Общее понятие психики. Классификация психических явлений. Прикладные отрасли психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 05:25, контрольная работа

Краткое описание

Психические процессы являются базовыми явлениями, когда психические состояния и свойства личности в свою очередь, являются временными, и имеют определенную типологию. — как временную и типологическую модификации психических процессов. Если говорить о совокупности данных психических явлений, то в общем виде они образуют единый поток отражательно-регуляционной деятельности.

Оглавление

Введение.
Общее понятие о психике.
Развитие психики.
Психика и мозг.
Рефлекторная теория психики.
Прикладные отрасли психологии.
Социальная психология.
Медицинская психология.
Юридическая (правовая) психология.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Классификация психических явлений(1).docx

— 231.88 Кб (Скачать)

Психология - очень молодая наука. Не будем забывать, что психология как фундаментальная наука должна внести свой решающий вклад в знание о мире.

Без психологии невозможно создание научной картины мира. Юнг отмечал: "Мир психических явлений есть лишь часть мира в целом, и кое-кому может показаться, что как раз в силу своей частности он более познаваем, чем весь мир целиком.

Однако при этом не принимается во внимание, что душа является единственным непосредственным явлением мира, а следовательно, и необходимым условием всего мирового опыта".

Каждый день выявляются новые факты, применяются новые методы, создаются и испытываются новые способы оценки результатов.

Из них лишь немногие сразу находят себе применение, тогда как другие остаются в тени или же вообще забываются в зависимости от моды или потребностей общества.

Назначение науки - накапливать факты независимо от того, как их можно будет использовать.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека - от элементарных ощущений, психических свойств личности и до борьбы мотивов личностей.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Горбатенко А.С. Общая и прикладная  психология / Курс лекций / Серия  «Учебники, учебные пособия». ? Р-н/Д: Феникс, 2002. - 352 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в  общую психологию. - М.: НОРМА, 2004. - 421 с.

3. Возрастная и педагогическая  психология. / Под ред. Петровского  А.В. 2-е изд., испр. и доп. - М., 1979.

4. Карвасарский Б.Д. Медицинская  психология. - Л.: Наука, 1999. - 265 с.

5. Гербарт И.Ф. О возможности  и необходимости применять в  психологии математику // Психология. - СПб., 1985.

6. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические  основы психологии. Серия «Учебное  пособие». - СПб.: Питер, 2008. - 320 с.: ил.

7. Психология и педагогика / Под  ред. А.А. Радугина. - М., 2003.

8. Максименко С.Д. Общая психология. - М., 2000.

9. Немов Р.С. Психология: Учебник  для студ. высш. пед. уч. зав.: в 3-х  кн. Кн. 1. - М., 2001.

10. Социальная психология: Уч. пособие  для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. - М., 2001.

2.

http://www.e-biblio.ru/book/bib/02_estestv_nauki/ur_psihology/SG.html

http://www.ieml.ru/new/files/up/posobiya/yurist1/Yuridicheskaya_psihologiya.pdf

 

3.

 

Принципы и законы высшей нервной деятельности

Деятельность коры головного мозга подчинена ряду принципов и законов. Основные из них впервые были установлены И.П.Павловым. В настоящее время некоторые положения павловского учения уточнены, развиты, а отдельные из них пересмотрены. Однако для овладения основами современной нейрофизиологии необходимо ознакомиться с фундаментальными положениями павловского учения.

Аналитико-синтетический принцип высшей нервной деятельности.

Как установлено И.П.Павловым, основным фундаментальным принципом работы коры больших полушарий головного мозга является аналитико-синтетический принцип. Ориентация в окружающей среде связана с вычленением отдельных ее свойств, сторон, признаков (анализ) и объединением, связью этих признаков с тем, что является полезным или вредным для организма (синтез). Синтез —это замыкание связей, а анализ —это все более тонкое отчленение одного раздражителя от другого.

Аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга осуществляется взаимодействием двух нервных процессов: возбуждения и торможения. Эти процессы подчинены следующим законам.

Закон иррадиации возбуждения. Очень сильные (так же, как и очень слабые) раздражители при длительном воздействии на организм вызывают иррадиацию —распространение возбуждения по значительной части коры больших полушарий.

Только оптимальные раздражители средней силы вызывают строго локализированные очаги возбуждения, что и является важнейшим условием успешной деятельности.

Закон концентрации возбуждения. Возбуждение, распространившееся из определенного пункта по другим зонам коры, с течением времени сосредоточивается в месте своего первичного возникновения.

Этот закон лежит в основе главного условия нашей деятельности —внимания (сосредоточенности сознания на определенных объектах деятельности).

При концентрации возбуждения в определенных участках коры мозга происходит его функциональное взаимодействие с торможением, это и обеспечивает нормальную аналитико-синтетическую деятельность.

Закон взаимной индукции нервных процессов. На периферии очага одного нервного процесса всегда возникает процесс с обратным знаком.

Если в одном участке коры сконцентрирован процесс возбуждения, то вокруг него индуктивно возникает процесс торможения. Чем интенсивнее сконцентрированное возбуждение тем интенсивнее и шире распространен процесс торможения.

Наряду с одновременной индукцией существует последовательная индукция нервных процессов —последовательная смена нервных процессов в одних и тех же участках мозга.

Только нормальное соотношение процессов возбуждения и торможения обеспечивает поведение, адекватное (соответствующее) окружающей среде.

Нарушение баланса между этими процессами, преобладание одного из них вызывает значительные нарушения в психической регуляции проведения.

Так, преобладание торможения, недостаточное взаимодействие его с возбуждением приводит к снижению активности организма. Преобладание возбуждения может выразиться в беспорядочной хаотической деятельности, излишней суетливости, снижающей результативность деятельности. Процесс торможения —это активный нервный процесс. Он ограничивает и направляет в определенное русло процесс возбуждения, содействует сосредоточению, концентрации возбуждения.

Торможение бывает внешним и внутренним. Так, если на животное внезапно подействует какой-либо новый сильный раздражитель, то прежняя деятельность животного в данный момент затормозится. Это внешнее (безусловное) торможение. В данном случае возникновение очага возбуждения по закону отрицательной индукции вызывает торможение других участков коры.

Одним из видов внутреннего или условного торможения является угасание условного рефлекса, если он не подкрепляется безусловным раздражителем (угасательное торможение). Этот вид торможения вызывает прекращение ранее выработанных реакций, если они в новых условиях становятся бесполезными.

Торможение возникает и при чрезмерном перевозбуждении мозга. Оно защищает нервные клетки от истощения. Этот вид торможения называется охранительным торможением.

На внутреннем виде торможения основана и аналитическая деятельность коры мозга, способность различать близкие по своим свойствам предметы и явления. Так, например, при выработке у животного условного рефлекса на эллипс оно вначале реагирует и на эллипс и на круг. Происходит генерализация, первичное обобщение сходных раздражителей. Но, если постоянно сопровождать предъявление эллипса пищевым раздражителем и не подкреплять предъявление круга, то животное постепенно начинает отчленять (дифференцировать) эллипс от круга (реакция на круг затормаживается). Этот вид торможения, лежащий в основе анализа, дифференцирования, называется дифференцировочным торможением. Оно уточняет действия животного, делает его более приспособленным к окружающей среде.  

 

29. ПРИНЦИПЫ И  ЗАКОНЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Процессы торможения и возбуждения подчинены следующим законам.

Закон иррадиации возбуждения. Очень сильные раздражители при длительном воздействии на организм вызывают иррадиацию - распространение возбуждения по значительной части коры больших полушарий. Только оптимальные раздражители средней силы вызывают строго локализированные очаги возбуждения, что и является важнейшим условием успешной деятельности.

Закон концентрации возбуждения. Возбуждение, распространившееся из определенного пункта по другим зонам коры, с течением времени сосредоточивается в месте своего первичного возникновения.

Этот закон лежит в основе главного условия нашей деятельности - внимания. При концентрации возбуждения в определенных участках коры мозга происходит его функциональное взаимодействие с торможением, что обеспечивает нормальную ана- литико-синтетическую деятельность.

Закон взаимной индукции нервных процессов. На периферии очага одного нервного процесса всегда возникает процесс с обратным знаком. Если в одном участке коры сконцентрирован процесс возбуждения, то вокруг него индуктивно возникает процесс торможения.

Чем интенсивнее сконцентрированное возбуждение, тем интенсивнее и шире распространен процесс торможения. Наряду с одновременной индукцией существует последовательная индукция нервных процессов - последовательная смена нервных процессов в одних ^и тех же участках мозга. ^ 6



 

  

← Динамический стереотип

   

http://www.e-reading.me/bookreader.php/98174/Ivanova,_Kosolapova_-_Yuridicheskaya_psihologiya__konspekt_lekciii.html

 

 

4.

В опытах И. П. Павлова было установлено, что действие тех или иных раздражителей зависит не только от их качества, но и от типологических особенностей высшей нервной деятельности. Под типологическими особенностями высшей нервной деятельности подразумевается динамика протекания нервных процессов (возбуждения и торможения) у отдельных индивидуумов.

Тип нервной деятельности характеризуется следующими тремя физиологическими свойствами нервной системы: 
1) силой нервных процессов – работоспособностью нервных клеток при возбуждении и торможении; 
2) уравновешенностью нервных процессов – соотношением между силой процессов возбуждения и торможения, их сбалансированностью или преобладанием одного процесса над другим; 
3) подвижностью нервных процессов – скоростью смены процессов возбуждения и торможения.

В зависимости от сочетания вышеуказанных свойств выделяются четыре типа высшей нервной деятельности.

Первый тип отличается повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью и высокой подвижностью (живой тип, по определению И. П., Павлова).

Второй тип также характеризуется повышенной силой нервных процессов, но они неуравновешенны, возбудительный процесс преобладает над тормозным (безудержный тип).

Третьему типу свойственны повышенная сила нервных процессов, их уравновешенность, но малая подвижность (спокойный тип).

Четвертый тип характеризуется пониженной силой нервных процессов, пониженной их подвижностью (слабый тип).

Различные типы высшей нервной деятельности – врожденная основа четырех темпераментов: сангвинического, холерического, флегматического, меланхолического.

Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов обеспечивают эффективность приспособления к среде. Если сила нервных процессов недостаточна, то организм страдает от сильных внешних воздействий и неадекватно на них реагирует (преувеличивается их значение, возникают срывы нервной деятельности, неврозы).

При недостаточной подвижности или уравновешенности нервных процессов организм не может быстро приспособиться к внешним условиям, для него болезненна ломка стереотипа; она нередко вызывает невротическое состояние.

Но, как показали исследования И. П. Павлова, сила и подвижность нервных процессов могут возрастать под влиянием тренировки, воспитания, соответствующих условий жизни. Природные конституционные особенности организма могут быть изменены – такой оптимистический вывод сделал И. П. Павлов исходя из научно-экспериментальных данных.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Рассмотренные выше принципы, закономерности и типы высшей нервной деятельности являются общими как для животных, так и для человека. Однако высшая нервная деятельность человека существенно отличается от высшей нервной деятельности животных. "В развивающемся животном мире на фазе человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности. Для животного действительность сигнализируется почти только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды... Это – первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными. Но слово составило вторую, специально нашу сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов. Многочисленные раздражения словом, с одной стороны, удалили нас от действительности, и поэтому мы постоянно должны помнить это, чтобы не исказить наши отношения к действительности. С другой стороны, именно слово сделало нас людьми'".

Итак, первая сигнальная система действительности – система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира. Слово (речь) – вторая сигнальная система. Она возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней.

Благодаря второй сигнальной системе у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, ибо слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Как отмечает И. П. Павлов, со словом "вводится новый принцип нервной деятельности – отвлечение и вместе обобщение бесчисленных сигналов... – принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека – науку".

Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как действие непосредственного первосигнального раздражителя. Под влиянием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы. (Это лежит в основе терапевтического внушения и самовнушения.)

Слово возникло с появлением общества, оно является важнейшим общественным достоянием. Благодаря слову отдельный индивидуум может овладеть опытом всего человечества. Даже непосредственное восприятие человеком окружающей действительности опосредовано словом и носит обобщенный характер.

Но слово, оторванное от его конкретных первосигнальных источников, теряет смысл и перестает быть средством ориентации человека в окружающей действительности. (Не понимая значения слова, мы воспринимаем лишь звуковую его оболочку.)

Вторая сигнальная система имеет две функции – коммуникативную (обеспечивает общение людей друг с другом) и функцию отражения объективных закономерностей. Слово не только дает наименование предмету, но и содержит в себе обобщение, является сигналом его существенных признаков.

Специфические человеческие типы высшей нервной деятельности. Выше были рассмотрены типологические особенности высшей нервной деятельности, общие у человека и высших животных (4 типа). Но у людей имеются специфические типологические особенности, связанные со второй сигнальной системой. У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой. Но степень преобладания неодинакова. Это дало И. П. Павлову основание разделить высшую нервную деятельность человека на три типа: 1) мыслительный; 2) художественный; 3) средний (смешанный).

К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы); отражение действительности происходит у них не в ярких образах, а в обобщенных категориях.

К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием второй сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конкретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобретатели и др.).

Средний, или смешанный, тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми (около 80% всех людей).

Чрезмерное преобладание второй сигнальной системы, граничащее с отрывом от первой, является негативным качеством. У людей с преобладанием первой сигнальной системы, как правило, менее развита склонность к абстрагированию, теоретизации. В основе "мыслительного" и "художественного" типов высшей нервной деятельности человека лежит доминирование у различных людей одного из полушарий мозга. Правое полушарие, как уже отмечалось, реагирует преимущественно на сигналы первой сигнальной системы, левое – на сигналы второй сигнальной системы. Правое полушарие – орган образного мышления, образной памяти. Левое полушарие – орган абстрактно-теоретического мышления.7

В oпытax с живoтными И.П.Пaвлoв устaнoвил, чтo у нeкoтoрыx живoтныx 
пoлoжитeльныe услoвныe рeфлeксы oбрaзуются быстрo, a тoрмoзныe мeдлeн- 
нo. У другиx живoтныx, нaoбoрoт, пoлoжитeльныe услoвныe рeфлeксы вырa- 
бaтывaются мeдлeннo, a тoрмoзныe быстрee. У трeтьeй группы живoтныx и 
тe и другиe рeфлeксы вырaбaтывaются лeгкo и прочно закрепляются. Так, 
было установлено, что действие тех или иных раздражителей зависит не 
только от их качества, но и от типологических особенностей высшей 
нервной деятельности. Под типологическими особенностями высшей нервной 
деятельности имеется в виду динамика протекания нервных процессов 
(возбуждения и торможения) у отдельных индивидуумов. Она характеризу- 
ется следующими тремя типологическими свойствами: 
1) силой нервных процессов — работоспособностью нервных клеток при 
возбуждении и торможении; 
2) уравновешенностью нервных процессов — соотношением между силой про- 
цессов возбуждения и торможения, их сбалансированностью или преоблада- 
нием одного процесса над другим; 
3) подвижностью нервных процессов — скоростью смены процессов возбуж- 
дения и торможения. 
В зависимости от сочетания вышеуказанных свойств выделяются четыре 
типа высшей нервной деятельности. 
Первый тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, их 
уравновешенностью и высокой подвижностью (живой тип). 
Второй тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, но 
они не уравновешены, возбудительный процесс преобладает над тормозным, 
процессы эти подвижны (безудержный тип). 
Третий тип характеризуется повышенной силой нервных процессов, их 
уравновешенностью, но малой подвижностью (спокойный тип). 
Четвертый тип характеризуется пониженной силой нервных процессов, 
пониженной их подвижностью (слабый тип). 
Таким образом, типом высшей нервной деятельности является опреде- 
ленное сочетание устойчивых свойств возбуждения и торможения, харак- 
терных для высшей первой деятельности того или иного индивидуума. 
Различные типы высшей нервной деятельности лежат в основе четырех 
темпераментов: сангвинического, холерического, флегматического, мелан- 
холического. 
Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов обеспечивают 
более быстрое и эффективное приспособление к обстановке. Если сила 
нервных процессов недостаточна, то организм страдает от сильных внеш- 
них воздействий и неадекватно реагирует на их действие (преувеличива- 
ется их значение, возникают срывы нервной деятельности, неврозы). 
При недостаточной подвижности нервных процессов организм не может 
быстро приспособиться к измененным условиям, для него особенно болез- 
ненна ломка стереотипа; она нередко вызывает невротические состояния. 
Но, как показали исследования И.П.Павлова, сила и подвижность нервных 
процессов могут возрастать под влиянием тренировки, воспитания, соот- 
ветствующих условий жизни. Природные конституционные особенности ор- 
ганизма могут быть изменены.

При анализе индивидуальных особенностей человека, которые проявляются в ее социальном поведении, обычно пользуются такими терминами, как «темперамент», «характер» и «личность». 
Темперамент (в пер. С греч. - Пропорция), или тип нервной системы, характеризует врожденные свойства и особенности психической деятельности индивида (генотип). В структуре темперамента можно выделить три главных компонента - общую активность индивида, его двигательные проявления и эмоциональность. Характер - индивидуальное 
состав психической жизни, форма его поведения, «нрав» человека, который проявляется в ЕЕ манерах, привычках, эмоциональной сфере. Характер является основой поведения человека. Формируется он под влиянием конкретной социальной среды, условий воспитания. Личность может быть определена как отдельно взятая конкретный человек. Личность включает в себя и темперамент, и характер, и интеллект человека, а также социально значимые черты, которые характеризуют индивида как члена того или иного общества или общности людей. Личность Интегрирует различные психические процессы и формируется (как и характер) под влиянием конкретной социальной среды. Понятие «характер» и «темперамент» часто отождествляются, хотя характер является не столько выражением биологических, природных свойств нервной системы, сколько следствием воздействия на человека окружающей среды, прежде общественных, социальных условий. 
Классификация темпераментов. Еще Гиппократом была создана классификация темпераментов, в основу которой было положено совокупность постоянных признаков в поведении человека, его жизненную активность, инициативу и способность к более-менее энергичной деятельности. Великий ученый считал, что избыточное выделение крови приводит темперамент сангвинический, избыточная продукция желтой желчи - холерический, черной желчи - меланхолический, слизи - флегматический. Это представление о механизме возникновения темпераментов в свете современных знаний являются наивными, но учение о темпераментах и ??их систематизация не утратили своего значения и поныне. 
Изучая закономерности деятельности большого мозга, И. П. Павлов убедился в возможности оценивать индивидуальные особенности его функций на основании учения о типах нервной системы, в основу своей классификации типе непвовои системы или темпераментов, и. н. Ииавлов положил следующие основные принципы: силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения) в коре большого мозга. Под силой возбудительного процесса понимают способность переносить довольно сильные действия без включения запредельного торможения. Сила тормозного процесса характеризуется быстротой и прочностью внутреннего (дифференцировочные, запоздалое т.д.) торможение. Сила нервных процессов у одного и того же индивида не является постоянной, она зависит от возраста, питания, эндокринных влияний, тренировки нервной системы и. Вторым принципом, положенным в основу классификации типов нервной системы, является степень уравновешивания процессов возбуждения и торможения. Если они уравновешивают друг друга и даже при сильном нервном напряжении этот баланс нервных процессов сохраняется, то такой тип нервной системы 
называется уравновешенным. Если один из процессов доминирует (чаще преобладает процесс возбуждения над процессом торможения), то такой тип называется неуравновешенным. Третьим принципом является подвижность нервных процессов, т.е. способность быстро или медленно, легко или трудно возбуждаться или тормозиться. 
Таким образом, оценивая указанные выше физиологические свойства нервной системы, И. П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы высших животных и человека, 1) сильный, уравновешенный, подвижный («живой»), 2) сильный, уравновешенный, инертный ("спокойный »,« солидный »), 3) сильный, неуравновешенный с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения и с плавающей нервной системой (безудержный) 4) слабый (отличается слабостью как возбуждающего, так и тормозного процессов и склонностью к развитию запредельного торможения). Классификация темпераментов, предложенная Гиппократом, близкая к классификации И. П. Павлова. При оценке вариантов сильного типа необходимо учитывать, что сильный уравновешенный тип с плавающей нервной системой отвечает сангвиническому темперамента, сильный уравновешенный тип с инертной нервной системой - флегматическому, сильный неуравновешенный, безудержный тип - холерический, слабый тип - меланхолическим темпераментом. 
Сангвиник отличается живостью, энергичностью, работоспособностью, жизнерадостностью, быстрой сменой состояний, на внешние воздействия реагирует хоть и быстро, но неглубоко, хорошо приспосабливается к жизненным условиям (стереотипов). Холерик еще подвижнее от сангвиника, очень энергичный (не знает меры!), Но его жизненная энергия быстро иссякает и начатое дело редко доводится до конца. Он легко переходит от состояния сильного возбуждения к вялости, часто вступает в конфликты с людьми. Флегматики работоспособны, медленные, хладнокровные. У них настолько слабая активность, иногда граничит с равнодушием. Для меланхолика характерны общая слабость жизнедеятельности, неуверенность в себе, нерешительность, отсутствие инициативы и активности, постоянное недовольство. Работоспособность зависит от конкретных условий. 
Характеризуя форму поведения человека, индивидуальный состав его духовной жизни, мы часто говорим о характере человека: сильный, слабый, твердый, мягкий, тяжелый, упорный и т.п.. Характер проявляется в деятельности человека (активный, целеустремленный, нерешительный и др.).. 
При формировании типов нервной системы исключительное значение приобретают взаимодействие между первой и второй сигнальными системами и равновесие между ними. Этот принцип был положен И. П. Павловым в основу классификации специальных типов человека. Было выделено три основных типа - художественный, мыслящий и средний. Человек, принадлежащий к художественному типу, хорошо воспринимает окружающую действительность (краски, звуки, запахи и т.д., т.е. конкретные сигналы). Такие люди охватывают действительность в целом, полностью. Человек мыслящего типа, наоборот, каждое явление анализирует, разбирает до мельчайших деталей, создает абстрактные представления о явлениях и событиях, которые происходят. У человека, который принадлежит к художественному типу, особенно ярко выявлена ??деятельность первой сигнальной системы (хотя она доминирует влияние второй сигнальной системы). Для человека, принадлежащего к мыслящему типу, характерны четко выраженные влияния второй сигнальной системы. У среднего типа определенной степени действуют обе сигнальные системы. Специально человеческие типы можно рассматривать как следствие индивидуальных вариаций функциональной асимметрии полушарий большого мозга. Художественному типу соответствует относительное доминирование правой (неязыковой, конкретнообразнои) полушария, а мыслящему - левой. 
По мере дальнейших исследований типологии человека становилось все очевиднее, что перечень свойств нервной системы, комбинация которых характеризует ту или иную индивидуальность, следует существенно расширить. С помощью специально разработанных психологических тестов Г. Айзенк выделил три основных параметра: 1) экстра-и интроверсивнисть; эмоциональная устойчивость и невротизма, 3) психотизм, противоположным полюсом которого является устойчивое соблюдение социальных норм. Экстраверт характеризуется как открытый, разговорчивый, социальный, активный субъект, а интроверт - как замкнутый, пассивный, молчаливый. Невроидний субъект тревожный, склонен к гневу, эмоционально неустойчив, ему противостоит эмоционально устойчива личность. Високопсихоидний тип - эгоцентричный, холодный, равнодушный ко всем и агрессивный субъект. Степень экстра-и интроверсивности определяется главным образом с помощью специально разработанных анкет. 
Полагают, что в основе экстраверсии лежат индивидуальные особенности взаимодействия активизирующего ретикулярной формации, передних отделов новой коры. У интроверта более развита септогипокампальна, тормозная система. Степень невротизма зависит от индивидуальных особенностей взаимодействия лимбических структур и новой коры. 
В детстве, юности оптимальной формой взаимодействия человека с окружающей средой является амбиверсия (средняя между экстра и интроверсией). Социальная среда формирует психологические черты особенности в сторону экстра-и интроверсии. С возрастом эти особенности становятся выразительнее, ярче проявляются раздражительность, возбудимость, эмоциональная неустойчивость, неуверенность, тревога. 
Было предложено также делить людей на типы А и Б. В частности лица, принадлежащие к типу А, характеризуются постоянным внутренним напряжением, гонором, стремятся к быстрой реализации все новых планов, к лидерству. Они часто недовольны собой, мнительны.

Информация о работе Общее понятие психики. Классификация психических явлений. Прикладные отрасли психологии