Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:28, реферат
Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.
1.Развитие общения
2.Формы коммуникативного действия
1.Коммуникационные действия и их формы
2.Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности
3.Виды коммуникационной деятельности
2.3.1 Микрокоммуникация
2.3.2 Мидикоммуникация
2.3.3 Макрокоммуникация
3.Виды коммуникации
4. Классификация сторон и функции общения
5. Виды общения
6. Средства общения
6.1 Вербальное общение
6.2 Невербальное общение
6.2.1 Мимика
6.2.2 Жестикуляция
6.2.3 Визуальный контакт
6.2.4 Проксемика
6.2.5 Пара- и экстралингвистические особенности невербальной коммуникации
Русские «смиренномудрые
ученики», ободренные недавними победами
над татарами отказались от унии с латинянами
и решили служить православию по-своему.
В начале XVI века возникает идея русского
мессианства –«Москва – третий Рим», зреет
национальная гордыня. Русские «книжные
мужи», по словам того же Ключевского,
начали поучать: «Братия! не высокоумствуйте;
если кто тебя спросит, знаешь ли философию,
ты отвечай: еллинских борзостей
XVII век – время постепенного сближения с Европой. В Москве появляется Немецкая слобода, полки иностранного строя, вольнодумные русские вельможи типа А.Л. Ордин-Нащокина одевают дома европейское платье, царских детей обучает выпускник Киевской академии, бывший иезуит Симеон Полоцкий. Однако национального достоинства русские люди не теряют. Петровские преобразования – безусловное ученичество, новое «побирание под окнами европейских храмов мудрости», новая фаза Мп М.
Немецкое засилье приняло такие размеры, что русские гвардейцы охотно отдали корону очаровательной Елизавете главным образом за то, что она «дщерь Петрова». Но малограмотных русских дворян неодолимо влекли прелести европейской цивилизации, и не случайно Д.И. Фонвизин вложил в уста Иванушки (комедия «Бригадир») признание: «тело мое родилось в России, но дух мой принадлежит короне французской». Европа XVIII века подарила культурной элите русского дворянства, во-первых, атеистическое просвещение в духе Вольтера и Дидро и, во-вторых, масонство, ориентированное на духовно-мистические поиски.
Кровавая французская революция
вызвала отрицательную реакцию в русском
обществе и привела к разочарованию в
идеалах Просвещения.
В 40-е годы сложились и начали открыто
соперничать два течения русской мысли:
западничество и славянофильство. Спор
между западниками и славянофилами –это
борьба двух макрокоммуникационных
Николаевская официальная идеология, усвоившая роль «жандарма Европы», видела в западной культуре рассадник крамолы, который следует беспощадно пресекать. Порочность этой идеологии показала Крымская война. Реформы Александра II – модернизация по западному образцу (М п М); контрреформы Александра III – попытка «подморозить» Россию в духе православия, самодержавия, народности, но было уже поздно. Маятник русской истории стремительно двигался на Запад.
Либерализм, конституционная демократия, социал-демократия, марксизм – все это не российские, а импортные плоды. Пожалуй, только анархизм, украшенный именами М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина, – отечественное произведение. Большевики начали строительство коммунизма по марксистскому сценарию, разработанному не для России, а для индустриально развитой Европы. Сценарий пришлось капитально переработать, и вот маятник истории уносит Советский Союз в неизведанные дали. Мы не можем копировать ни буржуазную демократию, ни буржуазную культуру, ни буржуазную науку, мы пойдем своим путем, мы догоним и перегоним Америку и Европу. Военная победа, а затем – железный занавес, борьба с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом, идеологически выдержанный национализм по-советски. Здесь уже нет коммуникационного диалога; это согласно формуле М у М Информационная агрессия.
Советский Союз всегда вел активную наступательную идеологическую борьбу с любыми некоммунистическими доктринами. Роль коммуникантов на международной арене играли Коминтерн (Ш-й Коммунистический Интернационал, созданный в 1919 г., распущенный в 1943 г.) и «братские коммунистические партии», существовавшие в большинстве стран мира. Убедительным доводом в пользу «преимуществ социализма» стала победа СССР в Великой Отечественной войне. Этот довод был в полной мере использован коммунистической пропагандой; в послевоенные годы треть мира имела советскую ориентацию.
Но не дремали и идеологические противники страны Советов. С 1946 г. началась холодная война, которая была подлинной информационной войной, войной за доверие и симпатии мирового сообщества. Это был конфронтационный диалог по формуле М д М. Одна за другой следовали умело спланированные пропагандистские компании, где использовались венгерские события 1956 и «пражская весна» 1968, космические полеты и спортивные достижения, олимпийские игры и молодежные фестивали, война во Вьетнаме и война в Афганистане. Борьба шла на равных, но в 70-е годы США удалось переиграть советских стратегов. Советский Союз был втянут в изнурительную гонку вооружений, в провокационную программу «звездных войн». Экономическое истощение, усугубленное бездарностью стареющего политбюро, привело к падению авторитета страны, к утрате завоеванных позиций. Холодная война закончилась поражением СССР, поражением не на полях сражений, а в виртуальном пространстве информационных войн. Конфронтация СССР-Запад завершилась; на смену формуле М д М, вновь, как во времена Петровы, пришла ученическая формула М п М.
Следует обратить внимание,
что понятия микро-, миди-, макрокоммуникация не
совпадают с понятиями межличностная,
групповая, массовая коммуникация, хотя
и пересекаются с ними. Из 7 видов микрокоммуникации только
3 относятся к межличностному уровню, а
Л.В. Петров предлагает следующее определение: «массовая коммуникация – это создание единого социального поля на основе процесса, включающего в себя, с одной стороны, извлечение, переработку и передачу с помощью относительно быстродействующих технических устройств социально-значимой информации, осуществляемого специализированными институтами; и, с другой стороны, прием и усвоение этой информации численно большими, социально разнородными, рассредоточенными аудиториями». Таким образом, в случае массовой коммуникации в роли коммуникантов выступают технически оснащенные «специализированные институты» в виде прессы, кино, радио, телевидения, а в роли реципиентов – массовые аудитории. Подобное коммуникационное взаимодействие характеризуется формулой Г у М (руководство обществом), и именно проблемы социального управления, как пишет Л.В. Петров, «создания единого социального поля» являются главным предметом теории массовой коммуникации. Таким образом, эта теория изучает не все формы массовой коммуникации, а только одну ее форму – Г у М, которую можно назвать миди-массовой коммуникацией. Поэтому ее нельзя считать ни теорией макрокоммуникации, ни даже общей теорией массовой коммуникации.
Виды коммуникаций
1.Коммуникации по нисходящей (руководитель-
Это наиболее очевидный вид организационных коммуникаций. Коммуникации между руководителем и подчиненными связаны с прояснением задач, приоритетов и ожидаемых результатов; обеспечением вовлеченности в решение задач отдела; с обсуждением проблем эффективности работы; достижение признания и вознаграждения с целью мотивации; совершенствованием и развитием способностей подчиненных; со сбором информации о назревающей или реально существующей проблеме; оповещением подчиненного о грядущем изменении; а также получением сведений об идеях, усовершенствованиях и предложениях.
2.Коммуникации по восходящей ( снизу вверх )
Коммуникации по восходящей выполняют функцию оповещения руководства организации о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.
3.Горизонтальные коммуникации (между подразделениями)
В дополнение к обмену информацией
по вертикали (нисходящие или восходящие)
организации нуждаются в горизонтальных
коммуникациях. Организация состоит из
множества подразделений, поэтому обмен
информацией между ними необходим для координации задач и действий.
Поскольку организация — это система
взаимосвязанных элементов, руководство
должно добиваться, чтобы специализированные
элементы работали совместно, продвигая
организацию в нужном направлении. В обмене
информацией по горизонтали час
4.Коммуникации между руководителем и рабочей группой
В дополнение к обмену информацией
между руководителем и
5.Неформальные коммуникации
Организации состоят из формальных
и неформальных компонентов. Канал
неформальных коммуникаций можно назвать
каналом распространения
Классификация сторон и функции общения
В самых обобщенных классификациях выделяется три стороны общения:
1) коммуникативная;
2) интерактивная;
3) перцептивная.
Близкая к этой классификация выделяет стороны:
1) информационно-коммуникативную,
2) регуляционно-коммуникативную, связанную со взаимной корректировкой действий при осуществлении деятельности совместной;
3) аффективно-коммуникативную, относящуюся к сфере эмоциональной и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния.
Другая классификация выделяет:
1) как основную рабочую - инструментальную
функцию общения, надобную для
обмена информацией в процессе
управления и совместного
2) синдикативную функцию,
3) трансляционную функцию,
4) функцию самовыражения,
По критерию цели общения выделяется восемь функций общения:
1) контактная, цель коей - установление
контакта как состояния
2) информационная, цель коей - обмен
сообщениями (прием-передача