Общее понятие психики. Классификация психических явлений. Прикладные отрасли психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 05:25, контрольная работа

Краткое описание

Психические процессы являются базовыми явлениями, когда психические состояния и свойства личности в свою очередь, являются временными, и имеют определенную типологию. — как временную и типологическую модификации психических процессов. Если говорить о совокупности данных психических явлений, то в общем виде они образуют единый поток отражательно-регуляционной деятельности.

Оглавление

Введение.
Общее понятие о психике.
Развитие психики.
Психика и мозг.
Рефлекторная теория психики.
Прикладные отрасли психологии.
Социальная психология.
Медицинская психология.
Юридическая (правовая) психология.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Классификация психических явлений(1).docx

— 231.88 Кб (Скачать)

 

 

При анализе индивидуальных особенностей человека, которые проявляются в ее социальном поведении, обычно пользуются такими терминами, как «темперамент», «характер» и «личность». 
Темперамент (в пер. С греч. - Пропорция), или тип нервной системы, характеризует врожденные свойства и особенности психической деятельности индивида (генотип). В структуре темперамента можно выделить три главных компонента - общую активность индивида, его двигательные проявления и эмоциональность. Характер - индивидуальное 
состав психической жизни, форма его поведения, «нрав» человека, который проявляется в ЕЕ манерах, привычках, эмоциональной сфере. Характер является основой поведения человека. Формируется он под влиянием конкретной социальной среды, условий воспитания. Личность может быть определена как отдельно взятая конкретный человек. Личность включает в себя и темперамент, и характер, и интеллект человека, а также социально значимые черты, которые характеризуют индивида как члена того или иного общества или общности людей. Личность Интегрирует различные психические процессы и формируется (как и характер) под влиянием конкретной социальной среды. Понятие «характер» и «темперамент» часто отождествляются, хотя характер является не столько выражением биологических, природных свойств нервной системы, сколько следствием воздействия на человека окружающей среды, прежде общественных, социальных условий. 
Классификация темпераментов. Еще Гиппократом была создана классификация темпераментов, в основу которой было положено совокупность постоянных признаков в поведении человека, его жизненную активность, инициативу и способность к более-менее энергичной деятельности. Великий ученый считал, что избыточное выделение крови приводит темперамент сангвинический, избыточная продукция желтой желчи - холерический, черной желчи - меланхолический, слизи - флегматический. Это представление о механизме возникновения темпераментов в свете современных знаний являются наивными, но учение о темпераментах и ??их систематизация не утратили своего значения и поныне. 
Изучая закономерности деятельности большого мозга, И. П. Павлов убедился в возможности оценивать индивидуальные особенности его функций на основании учения о типах нервной системы, в основу своей классификации типе непвовои системы или темпераментов, и. н. Ииавлов положил следующие основные принципы: силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения) в коре большого мозга. Под силой возбудительного процесса понимают способность переносить довольно сильные действия без включения запредельного торможения. Сила тормозного процесса характеризуется быстротой и прочностью внутреннего (дифференцировочные, запоздалое т.д.) торможение. Сила нервных процессов у одного и того же индивида не является постоянной, она зависит от возраста, питания, эндокринных влияний, тренировки нервной системы и. Вторым принципом, положенным в основу классификации типов нервной системы, является степень уравновешивания процессов возбуждения и торможения. Если они уравновешивают друг друга и даже при сильном нервном напряжении этот баланс нервных процессов сохраняется, то такой тип нервной системы 
называется уравновешенным. Если один из процессов доминирует (чаще преобладает процесс возбуждения над процессом торможения), то такой тип называется неуравновешенным. Третьим принципом является подвижность нервных процессов, т.е. способность быстро или медленно, легко или трудно возбуждаться или тормозиться. 
Таким образом, оценивая указанные выше физиологические свойства нервной системы, И. П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы высших животных и человека, 1) сильный, уравновешенный, подвижный («живой»), 2) сильный, уравновешенный, инертный ("спокойный »,« солидный »), 3) сильный, неуравновешенный с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения и с плавающей нервной системой (безудержный) 4) слабый (отличается слабостью как возбуждающего, так и тормозного процессов и склонностью к развитию запредельного торможения). Классификация темпераментов, предложенная Гиппократом, близкая к классификации И. П. Павлова. При оценке вариантов сильного типа необходимо учитывать, что сильный уравновешенный тип с плавающей нервной системой отвечает сангвиническому темперамента, сильный уравновешенный тип с инертной нервной системой - флегматическому, сильный неуравновешенный, безудержный тип - холерический, слабый тип - меланхолическим темпераментом. 
Сангвиник отличается живостью, энергичностью, работоспособностью, жизнерадостностью, быстрой сменой состояний, на внешние воздействия реагирует хоть и быстро, но неглубоко, хорошо приспосабливается к жизненным условиям (стереотипов). Холерик еще подвижнее от сангвиника, очень энергичный (не знает меры!), Но его жизненная энергия быстро иссякает и начатое дело редко доводится до конца. Он легко переходит от состояния сильного возбуждения к вялости, часто вступает в конфликты с людьми. Флегматики работоспособны, медленные, хладнокровные. У них настолько слабая активность, иногда граничит с равнодушием. Для меланхолика характерны общая слабость жизнедеятельности, неуверенность в себе, нерешительность, отсутствие инициативы и активности, постоянное недовольство. Работоспособность зависит от конкретных условий. 
Характеризуя форму поведения человека, индивидуальный состав его духовной жизни, мы часто говорим о характере человека: сильный, слабый, твердый, мягкий, тяжелый, упорный и т.п.. Характер проявляется в деятельности человека (активный, целеустремленный, нерешительный и др.).. 
При формировании типов нервной системы исключительное значение приобретают взаимодействие между первой и второй сигнальными системами и равновесие между ними. Этот принцип был положен И. П. Павловым в основу классификации специальных типов человека. Было выделено три основных типа - художественный, мыслящий и средний. Человек, принадлежащий к художественному типу, хорошо воспринимает окружающую действительность (краски, звуки, запахи и т.д., т.е. конкретные сигналы). Такие люди охватывают действительность в целом, полностью. Человек мыслящего типа, наоборот, каждое явление анализирует, разбирает до мельчайших деталей, создает абстрактные представления о явлениях и событиях, которые происходят. У человека, который принадлежит к художественному типу, особенно ярко выявлена ??деятельность первой сигнальной системы (хотя она доминирует влияние второй сигнальной системы). Для человека, принадлежащего к мыслящему типу, характерны четко выраженные влияния второй сигнальной системы. У среднего типа определенной степени действуют обе сигнальные системы. Специально человеческие типы можно рассматривать как следствие индивидуальных вариаций функциональной асимметрии полушарий большого мозга. Художественному типу соответствует относительное доминирование правой (неязыковой, конкретнообразнои) полушария, а мыслящему - левой. 
По мере дальнейших исследований типологии человека становилось все очевиднее, что перечень свойств нервной системы, комбинация которых характеризует ту или иную индивидуальность, следует существенно расширить. С помощью специально разработанных психологических тестов Г. Айзенк выделил три основных параметра: 1) экстра-и интроверсивнисть; эмоциональная устойчивость и невротизма, 3) психотизм, противоположным полюсом которого является устойчивое соблюдение социальных норм. Экстраверт характеризуется как открытый, разговорчивый, социальный, активный субъект, а интроверт - как замкнутый, пассивный, молчаливый. Невроидний субъект тревожный, склонен к гневу, эмоционально неустойчив, ему противостоит эмоционально устойчива личность. Високопсихоидний тип - эгоцентричный, холодный, равнодушный ко всем и агрессивный субъект. Степень экстра-и интроверсивности определяется главным образом с помощью специально разработанных анкет. 
Полагают, что в основе экстраверсии лежат индивидуальные особенности взаимодействия активизирующего ретикулярной формации, передних отделов новой коры. У интроверта более развита септогипокампальна, тормозная система. Степень невротизма зависит от индивидуальных особенностей взаимодействия лимбических структур и новой коры. 
В детстве, юности оптимальной формой взаимодействия человека с окружающей средой является амбиверсия (средняя между экстра и интроверсией). Социальная среда формирует психологические черты особенности в сторону экстра-и интроверсии. С возрастом эти особенности становятся выразительнее, ярче проявляются раздражительность, возбудимость, эмоциональная неустойчивость, неуверенность, тревога. 
Было предложено также делить людей на типы А и Б. В частности лица, принадлежащие к типу А, характеризуются постоянным внутренним напряжением, гонором, стремятся к быстрой реализации все новых планов, к лидерству. Они часто недовольны собой, мнительны.

 

 

 

 

4.

Понятие о темпераменте Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится прежде всего темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик. Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент — это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными. Б. М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их—с другой»Таким образом, темперамент имеет два компонента — активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.). Еще с древних времен было принято различать четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Эти основные типы темперамента прежде всего различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Так, для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, для сангвинического — быстро возникающие, но слабые чувства, для меланхолического — медленно возникающие, но сильные чувства, для флегматического — медленно возникающие и слабые чувства. Кроме этого, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т. д.). Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медленность движений и слабое выражение чувств. Типы темперамента с точки зрения бытовой психологии можно охарактеризовать следующим образом. Холерик — человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко — вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям. Сангвиник — человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое. Меланхолик — человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства. Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти никак не проявляются. Однако было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов. Следует обратить внимание на то, что темперамент не определяет способности и одаренность человека. Большие способности могут встречаться одинаково часто при любом темпераменте. Среди выдающихся талантов во всякой сфере деятельности можно найти людей с разным темпераментом. Если взять, например, крупнейших русских писателей, то у А. С. Пушкина мы можем отметить яркие черты холерического темперамента, у А. И. Герцена — сангвинического, у И. В. Гоголя и В. А. Жуковского — меланхолического, у И. А. Крылова и И. А Гончарова — флегматического. Два великих русских полководца — А. В. Суворов и М. И. Кутузов — с точки зрения темперамента образуют резкую противоположность. Суворов был типичным холериком, а у Кутузова наблюдались черты, характерные для флегматического темперамента, например медлительность движений, спокойствие, хладнокровие. Нельзя ставить вопрос и о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика — вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которыми связано с отдельными темпераментами. В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности. Например, холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни. 2. Теории о темпераменте Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460-377 гг. до н. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Соотношение этих «соков организма» по-гречески обозначалось словом «красис», которое позже заменили латинским словом temperamentum — «соразмерность», «правильная мера». Опираясь на учение Гиппократа, другой знаменитый врач античности Клавдий Гален (ок. 130-ок. 200 гг.) разработал типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате «De temperamentum». Согласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены 13 типов темперамента, но затем они были сведены до четырех. Эти четыре названия типов темперамента вам хорошо известны: сангвиник (от лат. sanguis — кровь), флегматик (от герч. phlegma — слизь, мокрота), холерик (от греч. chole — желчь) и меланхолик (от греч. melas chole — черная желчь). Эта концепция имеет огромное влияние на ученых на протяжении уже многих столетий. Подтверждением этого является тот факт, что до настоящего времени предложенные Галеном названия типов темперамента являются самыми распространенными. Особое место среди рассматриваемых теорий занимают те, согласно которым темперамент, являясь наследственным и врожденным свойством, связывается с индивидуальными различиями в телосложении — формой тела, его пропорциями, ростом, весом, величиной жировых отложений. Такие типологии получили название конституционных типологий. Среди них наибольшее распространение получила типология, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Э. Кречмер провел множество измерений частей тела людей, что позволило ему выделить четыре конституциональных типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик 1. Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми нижними конечностями. 2. Пикник — человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее. 3. Атлетик — человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра. 4. Диспластик — человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение). С названными типами строения тела Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. шизотимический (характерный для лептосоматического или астенического телосложения) — замкнутость вплоть до аутизма, колебания эмоций от раздражения до сухости, упрямство, малоподатливость убеждению и изменению установок, сложности в приспособлении к окружению, склонность к абстракции. При расстройствах психики обнаруживается предрасположенность к шизофрении; циклотимический (соответствующий пикническому телосложению) — противоположность шизотимику, легко контактирует с окружением, эмоции колеблются между радостью и печалью, веселостью и мрачностью. У одних циклоидов центр этих колебаний направлен к гипоманиакальному полюсу, у других — к депрессивному. При психических расстройствах обнаруживается склонность к циркулярному или маниакально-депрессивному психозу; иксотимический (греч. ixos — тягучий) — характерен для атлетического телосложения. Иксотимик спокоен, маловпечатлителен, обладает сдержанными жестами и мимикой, невысокой гибкостью мышления, трудно приспосабливается к перемене обстановки. При психических расстройствах проявляет предрасположенность к эпилепсии. Связь между телосложением и темпераментом Э.Кречмер видел, как и многие до него, в обусловленности этих параметров химическим составом крови, влияющим на особенности гормональной системы. Наблюдая за поведением людей с различным телосложением в условиях клиники, Э.Кречмер (1995) обратил внимание на четыре группы психических качеств, связанных, по его мнению, с темпераментом (под последним, кстати говоря, ученый подразумевал лишь "эвристический термин, который должен стать отправным пунктом для главной дифференцировки биологической психологии". Вот краткий перечень этих качеств: психастезия — чрезмерная чувствительность или нечувствительность по отношению к психическим раздражениям; фон настроения — оттенок удовольствия или неудовольствия в психических переживаниях, отмечаемый на шкале веселый—печальный; психический темп — ускорение или задержка психических процессов вообще и их специального ритма; общий двигательный темп или психомоторная сфера — подвижность или заторможенность, специальный характер движений (быстрый, мягкий, закругленный и т.д.). Концепция Э.Кречмера оказала очень сильное влияние не только на развитие дифференциальной психиатрию, но и на типологические исследования в самых разных областях психологии. В России, как и в других странах Европы, учение о конституциональном факторе индивидуальности было встречено с одобрением. В Московском Психологическом институте разрабатывается поведенческая типология, в которой помимо некоторых конституциональных координат учитывается также темп реагирования (быстрый и медленный), и момент силы или динамичности (Корнилов, 1926). Выделенные типы описываются так: мускульно-активный, с природной склонностью к быстрому и сильному способу реагирования; мускульно-пассивный, с природной склонностью к быстрому и слабому типу реагирования; сенсорно-активный, с природной склонностью к медленному и сильному способу реагирования и сенсорно-пассивный, с природной склонностью к медленному и слабому способу реагирования. Затрагивая вопрос о возможном изменении типа темперамента, что важно учитывать в процессе воспитания и обучения, Л.С.Выготский (1926) отмечал, что человек легко может перейти от ослабленного к усиленному типу реакции, от пассивного к активному способу реагирования, и от замедленного к ускоренному. Зато обратный переход — от быстрого к медленному, и от сильного к ослабленному оказывается чрезвычайно затруднительным. Следовательно, легче всего поддается изменениям сенсорно-пассивный тип, то есть флегматик, легко усваивающий форму поведения активных натур. Труднее же всего поддается изменению холерический темперамент (мускульно-активный тип). Обзор конституционально-типологических теорий темперамента был бы неполным без имени еще одного исследователя — американского психолога Уильяма Шелдона, сформулировавшего соматотипическую концепцию темперамента. Важно отметить, что эта теория зародилась не в клинике и не в психиатрической практике. В основе его концепции лежит предположение о том, что тело и темперамент — это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мнению автора, структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии. Им были выделены три типа: эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы); мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань); эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань). Людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосложение с избытком жировой ткани, для мезоморфного типа характерны стройное и крепкое тело, большая физическая сила, а для эктоморфного — хрупкое телосложение, плоская грудная клетка и длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой. По Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функции определенных органов тела: висцеротония (от лат. viscera — внутренности), соматотония (от греч. soma — тело) и церебротония (от лат. cerebrum — мозг). Лиц с преобладанием определенного типа телосложения Шелдон называет соответственно висцеротониками, соматотониками и церебротониками и считает, что каждый человек обладает всеми названными группами свойств. Однако различия между людьми определяются преобладанием тех или иных свойств, (табл. 24.1). Различия в типах темпераментах (по У. Шелдону) Типы темперамента Висцеротония Соматотония Церебротония Расслабленность в осанке и движениях Уверенность в осанке и движениях Заторможенность в движениях, скованность в осанке Любовь к комфорту Склонность к физической деятельности Чрезмерная физиологическая реактивность Медленная реакция Энергичность Повышенная скорость реакций Пристрастие к еде Потребность в движениях и удовольствие от них Склонность к уединению Социализация пищевой потребности Потребность в доминировании Склонность к рассуждениям, исключительное внимание Наслаждение от процесса пищеварения Склонность к риску в игре случая Скрытность чувства, эмоциональная заторможенность Любовь к компаниям, дружеским излияниям Решительные манеры Самоконтроль мимики Социофилия (любовь к общественной жизни) Храбрость Социофобия (страх перед общественными контактами) Приветливость со всеми Сильная агрессивность Заторможенность в общении Жажда любви и одобрения окружающих Психологическая нечувствительность Избегание стандартных действий Ориентация на других Клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства) Агорафобия (боязнь открытого пространства) Эмоциональная ровность Отсутствие сострадания Непредсказуемость установок (поведения) Терпимость С трудом приглушаемый голос Тихий голос, избегание шума Безмятежная удовлетворенность Спартанская выносливость боли Чрезмерная чувствительность к боли Хороший сон Шумное поведение Плохой сон, хроническая усталость Отсутствие взрывных эмоций и поступков Внешний вид соответствует более пожилому возрасту Юношеская живость и субъективное мышление Мягкость, легкость в обращении и внешнем выражении чувств Объективное и широкое мышление, направленное вовне Концентрированное скрытое и субъективное мышление Общительность и расслабленность под воздействием алкоголя Самоуверенность, агрессивность под воздействием алкоголя Устойчивость к действию алкоголя и других репрессантов Потребность в людях в тяжелую минуту Потребность в действиях в тяжелую минуту Потребность в уединении в тяжелую минуту Ориентация на детей и семью Ориентация на занятия юношеского возраста Ориентация на пожилой возраст В современной психологической науке большинство конституционных концепций повергается острой критике из-за недооценки в них роли среды и социальных условий в формировании психических свойств человека. Более серьезного внимания заслуживают концепции, основанные на рассмотрении особенностей функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И. П. Павловым и получила дальнейшее развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей. Проведенные Павловым исследования заслуженно расцениваются как наиболее значимые для понимания физиологических основ темперамента. Благодаря исследованиям Павлова в отечественной психологии сложились представления о темпераменте как свойстве личности, в значительной мере обусловленном врожденными характеристиками человека. Например, Б. Г. Ананьев считал, что основные свойства человека как представителя вида Homo sapiens проявляются не только в задатках, но и в темпераменте. Наибольший вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии внес Б. М. Теплов. Его работы, посвященные изучению свойств темперамента, определили не только современный взгляд на проблему темперамента, но и явились основой для разработки дальнейших экспериментальных исследований темперамента. Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента. К числу наиболее значимых свойств темперамента были отнесены следующие: 1) Эмоциональная возбудимость. Под этим свойством понималась способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия. 2) Возбудимость внимания — это свойство темперамента обусловливает приспособительные функции психики индивида. Оно состоит в способности замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя. 3) Сила эмоций. Главную функцию данного свойства Теплов видел в «энергизации деятельности» в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. (Современные психологи это свойство называют интенсивностью и модальностью эмоциональных проявлений.) 4) Тревожность. Под тревожностью Теплов понимал эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. Причем он принципиально разделял тревожность и эмоциональную возбудимость в обычных условиях. Одним из оснований для такого мнения является то, что эмоциональная возбудимость не зависит от силы раздражителя, а тревожность, наоборот, находится с ней в прямой зависимости. 5) Реактивность непроизвольных движений. Функция данного свойства заключается в увеличении интенсивности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент. 6) Активность волевой целенаправленной деятельности. Данное свойство, по мнению Теплова, проявляется в повышении активности приспособления путем преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью. 7) Пластичность — ригидность. Функция этого свойства заключается в приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности. 8) Резистентность. Данное свойство заключается в способности оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность. 9) Субъективация. Функцию данного свойства Теплов видел в усилении степени опосредования деятельности субъективными образами и понятиями. Из приведенных выше характеристик свойств темперамента, предложенных Тепловым, нам следует сделать два основных вывода. Во-первых, свойства темперамента проявляются в динамике психических процессов и степени активности индивида. Во-вторых, темперамент самым тесным образом связан с деятельностью. Эти положения были развиты в последующих исследованиях отечественных ученых. Список литературы: 1. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. 2 изд., переработанное. — М.: Смысл; Per Se, 2000.— 549 с. 2. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2000. – 592 с.: ил. (Серия «Учебник нового века») 
 
Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=3614

ступление.

Раздел 1. Теоретико-методологические основы темперамента.

1.1. Общее понятие  темперамента.

1.2. Психологическая  характеристика типов темперамента.

1.3. Возрастные особенности  темперамента.

1.4. Отличительные  признаки темперамента.

Раздел 2. Роль темперамента в деятельности человека.

2.1. Формирование  темперамента.

2.2. Роль темперамента  в трудовой деятельности.

2.3. Значение темперамента  при учебной деятельности.

2.4. Темперамент  и проблемы воспитания.

Выводы.

Список использованной литературы.

Вступление

Актуальность темы. Нельзя найти двух людей, одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других многими особенностями, единство которых образует его индивидуальность.

В психологических различиях между людьми существенно место занимают так называемые динамические особенности психики. Как известно, люди заметно отличаются друг от друга по силе отклика на окружающие воздействия, по проявляемой ими энергии, по темпу, быстроте психических процессов. Такого рода особенности существенным образом характеризуют психическую активность индивида, его моторику, эмоциональные проявления, Так, для одного человека более характерна пассивность, для другого — неустанная инициативность, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому - хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого - сдержанность движений, очень малая подвижность лица.

Разумеется, динамические проявления человека могут зависеть от требований ситуации, от воспитанных установок и привычек и т.п. Но психические различия, о которых идет речь, выступают; и при прочих равных условиях: в одних и тех же обстоятельствах, при относительном равенстве мотивов поведения. Эти индивидуальные особенности проявляются еще в годы детства, отличаются особым постоянством, обнаруживаются в самых разных сферах поведения и деятельности, т.е. они не являются только чем-то внешним. Многими экспериментальными исследованиями доказано, что в основе такого рода динамических проявлений лежат индивидуально-природные, врожденные свойства человека.

Динамические черты, присущие индивиду, внутренне связаны между собой, составляют своеобразную структуру. Индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики и называется темпераментом человека.

Темперамент — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Анализ отечественной и зарубежной литературы разрешает очертить теоретические основы исследования, а также констатировать, что в прямой постановке проблема темперамента, влияние его на характер людей разрабатывалась давно. В частности работы Ковалева А. Г., Мясищева В. Н., Мерлина В.С., Павлова И. П., Небылицина В. Д. посвящены вопросам темперамента, формирование характера личности под влиянием темперамента.

Проблема темперамента — индивидуальных особенностей человека, определяющих динамику его психической деятельности и поведения — волновала человечество с древних времен. Темперамент специалисты считают врожденной, достаточно устойчивой динамической стороной характера человека.

Объектом работы выступает общее понятие темперамента.

Предметом работы является определение типов темперамента и их влияние на деятельность человека.

Цель работы – охарактеризовать понятие темперамента, проанализировать типы темперамента, их влияние на характер человека.

Соответственно цели работы были поставлены следующие задания:

  • проанализировать понятие темперамента;
  • рассмотреть психологическую характеристику типов темперамента;
  • определить возрастные особенности темперамента;
  • проявить отличительные признаки темперамента;
  • проследить роль темперамента в учебной и трудовой деятельности человека;
  • установить этапы формирования темперамента;
  • исследовать особенности воспитания в зависомости от типа темперамента;
  • обобщить весь изложенный материал и сделать логические выводы.

Практическое значение исследования. Теоретические положения, эмпирический материал и выводы дают возможность психологам-практикам, аспирантам, преподавателям, учителям, воспитателям оптимизировать процесс профессионального взаимодействия с другими людьми, исходя из понимание темперамента и его влияния на поведение индивида.

Раздел 1. Теоретико-методологические основы темперамента

1.1. Общее понятие темперамента

Термин «темперамент» восходит к воззрениям античной науки на природу индивидуально-психологических различий. Древнегреческая медицина в лице, крупнейшего ее представителя Гиппократа (V в. до н.э.) считала, что состояние организма зависит главным образом от количественного соотношения «соков» или жидкостей, имеющихся в организме. Такими необходимыми для жизни «соками» считались кровь, желчь, черная желчь и слизь (флегма), и предполагалось, что для здоровья необходимо их оптимальное соотношение. Римские врачи, работавшие несколькими столетиями позже, для обозначения «пропорции» в смешении жидкостей стали использовать слово temperamentum, что означает «надлежащее соотношение частей», от которого и произошел термин «темперамент». Постепенно в античной науке получила признание мысль о том, что не только телесные функции, но и психические особенности людей представляют собой выражение их темперамента, т.е. зависят от пропорции, в которой смешаны в организме основные «соки». Римский анатом и врач Клавдий Гален, живший во II в. до н.э., впервые дал развернутую классификацию разных типов темперамента. Впоследствии представителями античной медицины число типов темперамента было сведено до четырех. Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо одной жидкости.

Смешение жидкостей в организме, характеризующееся преобладанием крови, было названо сангвиническим темпераментом (от латинского слова «сангвис» - кровь); смешение, при котором преобладает лимфа — флегматическим темпераментом (от греческого слова «флегма» — слизь); смешение с преобладанием желтой желчи — холерическим темпераментом (от греческого слова «холэ» — желчь) и, наконец, смешение с преобладанием черной желчи — меланхолическим темпераментом (от греческих слов «мелайна холэ» — черная желчь).

Эти названия темпераментов сохранились до сих пор, но прежние представления об органической основе психологических различий между людьми имеют теперь по преимуществу исторический интерес[1].

В течение многих столетий, прошедших со времен античной науки, выдвигались различные новые гипотезы, стремившиеся объяснить причину различий динамических проявлений психики, В истории изучения этой проблемы можно выделить три основных системы взглядов. Самая древняя из них, как мы уже знаем, связывает причину индивидуальных различий с ролью тех или иных жидких сред организма. К этим гуморальным теориям (от латинского humor — влага, сок) относятся получившие широкое распространение уже в новое время представления об особом значении крови.

Так, немецкий философ И. Кант (конец XVIII в.), внесший большой вклад в систематизацию психологических представлений о темпераментах, считал, что природной основой темперамента являются индивидуальные особенности крови. Близка к такой точке зрения идея русского педагога, анатома и врача П. Ф. Лесгафта, писавшего (в конце XIX - начале XX в.) о том, что в основе проявлений темперамента в конечном счете лежат свойства системы кровообращения, в частности, толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т.д., с чем связаны быстрота и сила кровотока и как следствие — мера возбудимости организма и продолжительность реакций в ответ на различные стимулы. Давние представления о значении жидких сред организма получили частичное подтверждение в современных эндокринологических исследованиях, показавших, что такие свойства психики, как та или иная динамика реактивности, чувствительность, эмоциональная уравновешенность, в значительной степени зависят от индивидуальных различий в функционировании гормональной системы.

На рубеже XIX и начала XX вв. сформировалась так Называемая соматическая концепция, согласно которой существует связь между свойствами темперамента и телосложением. Широкую известность получили труды немецкого психиатра Э. Кречмера (20-е годы нашего века), в которых обосновываются представления о том, что различия в типах строения тела (некоторые особенности роста, полноты, пропорций частей тела) указывают на определенные различия в темпераменте. Американский ученый У. Шелдон (40-е годы нашего века) также ставил в прямую связь телесные особенности, выступающие в той или иной степени развития различных тканей организма, и особенности темперамента. Соматические теории не следует чрезмерно противопоставлять гуморальным: как тип строения тела, так и динамические свойства психики могут быть следствием одной и той же причины - результатом действия гормонов, выделяемых железами внутренней секреции.

Информация о работе Общее понятие психики. Классификация психических явлений. Прикладные отрасли психологии