Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:28, реферат
Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.
1.Развитие общения
2.Формы коммуникативного действия
1.Коммуникационные действия и их формы
2.Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности
3.Виды коммуникационной деятельности
2.3.1 Микрокоммуникация
2.3.2 Мидикоммуникация
2.3.3 Макрокоммуникация
3.Виды коммуникации
4. Классификация сторон и функции общения
5. Виды общения
6. Средства общения
6.1 Вербальное общение
6.2 Невербальное общение
6.2.1 Мимика
6.2.2 Жестикуляция
6.2.3 Визуальный контакт
6.2.4 Проксемика
6.2.5 Пара- и экстралингвистические особенности невербальной коммуникации
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.
Существуют две проблемы понимания невербального общения:
Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: 1) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; 2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; 3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.
Ми́мика (от греч. μιμιχοζ — подражатель) — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека»[1] или «движения мускулатуры в координированных комплексах, отражающие разнообразные психические состояния человека» (Л. М. Сухаребский, 1966). «Приблизительно такая же формулировка последней приведена в Большой медицинской энциклопедии, но вместо «отражающие» употребляется «отвечающие различным психическим состояниям». Следует заметить, что в этих определениях делается акцент на отражательную функцию мимики, на ее соответствие состоянию психики. Физическое состояние организма, по-видимому, объединяется при этом с психическим, что вряд ли можно считать справедливым. К тому же важным элементом мимики является взор, зависящий от величины зрачка, цвета радужки, блеска роговицы, которые не управляются соматическими мышцами».В определении же Большой советской энциклопедии указываются лишь «чувства» как часть эмоциональных процессов, тогда как правильнее было бы указывать множество форм переживаний в виде «эмоциональных состояниий человека», объясняющее значение термина с психофизиологической точки зрения. Помимо прочего, с патологической точки зрения, в определении слова «мимика» важно учесть соматические процессы, т. к. лицо по утверждению Гиппократа — это первый показатель состояния пациента, по которому можно судить о состоянии здоровья и выявить «целый ряд заболеваний внутренних органов, которое обусловливает появление вполне своеобразных мимов. (Воробьев В. П.). С художественной и театральной же точек зрения, мимика — это уменье или способность произвольно пользоваться такими движениями мышц, которое можно назвать «искусством выражать чувства и настроения, «путем жестов, поз и различных выражений лица (мин)». К примеру, в термине начала XX в. из словаря иностранных слов вошедших в русский язык, под редакцией Павленкова, было примерное и неполное объединение сегодняшних определений мимики, которое было следующим:
«Движение мышц, соответствующее работе мозга. Но это движение может быть произведено искусственно, как для достижения сходства с кем-либо (физиономисты), так и для большей выразительности высказываемой мысли (театральная мимика)».
В целом, «как видно, наиболее точного определения мимики еще не имеется». Мимика относится к выразительным движениям и является одним из звеньев в цепи различных форм и способов общения между людьми, так и между представителями животного мира при биокоммуникации. При этом мимические, в том числе и телесные, проявления принято называть эмоциональной экспрессией, которые рассматриваются как главные определяющие компоненты эмоций. В обиходе же мимику называют «языком чувств», лицевой экспрессией или эксперессией, выражением эмоций или просто выразительностью.
1. По мнению И. А. Сикорского, «лицевую мимику удобно разделить на три группы, которые соответствуют трем основным психическим функциям» :
2. Различают:
Мимика, также, как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (то есть для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально ощущает в тот или иной момент).
3. Формы мимических комплексов
6 базовых эмоций человека, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть. Главный герой «Теории лжи» демонстрирует 7 базовых эмоций. К. Изард в своей дифференциальной теории эмоций выделил 10 базовых эмоций.
По мнению ученых, основных чувств немного и тем не менее отсутствуют классификации эмоций, которую приняли бы все исс'ледователи поведения. Одни ученые признают существование базовых эмоций, другие оспаривают, однако, попытки определить набор «базовых» эмоций были многих психологов: М. Арнольд, П. Экман, Н. Фрижда, Дж. Грей, К. Изард, У. Джеймс, У. Макдауэлл, О. Морер, К. Отли, П. Джонсон-Лэрд, Дж. Панксепп, Р. Плучик, С. Томкинс, Дж. Уатсон, Б. Уэйнер, и во всех случаях предлагалось разное число эмоций, и самые различные критерии их классификации. Базовые эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами, и большинство базовые эмоции называют врожденными , иные элементарными. Противоположность базовым - вариативные эмоции, внешнее проявление которых культурно и личностно обусловлено и нередко носит конвенциональный (договорной) или сугубо индивидуальный характер.
Радость |
Частично: счастье, воодушевление, веселье, удовольствие |
Гнев |
Ярость, бешенство, негодование |
Удивление |
Изумление, интерес |
Отвращение |
Частично: омерзение, неприятие, презрение |
Страх |
Боязнь, испуг, ужас, паника |
Грусть |
Печаль, горе (глубокая печаль); частично: тоска, уныние, скорбь; меланхолия |
Основные эмоциональные определения
в зависимости от выраженности, которые
используются для описания страха и тревоги
—беспокойство, испуг, ужас, па
Жесты: классификация и значение. Культура жестикуляции.
По разным данным примерно десятую часть информации мы передаем словами, больше половины приходится на жесты, разница принадлежит интонации. Цифры в процентном соотношении могут быть немного разными, но пропорция при этом остается той же. А это значит, что главенствующую роль при общении играют жесты. Поэтому им надо уделить пристальное внимание.
Говорят, чтобы верно оценить человека, достаточно первых 10 секунд общения, во время которых мы как будто «сканируем» собеседника. И если жесты не соответствуют его словам, мы интуитивно это чувствуем. Этим объясняются моменты, когда мы не можем понять, чем же нам так неприятен тот или иной человек.
По классификации жесты делятся на общепринятые, эмоциональные (они соответствуют уровню культуры страны проживания), ритуальные (типа приветствия) и индивидуальные.
Благодаря жестам мы можем общаться ярко и эмоционально, понимать иностранцев без знания языка. В порядке исключения некоторые жесты в разных странах трактуются по-разному (кивок, который у нас расценивается как «да», в Болгарии, Турции и Греции означает «нет» и наоборот).
Если сомкнуть в кольцо указательный и большой пальцы, в Америке это будет означать согласие «ОК», у французов - «ноль», у японцев – деньги.
Во Франции и у нас приставленный к виску палец означает глупость, а в Голландии – признак высокого интеллекта.
В Греции не машите рукой в знак прощания - этот жест греки считают нецензурным.
Находясь в состоянии повышенного эмоционального фона, мы перестаем следить за своими жестами и запросто можем выдать свои настоящие эмоции так называемыми жестами-паразитами, к которым относятся кручение в руках различных предметов, покачивание ногой, накручивание пряди волос на палец.
Психологи всего мира уже полвека изучают смысл жестов и уже сделали множество выводов, наблюдая за людьми и их манерой держаться. Воспользоваться их советами может каждый желающий, благо, книг по этой теме предостаточно.
Но при попытке «разгадать» человека надо учитывать внешние факторы, чтобы не ошибиться в суждении о том, что у собеседника на уме и искренен ли он. Если мы видим человека, скрестившего руки на груди в 20-градусный мороз, это будет означать попытку как-то согреться, а вовсе не настороженность и враждебность. Кстати, подобный жест типичен для натур творческих в процессе созидания их творений или в состоянии глубокой задумчивости.
Здороваясь с человеком за руку, можно узнать некоторые аспекты его характера. Например, властные мужчины часто протягивают руку ладонью вниз.
Рука ладонью вверх говорит об уступчивости собеседника и готовности отдать первенство партнеру. Уважающие друг друга люди руки друг другу подают ребром вниз. А крепкое рукопожатие полностью выпрямленной рукой говорит об агрессии. Психологически слабые люди с низкой самооценкой обычно и руку пожимают слабо.
Открытыми жестами считаются те, при которых руки разводятся в стороны или показываются ладони. Эти жесты говорят о том, что человек хочет и готов идти на контакт. Подмечено, что расстегнутые пиджаки чаще приводит оппонентов к соглашению, чем застегнутые.
Жесты закрытые – это те, с помощью которых мы всячески заграждаемся, отгораживаемся от собеседника, перекрываем посторонними предметами или руками своё тело. Они говорят о том, что мы не вполне готовы доверять окружающим. Попытка утаить что-то от партнера или ощущение разочарования выражаются сцепленными в замок пальцами.
Сцепление рук за спиной или наложение ладони на ладонь сигнализирует о высоком самомнении и чувством превосходства над окружающими. Это открытие помогло многим людям обрести уверенность в себе с помощью упражнения: попробуйте руки заложить за спину – и вы тут же почувствуете себя легче и увереннее, сразу же уйдет напряжение.
Если руки засунуты в карманы, а большие пальцы торчат наружу (жест больше характерен для мужчин) – это означает властную натуру или агрессивное настроение.
Прикосновение к носу, уху или шее должны вас насторожить – ваш собеседник, скорее всего, лжет (если, конечно, он не простужен!). При этом он еще может тереть глаза.
Люди, которые постоянно держат пальцы около рта, нуждаются в одобрении, защите, поддержке окружающих.
Любители подпирать щеку или подбородок - это обычно люди, чем-либо сильные увлеченные.
Признак того, что человек обдумывает какое-то важное решение – это когда он потирает подбородок.
Мы выдаем свое нетерпение, если потираем руки или постукиваем пальцами, притопываем ногой и т.д.
В состоянии растерянности или неуверенности люди склонны охватывать одну руку другой.