Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:15, контрольная работа
Человек как личность может сформироваться только в общении с другими людьми. Непосредственное воздействие на его личность оказывают люди, с которыми он работает, отдыхает, играет, живёт. Все эти люди находятся в его психическом отражении, на каждого из них человек формирует определённый эмоциональный отклик и по отношению к каждому формирует уникальный тип поведения. Однако общение является не просто фактором формирования личности. Общение является условием формирования и развития всех познавательных процессов личности человека.
Введение
Человек
как личность может сформироваться только
в общении с другими людьми. Непосредственное
воздействие на его личность оказывают
люди, с которыми он работает, отдыхает,
играет, живёт. Все эти люди находятся
в его психическом отражении, на каждого
из них человек формирует определённый
эмоциональный отклик и по отношению к
каждому формирует уникальный тип поведения.
Однако общение является не просто фактором
формирования личности. Общение является
условием формирования и развития всех
познавательных процессов личности человека.
В
психологической литературе проблема
общения является одной из наиболее разработанных
областей. К ней обращались такие известные
учёные, как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Г.
Ковалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев,
А.В. Петровский и др. Эти и другие исследователи
решали вопросы теории общения в психологии,
вопросы психологии познания человека
человеком в процессе общения, исследовали
проблемы взаимосвязи общения и восприятия
людьми друг друга, вели поиск качеств
личности, необходимых для общения. Значительной
разработке подверглись вопросы межличностного
общения, вопросы его вербальных и невербальных
средств, возрастные и индивидуальные
вопросы восприятия и понимания людьми
друг друга в процессе общения. К общению
тесно примыкают вопросы, связанные с
языком и речью. Язык и речь выступают
в качестве основных средств общения,
и общение не может рассматриваться отдельно,
не обращаясь к проблеме языка и речи,
как вербальных компонентов общения.
Понятие общения
Общение – это процесс обмена информацией и
взаимодействия между людьми, основанный
на восприятии и понимании людьми друг
друга. Данное определение общения позволяет
рассмотреть структуру и выделить функции
общения.
Общение является слагаемым
3-х основных компонентов (структура общения):
1. Обмен информации – коммуникативная
сторона общения.
2. Взаимодействие и взаимовлияние
– интерактивная сторона общения.
3. Восприятие и понимание людьми
друг другом – перцептивная сторона общения.
Общение - сложный процесс
взаимодействия между людьми, заключающийся
в обмене информацией, а также в восприятии
и понимании партнерами друг друга. Субъектами
общения являются живые существа, люди.
В принципе общение характерно для любых
живых существ, но лишь на уровне человека
процесс общения становиться осознанным,
связанным вербальными и невербальными
актами. Человек, передающий информацию,
называется коммуникатором, получающий
ее - реципиентом.
Общение — сложный и многогранный процесс.
А. А. Бодалев – взаимодействие людей,
содержанием которого является обмен
информацией с помощью различных средств
коммуникации для установления взаимоотношений
между людьми”.
Б. Ф. Ломов выделяет три функции общения:
информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную,
аффективно-коммуникативную.
Б. Д. Парыгин отмечает, что этот процесс
может выступать в одно и то же время как
процесс взаимодействия людей, и как информационный
процесс, и как отношение людей друг к
другу, и как процесс их взаимного влияния
друг на друга, и как процесс их взаимного
переживания и взаимного понимания друг
друга.
Определение Б. Д. Парыгина ориентирует
на системное понимание сущности общения.
В. Н. Куликов отмечает, что Б. Д. Парыгин
представил полную и всестороннюю картину
общения, все его компоненты. В. Н. Куликов
говорит, что одни из этих компонентов
(интеракция и коммуникация) выражают
существо общения, а другие (отношение
людей друг к другу, сопереживание) скорее
выглядят как условия успеха общения.
Поэтому, учитывая разное значение компонентов,
он предлагает рассматривать общение
как “процесс обмена информацией и взаимодействия
людей на основе взаимопонимания”.
Содержание общения - информация, которая
в межиндивидуальных контактах передается
от одного живого существа другому. Это
могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном
и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке
во внешней среде. Наиболее разнообразно
содержание информации в том случае, если
субъектами общения являются люди.
Цель общения - отвечает
на вопрос "Ради чего существо вступает
в акт общения?". Здесь имеет место тот
же принцип, что уже упоминался в пункте
о содержании общения. У животных цели
общения не выходят обычно за рамки актуальных
для них биологических потребностей. У
человека же эти цели могут быть весьма
и весьма разнообразными и являть собой
средства удовлетворения социальных,
культурных, творческих, познавательных,
эстетических и многих других потребностей.
Средства общения - способы
кодирования, передачи, переработки и
расшифровки информации, которая передается
в процессе общения от одного существа
к другому. Кодирование информации - это
способ ее передачи. Информация между
людьми может передаваться с помощью органов
чувств, речи и других знаковых систем,
письменности, технических средств записи
и хранения информации.
Процесс общения (коммуникации). Во-первых,
он состоит непосредственно из самого
акта общения,коммуникации , в котором
участвуют сами коммуниканты, общающиеся.
Причем в нормальном случае их должно
быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты
должны совершать само действие, которое
мы и называем общением, т.е. делать нечто
(говорить, жестикулировать, позволять
"считывать" со своих лиц определенное
выражение, свидетельствующее, например,
об эмоциях, переживаемых в связи с тем,
что сообщается). В-третьих, необходимо,
далее определить в каждом конкретном
коммуникативном акте канал связи. При
разговоре по телефону таким каналом являются
органы речи и слуха; в таком случае говорят
об аудио-вербальном (слухо-словесном)
канале, проще - о слуховом канале. Форма
и содержание письма воспринимаются по
зрительному (визуально-вербальному) каналу.
Рукопожатие - способ передачи дружеского
приветствия по кинесико-тактильному
(двигально-осязательному) каналу. Если
же мы по костюму узнаем, что наш собеседник,
допустим, узбек, то сообщение о его национальной
принадлежности пришло к нам по визуальному
каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному,
поскольку словесно (вербально) никто
ничего не сообщал.
Анализ структуры общения
позволяет выделить функции общения:
1. Информационно-коммуникативная
функция.
2. Регуляционно-коммуникативная
функция.
3. Аффективно-коммуникативная
функция.
4. Общение является основанием,
необходимым условием нормальной жизнедеятельности
и формирования личности.
Так как в процессе общения
удовлетворяются все основные социальные
потребности человека:
● в социальных связях с другими людьми
(принадлежность к какой-либо группе);
● потребность в привязанностях;
● в значимости или самоутверждении;
● в социальных ориентирах и объекте подражания;
● в самосознании, в самооценке.
Значение общения в жизни личности
наиболее ярко проявляется в 3-х критических
ситуациях:
1. Отсутствие общения (“Маугли”) ==> деградация
личности и резкие необратимые задержки
психологического развития.
2. Дефицит общения (особенно интеллектуального
или дружеского) ==> как компенсация –
отклонения поведения:
1. алкоголь;
2. наркотики;
3. аутообщение (общение с
самим собой) – шизофрения;
4. чрезмерная разговорчивость, привязчивость;
5. персонификация (общение
с неодушевленными предметами и
животными);
6. религиозность (общение
с Богом заменяет общение с человеком).
5. дисгармоничное общение (частые конфликты,
ссоры, неудовлетворенность своим партнером
==> (стрессы) ==> психологические заболевания:
1) неврозы; 2) сердечно-сосудистые заболевания,
язвы и др.; 3) суицид.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.
1. По содержанию оно может быть:
1.1 Материальное (обмен
предметами и продуктами
1.2 Когнитивное (обмен знаниями)
1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)
1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)
1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
2. По целям общение делиться на:
2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)
2.2 Социальное (преследует
цели расширения и укрепления
межличностных контактов,
3. По средствам общение может быть:
3.1 Непосредственное (Осуществляемое
с помощью естественных
3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)
3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)
3.4 Косвенное (осуществляется
через посредников, которыми
Общение как взаимодействие
1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.
2. Ориентировка в ситуации
общения, осмысление
3. Обсуждение интересующей проблемы.
4. Решение проблемы.
5. Завершение контакта (выход из него).
Основные категории общения и их характеристика
Прежде,
чем проанализировать вопрос
категорий общения и их
Одно из определений межличностного общения гласит, что общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности1.
Общение порождается потребностями в совместной деятельности и включает: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, выработку единых структур взаимодействия.
Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется: а) субъектом — инициатором общения, б) субъектом, которому адресована инициатива, в) нормами, по которым организуется общение, г) целями, которые преследуют участники общения, д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.
Выделяют следующие виды общения:
социально-ориентированное
Категория общение относится к одной из коммуникативных категорий. Коммуникативные категории, по определению З.Д. Поповой и И.А. Стернина, — «самые общие коммуникативные (концепты) понятия, упорядочивающие знания человека об общении и нормах его осуществления». Они содержат информацию о том, «как тот или иной носитель языка понимает категоризуемое явление, что он включает в состав данного явления, какие нормы и правила связывает с данным понятием, как он «вписывает» данную категорию в состав других коммуникативных и некоммуникативных мыслительных категорий»2.
Коммуникативные категории, как и любые мыслительные категории, тем или иным образом упорядочивают ментальные представления о нормах и правилах коммуникации. Это упорядочение осуществляется нежёстко, вероятностно, многие категории взаимно накладываются друг на друга и пересекаются друг с другом — явление, характерное для всех когнитивных категорий. Основное назначение коммуникативных категорий — не упорядочение сведений о нормах и правилах общения, а обеспечение, организация речевого общения индивида в обществе.
Содержание коммуникативной категории представляет собой некоторую (не очень жёстко) упорядоченную совокупность суждений, установок, ментальных стереотипов, правил, касающихся общения.
К коммуникативным категориям относятся категория общения, категории вежливости, грубости, коммуникабельности, коммуникативной неприкосновенности, коммуникативной ответственность, эмоциональность, коммуникативной оценочности, коммуникативного доверия, коммуникативного давления, спора, конфликта, коммуникативной серьезности, реквестивности, коммуникативной эффективности, молчания, коммуникативной оптимизма/пессимизма, сохранения лица, категория тематики общения, грамотности, категория коммуникативного идеала и др.
Можно назвать следующие некоторые признаки категории общения:
Значение категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и его личности, а также понять развитие психики как процесс, происходящий путем присвоения общественно-исторического опыта человечества в контексте общения с другими людьми, живыми носителями этого опыта.
Можно выделить три основных категории средств общения (тех операций, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком)3. Это экспрессивно-мимические, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации; предметно-действенные: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; речевые средства: высказывания, вопросы, ответы, реплики.
Экспрессивно-мимические средства общения. Их своеобразие в том, что они служат проявлением эмоциональных состояний, и в этом их первая функция. Но они одновременно используются как активные жесты, адресованные окружающим людям. В этой своей второй функции экспрессии соединяют индивидуальное переживание с принятой в данном обществе системой эталонов и становятся знаком, понятным другим людям. Третья функция выразительных средств состоит в том, что они служат индикатором отношения одного человека к другому, обнаруживая их расположение или неприязнь друг к другу.
Предметно-действенные средства общения. Возникают в совместной деятельности и представляют собой преобразованные для целей коммуникации «эскизные» предметные движения и статичные позы.
С их помощью человек не только выражает свою готовность к общению с другими, но и в своеобразной форме показывает, какого рода взаимодействие ему желательно.
Речевые средства общения. Использование речи для целей коммуникации имеет принципиальное значение. Л.С. Выготский указывал, что «общение, не опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, возможно только самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах»4. А.А. Леонтьев подчеркивает, что речевая деятельность есть основной вид общения, в наибольшей мере воплощающий в себе ее специфику. Использование речи необыкновенно расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности человека.
Все основные категории средств общения формируются у человека прижизненно в процессе реальных контактов с окружающими людьми. Каждая категория средств имеет свои специфические возможности, определяющие их функцию и роль во взаимодействии.
В общении с окружающими людьми человек использует средства всех категорий, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные из них в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных особенностей.
Байрон Люис, основываясь на работе Вирджинии Сатир, а также Бэндлера и Гриндера, создал модель четырех основных категорий общения5. Это модель организована вокруг четырех предпочитаемых репрезентативных систем. Это визуальная система, кинестетическая система, аудиальная система и логическая система.
Исследователь выделил определенные паттерны поведения, которые согласуются с каждой из категорий общения, особенно в стрессовых ситуациях. Человек-визуал обращает больше внимания на визуальные аспекты взаимодействия. Они включают выражение лица и жесты, а также собственное визуальное воображение внутреннего происхождения. Чтобы адекватно относиться к кому-либо, с кем он разговаривает, для визуала важно расположиться таким образом, чтобы он мог ясно видеть окружающее. Из-за этого визуалы обычно сохраняют расстояния между собой и другими.
Люди, действующие в кинестетической категории общения, в значительной степени полагаются на чувства, чтобы понять и осмыслить то, что происходит вокруг них. Наиболее вероятно, что они обязательно по возможности займут такое место, которое позволит им буквально дотронуться до людей, с которыми они разговаривают.
Аналогично и для аудиальной и дискретной категорий общения.
Хотя люди, действующие на основе какой-либо одной репрезентативной системы, способны использовать любую другую систему, они обычно полагаются на предпочитаемую ими систему для получения большего количества информации.