Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:28, реферат
Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.
1.Развитие общения
2.Формы коммуникативного действия
1.Коммуникационные действия и их формы
2.Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности
3.Виды коммуникационной деятельности
2.3.1 Микрокоммуникация
2.3.2 Мидикоммуникация
2.3.3 Макрокоммуникация
3.Виды коммуникации
4. Классификация сторон и функции общения
5. Виды общения
6. Средства общения
6.1 Вербальное общение
6.2 Невербальное общение
6.2.1 Мимика
6.2.2 Жестикуляция
6.2.3 Визуальный контакт
6.2.4 Проксемика
6.2.5 Пара- и экстралингвистические особенности невербальной коммуникации
Не следует абсолютизировать
границы между разными
Коммуникационные действия есть элементарные акты, можно сказать, атомы коммуникационной деятельности, но используются они и в некоммуникационной деятельности (познание, труд). Практически во всех видах коммуникационной деятельности обнаруживаются формы, рассмотренные нами, но преобладает одна из форм. Это позволяет коммуникационную деятельность и в целом на различных ее уровнях представить в виде диалогической, управленческой, подражательной, т.е. отождествить формы коммуникационной деятельности и формы элементарных коммуникационных актов.
2.2. Виды, уровни
и формы коммуникационной
В качестве коммуникантов и
реципиентов могут выступать три субъекта,
относящиеся к разным уровням социальной
структуры: индивидуальная личность (И),
социальная группа (Г), массовая совокупность
(М). Они могут взаимодействовать друг
с другом, например И –, Г – Г, М – М. или между
собой, например И – Г, И – М, Г– М и т.д. Абстрактно
говоря, получается 9 видов социальных
коммуникаций. Но этого мало. Коммуникационные
действия могут осуществляться в форме
подражания, диалога, управления. Диалог
есть взаимодействие равноправных партнеров,
которое возможно между субъектами одинакового
социального уровня, а не разных уровней,
ибо разноуровневые субъекты, например,
И и М, не являются равноправными. Между разноуровневыми
Примем следующие обозначения.
Те виды коммуникационной деятельности,
где в качестве активного, целенаправленного
субъекта выступает И, либо Г, либо М, будем
называть соответственно микрокоммуникац
Для полноты картины возможных форм коммуникационной деятельности следует учесть квазикоммуникацию, когда коммуникант обращается к воображаемому субъекту и обретает ощущение диалога с ним. Сюда относится феномен фетишизации, который Н.Д. Кондратьев описывал следующим образом: «людям начинает казаться, что вещи обладают особыми сверхъестественными свойствами быть ценностью, обладать прерогативами святости, величия, источника права и т.п. Иначе говоря, люди начинают наделять вещи физически не присущими им значительными свойствами, подобно тому, как дикари приписывали свойства всесильного божества истуканам». Сотворение всевозможных «кумиров», культ вождей и т.д. в конечном счете имеет целью создание всезнающего и всемогущего «квазикоммуникационного» партнера.
Теперь рассмотрим более
подробно перечисленные формы
2.3. Виды коммуникационной деятельности
2.3.1. Микрокоммуникация
Содержание микрокоммуникации
Возникает практически важный
вопрос: можно ли научиться микрокоммуникации?
Этот вопрос чрезвычайно значим для педагогов,
деловых людей (бизнесменов), менеджеров,
политиков, которые по сути дела являются
профессионалами
Со времен античности развивается риторика – учение о красноречии, освещенное авторитетом Платона и Аристотеля, в XX веке в качестве научной дисциплины оформилась стилистика, изучающая языковые нормы и области их применения, в учебных заведениях стали преподавать культуру речи, а менеджеров и политиков начали обучать правилам делового общения, социальной конфликтологии и искусству ведения споров. Нет недостатка в методических рекомендациях. Приведем некоторые из них.
– Не совершай непонятных речевых актов; смысл речи должен быть ясным для слушающих;
– Не совершай неискренних речевых актов; речь должна соответствовать реальным мыслям, намерениям, переживаниям говорящего;
– Будь последователен и следи, чтобы последующие речевые акты были логически связаны с предыдущими;
– Речь должна быть целенаправленной, у оратора должен быть замысел, реализуемый в речи и т.д.
Особенно много полезных
советов касается невербальных средств микрокоммуникации:
жесты, мимика, позы, расстояние между
собеседниками, громкость и интонация
произнесения речи. Однако знакомство
с потоками учебной, научной и практической
литературы приводит в однозначному
2.3.2. Мидикоммуникация
Пять форм мидикоммуникации
Мировоззренческие смыслы – это знания, объясняющие наблюдаемые явления, происхождение человека и Вселенной, смысл человеческой жизни, идеалы, нормы и стимулы социальной деятельности. Социальные группы, вырабатывающие эти смыслы и коммуникационные сообщения, в которых они запечатлены, оказываются в центре духовной жизни общества. Эти центры смещаются по ходу социально-культурной эволюции.
Археокультуре свойственен
Неокультурная модернизация началась, как известно с бурной реформаторской деятельности Петра I, которая в более мягкой манере была продолжена Екатериной П. Главной военно-политической и экономической силой российского общества XVIII века было дворянство. После 1761 г., когда согласно указу Петра III «О вольности дворянства», подтвержденному Екатериной, это сословие было освобождено от обязательной государственной службы и получило свободу рук для культурного творчества, была создана роскошная, блестящая, хотя и поверхностная, дворянская культура, золотой век которой начал Н.М. Карамзин, а закончил М.Ю. Лермонтов. В духовной жизни России XVIII – первой половины XIX века сложилось характерное «двоецентрие»: один идеологический центр – православная церковь (вспомним уваровскую триаду «православие, самодержавие, народность»), а другой центр находился в Западной Европе, откуда русские дворяне черпали то идеи Вольтера и Руссо, то либерализм мадам де Сталь и Бенжамена Констана, то утопический социализм А. Сен-Симона и Ш.Фурье.
Однако с пушкинских времен в духовной жизни России стало происходить явление, неведомое Западной Европе – центром духовной жизни сделалась художественная литература, а талантливые литераторы – писатели, поэты, критики стали «властителями мировоззренческих дум» русского общества, учителями и пророками. Вторая половина XIX века – эпоха русского литературоцентризма. К этому времени относятся хорошо известные слова А.И. Герцена: «У народа, лишенного общественной свободы, литература – единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры, давно утраченные другими странами Европы». Общеизвестная роль литературы в подготовке общественного мнения к отмене крепостного права (Д.В. Григорович, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов), в зарождении и развертывании нигилизма, народничества, толстовства, эмансипации женщин, героизации образов самоотверженных боевиков подпольной России. Складывается характерная для критического реализма тенденция учительства, проповедничества, обличительства. Литературоцентризм стал школой воспитания разночинной интеллигенции, расшатавшей колосс русского самодержавия.
Явление литературоцентризма в русской истории интересно и поучительно в связи с тем, что оно показывает революционный потенциал, скрытый в недрах, казалось бы, самого мирного и безобидного социально-коммуникационного института – художественной литературы.
Советское время – господство
– допускался только управленческий монолог, излагающий идеологически выдержанные истины; сомнения, возражения, инакомыслие, плюрализм безоговорочно исключались, поэтому поля для диалога не было;
– централизованное управление, обеспечивающее согласованность и координированность всех воздействий на массовое сознание;
– мобилизация всех коммуникационных ресурсов: средств массовой коммуникации, художественной литературы, кино, изобразительного искусства, театра;
В результате обеспечивалась высокая эффективность коммунистического воспитания человека новой формации – хомо советикус.
Хомо советикус –продукт советской коммуникационной системы, ее родное детище, выращенное на плодородной почве социальной мифологии. Дело Ленина-Сталина, коммунистическое будущее человечества, партия – ум, честь и совесть эпохи, враждебное окружение и шпиономания, – это были сильные мифы, идеологически обеспечивающие и культ личности Сталина, и сплоченность народа в годы предвоенных, военных и послевоенных испытаний.
2.3.3. Макрокоммуникация
Макрокоммуникационные формы коммуникационного взаимодействия, которые в табл. 2.1. названы заимствование достижений (М п М), взаимодействие культур (Мд М) и информационная агрессия (М у М), хорошо просматриваются в тысячелетней истории взаимодействия государства Российского и Европы. Причем легко замечаются колебания от подражания к диалогу и обратно. Информационная агрессия – явление относительно новое, появившееся лишь в XX веке.
Крещение Руси в конце X
века – бесспорный акт макрокоммуникационного