Общая характеристика эмоциональных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:20, доклад

Краткое описание

Эмоции присужи и людям и животным, проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (покраснение, побледнение, выделение пота, дрожь, расширение зрачков). Чувства образовываются на основе базовых эмоций, путем опосредованых социальными и эмоциональными эталонами – к ним относятся этические и эстетические категории. Объектами высших чувств являются дружба, любовь и т.д.

Файлы: 1 файл

Ответы Эмоционалке ВСЕ (50).docx

— 161.00 Кб (Скачать)

Интенсивность эмоций человека - это их количественная характеристика. Она определяется двумя факторами: степенью неудовлетворенности соответствующей  потребности и степенью неожиданности (непредвиденности) обстоятельств, влияющих на ее удовлетворение. Закономерность здесь такова: чем сильнее потребность  и чем непредвиденнее для субъекта условия, способствующие или препятствующие ее удовлетворению, тем сильнее в  этой ситуации эмоциональное переживание. Именно через эти факторы можно  целенаправленно управлять эмоциональными реакциями человека, то есть содействовать  их усилению или ослаблению.

Некоторые авторы рассматривают  эмоциональную устойчивость как  «устойчивость эмоций», а не функциональную устойчивость человека к эмоциогенным условиям. При этом под «устойчивостью эмоций» понимаются и эмоциональная  стабильность, и устойчивость эмоциональных  состояний и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Таким образом, в одном понятии объединены разные явления, которые не совпадают по своему содержанию с понятием «эмоциональная устойчивость». ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ - способность подавлять эмоциональные  реакции, то есть «сила воли», которая  проявляется в терпения, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самообладании), определяющих стабильность эффективности  деятельности.

13.  Классификации  высших эмоций с точки зрения  сферы социальных явлений: нравственные (моральные), морально-политические, эстетические, интеллектуальные.

Особую форму переживания  представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство  подлинно человеческих отношений.

В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

1. Нравственные, или моральные  чувства.

Это чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с  нормами, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила поведения  в том обществе, в котором он живет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического  развития общества в зависимости  от его традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии и т. д. Действия и поступки людей, соответствующие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки, не соответствующие этим взглядам, считаются аморальными, безнравственными.

Например, к моральным  чувствам можно отнести чувство  долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д. К аморальным можно отнести  жадность, эгоизм, жестокость и т. д.

Следует отметить, что в  различных обществах эти чувства  могут иметь некоторые различия в содержательном наполнении.

2. Морально-политические  чувства. 

Эта группа чувств проявляется  в эмоциональных отношениях к  различным общественным учреждениям  и организациям, а также к государству  в целом. Одной из важнейших особенностей морально-политических чувств является их действенный характер. Они могут  выступать как побудительные  силы героических дел и поступков. Поэтому одной из задач любого государственного строя всегда было и остается формирование таких морально-политических чувств, как патриотизм, любовь к  Родине и др.

3. Интеллектуальные чувства. 

Интеллектуальными чувствами  называют переживания, возникающие  в процессе познавательной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность  умственной деятельности вызывают в  человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают  ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полученных знаний. Существование интеллектуальных чувств — удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказательства — является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных процессов. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

4. Эстетические чувства.

Это эмоциональное отношение  человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и  явления действительности, человек может испытывать особое чувство восхищения их красотой. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства. Это вызвано тем, что в них специфически переплетаются и моральные, и интеллектуальные чувства. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства — восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др..

Следует отметить, что рассмотренное  деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории.

К высшим проявлением чувств многие авторы относят страсть —  еще один вид сложных, качественно  своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав  эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. С. Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в  сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил  личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».

14. Дружба

Избирательные привязанности  находят свое наиболее яркое воплощение в феномене дружбы. Ж.-Ж. Руссо писал, что «первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный  юноша, - это не любовь, а дружба». К.К. Платонов рассматривает дружбу как сложное моральное чувство, в структуру которого входят: потребность  в общении с субъектом дружбы, усиленная привычкой, вызывающей эмоцию удовлетворения при общении; воспоминания о совместной с ним деятельности и ее результатах; совместные сопереживания, бывшие, существующие и возможные; эмоциональная  память; чувство долга; страх потери; престижная (обычно идеализированная) его оценка. По Платонову, чувство  дружбы к объекту другого пола входит в чувство половой любви, но может и не быть с ней связано.

Следует подчеркнуть, что  как один из видов аттракции дружба обладает специфичностью. Если симпатия и любовь могут быть односторонними, то дружба таковой быть не может. Она  предполагает межличностную аттракцию, т. е. проявление дружеских чувств с  обеих сторон. Только в этом случае дружба может выполнять функции  удовлетворения эмоциональных потребностей, взаимного познания, социального  взаимодействия и диалога личностей, принимающего характер личных (интимно-доверительных) отношений. Кроме того, дружба по сравнению  с симпатией, влечением, любовью  имеет более осознанный, прагматичный характер.

М. Аргайл отмечает, что дружба в иерархии ценностей человека занимает более высокое место, чем работа и отдых, но уступает браку или  семейной жизни. Правда, в разных возрастных группах это соотношение может  меняться. Она важнее всего для  молодежи, с подросткового возраста до вступления в брак. Дружба снова  становится высоко значимой в пожилом  возрасте, когда люди выходят на пенсию или теряют близких людей. В промежутке между этими возрастами дружба по значимости уступает работе и семье.

Причины дружбы. М. Аргайл отмечает три причины, по которым устанавливаются  дружеские отношения:

1)  нужда в материальной  помощи и информации, хотя друзья  обеспечивают ее в меньшей  степени, чем семья или сослуживцы;

2)  нужда в социальной  поддержке в форме совета, сочувствия, доверительного общения (для некоторых  замужних женщин друзья в этом  отношении более важны, чем  мужья);

3)  совместные занятия,  общие игры, общность интересов.

И.С. Кон в качестве таких  причин называет: потребности субъекта, побуждающие его выбирать того или  иного партнера; свойства партнера, стимулирующие интерес или симпатию к нему; особенности процесса взаимодействия, благоприятствующие возникновению  и развитию парных отношений; объективные  условия такого взаимодействия (например, принадлежность к общему кругу общения, групповая солидарность).

Согласно данным Аргайла, женщины имеют более тесные дружеские  взаимоотношения, чем мужчины, они  более склонны к самораскрытию  и ведут более интимные разговоры. Мужчины более склонны к совместной деятельности и совместным играм  с друзьями.

Критерии выбора друзей. Во многих работах обсуждается вопрос - по каким признакам (по сходству или  по различию) выбираются друзья. И.С. Кон  считает, что, прежде чем решать этот вопрос, нужно уточнить ряд обстоятельств.

Во-первых, о каком классе сходств идет речь (пол, возраст, темпермент и т. д.). Во-вторых, степень предполагаемого  сходства (полное или ограниченное). В-третьих, значение и смысл данного  сходства для самой личности. В-четвертых, объем, широта диапазона сходств. Сходство друзей может ограничиться одной  какой-либо характеристикой, а может  проявиться по многим. Определение  сходства или несходства во многом зависит также от того, каким представляет человек самого себя и друзей и  какие они есть на самом деле.

Многочисленные социально-психологические  исследования показывают, что ориентация на сходство в социальных установках явно преобладает над ориентацией  на дополнительность. Подавляющее большинство  людей предпочитает дружить с  людьми своего возраста, пола, социального  положения, образования и т. д. Желательно также сходство основных ценностей, интересов. Правда, когда речь идет не о социальных установках и демографических  признаках, получаемые результаты не так  однозначны.

Дружат часто совершенно не похожие по психическому складу люди. Открытый и импульсивный человек  может выбрать себе в друзья замкнутого и сдержанного человека. Отношения  между такими друзьями дают каждому  из них максимальную возможность  для самовыражения при минимальном  соперничестве; в то же время вместе они составляют пару, обладающую большим  разнообразием черт личности, чем  каждый в отдельности. Однако друзья редко бывают полной противоположностью друг другу. Для дружеских пар, существующих долгое время, обычно характерно наличие общих ценностей, взглядов, надежд и мнений как относительно друг друга, так и в отношении других людей.

Правила поведения друзей. М. Аргайл и М. Хендерсон установили общие правила поведения, которые  считаются наиболее важными для  продолжения дружеских отношений  и несоблюдение которых приводит к их разрыву и распределили их на четыре группы.

Обмен:

- делиться новостями о  своих успехах;

-  выказывать эмоциональную  поддержку;

- добровольно помогать  в случае нужды;

- стараться, чтобы другу  было приятно в твоем обществе;

- возвращать долги и  оказанные услуги.*

Интимность:

- уверенность в другом  и доверие к нему.

Отношение к третьим лицам:

-  защищать друга в  его отсутствии;

-  быть терпимым к  остальным его друзьям*;

-  не критиковать друга  публично**;

- сохранять доверенные  тайны**;

- не ревновать и не  критиковать прочие личные отношения  другого.**

Координация:

- не быть назойливым, не  поучать*;

- уважать внутренний мир  и автономию друга.**

Самые важные те шесть правил, которые не отмечены звездочками, так  как они отвечают всем четырем  критериям. Правила, отмеченные одной  звездочкой, отвечают трем критериям, но не позволяют отличить близких  друзей от менее интимных. Они важны  для обычных уровней дружбы, но при особенно тесных отношениях могут  быть нарушены: близкие друзья не считаются  одолжениями, прощают нетерпимость к общим знакомым и даже некоторую  назойливость. Правила, отмеченные двумя  звездочками, отвечают двум критериям. Они считаются важными и их нарушение может привести к прекращению  дружбы, однако оценка глубины дружеских  отношений от них не зависит. Они  не являются специфичными только для  дружбы, а присутствуют и в других личных отношениях.

Детская дружба. Канадские  психологи Б. Байджелоу и Д. Ла Гайпа, изучая детей от 6 до 14 лет, выявили, что дружба с точки зрения нормативных  ожиданий проходит три стадии развития:

1) ситуативные отношения  в связи с общей деятельностью,  территориальной близостью, взаимной  оценкой;

2) договорный характер  отношений - неукоснительное соблюдение  правил дружбы и высокие требования  к характеру друга;

3)  «внутренне-психологическая»  стадия - первостепенное значение  приобретают личностные черты:  верность, искренность, способность  к интимности.

У маленьких детей дружба носит неустойчивый, ситуативный  характер. Например, Л. Н. Галигузова установила, что дети раннего возраста нередко  не могут узнать среди трех сверстников  того, с кем перед этим 15 раз  встречались наедине и подолгу  играли. Детская дружба может прекратиться из-за пустяка, так как они не умеют  мириться с частными недостатками своих  друзей.

Р. и А. Селман показали возрастные различия в представлениях детей  о друге. Для ребенка 3-7 лет друг - это наличный партнер по игре. В  возрасте 4-9 лет друг - это тот, кто  что-то делает для ребенка. В возрасте 6-12 лет дети понимают дружбу как  взаимовыгодную кооперацию. В 9-15 лет  на первое место выходит потребность  в сопереживании, в том, чтобы  можно было поделиться с другом сокровенным. Подростки старше 12 лет понимают дружбу как автономную взаимозависимость: друзьям позволено устанавливать  независимые отношения с третьими лицами.

Информация о работе Общая характеристика эмоциональных процессов