Общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:28, реферат

Краткое описание

Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.

Оглавление

1.Развитие общения
2.Формы коммуникативного действия
1.Коммуникационные действия и их формы
2.Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности
3.Виды коммуникационной деятельности

2.3.1 Микрокоммуникация

2.3.2 Мидикоммуникация

2.3.3 Макрокоммуникация

3.Виды коммуникации
4. Классификация сторон и функции общения

5. Виды общения

6. Средства общения

6.1 Вербальное общение

6.2 Невербальное общение

6.2.1 Мимика

6.2.2 Жестикуляция

6.2.3 Визуальный контакт

6.2.4 Проксемика

6.2.5 Пара- и экстралингвистические особенности невербальной коммуникации

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 265.55 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Рязанский  государственный университет имени  С.А. Есенина»

 

Физико-математический факультет

 

 

 

Реферат на тему:

Общение


 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка

3107 группы 2 курса

Специальности «Сервис в индустрии моды и  красоты»

Свистунова  Анастасия Владимировна

 

Проверила:

Бакова Ирина Владимировна

 

 

 

 

 

 

Рязань 2012 год

Содержание

 

  1. Развитие общения
  2. Формы коммуникативного действия
    1. Коммуникационные действия и их формы
    2. Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности
    3. Виды коммуникационной деятельности

2.3.1 Микрокоммуникация

2.3.2 Мидикоммуникация

2.3.3 Макрокоммуникация

     3.Виды коммуникации

     4. Классификация сторон и функции общения

     5. Виды общения

     6. Средства  общения

         6.1 Вербальное общение

         6.2 Невербальное общение

               6.2.1 Мимика

               6.2.2 Жестикуляция

               6.2.3 Визуальный контакт

               6.2.4 Проксемика

               6.2.5  Пара- и экстралингвистические особенности невербальной коммуникации

 

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ

Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.

Общение живых существ в фило- и онтогенезе развивается. Это развитие охватывает все основные стороны процесса: содержание, цели и средства. Филогенетическое развитие общения связано с изменением его содержания и проявляется в следующих аспектах:

1. Обогащение содержания общения  новой информацией, передаваемой  от одного существа к другому.  Сначала - это сведения о биологических,  внутренних состояниях организма;

Затем - информация о жизненно значимых свойствах внешней среды. Вслед за этим в содержание общения входит когнитивного характера, выражающая собой объективные, не зависимые от наличных потребностей живого существа знания о мире, представленные в виде понятий. Последнее происходит уже на уровне человека, а первые этапа эволюционное развитие общения проходит еще на уровне животных. Примерно этим же путем идет развитие общения в онтогенезе человека, достигая третьей ступени уже к дошкольному возрасту.

2. Обогащение целей связано с  изменением и развитием потребностей  общающихся организмов: чем разнообразнее  и выше эти потребности, тем  дифференцированное и совершеннее  целевой аспект общения.

Развитие средств общения в  фило- и онтогенезе идет по нескольким направлениям. Во-первых, это выделение специальных органов, являющихся средством коммуникации, например рук. Во-вторых, развитие экспрессивных форм движений (жестов, мимики, пантомимики). В-третьих, изобретение и использование знаковых систем как средств кодирования и информации. В-четвертых, развитие и совершенствование технических средств хранения, преобразования и передачи информации, используемой в общении людьми (печать, радио, телевидение, телефон, телефакс, магнитный, лазерный и другие способы технической записи и т.п.).

Развитие общения у животных естественным образом включено в  биологический эволюционный процесс, в то время как изменение содержания, целей и средств человеческого общения имеет исторический характер.

Животные на ранних ступенях эволюции практически не общаются друг с другом, за исключением случаев продолжения  рода. Стадный образ жизни, предполагающий внутривидовое общение, появляется у насекомых, рыб, развивается у  птиц и млекопитающих, достигает  совершенства у обезьян. Животные в  стаде обмениваются друг с другом биологически значимой информацией, охраняют, поддерживают жизнь друг друга. Между  ними, например в стаде обезьян, складываются довольно сложные, иерархически устроенные взаимоотношения: выделяется вожак, ему подчиняются остальные, наблюдается определенная иерархия статусов.

Вначале общение среди животных происходит на основе обмена биохимической  информацией (вспомним, что у всех животных особенно развит обонятельный мозг). Затем к ней подключается слуховая и зрительная информация. У антропоидов появляется язык жестов, мимики и пантомимики, напоминающий тот, который в невербальном общении используют люди. Еще около середины прошлого века Ч.Дарвин показал, что лицевые экспрессивные выразительные движения у человекообразных обезьян очень напоминают аналогичные эмоциональные выражения, встречающиеся у людей.

Человеческий ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению  с людьми уже на третьем месяце жизни (комплекс оживления), а к годовалому возрасту его экспрессия становится настолько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать вербальный язык общения, пользоваться звуковой речью.

Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения  у человека вплоть до поступления  в школу, можно представить и  описать следующим образом:

1. Возраст от рождения до 2-3 месяцев.  Биологическое по содержанию, контактное  общение, служащее средством удовлетворения  органических потребностей ребенка.  Основное средство общения - примитивная  мимика и элементарная жестикуляция.

2. Возраст от 2-3 месяцев до 8-10 месяцев.  Начальный этап познавательного  общения, связанный с началом  функционирования основных органов  чувств и появлением потребности  в новых впечатлениях.

3. Возраст от 8-10 месяцев примерно  до 1,5 года. Возникновение координированного,  вербально-невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности. Переход к использованию языка как средства общения.

4. Возраст от 1,5 года до 3 лет.  Появление делового и игрового  общения, связанного с возникновением  предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового  и личностного общения.

5. Возраст от 3 до 6-7 лет. Становление  произвольности в выборе и  использовании разнообразных естественных, данных от природы или благоприобретенных  средств общения. Развитие сюжетно-ролевого  общения, порождаемого включением  в сюжетно-ролевые игры.

С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка. Углубляется и становится более разнообразным содержание общения, дифференцируются его цели, совершенствуются средства. Происходит вербализация и интеллектуализация общения, четко различаются и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение.

По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в  процессе общения информации, а при  прогрессе научения - пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается инструментальная сторона общения.

Дальнейшее развитие общения можно  представить как постепенное  накопление человеком культуры общения  на основе рефлексии, обратной связи  и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.

Формы коммуникативного действия

2.1. Коммуникационные  действия и их формы

Коммуникационную деятельность мы определили как движение смыслов  в социальном пространстве. Элементарная схема коммуникации соответствует коммуникационной деятельности, точнее – не деятельности в целом, а элементарной ее части – коммуникационному действию. 

Коммуникационное  действие –завершенная операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участников коммуникации. Субъектами, вступившими в коммуникацию, могут преследоваться три цели: во-первых, реципиент желает получить от коммуниканта некоторые привлекательные для него смыслы; во-вторых, коммуникант желает сообщить реципиенту некоторые смыслы, влияющие на поведение последнего; в-третьих, и коммуникант, и реципиент заинтересованы во взаимодействии с целью обмена какими-то смыслами. Соответственно возможны три формы коммуникационного действия.

1. Подражание. Подражание – одна из древнейших форм передачи смыслов, используемая высшими животными и птицами; недаром некоторые ученые считали источником подражания стадный инстинкт. Под подражанием понимается воспроизведение реципиентом движений, действий, повадок коммуниканта. Подражание может быть произвольным и непроизвольным (бессознательным). Произвольное подражание (имитация) используется при школьном обучении, овладении технологиями, мастерством. Непроизвольное подражание – главный метод первичной социализации детей дошкольного возраста.

В общественной жизни посредством  подражания происходит распространение  модных новаций, популярных идей и веяний. Вместе с тем благодаря подражанию из поколения к поколению передаются традиции, обычаи, стереотипы поведения. Недаром в «Поучении Мерикара», памятнике египетской письменности XXII–XXIII вв. дон.э. сказано: «Подражай отцам своим и предкам своим». Можно сказать, что подражание – один из способов существования живой социальной памяти.

Э. Фромм среди специфически человеческих социально-культурных потребностей отмечал стремление к уподоблению, поиску объекта поклонения, отождествлению себя с кем-то более сильным, умным, красивым. В детстве дети уподобляют себя родителям, во взрослом состоянии – литературным героям, спортсменам, артистам, воинам. Эту потребность можно назвать потребностью в кумиротворчестве (отыскать или сотворить себе кумир).

Не следует думать, что  подражание не соответствует элементарной схеме коммуникационного действия (рис. 1.1.), ибо не обнаруживается явного смыслового сообщения, адресованного  реципиенту. На самом деле такое  сообщение, обладающее привлекательностью для реципиента, всегда есть. Реципиент  целенаправленно выбирает коммуниканта и использует его в качестве источника смыслов, которые он хотел бы усвоить. Коммуникант при этом зачастую не осознает своего участия в коммуникационном действии. Подражание – это такое объект-субъектное отношение, где активную роль играет реципиент, а коммуникант – пассивный объект для подражания.

2. Диалог – форма коммуникационного взаимодействия, освоенная людьми в процессе антропогенеза при формировании человеческого языка и речи. Участники диалога относятся друг к другу как к равноправным субъектам, владеющим определенными смыслами. Между ними складывается субъект-субъектное отношение, а взаимодействие их носит творческий характер в том смысле, что достигается социально-психологическая общность партнеров, обозначаемая словом «МЫ».

Диалоговая коммуникация представляется как последовательность высказываний участников, сменяющих  друг друга в роли коммуниканта и реципиента. Высказывание – это не слово, не предложение, не абзац, а единица смысла, дающая возможность ответить на него. Участники диалога совместно создают драматургический Текст, обладающий относительной смысловой завершенностью. Относительность завершения диалога определяется тем, что реакция на то или иное высказывание может проявиться в поведении реципиента спустя много времени. Литература, театр, лекция как раз рассчитаны на ответ замедленного действия. Незавершенный диалог перерастает в коммуникационный дискурс, охватывающий множество субъектов и продолжающийся бесконечно. Короче говоря, дискурс – это мультисубъектный бесконечный диалог.

3. Управление – такое коммуникационное действие, когда коммуникант рассматривает реципиента как средство достижения своих целей, как объект управления. В этом случае между коммуникантом и реципиентом устанавливаются субъект-объектные отношения. Управление отличается от диалога тем, что субъект имеет право монолога, а реципиент не может дискутировать с коммуникантом, он может только сообщать о своей реакции по каналу обратной связи.

Управленческий монолог  может быть: в форме приказа (коммуникант имеет властные полномочия, признаваемые реципиентом); в форме внушения (суггестии), когда используется принудительная сила слова за счет многократного повторения одного и того же монолога (реклама, пропаганда, проповедь); в форме убеждения, апеллирующего не к подсознательным мотивам, как при внушении, а к разуму и здравому смыслу при помощи логически выстроенной аргументации.

Особой формой управленческого  коммуникационного действия является заражение, которое стихийно возникает  в массах людей. Заражение характеризуется  эмоциональным накалом и агрессивностью. Его источниками могут быть ритуальные танцы, музыкальные ритмы, религиозный  экстаз, спортивный азарт, ораторское мастерство. По-видимому, как и в  случае внушения, при заражении большую  роль играют бессознательные побуждения.

Диалог близок к поведению  по схеме «стимул-реакция», он не требует  такого уровня программирования и организации, как монологическое выступление. Поэтому  именно диалог считается первоначальной формой речи, возникшей еще у питекантропов (1500–200 тыс. лет назад), а монологическая речь – более поздним коммуникационным достижением, требующим более высокой культуры речи и некоторых ораторских навыков.

Информация о работе Общение