Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:43, реферат
Проблемы развития группы в отечественной и зарубежной социальной психологии. Развитие коллектива проходит через ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация, группа-коллектив.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии.
Средняя группа – относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии.
Большая группа – многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.
Первичная группа – это
не разложимое далее на составные
части структурное
Вторичная группа – это совокупность первичных малых групп.
Условные группы – искусственно выделяемые исследователем объединения людей по какому-то объективному признаку. Эти люди, как правило, не имеют общей цели и не взаимодействуют между собой.
Реальные группы – действительно
существующие объединения людей. Они
характеризуются тем, что ее члены
связаны между собой
Становящиеся группы – группы, уже заданные внешними требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова.
Сложившиеся группы – группы, характеризующиеся сложившейся структурой взаимодействия, сформировавшимися деловыми и личными взаимоотношениями, наличием признанных лидеров, эффективной совместной деятельностью.
Формальной называется группа,
возникновение которой
Неформальные группы складываются и возникают стихийно как в рамках формальных групп, так и вне их как результат взаимных психологических предпочтений. В них нет внешне заданной системы и иерархии статусов, предписания ролей, заданной системы взаимоотношений. Однако в неформальной группе существуют свои групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения, а также неформальные лидеры.
Непосредственно общие качества групп:
1. Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).
2. Микроклимат определяет
самочувствие каждой личности
в группе, ее удовлетворенность
группой, комфортность
3. Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.
4. Лидерство - степень
ведущего влияния тех или иных
членов группы на группу в
целом в направлении
5. Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составлящих ее личностей.
6. Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.
Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:
• направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;
• организованность - реальная способность группы к самоуправлению;
• эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;
• интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;
• волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.
Проблемы группы - один из важнейших вопросов социальной психологии и социологии. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, формируется в пересечении этих групп, находится под их влиянием, занимает в них определенное место, оказывается, включен в систему норм, взглядов представлений различных групп.
Содержательные элементы
общественной психологии возникают
на основе исторического опыта больших
групп, опыта, обобщенного знаковыми,
культурными и идеологическими
системами. Малые группы и межличностное
общение оказываются в роли посредников
по отношению к общественному
опыту. Поэтому социально-
С точки зрения социальной
психологии исследование характеристик
больших социальных групп наталкивается
на целый ряд трудностей. Богатство
методик изучения различных процессов
в малых группах часто
Для всех выделенных таким образом больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, отличающие эти группы от малых групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это -- нравы, обычаи и традиции.
Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности.
Интерес к исследованию малых
групп в социальной психологии возник
с началом обсуждения проблемы взаимоотношения
общества и личности и, в частности,
вопроса о взаимоотношении
Для того, чтобы перспективы изучения малых групп стали еще более отчетливы, необходимо более или менее систематически рассмотреть, в каких же основных направлениях развивалось их исследование в социальной психологии на Западе, где проблема малых групп стала основной.
Целесообразно выделить три
основных направления в исследовании
малых групп, сложившиеся в руслах
различных исследовательских
1) Социометрическое направление
в изучении малых групп
2) Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена в уже упоминавшихся экспериментах Э. Мэйо. Мэйо предположил, что в эксперименте проявляет себя еще какая-то переменная: осознание важности происходящего, своего участия в каком-то мероприятии, внимания к себе привело к большему включению в производственный процесс. Мэйо истолковал это как проявление особого чувства социабильности - потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе.
3) Школа «групповой динамики» представляет собой наиболее «психологическое» направление исследований малых групп и связана с именем К. Левина. Направление исследований в этом центре опиралось на созданную Левиным «теорию поля». Центральная идея теории поля, что законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил. Основная проблематика сводилась к следующему: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с другими группами, каковы условия их успешного функционирования.
Зарубежные исследования и подходы к проблеме развития..
Двухфакторная модель (Такмен): два фактора групповой активности - деловой (решение групповой задачи) и межличностный (развитие групповой структуры).
Этапы межличностной активности:
Этапы деловой активности:
Модель Обера (Обер) - нормативно-ролевая система:
Однофакторная модель (Мабри) для группы, ориентированная на решение задачи инструментального типа, включает следующие стадии:
Особые формы принимает развитие группы в экстремальных условиях (ознакомление, дискуссии, ролевые ориентации).
В настоящее время в
отечественной социальной психологии
наиболее распространенными оказались
два подхода к типологии
В концепции коллектива, предложенной Л. И. Уманским, осуществлена попытка выявить определяющие характеристики (или параметры) группы, степень выраженности и зрелости которых рассматривается как критерий для определения уровня развития группы как коллектива. К ним автор относит все существенные характеристики реальных контактных групп. Таким образом, Л. И. Уманский выделил следующие типы групп в зависимости от их уровня развития:
Информация о работе Понятие и классификация групп в социальной психологии