Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:28, реферат
Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.
1.Развитие общения
2.Формы коммуникативного действия
1.Коммуникационные действия и их формы
2.Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности
3.Виды коммуникационной деятельности
2.3.1 Микрокоммуникация
2.3.2 Мидикоммуникация
2.3.3 Макрокоммуникация
3.Виды коммуникации
4. Классификация сторон и функции общения
5. Виды общения
6. Средства общения
6.1 Вербальное общение
6.2 Невербальное общение
6.2.1 Мимика
6.2.2 Жестикуляция
6.2.3 Визуальный контакт
6.2.4 Проксемика
6.2.5 Пара- и экстралингвистические особенности невербальной коммуникации
Ролевое общение чрезвычайно распространенное в современном обществе. Оно обеспечивает взаимодействие в таких ситуациях, как «руководитель - подчиненный», «ученик - учитель», «покупатель - продавец», «врач - пациент» и др. Именно ролевые ожидания участников общения определяют, как воспринимается партнер, как оценивается его поведение, как оценивается индивидом собственное поведение, какой он есть как исполнитель роли.
В ситуации ролевого общения человек не свободен в выборе стратегии своего поведения, она лишена определенной спонтанности своих реакций, действий, чувств, а иногда и внутреннего реагирования. И хотя каждый человек вносит индивидуальность и неповторимость в своисоциальные роли (одинаковых врачей, лекторов, учителей нет и не может быть), образы, действия, представления задаются личности извне, социальной позицией: «В настоящее время я руководитель, значит ...» , "Я - врач, соответственно ...».
Формальное (ролевое) общение позволяет человеку реализовать себя как члена общества, в определенной группе, выразителя интересов определенного социального слоя, создателя различных социальных отношений. Будучи участником официального общения, человек приобретает ряд важных ценностей – чувство принадлежности к сообществу, социальной защищенности и т.д.
Деловое (ролевое) общение неоднородно по своей природе. Например, ролевое общение в сфере экономики отличается от общения в правоохранительных органах и др. Если человек не соблюдает правила ведения служебных переговоров, это свидетельствует о серьезных проблемах в профессиональной подготовке специалистов той или иной отрасли.
Неумение отличить в официальной беседе основное, лаконично и грамотно изложить свои мысли может обернуться значительными потерями рабочего времени. Разновидностью делового общения является представительное общение, которое предполагает взаимодействие людей как представителей тех или иных государств, социальных групп или институтов.
Особенность такого вида общения заключается в том, что оно осуществляется обычно в форме переговоров. При таких условиях , отношения симпатий - антипатий сведены к минимуму , по сравнению с умением людей представлять свою общность, организовывать и планировать совместные действия.
По другой классификации
разновидностями делового общения является познавательно
По типу связей,
которые устанавливаются между участниками
взаимодействия, различают два вида общения монологическое идиалог
Монологический
вид общения характеризуется односторонним
направлением информации. То есть один
из участников взаимодействия излагает
свои мысли, идеи, чувства, не испытывая
при этом необходимости в получении обратной
связи от партнера. Такая ситуация может
привести позиционное неравноправие партнеров
по общению: один участник является лицом
влиятельным, которое наделено активностью,
осознаваемыми целями и правом их реализовать,
а другой - рассматривается первым как
лицо пассивное, то, которое , хотя и имеет
цели, но не столь значимые, чем его собственные.
При таких условиях мы имеем дело с «субъект-объектным»
общением. Выделяют две разновидностимонологического о
Под императивным общением обычно понимают авторитарную, директивную форму воздействия на партнера с целью принуждения к определенным действиям или решениям, а также осуществление контроля за его поведением, установками. Как правило, императивное общения используется для установления контроля над внешним поведением партнера, ведь внутренний мир участника общения является прежде собственностью лица и повлиять на него с целью изменения чрезвычайно сложно.
Конечная формула императива является четкой и не завуалированной: "Делай так, как я прикажу! " . При этом средствами воздействия являются приказы, требования, поощрения, команды, запреты, запугивания и т.д. Сказанное не означает, что императивное общение имеет только негативную нагрузку и окраску.
Есть немало социальных деятельностей и ситуаций, в которых использование императива вполне оправдано и с позиций цели, и с этической стороны взаимодействия . Например, императивный вид общения является распространенным в военных уставных отношениях, особенно в экстремальных условиях.
Относительно учебно-
Манипулятивный вид общения, будучи распространенным видом монологического общения, предполагает воздействие на партнера по взаимодействию с целью достижения своих скрытых намерений и целей. Как и императив, манипуляция имеет цель т достичь контроля над поведением и мыслями другого человека. Однако основная разница состоит в том, что в условиях манипулятивного общения партнер не информирует своего собеседника об истинных целях , их разговоры скрываются или завуалируются или подменяются другими. Поэтому манипуляцию можно еще определить как скрытое управление людьми и их поведением. Скрытыми является как сам факт воздействия, так и его цель. При этом у партнера должна сохраниться иллюзия самостоятельности в принятии решения или совершении поступка.
Диалогический вид общения помогает человеку открыть реальность, которая отличается от собственной: реальность другого человека, его чувств, представлений, мнений, в общем - реальность окружающего мира таким, каким его видит партнер по взаимодействию.
По традиции отечественной психологии диалог рассматривают в нескольких плоскостях.
Диалог - это:
Будучи адекватным субъект-субъектному характеру самой человеческой природы, диалог является приемлемым для организации производительных межличностных контактов между людьми.
Всего в учении о диалоге , отношения, сложившиеся между конкретными людьми, часто делятся на диалогические, антидиалогические и индифферентные. При этом диалогические отношения являются субъект-субъектными, индифферентные и антидиалогические - субъект-объектными.
Диалогические отношения возникают тогда, когда один участник общения воспринимает целостный образ другого , как желаемого партнера взаимодействия на основе признания его принадлежности к определенному сообществу, к которой он относит и себя самого.
Отсюда вытекает мысль, что
стороны диалогического взаимодействия
образуют коллективный субъект общения.
Наличие диалогических
Диалогические отношения условно делятся на несколько подвидов:
Следует заметить, что диалогические
отношения вроде
Случается, что одна из сторон нередко нарушает правила гуманного диалогического взаимодействия. В таком случае диалогические отношения превращаются в антидиалогические , антигуманные, т.е. такие, при которых один или оба партнера взаимодействия воспринимают друг друга как объект, вещь, принципиально отрицая наличие любой общности между ними.
Средства общения
Вербальные средства коммуникации
Виды вербальной коммуникации: устная, письменная речь, слушание. Устная речь: диалог как одна из форм речевого общения. Виды диалога: информационный, фатический, манипулятивный, полемический. Коммуникативные барьеры непонимания и способы их преодоления.
К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.
Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).
Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.
Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь
понимается как общение человека с самим
собой. Но такое общение не является коммуникацией,
так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь
включает в себя диалог, монолог, устную
и письменную речь. Проблема диалога является
основной для изучения процесса коммуникации.
Диалог – вид речи, характеризующийся
зависимостью от обстановки разговора,
обусловленностью предыдущими высказываниями.
Выделяют следующие виды диалога: информативный (
В процессе коммуникации могут возникнуть коммуникативные барьеры:
Невербальное общение
Невербальное общение —
это коммуникационное взаимодействие между
индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг
на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пант