Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:20, доклад
Эмоции присужи и людям и животным, проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (покраснение, побледнение, выделение пота, дрожь, расширение зрачков). Чувства образовываются на основе базовых эмоций, путем опосредованых социальными и эмоциональными эталонами – к ним относятся этические и эстетические категории. Объектами высших чувств являются дружба, любовь и т.д.
8. Пластичность.
Одна и та же по модальности эмоция может переживаться с различными оттенками и даже как эмоция различного знака (приятная или неприятная).
Например, страх может переживаться не только негативно, при определенных условиях люди могут получать от него удовольствие, испытывая «острые ощущения».
9. Удержание в памяти.
Способность долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый вид памяти - эмоциональный.
10. Иррадиация.
Это свойство означает возможность распространения настроения (эмоционального фона) с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все, что человеком воспринимается. Например, счастливому «все улыбается», кажется приятным и радостным.
11. Пepeнoc.
Близким к иррадиации является свойство чувств переноситься на другие объекты.
Например, поскольку положительные чувства детства связаны с «малой родиной», они переносятся и на встретившихся вдали от нее земляков.
12. Амбивалентность.
Это свойство выражается в
том, что человек может одновременно
переживать и положительное и
отрицательное эмоциональное
13. Переключаемость.
Это свойство означает, что предметом (объектом) одной эмоции становится другая эмоция: мне стыдно своей радости; я наслаждаюсь страхом; я упиваюсь своей грустью и т.п..
6. Виды эмоционального реагирования.
Эмоциональные реакции (гнев, радость, тоска, страх) подразделяются ими на эмоциональный отклик, эмоциональную вспышку и эмоциональный взрыв (аффект).
Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.
Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.
Эмоциональный отклик является
самым динамичным и постоянным явлением
эмоциональной жизни человека, отражая
быстрые и неглубокие переключения
в системах отношений человека к
рутинным изменениям ситуаций обыденной
жизни. Интенсивность и
Более выраженной интенсивностью,
напряженностью и продолжительностью
переживания характеризуется
Эмоциональный взрыв характеризуется
бурно развивающейся
Эмоциональные состояния, согласно В. М. Смирнову и А. И. Трохачеву, являются эмоциональной составляющей психических состояний. Эмоциональная составляющая близка к эмоциональному тонусу (настроению).
7. Компоненты
эмоционального реагирования: импрессивный
компонент (переживания), физиологический
компонент, экспрессивный
Переживание как импрессивный компонент эмоционального реагирования
Как пишет К. К. Платонов (1984), переживание определило скачок от физиологической формы отражения, присущей и растениям, к психической, присущей только животным с высокоразвитым мозгом. По А. Н. Леонтьеву (1972), реальная функция переживаний состоит в том, что они сигнализируют о личностном смысле события.
Однако даваемые переживанию определения носят формальный и противоречивый характер.
Например, Л. С. Выготский
определял переживание как
Ясно, что переживание связано с сознанием и является отражением в сознании ощущений, впечатлений. Однако в чем состоит глубинная специфика этого отражения по сравнению с другими его видами - сенсорным, интеллектуальным? Подчеркивание субъективного характера этого отражения вопроса не снимает - восприятие, например, тоже субъективно.
Пожалуй, наиболее адекватное определение переживанию дал в своей более ранней работе К. К. Платонов (1972), у которого переживание - «это атрибут акта сознания, не содержащий образа отражаемого и проявляющийся в форме удовольствия или неудовольствия (страдания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения» (с. 89).
Близко к этому и
понимание переживания Л. М. Веккером
(2000). Для него переживание - это непосредственное
отражение самим субъектом
Любое переживание - это волнение. Оно близко по смыслу латинскому слову emoveo («потрясаю», «волную»), от которого и произошло само слово «эмоция». Волнение - это неспокойное состояние. Но возникает вопрос - а что такое спокойное состояние? Как оно осознается?
По знаку эмоциональные переживания делятся на положительные и отрицательные, т. е. приятные и неприятные. Такое полярное деление переживаний по знаку является общепризнанным, хотя Н. Д. Левитов и отмечает, что оно слишком примитивно. Другое дело - выделение средних, безразличных {индифферентных) состояний, не отягченных какими-либо эмоциональными переживаниями. Т. Рибо (1897) считал вопрос о существовании таких состояний человека неразрешимым.
П. В. Симонов говорит о смешанных эмоциях, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (получение удовольствия от переживания страха в «комнате ужасов» или катании на «американских горках», или переживание неразделенной любви: «любовь никогда не бывает без грусти» и т. п.). Это свидетельствует о том, что знак эмоциональных переживаний (приятное - неприятное, желаемое - нежелаемое) может не соответствовать традиционному делению эмоций на положительные и отрицательные. Приведенный мною первый пример показывает, что биологическая (врожденная) отрицательная эмоция - страх может при определенных условиях превращаться в социальную (или интеллектуальную) положительную эмоцию. Вряд ли от волнения перед экзаменом учащиеся получают удовольствие, а вот волнение, тревога, испытываемые болельщиками во время финального матча по футболу, хоккею и т. п. необходимы им, как острая приправа к мясному блюду. Они идут на такой матч не только поддержать любимую команду, но и получить удовольствие от переживаний. Поэтому если перед трансляцией такого матча по телевидению в записи они случайно узнают из новостей по другому каналу, как завершился этот матч, у них пропадает всякий интерес к этому телевизионному репортажу именно потому, что их лишили возможности поволноваться, понервничать.
Можно говорить об эмоциональных переживаниях различной длительности: мимолетных, неустойчивых (например, появление на секунду-две досады у баскетболиста, не попавшего мячом в корзину), длительных, продолжающихся несколько минут, часов и даже дней (например, по данным А. А. Баранова, 1999, у детей первого класса негативные переживания после эвакуации из школы, спровоцированной заложенной в ней «бомбы», наблюдалось в течение трех дней) и хронических (что имеет место в патологии). В то же время нужно понимать условность такого деления. Эти три группы эмоциональных реакций можно называть и по-другому: оперативные (появляющиеся при однократном воздействии), текущие и перманентные (длящиеся недели и месяцы). Однако эмоциональная реакция (тревожность, страх, фрустрация, монотония и т. д.) при определенных условиях может быть и оперативной (мимолетной), и текущей (длительной), и перманентной (хронической). Поэтому использование этой характеристики при выделении класса эмоциональных реакций является весьма относительным.
При дифференцировании
А. Шопенгауэр (2000) высказал интересную мысль, касающуюся роли воображения в интенсивности испытываемых человеком эмоций. Он отмечает, что предощущение наслаждения не дается нам даром. «Именно то, чем человек насладился перед посредством надежды и ожидания какого-либо удовлетворения или удовольствия, то впоследствии как забранное вперед вычитается из действительного наслаждения, ибо тогда самое дело как раз настолько менее удовлетворит человека. Животное же, напротив того, остается свободно как от преднаслаждения, так и от этих вычетов из наслаждения, а потому и наслаждается настоящим и реальным целостно и ненарушимо. Равным образом и беды гнетут их только своею действительною и собственною тяжестью, тогда как у нас опасение и предвидение часто удесятеряют эту тяжесть» (с. 641).
Ф. Крюгер (Kruger, 1928, 1984) счел необходимым,
помимо интенсивности эмоционального
переживания, говорить и о его
глубине, которая, по его представлениям,
существенно отличается от простой
интенсивности и ситуативной
силы переживания. Еще дальше пошел
А. Веллек (Wellek, 1970), который настаивает
не только на различии интенсивности
и глубины переживания, но и на
антагонизме между ними. Он пишет,
что эмоции взрывного характера
обнаруживают тенденцию быть поверхностными,
в то время как глубинные
Экспрессивная сторона эмоций.
Экспрессивный компонент эмоционального реагирования
Экспрессия выражается через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства, а также через внимание к своей внешности.
Мимические средства экспрессии. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.
Рейковский (1979) отмечает, что на формирование мимического выражения эмоций оказывают влияние три фактора:
- врожденные видотипичные
мимические схемы,
- приобретенные, заученные,
социализированные способы
- индивидуальные экспрессивные
особенности, придающие
Человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики. Все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15-18-й недели утробного развития, а изменения «выражения лица» имеют место, начиная с 20-й недели.
Существуют три автономные зоны лица: область лба и бровей, область глаз (глаза, веки, основание носа) и нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок), которые отражают внешнее проявление базовых эмоций
Характерные мимические изменения для различных эмоций (соответственно трем зонам лица)
Страх
1. Брови подняты и сдвинуты. Морщины только в центре лба
2. Верхние веки подняты так, что видна склера, а нижние приподняты и напряжены
3. Рот раскрыт, губы растянуты и напряжены
Удивление
1. Брови высоко подняты
и округлены. Горизонтальные
2. Верхние веки подняты, а нижние опущены так, что над радужной оболочкой видна склера
3. Рот раскрыт, губы
и зубы разъединены,
Радость
1. Брови и лоб спокойные
2. Верхние веки спокойные, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки. У наружного края уголков глаз морщинки - «гусиные лапки»
3. Рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты. От носа к внешнему краю губ тянутся морщинки - носогубные складки
Гнев
1. Брови опущены и
сведены, между бровями
2. Верхние веки напряжены,
нижние веки напряжены и
3. Рот закрыт, губы сжаты
Отвращение
1. Брови слегка опущены
2. Верхние веки опущены, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки
3. Нос наморщен. Рот
закрыт. Верхняя губа поднята,
нижняя губа также поднята
и выдвинута вверх по
Горе
1. Внутренние уголки бровей подняты вверх
2. Внутренние уголки верхних век приподняты
3. Рот закрыт, уголки губ опущены, напряжения или натяжения в области рта нет
Наиболее выразительные мимические проявления локализуются преимущественно в нижней части лица и значительно реже в области лба-бровей. Ведущие признаки не локализуются в области глаз. В эксперименте, когда испытуемые анализировали проявление эмоций с помощью глаз, видимых через прорези в маске, закрывающей все лицо, результат дифференциации эмоций оказался нулевым, т.е. отдельно сами глаза ничего не выражают.
Информация о работе Общая характеристика эмоциональных процессов