Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:20, доклад
Эмоции присужи и людям и животным, проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (покраснение, побледнение, выделение пота, дрожь, расширение зрачков). Чувства образовываются на основе базовых эмоций, путем опосредованых социальными и эмоциональными эталонами – к ним относятся этические и эстетические категории. Объектами высших чувств являются дружба, любовь и т.д.
1. Общая
характеристика эмоциональных
Эмоции-emovere, волновать, колебать, это субъективные реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, отражающихся в форме переживаний и личной значимости для субъекта и проявляющийся в виде удовольствия или неудовольствия.
Эмоции присужи и людям и животным, проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (покраснение, побледнение, выделение пота, дрожь, расширение зрачков). Чувства образовываются на основе базовых эмоций, путем опосредованых социальными и эмоциональными эталонами – к ним относятся этические и эстетические категории. Объектами высших чувств являются дружба, любовь и т.д.
Формы проявления эмоций: Объективные – сокращение скелетной мускулатуры(изменение мимики, позы, дыхания), изменение работы внутренних органов(изменение ритма сердца, тонуса, сосудов). Субъективные: субъектив. переживания, чувства, настроение, мысли, ощущения, образы.
Наиболее древней по происхождению, простейшей по механизму эмоции:
1.удовольствия, которые наступают
при удовлетворении
2. неудовольствие, связано
с невозможностью
Эмоции как и ощущения,
восприятия или мышления является одной
из форм психического отражения сознания
реального мира. Однако эмоции отражают
эмоции и явления не сами по себе,
а их отношение к субъекту их значимости
для его потребности и мотивов
действия. Т.О. эмоции обусловлены с
одной стороны внутренними
2. Биологическая целесообразность эмоций.
Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным, человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. Таким образом, логично предположить, что богатство эмоционального мира человека, значительно превосходящее элементарные эмоциональные реакции животных, оказывается полезным для выживания и развития человечества.
роль эмоций в жизни
животных очень велика. Поэтому и
говорят о биологической
В отдельных же ситуациях эмоции могут быть вредными, приходя в противоречие с жизненными интересами животного. Эмоция ярости помогает хищнику в преследовании добычи, удесятеряя его силы. Но та же ярость лишает его осторожности и осмотрительности и тем самым может привести к гибели. Здесь осуществляется закономерность, присущая любому биологическому механизму адаптации: в общем итоге этот механизм способствует выживанию вида, но в частных проявлениях не всегда полезен, а порой и вреден.
В процессе эволюции, параллельно с развитием нервной системы, оценка ситуаций мозгом становится все более тонкой. Если вначале оценка носит общий характер по типу «полезно — вредно», «опасно — безопасно», «приятно — неприятно», то затем оценки становятся более конкретными, более точными, более «дробными».
Взаимодействие чувств и
мышления конкретно проявляется
в том, что чувства воздействуют
на механизмы памяти, избирательно
оживляя лишь некоторые сведения
из прошлого опыта и тормозя другие.
Таким путем чувства в
3. Основные характеристики эмоций.
Хар.-ка эмоции-модальность, знак, интенсивность, длительность, степень осознанности.
Качественные хар-ки |
Динамика протекания самих эмоций |
Динамика внеш.выражения эмоций | ||||||
модальность |
знак |
длительность |
интенсивность |
мимика |
речь | |||
Удив-ние |
тревога |
Полож. |
Отриц. |
Модальность-основная качественная хар-ка эмоции, определяющая их вид по специфике особой окрашенности переживаний.
Выделяют 3 базовые эмоции:страх, гнев, радость.
Характер переживания, определяет знак эмоции: -положительные, - отрицательные.
В зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит положительным или отрицательным отношением, к его потребностям интересам и установкам.
По воздействию на организм и влияния на поведение человека Эмоции разделяются:
Диапазоны различий по интенсивности внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик. По длительности эмоции от нескольких секунд до многих лет, иногда в течении всей жизни.
Степень осознанности эмоций
может быть различной. Иногда имеет
место одновременное
Основные формы выражения эмоций: чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, чувства, настроение, стресс.
4. Функции эмоций.
В психологии принято выделять ряд функций.
1. Отражательно-оценочная функция. Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта;
2. Побудительная функция. Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию.
3. Активирующая функция непосредственно связана с побудительной. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и ее отдельных структур. Эмоциональные состояния по-разному влияют на динамику протекания деятельности, на ее темп и ритм. Эмоции радости уверенности в успехе придают человеку дополнительные силы, побуждают к более интенсивной и напряженной работе. Для достижения наивысшего результата деятельности нежелательны ни слишком слабые, ни излишне сильные эмоциональные возбуждения. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает неуправляемой. Для каждого человека имеется собственный оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Он зависит от многих факторов: особенностей выполняемой деятельности, условий, в которых она протекает, индивидуальности включенного в нее человека и многого др.
4 . Регулирующая функция. Эмоции влияют на направление и осуществление деятельности субъекта. Возникновение того или иного эмоционального отношения к объекту, предмету, явлению влияет на мотивацию на всех этапах протекания деятельности. Оценивая ход и результат деятельности, эмоции придают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать различно.
5. Синтезирующая функция. Эмоции соединяют, синтезируют в единое целое отдельные сопряженные во времени и пространстве события и факты. Актуализация одного из элементов влечет, иногда против воли субъекта, воспроизведение в сознании других его элементов.
6. Смыслообразование. Эмоции служат сигналом смыслообразующей силы мотива. Так, например, А.Н. Леонтьев писал: «День, наполненный множеством действий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее может испортить человеку настроение, оставить у него некий неприятный эмоциональный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается, но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывается и мысленно перебирает прожитый день, в эту-то минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность, возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это событие и оставило у него эмоциональный осадок. Может статься, например, что это его негативная реакция на чей-то успех в достижении общей цели, единственно ради которой, как ему думалось, он действовал, и вот оказывается, что это не вполне так и что едва ли не главным для него мотивом было достижение успеха для себя».
7. Защитная функция. Такое сильное эмоциональное переживание, как страх, предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных последствий, а возможно, и от гибели.
8. Экспрессивная функция. Эмоции за счет своего экспрессивного компонента принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними и воздействия на них.
Или еще вариант:
Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.
Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.
Сигнальная функция. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и безощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.
Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.
Установлено, что чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма эмоций, которую оно способно переживать.
5.Свойства эмоций
1. Универсальность.
Это независимость эмоций
от вида потребности и специфики
деятельности, в которой они возникают.
Надежда, тревога, радость, гнев могут
возникнуть при удовлетворении любой
потребности. Это значит, что механизмы
возникновения эмоций являются специфичными
и независимыми от механизмов возникновения
конкретных потребностей. То же можно
сказать и в отношении
Например, удовольствие можно испытывать от различных ощущений, образов восприятия и представления.
2. Динамичность
Эмоции имеют фазовость протекания, т. е. нарастание напряжения и его разрешение.
Эмоциональное напряжение нарастает в ситуации ожидания: чем ближе предстоящее событие, тем сильнее нарастает напряжение. Это же наблюдается при непрекращающемся действии на человека неприятного раздражителя. Разрешение возникшего напряжения возникает при осуществлении события. Оно переживается человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.
3. Доминантность.
Сильные эмоции обладают способностью подавлять слабые эмоции, не допускать их в сознание человека.
4. Суммация и «упрочение».
Наиболее сильное удовольствие
или неудовольствие обычно человек
испытывает не при первом, а при
последующих предъявлениях
Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результате чего и их переживание в виде эмоций становится сильнее. Характерным для суммации эмоций является скрытость этого процесса: он происходит незаметно для человека, не отдающего себе отчета в том, на чем это основано. Наличие этого свойства подтвердилось при изучении страха: реакция на опасную ситуацию у лиц с низким уровнем смелости при повторном попадании в нее была больше, чем в первый раз (Скрябин, 1972; Смирнов, Брегман, Киселев, 1970). Правда, затем происходит адаптация к опасности, уровень страха снижается, так что это свойство проявляется, очевидно, только при первых предъявлениях эмоциогенного раздражителя.
5. Адаптация.
Эмоциям свойственно притупление, снижение остроты их переживаний при долгом повторении одних и тех же впечатлений.
Например, частое поощрение работников одним и тем же способом приводит к тому, что они перестают эмоционально реагировать на эти поощрения. В то же время перерыв в действии раздражителя может снова вызвать удовольствие.
6. Пристрастность (субъективность).
В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.
Например, опасность у одних вызывает страх, у других - радостное, приподнятое настроение.
7. Заразительность.
Человек, испытывающий ту или иную эмоцию, может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или паника.
Информация о работе Общая характеристика эмоциональных процессов