Понятие и классификация групп в социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:43, реферат

Краткое описание

Проблемы развития группы в отечественной и зарубежной социальной психологии. Развитие коллектива проходит через ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация, группа-коллектив.

Файлы: 1 файл

группа в социальной психологии.docx

— 30.52 Кб (Скачать)

 

  1. Понятие и классификация групп в социальной психологии.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей  социальной деятельностью и находятся  в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения  эмоциональных отношений, групповых  норм и групповых процессов.

  1. По количеству людей, являющихся членами группы:

Малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии.

Средняя группа – относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии.

Большая группа – многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.

  1. По времени существования группы: кратковременные и долговременные группы.
  2. В зависимости от структурной целостности группы:

Первичная группа – это  не разложимое далее на составные  части структурное подразделение  официальной организации, например: бригада, отдел, лаборатория, кафедра  и пр. Первичная группа – всегда малая формальная группа.

Вторичная группа – это  совокупность первичных малых групп.

  1. По наличию взаимоотношений между членами группы:

Условные группы – искусственно выделяемые исследователем объединения  людей по какому-то объективному признаку. Эти люди, как правило,  не имеют  общей цели и не взаимодействуют  между собой.

Реальные группы – действительно  существующие объединения людей. Они  характеризуются тем, что ее члены  связаны между собой объективными взаимоотношениями.

  1. По уровню развития:

Становящиеся группы –  группы, уже заданные внешними требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью  в полном смысле этого слова.

Сложившиеся группы – группы, характеризующиеся сложившейся  структурой взаимодействия, сформировавшимися  деловыми и личными взаимоотношениями, наличием признанных лидеров, эффективной  совместной деятельностью.

  1. По форме организации: формальные и неформальные.

Формальной называется группа, возникновение которой обусловлено  необходимостью реализации определенных целей и задач, стоящих перед  организацией, в которую включена группа. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами.

Неформальные  группы складываются и возникают стихийно как в  рамках формальных групп, так и вне  их как результат взаимных психологических предпочтений. В них нет внешне заданной системы и иерархии статусов, предписания ролей, заданной системы взаимоотношений. Однако в неформальной группе существуют свои групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения, а также неформальные лидеры.

Непосредственно общие качества групп:

1. Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).

2. Микроклимат определяет  самочувствие каждой личности  в группе, ее удовлетворенность  группой, комфортность нахождения  в ней. 

3. Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.

4. Лидерство - степень  ведущего влияния тех или иных  членов группы на группу в  целом в направлении осуществления  групповых задач. 

5. Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составлящих ее личностей.

6. Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.

Кроме этих качеств рассматриваются  еще и такие:

• направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов  деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

• организованность - реальная способность группы к самоуправлению;

• эмоциональность - межличностные  связи эмоционального характера, преобладающей  эмоциональный настрой группы;

• интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;

• волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

  1. Проблемы развития группы в отечественной и зарубежной социальной психологии.

Проблемы группы - один из важнейших вопросов социальной психологии и социологии. Выполняя различные  социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, формируется в пересечении этих групп, находится под их влиянием, занимает в них определенное место, оказывается, включен в систему  норм, взглядов представлений различных  групп.

Содержательные элементы общественной психологии возникают  на основе исторического опыта больших  групп, опыта, обобщенного знаковыми, культурными и идеологическими  системами. Малые группы и межличностное  общение оказываются в роли посредников  по отношению к общественному  опыту. Поэтому социально-психологический  анализ больших групп можно рассматривать  как «ключ» к познанию содержания психики индивида.

С точки зрения социальной психологии исследование характеристик  больших социальных групп наталкивается  на целый ряд трудностей. Богатство  методик изучения различных процессов  в малых группах часто контрастирует  с отсутствием подобных методик  для исследования больших групп. Отсюда иногда рождается убеждение, что общность психологии больших групп не поддается научному анализу. Отсутствие традиции в таком исследовании еще более укрепляет такие взгляды. Наряду с опытом больших социальных групп важнейшее значение для понимания содержательных элементов общественной психологии имеют и массовые социальные процессы и движения. Немаловажные факторы, задающие весь строй психологических характеристик определенных групп людей: характер общественных изменений, преобразований, непосредственное участие в революционных движениях, сложные процессы формирования общественного мнения.

Для всех выделенных таким  образом больших социальных групп  характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального  поведения, которых нет в малых  группах. Это -- нравы, обычаи и традиции.

Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции  таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую  важную характеристику, как образ  жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого  типа контактов, складывающихся между  людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности.

Интерес к исследованию малых  групп в социальной психологии возник с началом обсуждения проблемы взаимоотношения  общества и личности и, в частности, вопроса о взаимоотношении личности и среды ее формирования. С первых дней своей жизни человек не просто испытывает на себе влияние малой  группы, в которую включен, но и  получает в ней и через нее  информацию о внешнем мире и в  дальнейшем, преобразуя данную информацию, организует свою деятельность.

Для того, чтобы перспективы изучения малых групп стали еще более отчетливы, необходимо более или менее систематически рассмотреть, в каких же основных направлениях развивалось их исследование в социальной психологии на Западе, где проблема малых групп стала основной.

Целесообразно выделить три  основных направления в исследовании малых групп, сложившиеся в руслах различных исследовательских подходов:

1) Социометрическое направление  в изучении малых групп связано  с именем Дж. Морено. Согласно Морено, все напряжения, конфликты, в том числе социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктур: система симпатий и антипатий, выражающих психологические отношения индивида, часто не вмещается в рамки макроструктуры, а ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей. Следовательно, проблема состоит в перестройке макроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие с микроструктурой.

2) Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена в уже упоминавшихся экспериментах Э. Мэйо. Мэйо предположил, что в эксперименте проявляет себя еще какая-то переменная: осознание важности происходящего, своего участия в каком-то мероприятии, внимания к себе привело к большему включению в производственный процесс. Мэйо истолковал это как проявление особого чувства социабильности - потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе.

3) Школа «групповой динамики» представляет собой наиболее «психологическое» направление исследований малых групп и связана с именем К. Левина. Направление исследований в этом центре опиралось на созданную Левиным «теорию поля». Центральная идея теории поля, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил. Основная проблематика сводилась к следующему: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с другими группами, каковы условия их успешного функционирования.

Зарубежные исследования и подходы к проблеме развития..

Двухфакторная модель (Такмен): два фактора групповой активности - деловой (решение групповой задачи) и межличностный (развитие групповой структуры).

Этапы межличностной активности:

  • проверка и зависимость (ориентировка участников в характере действий друг друга, поиск взаимоприемлемого поведения);
  • внутренний конфликт (нарушение взаимодействия, отсутствие единства);
  • развитие групповой сплоченности (исчезновение конфликта, гармонизация отношений);
  • функционально-ролевая соотнесенность (образование ролевой структуры).

Этапы деловой активности:

  • ориентировка в задаче (поиск оптимального способа решения задачи);
  • эмоциональный ответ на требования задачи (противодействие требованиям задачи из-за несовпадения ее предписаний с личными намерениями);
  • открытый обмен релевантными интерпретациями (обмен мнениями, проникновение в намерения друг друга, выработка альтернативной трактовки информации);
  • принятие решений (конструктивные попытки успешного решения).

Модель Обера (Обер) - нормативно-ролевая система:

  • формирование экспрессивных норм и разностатусных ролей;
  • возмущение (разрушение наличной ролевой структуры вследствие возникающих внутригрупповых разногласий);
  • формирование инструментальных норм и гармонизация отношений в группе;
  • выполнение (образование функциональных ролей, установление гибкой взаимозависимости отношений).

Однофакторная модель (Мабри) для группы, ориентированная на решение задачи инструментального типа, включает следующие стадии:

  • латентная (ознакомление с задачей);
  • ·адаптационная (соотнесение возможностей участников с требованиями задачи);
  • интегративная (объединение усилий, координация стратегий);
  • достижение требуемого решения.

Особые формы принимает  развитие группы в экстремальных  условиях (ознакомление, дискуссии, ролевые  ориентации).

В настоящее время в  отечественной социальной психологии наиболее распространенными оказались  два подхода к типологии реальных, естественных малых групп, соответствующие  двум концепциям коллектива - это концепция  Л. И. Уманского и теория деятельностного опосредствования межличностных отношений в группе А. В. Петровского.

В концепции коллектива, предложенной Л. И. Уманским, осуществлена попытка выявить определяющие характеристики (или параметры) группы, степень выраженности и зрелости которых рассматривается  как критерий для определения  уровня развития группы как коллектива. К ним автор относит все  существенные характеристики реальных контактных групп. Таким образом, Л. И. Уманский выделил следующие типы групп в зависимости от их уровня развития:

Информация о работе Понятие и классификация групп в социальной психологии