Общая характеристика эмоциональных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:20, доклад

Краткое описание

Эмоции присужи и людям и животным, проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (покраснение, побледнение, выделение пота, дрожь, расширение зрачков). Чувства образовываются на основе базовых эмоций, путем опосредованых социальными и эмоциональными эталонами – к ним относятся этические и эстетические категории. Объектами высших чувств являются дружба, любовь и т.д.

Файлы: 1 файл

Ответы Эмоционалке ВСЕ (50).docx

— 161.00 Кб (Скачать)

Внешние проявления эмоций зависят  от культурных особенностей данного  народа. Известна, например, традиция английского  воспитания не обнаруживать внешне свои эмоции. То же наблюдается и у  японцев.

Японец по сравнению с  американцем значительно сильнее  маскировал негативные эмоции позитивными.

У разных народов одни и  те же выразительные средства обозначают разные эмоции. В китайской литературе фраза «глаза ее округлились и  широко открылись» означает не удивление, а гнев; а удивление отражает фраза  «она высунула язык». Хлопанье в ладоши на Востоке означает досаду, разочарование, печаль, а не одобрение или восторг, как на Западе. Выражение «почесал уши и щеки» означает выражение  удовольствия, блаженства, счастья.

Психомоторные средства экспрессии (выразительные движения).

Помимо жестикуляции при  сильно выраженных эмоциях наблюдаются  целостные двигательные акты - эмоциональные  действия. К ним относятся подпрыгивания  при радости и сильном переживании  за кого-то (например, при соревновании бегунов на короткие дистанции), кувырки  и другие ритуальные действия, обнимание, ласкание, поглаживание и целование  того, к кому человек испытывает нежные чувства или чувство благодарности, закрывание лица руками при неожиданной  радости, плаче или испытываемом стыде. Многие выразительные движения также используются для того, чтобы  показать свое отношение, чувство к  тому или иному человеку или животному, выразить свою эмоциональную оценку происходящего.

Для адекватного восприятия эмоционального состояния по выразительным  движениям нужно учитывать не отдельные движения, а весь их комплекс в целом.

Звуковые и речевые  средства экспрессии.

Из звуковых средств экспрессии наиболее характерными являются смех и плач.

Смех является выразителем  нескольких эмоций, поэтому он имеет  разные оттенки и смысл. Одно дело, когда человек радуется, и другое - когда человек смеется при  удачной шутке, комичном положении  или когда его щекочут.

Смех у человека начинается вдыханием, за которым следуют короткие спазматические сокращения грудной  клетки, грудобрюшной преграды и мышц живота (в связи с чем говорят: «животик надорвал от смеха»). При хохоте все тело откидывается назад и  трясется, рот широко раскрыт, углы губ оттягиваются назад и вверх, верхняя губа приподнимается, лицо и вся голова наливаются кровью, круговые мышцы глаз судорожно сокращаются. Сморщившийся нос кажется укороченным, глаза блестят, часто появляются слезы.

Стереотипы экспрессии.

Во-первых, многие профессионалы, работающие с людьми (врачи и медсестры, учителя и воспитатели, руководители и студенты) полагают, что у них  нет «дежурной» экспрессии, что их улыбки, взгляды, жесты, тон речи и  позы принимают самые разные значения - все зависит от ситуации общения. Тем не менее самооценки опрошенных не соответствуют истине. Дело в  том что обусловленный природой и воспитанием стереотип эмоционального поведения личности резко ограничивает вариации экспрессии. Он дает о себе знать всегда, хотят люди того или  нет. Присущие им эмоциональные реакции  и состояния, коммуникабельные качества эмоций просматриваются в разных ситуациях общения и тем более  в типичных. Конечно, любой человек  может продемонстрировать разные по значению эмоциональные реакции  и состояния. Но в повседневной жизни  им владеет эмоциональный стереотип.

Во-вторых, подавляющее большинство  обследованных находит свои экспрессивные  средства в полном порядке. Многие считают, что в типичных обстоятельствах  они либо близки к идеалу, либо проявляют  норму. Люди редко отмечают у себя нежелательные формы экспрессии и практически никогда не находят  неприемлемых.

Около 20 % обследуемых из разных социально-демографических групп  нуждались в коррекции экспрессии. Однако чем очевиднее была необходимость  в этом, тем упорнее сопротивлялся  человек, защищая свое право остаться таким, каким его создала природа.

8.     Роль второй сигнальной системы в формировании эмоций.

Корковые механизмы  эмоций. Связанные с эмоциями нервные процессы в подкорке и в вегетативной нервной системе не могут рассматриваться как самостоятельные. Главной физиологической основой эмоций у человека являются процессы высшей нервной деятельности, совершающиеся в коре больших полушарий головного мозга.

Особое значение при этом имеют процессы формирования, переделки  и разрушения образующихся в коре динамических стереотипов нервной  деятельности. Эмоциональные переживания  являются субъективными отражениями  этих сложных нервных процессов  в коре.

Эмоции являются по своей  природе субъективными отражениями  легкости или трудности протекания нервных процессов при переходе от одного динамического стереотипа к другому, противоположному. Именно в характере физиологических  процессов, связанных с формированием  и разрушением динамических стереотипов, необходимо видеть физиологическую  основу эмоциональных переживаний  трудности и легкости, бодрости и  усталости, удовлетворенности и  огорчения, радости и отчаяния и  т. д.

Большую роль в возникновении  и течении эмоций играют временные  связи второй сигнальной системы, благодаря которым те или иные эмоциональные состояния могут быть вызваны не воздействием непосредственных раздражителей, а словами.

У человека механизмы второй сигнальной системы приобретают  первенствующее значение в эмоциональных  процессах. Благодаря им резко меняется характер и сложность эмоциональных  переживаний. Вторая сигнальная система  оказывает следующее влияние  на развитие эмоций у человека:

  1. Через вторую сигнальную систему эмоции входят в сферу сознания человека и перестают быть только биологическими процессами, свойственными животным.
  2. Расширяется область эмоциональных переживаний, в которую включаются не только элементарные, физические чувства, как у животных, но и высшие человеческие эмоции — интеллектуальные, эстетические, моральные.
  3. Чувства человека приобретают общественный характер, поскольку через вторую сигнальную систему человек усваивает содержание, характер и способы выражения эмоций, сформировавшиеся у человека в процессе его общественно-исторического развития; в эмоциях получают отражение общественные отношения людей.
  4. Повышается в эмоциональных процессах роль представлений и понятий, в связи с чем совершенствуется и приобретает особый, человеческий характер эмоциональная память; эмоции начинают играть большую роль в деятельности воображения.
  5. Оказывается возможным целенаправленная передача эмоционального опыта, а в связи с этим воспитание и развитие эмоций.

9.     Общая  характеристика аффекта.

Аффект — интенсивные, бурно протекающие и кратковременные  эмоциональные вспышки.

Это наиболее мощный вид эмоциональной  реакции.

Примерами аффекта могут  служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.

Эта эмоциональная реакция  полностью захватывает психику  человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя  единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что  данная эмоциональная реакция неодолимо  навязывает человеку необходимость  выполнить какое-либо действие, но при  этом у человека теряется чувство  реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает  чрезвычайно сильное эмоциональное  возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит  в двигательное возбуждение. Под  действием этого возбуждения  человек совершает обильные и  часто беспорядочные движения и  действия. Бывает и так, что в состоянии  аффекта человек цепенеет, его  движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Подобные явления можно  наблюдать при различных стихийных  бедствиях и технологических  катастрофах.

В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических  процессов. В частности, резко изменяются показатели внимания. Его переключаемость  снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно  связаны с переживанием. На них  внимание сконцентрировано настолько, что переключиться на что-то другое человек оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не связанные  с переживанием, оказываются не в  поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается  одна из причин неуправляемости поведения  человека в состоянии аффекта. В  состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается  способность прогнозировать последствия  своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.

Было бы неверно думать, что в состоянии аффекта человек  совсем не осознает своих действий, не может правильно оценить все  происходящее. Даже при самом сильном  аффекте человек в той или  иной степени отдает себе отчет в  том, что с ним происходит, но при  этом одни люди могут овладеть своими мыслями и поступками, а другие — нет. Это происходит из-за разных причин, но в первую очередь из-за уровня эмоционально-волевой устойчивости, т. е. из-за особенностей эмоциональной  сферы и уровня развития волевых  характеристик человека. Следует  отметить, что данная характеристика является весьма показательной в  отношении поведенческой регуляции  людей. Она связана, с одной стороны, с генетическими особенностями  организма конкретного человека, а с другой стороны — с особенностями  его воспитания.

10.  Положительные  и отрицательные эмоции.

Роль «положительных»  и «отрицательных» эмоций.

Отрицательные эмоции играют более важную биологическую роль по сравнению с положительными эмоциями. Механизм отрицательных эмоций функционирует  у ребенка с первых дней появления  его на свет, а положительные эмоции появляются значительно позднее.

Отрицательная эмоция - это  сигнал тревоги, опасности для организма.

Положительная эмоция - это  сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет  необходимости звучать долго, поэтому  эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро.

Сигнал тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность  не устранена. Поэтому застойными могут  оказаться только «отрицательные»  эмоции. При этих условиях страдает здоровье человека. Отрицательные эмоции вредны лишь в избытке: страх, гнев, ярость повышают интенсивность обменных процессов, приводят к лучшему питанию  мозга, усиливают сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям  и т. д..

О полезности отрицательных  эмоций умеренной интенсивности  свидетельствуют опыты на крысах, проведенные В. В. Фролькисом: из трех групп подопытных крыс дольше всего  жили те, которых систематически подвергали стрессовым воздействиям средней силы - пугали, брали в руки и т. д.

Отрицательные эмоции обеспечивают сохранение того, что уже достигнуто эволюцией или индивидуальным развитием  субъекта.

Положительные эмоции революционизируют  поведение, побуждая искать новые, еще  не удовлетворенные потребности, без  которых немыслимо наслаждение.

Т.о., организма важно не сохранение однообразно положительных  эмоциональных состояний, а постоянный их динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности.

С точки зрения влияния  на деятельность человека эмоции делятся  на стенические и астенические. Стенические  эмоции стимулируют деятельность, увеличивают  энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы  перевернуты». И наоборот, иногда переживания  ведут к скованности, пассивности, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у человека, испытывающего чувство  страха, возможно повышение мускульной силы, и он может броситься на­встречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени».

11.  Базисные  и вторичные эмоции.

Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие  эмоции:

Радость — положительное  эмоциональное состояние, связанное  с возможностью достаточно полно  удовлетворить актуальную потребность.

Удивление — не имеющая  четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная  реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание — отрицательное  эмоциональное состояние, связанное  с полученной достоверной или  кажущейся таковой информацией  о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев — эмоциональное  состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме  аффекта и вызываемое внезапным  возникновением серьезного препятствия  на пути удовлетворения исключительно  важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное  эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с  идеологическими, нравственными или  эстетическими принципами и установками  субъекта.

Презрение — отрицательное  эмоциональное состояние, возникающее  в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения  субъекта с жизненными позициями, взглядами  и поведением объекта чувства.

Страх — отрицательное  эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд — отрицательное  состояние, выражающееся в осознании  несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным  представлениям о подобающем поведении  и внешнем облике.

12.  Характеристики  высших эмоций (модальность, интенсивность,  устойчивость, широта).

Высшие эмоции - ставшее  самостоятельным и как бы свойственным самому индивиду отношение к какому-либо явлению, объекту, ситуации. Характеризуются  устойчивым и весьма сложным комплексом эмоций разной модальности и поведенческих  реакций. Например, это чувство справедливости, чувство долга, чувство любви  и т.п. Термин часто используется с коннотацией, что упомянутое отношение является просоциальным, хотя зависть, ревность или ненависть без уточнений трудно отнести к просоциальным чувствам. Можно, разумеется быть поглощённым идеей создания взрывчатого вещества, но к высшим эмоции соответствующие эмоции автоматически относить не следует

Модальность — основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и  радость. При всем многообразии практически  любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражительность, ярость —  гнева; веселье, ликование, торжество  — радости.

Информация о работе Общая характеристика эмоциональных процессов