Понятие и классификация групп в социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:43, реферат

Краткое описание

Проблемы развития группы в отечественной и зарубежной социальной психологии. Развитие коллектива проходит через ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация, группа-коллектив.

Файлы: 1 файл

группа в социальной психологии.docx

— 30.52 Кб (Скачать)
    • Номинальная группа - конгломерат (объединение незнакомых людей во времени и пространстве)
    • Группа - ассоциация (формальное межличностное объединение)
    • Группа - кооперация (организованная структура, межличностные отношения в которой носят в основном деловой характер). На этом уровне начинает активно развиваться процесс автономизации группы.
    • Группа - коллектив (высокий уровень автономизации - интенсивный процесс обособления, объединение членов группы по отношению к значимым групповым целям).

Однако может сформироваться «лжеколлектив», если произошло замыкание на внутригрупповых целях, изолированных от общества. В то же время с точки зрения внутригруппового общения могут быть группы, замкнутые извне, но отличающиеся внутригрупповыми антипатиями, межличностным эгоцентризмом, конфликтностью и агрессивностью.

В ряду «моделей» коллектива выделяется стратометрическая концепция А. В. Петровского. В основе ее лежит утверждение о наличии специфических для коллектива социально-психологических феноменов, качественно отличающихся от социально-психологических характеристик групп более низкого уровня развития. В рамках данной «модели» различные внутригрупповые процессы, характеризующие коллектив, представляют собой определенную иерархическую систему по отношению к целям, задачам и принципам групповой деятельности. В этой многоуровневой структуре, по мнению автора, можно выделить несколько страт или слоев, имеющих различные психологические характеристики:

1) Центральную (ядерную)  страту составляет сама групповая  деятельность с ее содержательными,  общественно-экономическими и социально-политическими  характеристиками. По сути, это непсихологическое  образование (характеризует включенность  группы в более широкую социальную  общность). На основе этого можно  выделить 3 критерия для оценки  группы как коллектива:

  1. оценка выполнения коллективом основной общественной функции
  2. оценка соответствия группы социальным нормам
  3. оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного гармонического развития личности.

Первая психологическая страта по своей сути - фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию деятельности, ее смысл для каждого участника.

Во второй страте локализуются характеристики межличностных отношений, опосредствованных содержанием  совместной деятельности (ее целями, задачами, ходом выполнения) и принятыми  в группе принципами, идеями, ценностными  ориентациями.

Третья (поверхностная) страта межличностных отношений предполагает наличие связей, где коллективные цели и групповые ориентации не являются основным фактором личных контактов  людей в группе.

Первые две страты являются определяющими для групп высокого уровня развития. Таким образом, степень  развития коллектива находится в  прямой зависимости от общественной значимости деятельности и степени  опосредствования межличностных отношений ее целями, ценностями и содержанием в группе.

На основе данной «модели» можно выделить типы групп (различающиеся  по уровню внутригруппового развития):

Подлинный коллектив - межличностные  отношения в группе максимально  опосредствованы целями и задачами коллективной деятельности, при этом сама деятельность носит ярко выраженный просоциальный характер. Группам такого типа свойственна высокая деловая сплоченность, благоприятный психологический климат.

Активно функционирующее  корпоративное сообщество - схожие черты с предыдущим типом, но носят  цели антисоциальный характер.

Просоциальная ассоциация - высокие социальные ценности, но цели общей деятельности не определяют межличностные отношения

Асоциальная ассоциация - похожа на предыдущий тип, но деятельностные факторы носят асоциальный характер, реализуются в основном сугубо личные цели

Диффузная группа - характерны нулевая социальная значимость опосредствующих  факторов и отсутствие их выраженности в системе внутригруппового общения  и взаимодействия.

Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя  людей общими социальными и производственными  интересами, она ставит высшей своей  целью создание условий для раскрытия  индивидуальности каждого члена  общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности.

Развитие коллектива проходит через ряд этапов: номинальная  группа, группа-ассоциация, группа-кооперация, группа-коллектив.

Чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности.


Информация о работе Понятие и классификация групп в социальной психологии