Общая характеристика эмоциональных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:20, доклад

Краткое описание

Эмоции присужи и людям и животным, проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (покраснение, побледнение, выделение пота, дрожь, расширение зрачков). Чувства образовываются на основе базовых эмоций, путем опосредованых социальными и эмоциональными эталонами – к ним относятся этические и эстетические категории. Объектами высших чувств являются дружба, любовь и т.д.

Файлы: 1 файл

Ответы Эмоционалке ВСЕ (50).docx

— 161.00 Кб (Скачать)

Привитая ревность является результатом внушения со стороны, что  «все мужчины (женщины) одинаковые», намеков  по поводу неверности супруга.

Существуют следующие  способы преодоления ревности:

1)  отвлечение на что-либо  значимое для человека (учеба,  работа, забота о детях, хобби);

2)  выработка нового  взгляда на вещи, формирование  морали прощения, сознательный контроль  над реакциями ревности;

3)  извлечение уроков, поиск  собственных ошибок, построение  новых отношений с партнером,  возможно, другого типа;

4)  обесценивание партнера  и ситуации измены - соизмерение  их в ряду других ценностей,  жизненных утановок;

5)  в случае распада  партнерства - поиск нового партнера, изменение образа жизни, формирование  других межличностных связей.

Детская ревность.

В детстве все испытали эмоциональные переживания, связанные  с ревностью. Сначала ребенок  любит свою мать и отца пассивно, при этом скоро он начинает понимать, что не всегда может добиться от них ответного чувства: ведь даже самая нежная мать и самый заботливый отец время от времени оставляют  ребенка ради друг друга. Это убеждает ребенка, что всякий раз. когда он желает, чтобы кто-нибудь его любил, он рискует оказаться брошенным.

Первые реакции ревности наблюдаются уже у девятимесячных детей. Они примитивны и стереотипны. Ребенок кричит, плачет, дрыгается, когда он видит, как мать подходит к другому ребенку, берет его  на руки. Реже ребенок ревнует к  взрослому, например, когда мать делает вид, что обнимает отца. Ребенок может  ревновать и к кукле, он бросает  ее, если видел, как ее гладили родители. В десять месяцев видя, как мать кладет голову отцу на плечо, старается  всунуться между ними.

В возрасте один год и девять месяцев девочка не хочет, чтобы  шили платье ее кукле. В возрасте два  с небольшим года враждебные действия в связи с ревностью уже  сдерживаются, вместо них появляются переживания, обида, надувание щек.

Затем в возрасте от двух с половиной до пяти лет ревность появляется при наличии у ребенка  уже активной любви к родителям, которая оказывается ими «неразделенной»; мать или отец не ответили ему взаимностью, не отнеслись к его чувству  с желаемым трепетом. Ребенок чувствует  себя отвергнутым, изолированным, «выставленным  за дверь дома, в котором наслаждаются любовью и счастьем другие». Этот опыт закладывает основу для всех последующих невротических расстройств  и других психопатологий у данного  человека.

У мальчиков возникает  позитивный эдипов комплекс (по имени  мифического персонажа царя Эдипа, в неведении женившегося на своей  матери и убившего своего отца). Он проявляется  в сексуальном влечении к матери и в ревности к отцу, которого мальчик начинает рассматривать  как соперника в борьбе за мать, несмотря на имеющиеся к нему нежные чувства. Возможен и негативный эдипов комплекс, когда у мальчика возникает  любовь к отцу и ненависть к  матери. Иногда обе формы сочетаются и возникает амбивалентное отношение  к родителям.

У девочек возникает комплекс Электры (по имени мифической царевны, которая, мстя за убийство своего любимого отца, участвовала в убийстве своей  матери, виновной в его гибели). У  девочек возникает сексуальное  влечение к отцу и ревность к матери, которая рассматривается как  соперница. Как и у мальчиков, этот комплекс может быть позитивным, негативным (любовь к матери и ненависть  к отцу) и смешанным.

У детей ревность возникает  и по отношению к своим братьям  и сестрам. Для первенца появление  второго ребенка в семье является серьезным испытанием. Ведь старший  ребенок лишается монопольного права на внимание и восхищение родителей. Одинаковый пол детей и небольшая разница в возрасте (два-три года) увеличивают вероятность появления ревности и соперничества за внимание матери. Однако насколько разовьется эта ревность, зависит от чуткости родителей, их умения показать старшему, что он по-прежнему желанен и необходим для них.

Можно полагать, что чувство  ревности имеет филогенетические корни. Один из цирковых дрессировщиков рассказывал, что когда молодой леопард  начинает выполнять трюки старого, последний начинает ревновать.

16.  Характеристики  настроений (слабая интенсивность,  влияние на активность человека, длительность, причины настроения).

Это эмоциональная черта, тесно связанная с чувствами  и поведением, она является базовой  функцией от общих условий жизни  индивида. По Рубенштейну настроение это разлитое общее состояние, т.е  эмоциональное состояние, которое  не приурочено к определенному событию.

Н.Д.Левитов – настроение это общее эмоциональное состояние которое в течении определенного времени окрашивает переживания и деятельность человека.

Л.В.Куликов –он не считает настроение эмоциональным состоянием, он говорит о том что это часть психического состояния человека. Помимо настроения в психическое состояние входят физиологические, психофизиологические, социально психические и другие компоненты.

Зарубежные авторы считают  что настроение это эмоциональная  черта. Отечественные авторы считают  что это общее эмоциональное  состояние.

Некоторые авторы говорят  как не о настроении а об эмоциональном  фоне, который отражает глобальное отношение человека к окружающим ситуациям и самому себе.

Левитов пишет, что настроение может осознаваться не только как эмоциональный фон, но и достаточно четко дифференцироваться, например скука, тоска, печаль, радость.

Настроение более или  менее длительное эмоциональное  состояние окрашивающее все другие переживания и деятельность людей. Это целостное мироощущение, сохраняющееся в течении относительно продолжительно периода и окрашивающее все поведение человека.

Настроение характеризуется  большой силой, разной степенью продолжительности  и осознанности, оно может быть кратковременным и длительно-устойчивым.

Настроение всегда имеет  причину внешнюю и внутреннюю. К внешним причинам относится  физическое самочувствие, хронические  заболевания, свойства нервной системы, темперамент, характер. В основном связаны  с отношением успеха и неудач, характером межличностных отношений и т.д.

Настроение разный людей, вызванным одной и той же причиной, может быть не одинаковым и даже противоположным.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Из всех эмоциональных феноменов настроение является самым неопределенным, туманным, почти что мистическим.

Характеристики настроения:

1)  слабой интенсивностью;

2)  значительной длительностью;  настроение может длиться часами, а то и днями;

3)  подчас неясностью  его причины; испытывая то или  иное настроение, человек, как  правило, слабо осознает причины,  его вызвавшие, не связывает  его с определенными людьми, явлениями  или событиями (при плохом настроении  у человека

после сна говорят, что  он сегодня встал не с той ноги);

4) влиянием на активность  человека; постоянно присутствуя  у человека в качестве эмоционального  фона, оно повышает или понижает  его активность в общении или  работе.

Рассмотрим, насколько соответствуют  реальности эти признаки настроения и чем они отличаются от характеристик  эмоций.

Слабая интенсивность  и связанная с этим плохая осознаваемость не является характеристикой только настроения.

Настроение может осознаваться как отчетливо, так и не очень  отчетливо. Человек часто не замечает своего настроения в течение длительного  времени потому, что нет причин и поводов для отклонения настроения от обычного.

Настроение как эмоциональное  реагирование присутствует всегда, но мы его можем не замечать. Следовательно, мы его не переживаем.

настроение связано со всеми переживаниями личности и  определяется как сочетание отдельных  психических состояний, одно из которых, как правило, доминирует и придает  психической деятельности человека определенную окраску (следовательно, само оно отдельным классом переживаний  и эмоционального реагирования быть не может).

Такое понимание настроения мне представляется наиболее реалистичным. Оно означает, что и эмоция, и  эмоциональный тон - это тоже настроение. Когда человек радуется, все видят, что у него хорошее настроение, когда огорчен - что у него плохое настроение. Но это значит, что настроение и эмоция, проявляемые в данный отрезок времени - это одно и то же. Следовательно, нет никаких оснований  разделять эмоции и настроение, как  это делается в большинстве учебников  по психологии.

Влияние на активность человека. Эта характеристика тоже не является специфичной для настроения. Любое  эмоциональное состояние оказывает  влияние на поведение и деятельность человека. При этом никакой специфики  в этом влиянии настроения по сравнению  с эмоциями и эмоциональным тоном  нет. Так, с точки зрения К. Прибрама, функцией настроения является информирование об общем состоянии и потребностях человека. Настроение, оценивая состояние, стимулирует человека на такое поведение, которое улучшило бы его гедонический тон. Но это же делает и эмоциональный  тон ощущений. Как удачно выразилась Н. Н. Данилова, настроение действует  как контекст, подспудно трансформируя  наши реакции на события.

Более основательными представляются вторая и третья характеристики настроения: большая длительность и неясность  его причины. Поэтому вопрос о  том, насколько они специфичны, следует  рассмотреть более подробно.

Длительность настроения. А. Г. Маклаков (2000) рассматривает настроение как «хроническое» эмоциональное  состояние, окрашивающее все поведение  человека. Однако хроническим настроение бывает лишь при патологии, например, как патологическое депрессивное состояние. Если же речь идет о норме, то это  скорее уже эмоциональная черта  личности - оптимизм или пессимизм.

Осознание причины настроения. Н. Д. Левитов писал, что причина  настроения не всегда осознается, поэтому  часто настроение переживается как  «безотчетное» (безотчетная грусть, беспричинная радость). По А. Г. Маклакову, настроение отражает бессознательную  обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства.

Следует отметить, что по поводу осознанности причины настроения в мнениях некоторых психологов имеется определенная путаница. Например, в книге «Общая психология. Курс лекций» (1998) автор главы об эмоциях  пишет, что настроение -это бессознательная  оценка личностью того, насколько  благоприятно для нее складываются обстоятельства; тут же автор пишет, что причины того или иного  настроения не всегда ясны (следовательно, не осознаваемы), но они всегда есть и могут быть определены. «Все это  позволяет отметить различную степень  осознанности настроения», - пишет автор (с. 367).

Что касается неясности во многих случаях причины настроения, то это может быть связано, на мой  взгляд, с тем, что часто за настроение принимают след пережитой, часто  мимолетной эмоции (например, как некоторое  состояние, возникающее в результате автоматически протекающих когнитивных  процессов сопровождающихся мимолетными  ассоциациями воспоминаниями). То есть настроение может быть следовым эмоциональным  состоянием (отсюда и наличие

приписываемых только ему  первых двух признаков). По этому поводу П. Б. Ганушкин пишет: «...настроение не меняется беспричинно, однако поводы для  его изменений обыкновенно настолько  незначительны, что со стороны эти  изменения кажутся совершенно беспричинными: на эмотивно-лабильных может действовать  и дурная погода, и резко сказанное  слово, и воспоминание о каком-нибудь печальном событии, и мысль о  предстоящем неприятном свидании, и, словом, такая масса совершенно неучитываемых  мелочей, что иной раз даже сам (человек) не в состоянии понять, почему ему  стало тоскливо и какая неприятность заставила его удалиться из веселого общества, в котором он только что  беззаботно смеялся» (1998, с. 513). Не случайно К. Изард (2000) считает, что настроение - это пролонгированная эмоция. «Соматические  реакции на умеренную эмоцию, - пишет  он, - не столь интенсивны, как бурная реакция на яркое переживание, но продолжительность воздействия  подпороговой эмоции может быть очень  долгой. То, что мы называем "настроением", обычно формируется под воздействием именно таких эмоций» (2000, с. 36).

Как показывают клинические  исследования, этот след остается, скорее всего, за счет биохимических и гормональных сдвигов в организме, вызванных  возбуждением центров эмоции (например, хорошее настроение связывают с  эндорфином).

17.  Структура  настроения.

Структура настроения.

Выделяют в настроении пять компонентов: релятивный (оценочный), эмоциональный, когнитивный, мотивационный  и физического самочувствия.

Релятивный компонент (от англ. relation - отношение) связан с отношением человека к происходящему с ним  и вокруг него. Он включает в себя ряд элементов структуры отношений  личности: особенности самооценки и  принятия себя, удовлетворенность отношениями  с миром природы, предметов, людей. В этом компоненте особую роль играют соответствие или несоответствие воспринимаемого  и желаемого.

Эмоциональный компонент  характеризует доминирующая эмоция (чувственный тон, по В. Н. Мясищеву). В формировании актуального и  относительно устойчивого состояния, как пишет Куликов, объединяются различные чувства и переживания  с разным влиянием на чувственный  тон. Возникает эмоциональная доминанта, т. е. эмоциональный компонент настроения. В него входят также переживания  телесного благополучия - физического  комфорта или дискомфорта. Последние  теснее связаны с актуальным настроением, чем с доминирующим. Таким образом, получается, что эмоциональный компонент  настроения является интегральной характеристикой  испытываемых человеком на протяжении определенного временного периода  эмоций, как положительных, так и  отрицательных.

Информация о работе Общая характеристика эмоциональных процессов