Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 05:25, контрольная работа
Психические процессы являются базовыми явлениями, когда психические состояния и свойства личности в свою очередь, являются временными, и имеют определенную типологию. — как временную и типологическую модификации психических процессов. Если говорить о совокупности данных психических явлений, то в общем виде они образуют единый поток отражательно-регуляционной деятельности.
Введение.
Общее понятие о психике.
Развитие психики.
Психика и мозг.
Рефлекторная теория психики.
Прикладные отрасли психологии.
Социальная психология.
Медицинская психология.
Юридическая (правовая) психология.
Заключение.
Список использованной литературы.
Наиболее простое, естественное проявление темперамента мы можем наблюдать в детском возрасте. Чем старше ребенок, тем более усложняются его отношения с миром и, следовательно тем более он испытывает воздействий этого мира, маскирующих или изменяющих особенности его темперамента[12].
Проведенные исследования типов нервной деятельности и темпераментов подтверждают, что они очень рано могут быть обнаружены (Н. И. Красногорский и другие). Так, Е. П. Ересь, исследуя темпераменты школьников, берет учащихся трех классов (возраста 10—11 лет) и находит среди них все ярко выраженные типы темпераментов. Об этом говорят и данные исследования И. В. Страхова. Из 39 школьников, взятых им в качестве испытуемых, 33 оказались с. ярко выраженными чертами темпераментов, с комбинированными — 6 человек. Из чистых типов сангвиников — 9 человек, холериков — 10, флегматиков — 9, меланхоликов — 5[13].
Эти показатели говорят о том, что «у большинства школьников отмечается определенность, четкость и выраженность типических черт темперамента».
Приведенные данные говорят определенно о том, что яркое проявление темперамента в «чистом» его виде мы обнаруживаем в ранние детские годы. В этот период жизни темперамент представляет собой преобладающую форму реакции личности. Преобладание любознательности как начальной формы духовной потребности, органических потребностей и импульсивной формы их проявлений в процессе жизнедеятельности сменяется новой направленностью личности и вместе с тем новой формой ее активности. Это качественное преобразование структуры личности определяется развитием отражения бытия и усложняющимися требованиями действительности, предъявляемыми личности.
Как мы уже знаем, динамические черты выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях — они дают себя знать и в умственной и сфере, в сфере побуждений, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в труде.
Главное, нужно иметь в виду, что различия по темпераментам — это прежде всего различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Каждый темперамент имеет и положительную, и отрицательную стороны. Конкретное представление об этом дают результаты изучения влияний на деятельность отдельных свойств типа нервной системы и соответствующих им черт темперамента.
Сильные и слабые типы в деятельности. Нам уже известно, что слабость нервной системы — это не только недостаток силы: та кой тип нервной системы имеет и свои достоинства, - а в некоторых отношениях и преимущество по сравнению с сильным типом нервной системы.
Проводились, например, такие опыты: группе учеников (у них предварительно определялась сила нервной системы) предлагалось решать простейшие арифметические примеры в течение всего урока. Оказалось, что в ходе выполнения этого задания выступили такие различия: ученики слабого типа, в отличие от учеников сильного типа, на начальном этапе решали большее количество примеров (сказалась присущая им повышенная отзывчивость на окружающее, реактивность), но зато они же быстрее уставали; а ученикам с чертами темперамента, обусловленными сильной нервной системой, требовалась «раскачка», чтобы включиться в работу, но они могли выполнять задание дольше, не снижая продуктивности.
В одном исследовании велись наблюдения за учебной работой наиболее развитых, способных старшеклассников (у них же в лабораторных опытах определялась сила нервной системы). Оказалось, что среди этих учеников были представители как сильного, так и слабого типов нервной системы. Но выяснилось, что процесс учебных занятий протекал у них по-разному в зависимости от их темперамента. Так, если в умственной работе ученика выделить три этапа — подготовительный, исполнительный и контрольный, то обнаруживалось, что сильные мало времени уделяли подготовительным и контрольным действиям (например, исправления, добавления в сочинениях делались ими по преимуществу по ходу их написания), тогда как слабых отличала продолжительность подготовительных и контрольных действий (в частности, большинство исправлений и добавлений в сочинениях вносилось ими уже в дополнительное время — при самопроверке). Другое отличие: сильные достаточно длительно могли выполнять ряд заданий и поручений без специального планирования и распределения во времени, тогда как с л а б ы е предпочитали браться за новую работу, лишь полностью завершив прежнюю, а для заданий, полученных на длительный срок, старались заранее составить планы на день, неделю и т.д. По конечной же продуктивности, по общей исполнительности нельзя было отдать предпочтение учащимся того или другого темперамента[14].
Установлено, что в некоторых видах монотонной работы лица с относительной слабостью нервной системы имеют определенные преимущества: их повышенная чувствительность предохраняет от снижения восприимчивости, от развития сонливости, которая легко может возникать в таких условиях. Но в тех видах труда, где приходится иметь дело с особенно сильными, неожиданными или устрашающими раздражителями, лица слабого типа, именно из-за особенностей своего темперамента могут оказаться не в состоянии справляться с деятельностью.
Показательны данные психологических наблюдений в области спорта. Так, школьники проявили индивидуальные различия в успехах, достигаемых в условиях тренировочных занятий на уроках, а затем - в условиях публичных выступлений. Оказалось, что ученики сильного типа нервной системы во время ответственных соревнований показывают более высокие результаты, чем на тренировках, тогда как ученики слабого типа более успешно проявляют себя на тренировке, а во время соревнований их результаты ухудшаются, утрачивают свою стабильность. Это объясняется различиями между темпераментами по возбудимости, по способности выдерживать большое напряжение, по тому, как переживается состояние, вызываемое повышенной ответственностью, риском.
Таким образом, лица с более сильным типом нервной системы лучше решают одни задачи, а с более слабым - другие. Часто к разрешению одной и той же задачи лица, различающиеся по силе нервной системы, должны идти разными путями[15].
Поскольку формирование особенностей темперамента есть процесс, в огромной степени зависящий от развития волевых черт личности, первостепенное значение для воспитания темперамента имеет формирование морально-волевых сторон характера. Овладение своим поведением и будет означать формирование положительных качеств темперамента.
Вместе с тем воспитателю следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.
Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при «тепличном», изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении человека не обязательно говорит о холерическом темпераменте. Оно может быть недостатков. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого — другие.
Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент — важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.
Каждый человек, независимо от особенностей его темперамента, может успешно овладевать знаниями и различными профессиями, быть хорошо воспитанным.
Однако при прочих равных условиях люди, и в особенности дети, в зависимости от их темперамента оказываются более или менее приспособленными к различным видам деятельности и конкретным работам, что необходимо учитывать при организации обучения.
Из ранее приведенных характеристик темпераментов детей видно, в какой степени различным может быть их поведение, что нельзя не учитывать при организации воспитания. Одних учащихся нужно сдерживать, других активизировать, у третьих формировать большую уверенность в себе и смелость и т. п. Должна быть разработана определенная тактика воспитания по отношению к различным школьникам при учете особенностей их темпераментов. Таким образом, знание темпераментов и учет их в работе должны лежать в основе индивидуального подхода к детям[16].
Педагогам и воспитателям постоянно приходится воспитания сталкиваться с различиями между детьми по их общей активности и по выраженности их чувств.
Но для подлинного понимания таких различий нужны достаточно длительные и разносторонние наблюдения. При кратковременном знакомстве с ребенком можно получить лишь отдельные, более или менее яркие впечатления о динамической стороне психики, которые недостаточны, однако, для достоверного суждения о свойствах темперамента. Лишь зная условия развития ученика, сопоставляя данные о его поведении и деятельности в разных обстоятельствах, можно отличить случайные манеры, привычки от более коренных черт темперамента.
Для отнесения ученика к определенному типу темперамента, как явствует из всего изложенного выше, следует убедиться в той или иной выраженности у него прежде всего таких черт:
1. Активность. О ней судят по тому, с какой степенью напора (энергичности) ребенок тянется к новому, стремится воздействовать на окружающее и изменить его, преодолевать препятствия.
2. Эмоциональность.
О ней судят по чуткости
к эмоциогенным воздействиям, по
расположенности находить
3. Особенности моторики.
Они выступают в быстроте, резкости,
ритме, амплитуде и ряде других
признаков мышечного движения (часть
из них характеризует и
При этом важно иметь в виду, что не бывает «хороших» и «плохих» темпераментов. Задача воспитателя должна заключаться не в том, чтобы пытаться переделывать один тип темперамента в другой (это и невозможно), а в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.
Индивидуальный подход и тип темперамента. Каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. "Энергия, страстность холерика, если они направлены на достойные цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам. Живость и отзывчивость сангвиника - положительные качества, но при недостатках воспитания они могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, к поверхностности, склонности разбрасываться. Спокойствие, выдержка, отсутствие торопливости флегматика — это достоинства. Но в неблагоприятных условиях воспитания они могут сделать человека вялым, равнодушным ко многим впечатлениям жизни. Глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхолика - ценные черты, но при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у представителей этого типа может развиваться расположенность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость.
Таким образом, одни и те же исходные свойства темперамента не предопределяют того, во что они разовьются - в достоинства или в недостатки. Не следует приписывать к чертам темперамента то, что является результатом невоспитанности? Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении не обязательно говорит о холерическом темпераменте — оно может быть следствием просчетов в воспитании при любом темпераменте .^Чрезмерная легкость смены интересов и увлечений, несдержанность, безразличие к окружающему, пугливость и другие отрицательные свойства ребенка (как и взрослого) могут быть не чертами темперамента, а результатом влияния окружающих людей: заласкивания и поощрения капризов в одних случаях, излишней строгости и подавления самостоятельности — в других. (Ученик в школе может казаться робким, производить впечатление крайнего представителя меланхолического типа, но не быть им в действительности. Его поведение может быть вызвано, например, тем, что он отстал по учебным предметам или у него очень тяжелые семейные обстоятельства.
Сказанное не должно приводить к недооценке действительных различий по темпераменту. Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий[17].
Специально изучалось, как по-разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью нервной системы после такой оценки были заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учеников требуют и различной педагогической тактики.
Некоторые дети легко и быстро осваиваются с резкими изменениями в распорядке школьного дня, другие же - медленно, и их работа разлаживается. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое даже на уроке по одному и тому же предмету (например, при переходе от выслушивания объяснения к письму и т.п.). В то же время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее состояние на уроках.
Предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети- холерики и дети с меланхолическим темпераментом. Первых надо систематически удерживать от бурных реакций, приучать к сдержанности, самообладанию, прививать им привычку к более: спокойной и равномерной работе. У вторых надо развивать уверенность в своих силах, поощрять их активность, требовать поступков, связанных с преодолением трудностей. Дети со слабой, нервной системой нуждаются в более четком режиме и определенном ритме работы.