятельности являются: индивидуальное консультирование, включение детей в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций, индивидуальная работа с системой ценностей ребенка, обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях, адекватной самооценке, изменения свойств личности, (тревожность конфликтность, замкнутость, которые препятствуют общению).

     В соответствии с проблематикой разрабатываются  индивидуально-коррекционные занятия. Все коррекционные игры и упражнения способствуют решению конкретной цели, они подбираются таким образом, чтобы максимально эффективно способствовать снятию негативных проявлений. В зависимости от того, с какой проблемой приходится работать, используются методы и техники по снятию страхов (рисуночные и игровые методы), игровая терапия с элементами тренинга; элементы арттерапии; элементы сказкотерапии (психотерапевтические истории для детей); релаксационные техники (тренинг мышечного расслабления, релаксация под музыку); тренинги личностного развития.

     Значимость  и основания  службы – это удовлетворение потребности нуждающихся детей в социальных услугах, их реабилитации и содействие в жизненном самоопределении.

     2. Повышение квалификации специалистов по социальной работе. 
Социальная    работа    требует    от    специалиста    фундаментальных профессиональных знаний. В настоящее время ожидания общества и требования к специалисту социальной сферы показывает высокую потребность в инициативных, ответственных, эмпатийных, компетентных и коммуникабельных специалистах.

     Профессиональная  компетентность специалиста по социальной работе - характеристика, определяющая способность специалиста решать типичные профессиональные задачи и проблемы, возникающих в ситуациях практической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта на основе отношения к профессии и профессионально обусловленных качествах личности, а также способность продуктивно использовать опыт коллег, инновационный опыт, умение обобщить и передать свой опыт другим и готовность выполнять профессиональные функции в соответствии с принятым в обществе стандартами и нормами.

     Необходимо  создать программу профессиональной учебы специалистов, в рамках которой должны проводиться занятия и тренинги, изучение нормативно-правового обслуживания граждан, основы социального знания, общей психологии и педагогики, знакомство с новыми методами и формами социальной работы.

     3.  Привлечение       к       сотрудничеству       учреждения           различной направленности. Только совместная работа будет являться эффективной.

     Принять меры по восстановлению роли школы в обеспечении воспитания, всеобщей грамотности, внешкольного воспитания и досуга детей, а также по усилению ее работы с неблагополучными семьями.

     Должна  быть согласованность действий всех организаций, занимающихся этим вопросом, в том числе и общественных. Работа должна носить комплексный характер.

     4. Привлечение к сотрудничеству различных  спортивных  детско-юношеских культурно-оздоровительных учреждений, учреждений дополнительного образования, предоставляющих условия для самореализации, социальной адаптации и реабилитации детей и подростков.

     Организация развивающего досуга несовершеннолетних «Группы риска» (приобщение к занятиям в кружках, клубах, студиях, спортивных секциях,  к участию в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, походах и экскурсиях).

     Организация летнего отдыха, летом чаще всего  у подростков не организовано свободное время, и они долго остаются без внимания взрослых. Возможно организовать совместный отдых несовершеннолетних с девиантным поведением с детьми, имеющими стойкие морально нравственные принципы, активную жизненную позицию, что будет способствовать их интеграции в среду социально благополучных сверстников и  становится важным фактором для пересмотра ими собственного поведения и отношения к жизни.

     5. Поддержание  добровольческих   инициатив  по   проблемам  оказания помощи девиантным подросткам. Например, привлечение к работе волонтеров из числа студентов специальности «Социальная работа».

     В качестве волонтеров могут выступать  студенты как самая активная часть молодежи, члены общественных организаций, люди, неравнодушные к проблемам детей, служители церкви.

     Привлечение студентов – волонтеров позволит решить более широкий спектр проблем, - у подростков больше доверия к  своим сверстникам, контакт устанавливается быстрее.

     Должна  проводиться «уличная» социальная работа, которая позволяет включить в сферу социозащитной деятельности более широкий круг несовершеннолетних.

     6. Привлечение к сотрудничеству средства массовой информации для   реализации   проектов  для детей и подростков, например, телекомпании «45 регион», радиостанции «Хит ФМ», «За облаками» г. Кургана.

     Проводить целенаправленную информационно-просветительскую работу с населением по проблемам несовершеннолетних, активно взаимодействовать в этих целях со средствами массовой информации, общественными объединениями, профсоюзными и религиозными организациями.

     7. Размещение в городе проектов  щитовой социальной рекламы, например, пропаганда здорового образа жизни,  значимость семьи в современной России, для привлечения внимания к эмоционально положительным моментам жизни. Например: Плакаты «Год семьи», «Я вас люблю», «Не бросайте детей»,  скульптура  «Родители», расположенная в городском саду.

     Наглядная щитовая социальная реклама является мощным воздействием на общественное мнение.

     8. Внедрить системы индивидуального комплексного сопровождения (патронажа)  каждого  ребенка,  попавшего в трудную жизненную ситуацию, контроля за его развитием в государственном  и   негосударственном   учреждении, в приемной и опекунской семьях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Ребенок — целостное существо, поэтому  сопровождение должно быть комплексной  работой многих специалистов. Важно именно помогать решать проблемы, а не просто диагностировать их и давать отдельные советы. Поэтому сопровождение должно быть непрерывным. И, наконец, самое главное — это приоритет интересов ребенка. Мы всегда на его стороне, даже если он сам источник своих бед. Мы не разбираемся, кто виноват, ребенок должен иметь гарантию своей защищенности в любом случае.

      Несформировавшаяся  личность очень ранима и очень  важно в трудный момент жизни  ребенка профессионально помочь ему.

      Основная задача социально-реабилитационных центров выпускать в жизнь не иждивенцев, а социально-активную личность, способную принести пользу государству и реально решать свои жизненные проблемы.

      В социально-реабилитационных центрах  работают педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, воспитатели, социальные педагоги, юристы, медики, которые призваны решать эти задачи.

      Для решения этих задач создаются социально-реабилитационные программы по разным направлениям реабилитации, но в силу того, что учреждения данного типа достаточно «молоды» и не имеется большого опыта работы в этой сфере, программы часто не совершенны, в процессе работы, что-то идет хорошо, а что-то не очень.

      Специфическими  принципами реабилитационной деятельности в центре нами выделены следующие:

      - признание ребенка субъектом  педагогической реабилитации;

      - создание активного и деятельностного  пространства и установление  значимых связей воспитанников с окружающими;

      - осуществление программ педагогической  реабилитации при взаимодействии всех специалистов центра;

      - формирование позитивного отношения  воспитанников к окружающей действительности.

     Политика  государства правильна, но не продумана  в полном объеме, надо прилагать большие усилия и экономические и юридические для того, чтобы по-настоящему исправить сложившуюся ситуацию в положительную сторону.

     Проблемы  ребенка и его семьи настолько  глубоки, что только педагогическими методами они не решаются. Для осуществления реабилитации этих несовершеннолетних и их семей необходим межведомственный подход, помощь специалистов различных ведомств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          
 
 

      Список использованных источников 

      1. Конвенция ООН о правах ребенка 

      2. Конституция РФ

      3. Гражданский кодекс РФ

      4. Жилищный кодекс РФ

      5. Семейный кодекс РФ

      6.Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», №120 ФЗ от 24.06.1999г., (в ред. ФЗ от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

      7.Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», № 44-ФЗ  от 16.04. 2001 г.  

      8. Федеральный Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», №159-ФЗ от 21.12.1996 г.

      9. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка», №124-ФЗ от 24 июля 1998г. 

      10. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения  в Российской Федерации», N 195-ФЗ от 10.12.1995 (ред. от 22.08.2004)

      11. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», № 135-ФЗ от 07.07.1995  (ред. От 30.12.2006 № 276-ФЗ)

      12. Федеральный закон  «Об опеке и попечительстве», № 48-ФЗ от 24.04.2008 

      13. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Дети России»на 2007-2010 годы», №172 от 21.03.07. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.08.2007 N 511, от 14.02.2008 N 70, от 02.06.2008 N 423)

      14. Постановление Министерства труда России «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», № 25 от 29.03.2002 г, (в ред. Постановления Минтруда РФ от 23.01.2004 N 2)

      15. Постановления Минтруда РФ «Об утверждении порядка приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», №4 от 30.01.1997

      16.Положение     о      социально-реабилитационном       центре           для несовершеннолетних,      утверждено    Постановлением    Правительство    РФ N 896  от 27 ноября 2000 г.

Информация о работе Социальная дезадаптация подростков