Общая характеристика эмоциональных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:20, доклад

Краткое описание

Эмоции присужи и людям и животным, проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (покраснение, побледнение, выделение пота, дрожь, расширение зрачков). Чувства образовываются на основе базовых эмоций, путем опосредованых социальными и эмоциональными эталонами – к ним относятся этические и эстетические категории. Объектами высших чувств являются дружба, любовь и т.д.

Файлы: 1 файл

Ответы Эмоционалке ВСЕ (50).docx

— 161.00 Кб (Скачать)

23.  Экспериментальное  изучение эмоций.

Толчком к опытному исследованию чувств явилась теория эмоций Джемса—Ланге. В соответствии с этой теорией  эмоции выступают в роли постижения физических органических трансформаций, порожденных восприятием обстоятельств. Ценность теории Джемса—Ланге состояла в том, что она обнаруживала широкий  простор для введения физических способов изучения. Приемы, с которыми было связано опытное исследование чувств по их физическим и органическим особенностям, названы общим именем – «методом выражения». Метод выражения  предполагает инструментальную фиксацию многообразных моторных и вегетативных видоизменений, сопутствующих эмоциональные  волнения.

В качестве объективных показателей  чувств применялись сбои в дыхании (плотность, глубина, форма дыхания, продолжительность вдоха и выдоха), в кровообращении (частота пульса, кровяное давление, объем сосудов, состав крови, кардиограмма), другие вегетативные показатели: уровень обмена, слюноотделение, потоотделение, химический состав слюны, температура кожи. Из технических  средств для фиксации дыхания  использовались пневмограф и аппарат  для записи потока воздуха. Общим  результатом большинства начальных  опытных изучений (А. Моссо, Ш. Фере и  др.) было заключение о том, что при  ощущении наслаждения все физические признаки увеличиваются, усиливаются, а при ощущении неудовольствия –  уменьшаются и ослабляются.

Наряду со способом формулирования немалую роль в исследовании чувств сыграл «метод впечатления». Глубокую методическую разработку реализовал Г. Фехнер. Значительным для этого способа  является прием индивидуального  сопоставления и оценки нескольких синхронно или постепенно предъявляемых  раздражений, на базе которых индивид  осуществляет выбор избираемого  или отклоняемого внешнего объекта. Эксперименты Г. Фехнера были объединены в основном с эстетической оценкой  многообразных геометрических конфигураций (прямоугольники, треугольники, эллипсы  и др.). В дальнейшем все эти  методы применялись в лаборатории  В. Вундта. Результатом аналогичных  изучений было структурирование для  каждого из испытуемых аффективных  кривых наслаждения и неудовольствия. Кроме двух главных методов, использовали всякого рода опросники, фото– и  киносъемку для фиксирования мимики лица, положений тела и других выразительных  движений, сопутствующих чувствам субъекта.

К началу XX в. была выведена на опытную базу еще одна сфера психологии. Образованная опытная основа для  разработки вопроса чувств позволила  психологии вместе с другими науками (физиологией и нейрофизиологией, психофизиологией и нейропсихологией) в течение всего последующего периода выстроить иные своеобразные методы, позволившие раскрыть многие тайны и продвинуть вперед познания природы и устройства эмоций.

24.  Эмоциональные  свойства человека.

К эмоциональным свойствам  относятся: эмоциональная возбудимость, глубина переживания эмоций, эмоциональная  лабильность – ригидность, эмоциональная  отзывчивость, эмоциональная устойчивость и экспрессия. Сюда также относят  оптимизм и пессимизм.

Эмоциональная возбудимость. «Наблюдая различных людей, –  писал А.Ф. Лазурский, – мы видим, что у одних чувства, свойственные им, начинают проявляться лишь в  том случае, когда влияние условий  достигает значительной интенсивности; только какие-нибудь необычайные события  способны нарушить их обычное равнодушие и привести их в состояние некоторого возбуждения. Другие, наоборот, при  всяком ничтожном поводе «вспыхивают  как порох», волнуются, кипятятся, приходят в состояние восторга или изумления  и т.д.».

С точки зрения физиологии, эмоциональная возбудимость есть не что иное, как эмоциональная готовность, т.е. готовность эмоционально реагировать  на значимые для человека раздражители. Эмоциональная возбудимость может  проявляться в таких особенностях поведения, как вспыльчивость, раздражительность.

Эмоциональная отзывчивость (восприимчивость, чувствительность). Близким по смыслу к эмоциональной  возбудимости является свойство, обозначаемое как эмоциональная отзывчивость. По В.В. Бойко, эмоциональная отзывчивость как устойчивое свойство индивида проявляется  в том, что он легко, быстро и гибко  эмоционально реагирует на различные  воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнеров  и т.д. Это готовность человека откликнуться «на себя», «на других», «на дело», «на предметы» и т.д. Утрата эмоционального резонанса – это полное или  почти полное отсутствие эмоционального отклика на различные события.

Эмоциональная глубина. А.Ф. Лазурский писал: «Наблюдая в  течении продолжительного времени  нескольких индивидов, мы убеждаемся, что у некоторых из них чувства  могут достигать, при известных  условиях, такой интенсивности, к  которой другие оказываются совершенно неспособными. Вот эту именно способность  испытывать при некоторых наиболее благоприятных обстоятельствах  такие интенсивные чувства, которые  доступны сравнительно лишь не многим, мы и будем называть силой чувствований». Это свойство равнозначно интенсивности, глубине переживаемой эмоции.

Эмоциональная ригидность –  лабильность. Эмоциональная ригидность (устойчивая эмоция) – это тот  наибольший для данного человека промежуток времени, в течение которого эмоция, раз возбужденная, продолжает ещё обнаруживаться, несмотря на то, что обстоятельства уже переменились и возбудитель перестал действовать. Ригидные эмоции отличаются «вязкостью», стабильностью. Эмоциональная вязкость связана с фиксацией внимания и аффекта на каких-либо значимых событиях, объектах, психотравмирующих  обстоятельствах, на неудачах и обидах (злопамятность), волнующих темах.

Неустойчивость эмоции проявляется  в том, что, несмотря на то, что вначале  она может быть интенсивной, она  быстро ослабевает и в конце концов прекращается, переходя в состояние  спокойного равнодушия. Если же эмоции у человека легко возбудимы, то прежняя  эмоция очень быстро сменяется у  него другой, эта в свою очередь  ещё одной и т.д. Получается быстрая  и резкая смена эмоций и настроений, характерная для людей истерического  типа.

Лабильность эмоций (подвижность, переключаемость) характеризуется  тем, что человек быстро реагирует  на смену ситуаций, обстоятельств  и партнеров, свободно выходит из одних эмоциональных состояний  и входит в другие. Слишком выраженная лабильность эмоций может осложнять  отношения с окружающими, так  как личность становится реактивной, импульсивной, плохо управляет собой.

Экспрессивность  является интегральной функцией двух слагаемых: степени выражения (силы) эмоций и  контроля человека за их выражением. По степени проявления экспрессии (в  частности на лице) выделяют гипомимию  и гипермимию.

 

Гипомимия (амимия) означает отсутствие или ослабление мимики, жестикуляции, обеднение выразительных  средств речи, монотонность интонации, потухший, ничего не выражающий взгляд.

Гипермимия связана с  чрезмерным оживлением средств выражения  эмоций, с обилием ярких и быстро сменяющихся экспрессивных актов. Она встречается в разных формах и обусловлена многими причинами.

25.  Понятие эмоционального  интеллекта.

Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ) — это способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую получаем или  передаем с помощью эмоций.

Согласно Сэловею и  Мейеру, эмоциональный интеллект  — это совокупность четырех навыков:

• Точность оценки и выражения эмоций. Это способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению. Кроме того, оно включает в себя и способность точно выражать свои эмоции потребности, связанные с ними, другим людям.

• Использование эмоций в мыслительной деятельности. Это понимание того, как можно думать более эффективно, используя эмоции. Управляя эмоцией, человек может менять и свое восприятие, видеть мир под разным углом и более эффективно решать проблемы.

• Понимание эмоций. Это умение определить источник эмоций, классифицировать эмоции, распознавать связи между словами и эмоциями, интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений, понимать сложные (амбивалентные) чувства, осознавать переходы от одной эмоции к другой и возможное дальнейшее развитие эмоции.

• Управление эмоциями. Это умение использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.

Способности распознавать и  выражать эмоции — основа порождения эмоций для решения конкретных задач, носящих процедурный характер. Эти  два класса способностей (распознавать и выражать эмоции и использовать их в решении задач) являются основой  для внешне проявляемой способности  к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними. Все  вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных  эмоциональных состояний и для  успешных воздействий на внешнюю  среду, приводящих к регуляции не только собственных, но и чужих эмоций.

Так же следует отметить, что эмоциональный интеллект  в этой концепции считается подсистемой  социального интеллекта.

26.  Роль эмоций  в регуляции поведения и когнитивных  процессов.

Эмоции регулируют психическую  активность не специфично, а через  соответствующие общие психические  состояния, влияя на протекание всех психических процессов. Они выступают  как внутренний язык, как система  сигналов, посредством которой субъект  узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно  отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам  деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя  ее.

Человек может переживать целый комплекс эмоций, обусловленных  и различными обстоятельствами, связанными с условиями его бытия. Например, такие эмоции, как гнев, отвращение и презрение образуют своеобразный эмоциональный комплекс враждебности, который может перерасти в  чувство враждебности, лежащее в  основе агрессивного противоправного  поведения. Доминирование в мотивациооной  сфере личности подобных эмоций по разному влияет на поведение людей, увеличивая либо, напротив, уменьшая, с  учётом и других факторов, веротятность совершения насильственных действий.

Эмоции являются приспособительным  продуктом эволюции – это эволюционно-обобщенные способы поведения в типичных ситуациях. Эмоции позволяют оценить  потребность и быстро выработать приспособительную программу поведения.

Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха. Под влиянием этого опасения мы отходим  в безопасную зону. Сама по себе эта  ситуация еще не причинила нам  вреда, но через наше чувство она  отразилась как угрожающая нашему самосохранению. Сигнализируя о непосредственном положительном  или отрицательном значении различных  явлений, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тормозят наши действия.

Особенностью эмоций является их интегрированность – возникая при

соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь ор-

ганизм, объединяют все его  функции в соответствующий генерализованный

стереотипный поведенческий  акт. Т. о. эмоции побуждают к стереотипным формам поведения. Однако особенности  человеческих эмоций определяются общим  законом психического развития человека – высшие образования, высшие психические  функции, формируясь на основе низших функций, перестраивают их. Эмоционально-оценочная  деятельность человека неразрывно связана  с его понятийно-оценочной сферой. И эта сфера сама влияет на эмоциональное  состояние человека.

27. Индивидуальные  различия в эмоциональных проявлениях.

объектом, можно обнаружить определенную схожесть, то другие эмоциональные  проявления у людей строго индивидуальны. Разнообразие эмоциональных проявлений выражается прежде всего в преобладающем  настроении людей. Под влиянием жизненных  условий и в зависимости от отношения к ним у одних  людей преобладает повышенное, бодрое, веселое настроение; у других —  пониженное, подавленное, грустное; у  третьих — капризное, раздражительное  и т. д.

Существенные индивидуальные различия наблюдаются также в эмоциональной  возбудимости людей. Есть люди эмоционально мало чуткие, у которых только какие-либо чрезвычайные события вызывают ярко выраженные эмоции. Такие люди не столько  чувствуют, попав в ту или иную жизненную ситуацию, сколько осознают ее умом. Есть и другая категория  людей — эмоционально возбудимых, у которых малейший пустяк может  вызвать сильные эмоции. Даже маловажное событие вызывает у них подъем или падение настроения.

Между людьми отмечаются существенные различия в глубине и устойчивости чувств. Одних людей чувства захватывают  целиком, оставляют глубокий след после  себя. У других людей чувства носят  поверхностный характер, протекают  легко, малозаметно, проходят быстро и  совершенно бесследно. Заметно различаются  у людей проявления аффектов и  страстей. В этом плане можно выделить людей неуравновешенных, легко теряющих контроль над собой и своим  поведением, склонных легко поддаваться  аффектам и страстям, например необузданному  гневу, панике, азарту. Другие люди, наоборот, всегда уравновешенны, вполне владеют  собой, сознательно контролируют свое поведение.

Одно из наиболее существенных различий между людьми кроется в том, как  чувства и эмоции отражаются на их деятельности. Так, у одних людей  чувства носят действенный характер, побуждают к действию, у других все ограничивается самим чувством, не вызывающим никаких изменений  в поведении. В наиболее яркой  форме пассивность чувств выражается в сентиментальности человека. Такие  люди, как правило, склонны к эмоциональным  переживаниям, но чувства, которые у  них возникают, не влияют на их поведение.

Информация о работе Общая характеристика эмоциональных процессов