Общая характеристика эмоциональных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:20, доклад

Краткое описание

Эмоции присужи и людям и животным, проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (покраснение, побледнение, выделение пота, дрожь, расширение зрачков). Чувства образовываются на основе базовых эмоций, путем опосредованых социальными и эмоциональными эталонами – к ним относятся этические и эстетические категории. Объектами высших чувств являются дружба, любовь и т.д.

Файлы: 1 файл

Ответы Эмоционалке ВСЕ (50).docx

— 161.00 Кб (Скачать)

Когнитивный компонент настроения образуют интерпретации текущей  жизненной ситуации, полнота ее понимания, прогноз перспектив развития ситуации, интерпретация и оценка своего телесного  и духовного здоровья, прогноз  его динамики. В когнитивный компонент  входит представление о себе.

Мотивационный компонент  настроения рассматривается Куликовым  в связи с тем, что процесс  мотивации, его интенсивность и  характер протекания в существенной мере определяют интенсивность эмоциональных  процессов, остроту реакций на ситуацию и развитие событий. Говоря о мотивационном  компоненте настроения, автор стремится  «лишь подчеркнуть, что

мотивационная сфера, как  один из важнейших регуляторов, в  интегративной форме постоянно  представлена некоторым компонентом  в настроениях, а через него и  в психических состояниях» (с. 80).

Компонент физического самочувствия отражает, как говорил С. Л. Рубинштейн, органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности  организма и те разлитые, слабо  локализованные органические ощущения, которые исходят от внутренних органов.

Куликов рассматривает настроение как интегральный показатель переживаемых в данный момент чувств и эмоций, а не как особый вид эмоциональных  переживаний, наряду с эмоциями и  аффектами. Он выделяет также доминирующие (стабильные) настроения и актуальные (текущие).

Эти представления Куликова вызывают ряд вопросов. Первый из них: не принимает ли автор за компоненты настроения факторы, его обусловливающие? Не случайно, говоря о слагаемых  когнитивного компонента, автор пишет: «Все это - значимые факторы, обусловливающие  формирование настроения» (с. 79). К этим факторам можно отнести и процесс  мотивации и оценку воспринимаемого  и желаемого, составляющих релятивный компонент.

Второй вопрос: как же все-таки соотносятся структуры психического состояния и настроения, если в  настроение по существу вошла реакция  всей личности?

Третий вопрос: если настроение является интегративной характеристикой  эмоций и чувств, испытываемых человеком  в определенный период времени, то как  быть с утверждением автора, что  настроение характеризует доминирующая эмоция?

Мне также представляется, что не следует отождествлять  настрой и настроение, хотя первый и является следствием второго. Настрой  отражает желание, готовность человека проявлять ту или иную активность. Он связан с произвольной регуляцией психического состояния. Настроение же пассивно по своему

18.  Виды настроений: гипертимность, эйфория, бодрость, общественное настроение.

 Настроение -самое длительное, или «хроническое», эмоциональное  состояние, окрашивающее все поведение.  Настроение отличают от эмоций  меньшая интенсивность и меньшая  предметность. Оно отражает бессознательную  обобщенную оценку того, как на  данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным  или печальным, веселым или  угнетенным, бодрым или подавленным,  спокойным или раздраженным и  т. д.

Настроение существенно  зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны человеку, а тем более  окружающим его людям. Недаром говорят  о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смыс­ле настроение — это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. В этом настроения похожи на собственно эмоции и близки к сфере бессознательного. Но причина настроения всегда существует и в той или иной степени  может быть осознана. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая  деятельность и, конечно, люди.

Настроения могут различаться  по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин — возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих  мотивов поведения. Настроение может  окрашивать поведение человека в  течение несколь­ких дней и даже недель. Более того, настроение может  стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают, когда делят людей  на оптимистов и пессимистов.

Настроения имеют огромное значение для эффективности деятельности, которой занимается человек. Например, известно, что одна и та же работа при одном настроении может казаться легкой и приятной, а при другом —тяжелой и удручающей. Естественно, что при хорошем настроении человек  в состоянии выполнить гораздо  больший объем работы, чем при  плохом.

Настроение тесно связано  с соотношением между самооценкой  человека и уровнем его притязаний. У лиц с высокой самооценкой  чаще наблюдается повышенное настроение, у лиц же с заниженной самооценкой  выраженное склонность к пассивно-отрицательным  эмоциональным состояниям, связанным  с ожиданием неблагоприятных  исходов. Поэтому настроение может  стать причиной отказа от действий и дальнейшего снижения притязаний, что может привести к отказу от удовлетворения данной потребности.

Виды настроений. Выделяемые виды настроений лишь подчеркивают их тождественность эмоциям. Настроение может быть хорошим (стеническим) и  плохим (астеническим).

В первом случае при его  устойчивом проявлении говорят о  гипертимии, т. е. повышенном настроении. Оно характеризуется приподнятостью, веселостью, жизнерадостностью с  приливами бодрости, оптимизма, счастья. Постоянное проявление гипертимии характеризуется  как гипертимностъ. Это эмоциональный  стереотип поведения, который при  резкой выраженности может приводить  к некритическому проявлению активности: человек претендует на большее, чем  умеет и может сделать; он норовит  за все взяться, всех поучать, старается  привлечь к себе внимание любой ценой. Такого человека часто «заносит».

Вторым проявлением хорошего настроения является эйфория. Она характеризуется  беспечностью, беззаботностью, безмятежностью, благодушием и в то же время  безразличным отношением к серьезным  сторонам и явлениям жизни. Эйфорическое состояние обладает наркотическими свойствами - оно активизирует психику, и к нему человек привыкает. Чтобы  вызвать его, человеку становятся нужны  алкоголь, наркотики, а артисту или  спортсмену - зрители.

В обыденной речи говорят: «быть в настроении», «он (она) не в настроении», а в одной научно-популярной книжке написано: «быть всегда в  настроении не получается и тогда, когда  все идет как надо» (Каппони, Новак, 1994, с. 113). В этом случае настроение понимается как положительное переживание, а «не в настроении» - как отрицательное.

Часто за настроение принимают  свое самочувствие, жизненный тонус, поэтому говорят о бодром настроении. Понимаемое так настроение по существу вообще не связано с эмоциональной  сферой человека, а характеризует  энергетический потенциал человека.

Говорят также об общественном настроении как общественном сознании, отражающем преобладающие чувства  и настроения коллектива, социальной группы, общности, народа (упаднические настроения в среде российской интеллигенции 80-90-х годов XIX века, эмоциональный  подъем (энтузиазм) народа в годы революции).

Настроение как эмоциональный  фон. Распространенной является точка  зрения, что человек обладает настроением  в каждый момент времени (например, Левитов, 1964; Михальчик, 1982). Так, Н. Д. Левитов  пишет: «Настроение никогда не покидает человека; только, как и всякое

психическое состояние, оно  замечается лишь в тех случаях, когда  выделяется в положительную или  отрицательную сторону» (с. 145). Больше того, К. Изард (2000) один из параграфов в  своей книге озаглавил «Эмоции  с нами всегда». «Есть три распространенных заблуждения, - пишет он, - которые

мешают многим людям поверить, что эмоция постоянно присутствует в сознании, постоянно влияет на восприятие и поведение. Первое из этих заблуждений обязано своим происхождением работам первых физиологов, которые  исследовали главным образом  эпизоды ярко выраженных, интенсивных  негативных эмоций... Однако очевидно, что эмоции организуют и направляют наше поведение не только в экстремальных  ситуациях. Так, эмоция интереса побуждает  нас учиться... эмоция радости, умеренная  и мягкая, служит своеобразным вознаграждением  за те небольшие достижения, которыми отмечена наша повседневная жизнь...

Второе заблуждение, мешающее многим людям признать постоянное присутствие  эмоции в сознании, связано с представлением о том, что тогда человек должен постоянно иметь возможность  назвать эту эмоцию, рассказать о  ней. Достаточно обратиться к житейскому опыту, чтобы понять ошибочность  этого представления. Наверняка  каждый человек может вспомнить  такие моменты, когда он точно  знал, что переживает некую эмоцию, однако был не в состоянии определить или описать ее. Ранние работы Фрейда и дальнейшие исследования убедили  многих клиницистов - психологов и психиатров, а также теоретиков, занимающихся проблемами личности, в неосознаваемости многих мотивов человеческого поведения. Думается, что эти неосознаваемые мотивы можно интерпретировать либо как эмоциональные переживания, которые человек не в состоянии  обозначить словами, либо как очень  слабые переживания, не попавшие в фокус  внимания.

Третье заблуждение, не позволяющее  людям согласиться с тем, что  эмоция постоянно влияет на наше сознание, связано с довольно распространенным представлением об эмоции как о переживании  обязательно кратковременном и  интенсивном... Сам факт кратковременности  экспрессивных реакций человека (которые длятся в среднем от 0,5 до 4-5 с) способствует восприятию эмоции как кратковременного и скоропреходящего феномена. Однако экспрессивная реакция - это лишь часть эмоции; длительность эмоционального переживания несопоставима  с длительностью эмоционального проявления. Так, человек может быть угнетен, подавлен очень долго, но при  этом никак не проявлять своей  подавленности».

Изард далее пишет: «Теоретические доказательства постоянного присутствия  аффекта в обычном состоянии  сознания подкрепляются экспериментальными данными, полученными в исследованиях  с применением различных шкал аффекта и настроения (Nowlis, 1965; Wessman, Ricks, 1966). В одном из исследований несколько больших групп студентов  заполняли шкалу дифференциальных эмоций, отмечая в ней эмоции и  чувства, переживаемые в момент исследования. Все участники эксперимента указали  наличие одной или нескольких эмоций, и преобладающей среди  них была эмоция интереса (Izard, Dougherty, Bloxom, Kotsch, 1974)» (с. 104-105).

Несмотря на многие правильные положения, высказанные К. Изардом  в приведенном отрывке из его  книги, очевидны и слабости его доказательств. Первая слабость связана с вербализацией  своего переживания. Главное не то, может человек вербализовать  свое переживание или нет, а то, есть ли в каждый момент его жизни  это переживание. Вторая слабость позиции  Изарда состоит в том, что он не разделяет эмоции и эмоциональный  тон, не говорит о настроении. Создается  впечатление, что для него такая  дифференциация не имеет принципиального  значения. На самом же деле обсуждаться  должен вопрос не о постоянном присутствии  у человека эмоций (эмоции, как эмоциональное  реагирование на значимую ситуацию, действительно  не

могут быть у человека в  каждую секунду, поскольку значимые ситуации не возникают все время), а о постоянном присутствии у  человека настроения, эмоционального фона.

Хочу обратить внимание, что  если мы, наряду с эмоциональным  тоном, эмоциями, аффектом, считаем  настроение самостоятельным эмоциональным  явлением, мы тем самым вынуждаем  себя понимать его как эмоциональное  реагирование, которое должно проявляться  все время, потому что настроение присутствует у бодрствующего человека все время.

Однако говорят и о  нейтральном настроении, т. е. ни о  хорошем и ни о плохом. И тут  мы оказываемся перед дилеммой: эмоциональное  реагирование не может быть нейтральным; если же реагирование нейтрально, беспристрастно, то оно не эмоционально. Следовательно, либо настроение может характеризоваться  и отсутствием эмоциональной  окраски (но тогда почему оно причисляется к видам эмоционального реагирования?), либо бывают такие временные периоды, когда у нас нет никакого настроения как эмоционального реагирования на что-то.

Выход из этого противоречия мне видится в том, что настроение нужно считать не особым видом  эмоционального реагирования, а эмоциональным  фоном (континуумом), в котором интенсивность  выраженности эмоциональных переживаний  может находиться в диапазоне  от нуля (полного спокойствия, безразличия, т. е. отсутствия эмоционального реагирования) до максимальной величины эмоционального реагирования (аффекта).

19.  «Периферическая»  теория У.Джемса - Г.Ланге и теория  эмоций У.Кэннона – П.Барда.

«Периферическая» теория У. Джемса-Г. Ланге

Американский психолог У. Джемс (1884) выдвинул «периферическую» теорию эмоций, основанную на том, что  эмоции связаны с определенными  физиологическими реакциями, о которых  говорилось выше. Он писал: «Обычно  выражаются следующим образом: мы потеряли состояние, огорчены и плачем; мы повстречались  с медведем, испуганы и обращаемся в бегство; мы оскорблены врагом, приведены  в ярость и наносим ему удар. Согласно защищаемой мною гипотезе, порядок  событий должен быть несколько иным, а именно: первое душевное состояние  не сменяется немедленно вторым. Между  ними должны находиться телесные проявления. И потому наиболее рационально выражаться так: мы опечалены, потому что плачем; приведены в ярость, потому что  бьем другого; боимся, потому что дрожим... Если бы телесные проявления не следовали  немедленно за восприятием, то последнее  было бы по форме чисто познавательным актом, бледным, лишенным колорита и  эмоциональной теплоты. Мы в таком  случае могли бы увидеть медведя  и решить, что всего лучше обратиться в бегство, могли бы понести оскорбление  и найти справедливым отразить удар, но мы не ощущали бы при этом страха или негодования».

Независимо от У. Джемса датский  патологоанатом К.Г. Ланге в 1895 году опубликовал работу, в которой  высказывал сходные мысли. Но если для  первого органические изменения  сводились к висцеральным (внутренних органов), то для второго они были преимущественно вазомоторными. Радость, с его точки зрения, есть совокупность двух явлений: усиления моторной иннервации и расширения кровеносных сосудов. Отсюда происходит и экспрессивное  выражение этой эмоции: быстрые, сильные  движения, громкая речь, смех. Печаль, наоборот, является следствием ослабления двигательной иннервации и сужения  кровеносных сосудов. Отсюда вялые, замедленные движения, слабость и  беззвучность голоса, расслабленность  и молчаливость.

С позиции теории Джемса-Ланге, акт возникновения эмоции выглядит следующим образом:

раздражитель —> возникновение  физиологических изменений —> сигналы об этих изменениях в мозг —> эмоция (эмоциональное переживание).   

Информация о работе Общая характеристика эмоциональных процессов