Общая характеристика эмоциональных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:20, доклад

Краткое описание

Эмоции присужи и людям и животным, проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (покраснение, побледнение, выделение пота, дрожь, расширение зрачков). Чувства образовываются на основе базовых эмоций, путем опосредованых социальными и эмоциональными эталонами – к ним относятся этические и эстетические категории. Объектами высших чувств являются дружба, любовь и т.д.

Файлы: 1 файл

Ответы Эмоционалке ВСЕ (50).docx

— 161.00 Кб (Скачать)

Смысл этого парадоксального  утверждения заключается в том, что произвольное изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному  появлению соответствующей эмоций. Изобразите гнев - и вы сами начнете  переживать это чувство; начните  смеяться - и вам станет смешно; попробуйте с утра ходить, еле волоча ноги, с  опущенными руками, согнутой спиной и  грустной миной на лице - и у вас  действительно испортится настроение. С другой стороны, подавите внешнее  проявление эмоции, и она исчезнет.

Теория У. Кеннона - П. Барда

Однако концепция Джемса—Ланге вызвала ряд возражений. Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов высказал У. Кэннон. Он обнаружил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении  разных эмоциональных состояний, очень  похожи друг на друга и не на­столько разнообразны, чтобы вполне удовлетворительно  объяснить качественные различия в  высших эмоциональных переживаниях человека. В то же время внутренние органы, с изменениями состояний  которых Джеме и Ланге связывали  возникновение эмоциональных состояний, представляют собой довольно малочув­ствительные  структуры. Они очень медленно приходят в состояние возбуждения, а эмоции обычно возникают и развиваются  довольно быстро. Более того, Кэннон обнаружил, что искусственно вызываемые у человека органические изменения  далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Самым силь­ным аргументом Кэннона против теории Джемса—Ланге оказался проведенный им эксперимент, в результате которого было обнаружено, что искусственно вызываемое прекращение  поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает  возникновение эмоций.

Кэннон считал, что телесные процессы при эмоциях биологически целесообразны, поскольку служат предварительной  настройкой всего организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При  этом эмоциональные переживания  и соответствующие им органические измене­ния, по его мнению, возникают  в одном и том же мозговом центре — таламусе.

Позже П. Бард показал, что  на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные  с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга  собственно с эмоциями более всего  функционально связан даже не сам  таламус, а гипоталамус и центральные  части лимбической системы.

Психоорганическая теория эмоций (так условно стали называть концепции  Джемса—Ланге и Кэннона—Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга.

20. Когнитивистские  теории эмоций.

1. Двухфакторная теория  С. Шехтера. 

Эмоция определяется физиологическими (ВМС) и когнитивными компонентами, связанными между собой. Физиологический  компонент выполняет энергетическую функцию, а когнитивный придает  эмоциональную окраску (содержание), направленность. Экспериментальная  проверка: 3 экспериментальные группы, одна контрольная. 1й группе - вводился адреналин и сообщалось, что возможны побочные явления в виде учащения сердцебиения, жара и т.д. - это информированная  группа. 2-й группе - адреналин, но сооб­щалось, что никаких побочных эффектов не будет - неинформированная группа. 3-й  группе - адреналин + сообщались не соответствующие  действительности подробности - это  ложноинформированная группа. Контрольная  группа получала физ.раствор без  комментариев. После чего появлялся  некий товарищ, который демонстрировал два разпомодальных типа поведения - эйфорию и ярость. Результат  – 2-я и 3-я группы заражались его  состоянием, остальные — не давали никакой реакции.

2. Когнитивная модель эмоций  М. Арнольд. 

Оценка ситуации с точки  зрения ее полезности или опасности.

Перцепция -> оценка возможных  последствий воспринимаемой ситуации для субъекта -> оценка принимает  форму эмоционального отношения, переживаемого  как поведенческая тенденция  к избеганию или стремлению -> само действие: стремление или избегание.

Эту схему процесса когнитивной  оценки ситуации уточнил и экспериментально обосновал Р. Лазарус.  Лазарус  исследовал овладение стрессовыми  или угрожающими ситуациями.

Испытуемым демонстрировались  фильмы неприятного содержания. Наблюдались  два типа реакций:

1) Отрицание: «Чего бояться  - это же просто фильм» 

2) Интеллектуальная реакция  - установка на отстраненное наблюдение.

В качестве индикатора эмоционального уровня испытуемых регистрировалось КГР. По сравнению с неподготовленной труппой (их не предупредили, что гадость  покажут), группа, у которой было время выработать определенную модель восприятия 1 или 2 - показала заметно  более низкие нейровегетативные  реакции (особенно 2).

Два положения являются главными в концепции Р. Лазаруса:

•    каждая эмоциональная  реакция, независимо от ее содержания, есть функция особого рода познания или оценки;

•    эмоциональный  ответ представляет собой некий  синдром, каждый из компонентов которого отражает какой-либо важный момент в  общей реакции.

Центральным понятием концепции  Лазаруса является «угроза», понимаемая как оценка ситуации на основе предвосхищения будущего столкновения (конфронтации) с вредом, причем предвосхищение основано на сигналах, оцениваемых с помощью  познавательных процессов.

3. Теория когнитивного  диссонанса Фестингера.

Когнитивный диссонанс —  негативное состояние, которое возникает  если по крайней мере два представления («знания») не могут быть согласованы  друг с другом. Эта самая невозможность  согласования и порождает мотивацию  к уничтожению или редукции возникшего диссонанса.

Теория дифференциальных эмоций К. Изарда

Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотиваци-онный  процесс. К. Изард (2000, с. 55) постулирует  пять основных тезисов:

1)  основную мотивационную  систему человеческого существования  образуют 10 базовых эмоций: радость,  печаль, гнев, отвращение, презрение,  страх, стыд/смущение, вина, удивление,  интерес;

2)  каждая базовая эмоция  обладает уникальными мотивационными  функциями и подразумевает специфическую  форму переживания;

3)  фундаментальные эмоции  переживаются по-разному и по-разному  влияют на когнитивную сферу  и на поведение человека;

4)  эмоциональные процессы  взаимодействуют с драйвами, с  гомеостатическими, перцептивными,  когнитивными и моторными процессами  и оказывают на них влияние;

5)  в свою очередь,  драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы  влияют на протекание эмоционального  процесса.

В своей теории К. Изард  определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие

чего он рассматривает  эмоцию как систему. Некоторые эмоции, вследствие лежащих в их основе врожденных механизмов, организованны иерархически. Источниками эмоций являются нейронные  и нервно-мышечные активаторы (гормоны  и нейромедиаторы, наркотические  препараты, изменения температуры  крови мозга и последующие  нейрохимические процессы), аффективные  активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные  активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).

Говоря о базовых эмоциях, К. Изард выделяет их некоторые признаки:

1)   базовые эмоции  всегда имеют отчетливые и  специфические нервные субстраты;

2)  базовая эмоция проявляет  себя при помощи выразительной  и специфической конфигурации  мышечных движений лица (мимики);

3)  базовая эмоция сопровождается  отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;

4)  базовые эмоции возникли  в результате эволюционно-биологических  процессов;

5)  базовая эмоция оказывает  организующее и мотивирующее  влияние на человека, служит его  адаптации.

21. П.В. Симонов.  Информационная теория эмоций.

Эмоция — отражение  мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и  величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает  на основе генетического и ранее  приобретенного индивидуальною опыта. 

// Э = f (П, (Ин - Ис). ...) // ,

где Э эмоция, ее степень, качество и знак:

II - сила и качество актуальной  потребности: 

(Ин — Ис) - оценка вероятности  удовлетворения потребности на  основе врожденного и онтогенетического  опыта. 

Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для  удовлетворения потребности;

Нс - информация о средствах, которыми располагает субъект в  данный момент.

Эмоции зависят и от других факторов:

1. Индивидуальные особенности  субъекта;

2. Фактор времени (развитие  аффекта);

3. Качественные особенности  потребностей.

Но все эти факторы  обуславливают вариации эмоций, необходимыми и .достаточными являются два: потребность  и вероятность ее удовлетворения. Информация — это та, которая  нужна для удовлетворения потребности -совокупность всех средств достижения цели (знания, совершенство навыков, энергетические ресурсы, время и т.д.). Если Ин больше, чем Ис — отрицательная эмоция и наоборот. В этой формуле заключены  отражательная и оценочная функции  эмоций.

22.  Анатомические  образования, отвечающие за базовые  эмоции.

Наиболее важные из мозговых структур, имеющих отношение к  эмоциям, в совокупности называют лимбической  системой. Это важнейший «альянс» в нашей географической схеме. Система  эта известна также как «животный  мозг», поскольку ее части и функции, по-видимому, в основе своей сходны у всех млекопитающих. Лимбическая  система находится выше ствола мозга, но ниже коры. Ряд структур ствола и  некоторые части коры тоже участвуют  в порождении эмоций. Все они связаны  друг с другом нервными путями.

Лимбическая система включает несколько связанных друг с другом образований. К ней относятся  некоторые ядра передней области  таламуса, а также расположенный  ниже небольшой, но важный участок мозга - гипоталамус. Нейроны, специфически влияющие на активность вегетативной нервной  системы (и тем самым - на ритм сердца, дыхания и т.д.), по-видимому, сосредоточены  в определенных областях гипоталамуса, а именно эти области контролируют большинство физиологических изменений, сопровождающих сильные эмоции. Глубоко  в боковой части среднего мозга  лежит миндалина (миндалевидное  ядро) - клеточное скопление величиной  с орех. Эксперименты на животных показывают, что миндалина ответственна за агрессивное  поведение или реакцию страха. По соседству с миндалиной находится  гиппокамп. Роль его в создании эмоций все еще не очень ясна, но тесная связь с миндалиной позволяет  предположить, что гиппокамп тоже участвует в этом процессе. Многие ученые полагают, что он играет определенную роль в интеграции различных форм сенсорной информации. Повреждение  гиппокампа приводит к нарушению  памяти - к неспособности запоминать новую информацию.

Гиппокамп и другие структуры  лимбической системы окружает поясная  извилина. Около нее расположен свод - система волокон, идущих в обоих  направлениях; он повторяет изгиб  поясной извилины и соединяет  гиппокамп с гипоталамусом. Еще  одна структура - перегородка - получает входные сигналы через свод от гиппокампа и посылает выходные сигналы  в гипоталамус.

Проследив ход нервных  путей мозга, мы можем увидеть, почему все наши взаимодействия с окружающей средой имеют ту или иную эмоциональную  окраску. Нервные сигналы, поступающие  от всех органов чувств, направляясь  по нервным путям ствола мозга  в кору, проходят через одну или  несколько лимбических структур - миндалину, гиппокамп или часть  гипоталамуса. Сигналы, исходящие от коры, тоже проходят через эти структуры.

Ствол мозга  Важную роль в эмоциях играет ретикулярная формация - структура внутри моста и ствола головного мозга. Она получает сенсорные  сигналы по различным путям и  действует как своего рода фильтр, пропуская только ту информацию, которая  является новой или необычной. Волокна  от нейронов ретикулярной системы идут в различные области коры больших  полушарий, некоторые - через таламус. Считается, что большинство этих нейронов являются «неспецифическими». Это означает, что в отличие  от нейронов первичных сенсорных  путей, например зрительных или слуховых, реагирующих только на один вид раздражителей, нейроны ретикулярной формации могут  реагировать на многие виды стимулов. Эти нейроны передают сигналы  от глаз, кожи, внутренних органов, а  также других органов и структур лимбической системе и коре.

Некоторые участки ретикулярной формации обладают более определенными  функциями. Таково, например, голубое  пятно - плотное скопление тел  нейронов, отростки которых образуют

дивергентные сети с одним  входом, использующие в качестве медиатора  норадреналин. Некоторые нервные  пути идут вверх от голубого пятна  к таламусу, гипоталамусу и многим областям коры. Другие направляются вниз к мозжечку и спинному мозгу. Медиатор этих специализированных нейронов - норадреналин (выделяемый также мозговым веществом  надпочечников как гормон) - запускает  эмоциональную реакцию. Было высказано  предположение, что недостаток норадреналина  в мозгу приводит к депрессии, а при длительном избыточном воздействии  норадреналина возникают тяжелые  стрессовые состояния. Возможно, норадреналин играет также роль в возникновении  реакций, субъективно воспринимаемых как удовольствие.

Другой участок ретикулярной формации - «черная субстанция» - представляет собой скопление тел нейронов, опять-таки принадлежащих к дивергентным сетям с одним входом, но выделяющих медиатор дофамин. Помимо всего прочего  дофамин, по-видимому, способствует возникновению  некоторых приятных ощущений. Известно, что он участвует в создании эйфории, ради которой наркоманы употребляют  кокаин или амфетамины. У больных, страдающих паркинсонизмом, происходит дегенерация нейронов черной субстанции, что приводит к недостатку дофамина. L-ДОФА-лекарственный препарат, который  дают этим больным, - способствует образованию  дофамина, но может в то же время  вызывать симптомы, сходные с шизофренией. Это наводит на мысль, что какую-то роль в развитии шизофрении играет избыток дофамина

Информация о работе Общая характеристика эмоциональных процессов