Общая характеристика эмоциональных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:20, доклад

Краткое описание

Эмоции присужи и людям и животным, проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (покраснение, побледнение, выделение пота, дрожь, расширение зрачков). Чувства образовываются на основе базовых эмоций, путем опосредованых социальными и эмоциональными эталонами – к ним относятся этические и эстетические категории. Объектами высших чувств являются дружба, любовь и т.д.

Файлы: 1 файл

Ответы Эмоционалке ВСЕ (50).docx

— 161.00 Кб (Скачать)

Следует отметить, что существующие различия в проявлении эмоций и чувств в значительной степени обусловливают  неповторимость конкретного человека, т. е. определяют его индивидуальность,

28.  Половые особенности  проявления эмоций.

С середины 1970-х годов по проблеме половых различий в мире публиковалось до 1,5 тысячи работ  ежегодно. Усилия исследователей были направлены на инвентаризацию половых  различий и выяснение их происхождения. Так, в 1974 году опубликована монография американских исследователей Э. Маккоби  и К. Джеклин «Психология половых  различий», в которой дается критический  анализ большинства публикаций по этой проблеме. На основе анализа они  разделили половые различия на три  группы.

Достоверные: мальчики (мужчины) более агрессивны и более успешны  в математических и зрительно-пространственных операциях, а у девочек (женщин) более  развиты языковые способности. Агрессивность  мужчин чаще носит асоциальный характер, у женщин она чаще проявляется  в несогласии, словесно, в виде протеста против чего-либо. Сомнительные: у мальчиков  и девочек — в послушании и  заботливости, доминантности, страхе и  тревожности, стремлению к соревнованиям, тактильной чувствительности, общем  уровне активности. Неподтвержденные: у девочек (женщин) отмечается определяющее влияние среды на их развитие, больше внушаемость и ориентированность  на социум, выше успешность в требующих  стандартного решения задачах, меньше самоуважение и потребность в  достижениях. У мальчиков (мужчин) —  определяющее влияние наследственности на их развитие, успехи в выполнении сложных и нестандартных заданий, аналитический и познавательный стиль, преимущественное развитие слухового  анализатора.

Выявлены различия между  мужчинами и женщинами в слуховом и зрительном восприятии. Женщины  обладают высокой чувствительностью  при распознавании изменений  в тональности и громкости  голоса (что дает им возможность  лучшего восприятия состояния другого  человека), мужчины лучше ориентируются  в том, откуда исходит звуковой раздражитель. Женщины предпочитают более тонкие оттенки цвета. Они также более  чувствительны к облику пространственной среды жизнедеятельности 

По мнению Н. Н. Обозова, мужчинам присуща объективность как ориентация на реальные факты при оценке восприятия мира, для женщин же характерна субъективность и впечатлительность как ориентированное  на свое состояние восприятие, преобладающее  в оценке внешнего мира.

Межличностные отношения  у мужчин более прямолинейны (чаще по схеме «да — нет»), у женщин в отношениях с людьми проявляется  большая чувствительность к различным  нюансам общения. Применительно  к мужчинам словесные поощрения  расслабляют и замедляют деятельность, у женщин, напротив, возбуждают и  ускоряют ее — отсюда любовь к комплиментам (Обозов Н. Н., 1995).

Интересно изучение поведения  мужчин и женщин в стрессовой ситуации. Исследование, проведенное в лаборатории  Б. Г. Ананьева в 1966 году, показало, что  женщины реагируют на саму экстремальную  ситуацию, а мужчины расходуют  энергию уже на представление  об экстремальной ситуации. Поведение  мужчин при этом чаще оканчивается неудачей.

По А. Анастази, превосходство  мужчин отмечается в скорости и координации  движений, ориентации в пространстве, понимании механических отношений, математических рассуждениях. У женщин же отмечается превосходство в ловкости рук, скорости восприятия, в счете, вербальной памяти, беглости речи и других задачах, включая речевые навыки.

Женщины больше, чем мужчины, нуждаются в интимности отношений  как доверительности связей с  конкретным человеком. Доверие как  составная часть физической и  душевной близости в большей мере проявляется у женщин. Большая  потребность в интимных отношениях (в подростковый период) совпадает  с большей способностью у девушек  устанавливать контакт с представителями  противоположного пола. У мальчиков-подростков затруднения в отношениях с представителями  другого пола приводят к усиленным  занятиям спортом или к употреблению спиртных напитков (Обозов Н. Н., 1995).

Если нет интимных отношений, женщины чувствуют свою ущемленность больше, чем мужчины. Но при этом способность маскироваться и  сублимироваться лучше развита  у женщин. Мужчины более прямолинейны в своих потребностях, что делает их чаще понятными и предсказуемыми. У женщин выше умение социально реализовать  свой потенциал, они более адекватны  в жизненных ситуациях.

Женщины к тому же любят  сам процесс обсуждения, для них  это является свидетельством равноправного  диалога. Мужчин же, как правило, угнетают длинные дискуссии на темы, которые  им представляются несущественными.

мужчины — преобразователи  внешнего мира, пионеры в освоении времени и пространства; мужчина, преобразуя внешний мир, может как  созидать, так и разрушать его;

женщины — хранительницы  человеческой жизни и окружающего  их мира (детей, родственников); женщина  стабилизирует все, консервирует жизнь  для ее сохранения.

29.  Особенности  протекания эмоций в различных  профессиях. Эмоциональное выгорание,  его фазы.

Синдром эмоционального выгорания (англ. Burnout) — понятие, введённое  в психологию американским психиатром Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся  нарастающимэмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения  с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений).

Дж. Гринберг предлагает рассматривать  эмоциональное выгорание как  пятиступенчатый прогрессирующий  процесс.

1. Первая стадия эмоционального  выгорания («медовый месяц»). Работник  обычно доволен работой и заданиями,  относится к ним с энтузиазмом.  Однако по мере продолжения  рабочих стрессов профессиональная  деятельность начинает приносить  все меньше удовольствия и  работник становится менее энергичным.

 

2. Вторая стадия («недостаток  топлива»). Появляются усталость,  апатия, могут возникнуть проблемы  со сном. При отсутствии дополнительной  мотивации и стимулирования у  работника теряется интерес к  своему труду или исчезают  привлекательность работы в данной  организации и продуктивность  его деятельности. Возможны нарушения  трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных  обязанностей. В случае высокой  мотивации работник может продолжать  гореть, подпитываясь внутренними  ресурсами, но в ущерб своему  здоровью.

3. Третья стадия (хронические  симптомы). Чрезмерная работа без  отдыха, особенно «трудоголиков», приводит  к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность  заболеваниям, а также к психологическим  переживаниям — хронической раздражительности,  обостренной злобе или чувству  подавленности, «загнанности в  угол». Постоянное переживание  нехватки времени (синдром менеджера).

4. Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические  заболевания, в результате чего  человек частично или полностью  теряет работоспособность. Усиливаются  переживания неудовлетворенности  собственной эффективностью и  качеством жизни. 

5. Пятая стадия эмоционального  выгорания («пробивание стены»). Физические и психологические  проблемы переходят в острую  форму и могут спровоцировать  развитие опасных заболеваний,  угрожающих жизни человека. У  работника появляется столько  проблем, что его карьера находится  под угрозой. 

Динамическая модель Б. Перлман  и Е. А. Хартман представляет четыре стадии эмоционального выгорания.

1. Первая стадия — напряженность,  связанная с дополнительными  усилиями по адаптации к ситуационным  рабочим требованиям. Такую напряженность  вызывают два наиболее вероятных  типа ситуаций. Первый: навыки и  умения работника недостаточны, чтобы соответствовать статусно-ролевым  и профессиональным требованиям.  Второй: работа может не соответствовать  его ожиданиям, потребностям или  ценностям. Те и другие ситуации  создают противоречие между субъектом  и рабочим окружением, что запускает  процесс эмоционального выгорания. 

2. Вторая стадия сопровождается  сильными ощущениями и переживаниями  стресса. Многие стрессогенные  ситуации могут не вызывать  соответствующих переживаний, поскольку  происходит конструктивное оценивание  своих возможностей и осознаваемых  требований рабочей ситуации. Движение  от первой стадии эмоционального  выгорания ко второй зависит  от ресурсов личности и от  статусно-ролевых и организационных  переменных.

3. Третья стадия сопровождается  реакциями основных трех классов  (физиологические, аффективно-когнитивные,  поведенческие) в индивидуальных  вариациях. 

4. Четвертая стадия представляет  собой эмоциональное выгорание  как многогранное переживание  хронического психологического  стресса. Будучи негативным последствием  психологического стресса, переживание  выгорания проявляется как физическое, эмоциональное истощение, как  переживание субъективного неблагополучия  — определенного физического  или психологического дискомфорта.  Четвертая стадия образно сопоставима  с «затуханием горения» при  отсутствии необходимого топлива. 

Эмоциональному выгоранию  подвержены в большей степени  профессии, основанные на работе с людьми (психолог, врач, воспитатель, учитель)

30. Причины эмоциональных  расстройств

Во многих случаях причинами  эмоциональных расстройств являются различные органические и психические  заболевания, о которых будет  сказано ниже.

Есть, однако, причины, которые  касаются целых слоев общества и  даже нации. Это специфические психологические  факторы (табл. ) и в частности, особые ценности и установки, поощряемые в  социуме и культивируемые во многих семьях. Становясь достоянием индивидуального  сознания, они создают психологическую  предрасположенность к эмоциональным  расстройствам, в том числе к  переживанию отрицательных эмоций и депрессивным и тревожным состояниям.

Например, кросскультурные  исследования депрессии показали, что  число депрессивных нарушений выше в тех культурах, где особо  значимы индивидуальные достижения и успехи и соответствие самым  высоким стандартам и образцам. Особенно это характерно для США, где депрессия  стала бичом американского общества, пропагандирующего культ успеха и благополучия. Недаром лозунгом американской семьи является «Быть  на одном уровне с Джонсами».По данным Комитета по психическому здоровью США, каждый десятый житель этой страны страдает или страдал тревожным  расстройством в виде генерализованного  тревожного расстройства, агарофобии, приступов паники или социальной фобии. Не менее 30% людей, обращающихся за помощью к терапевтам, кардиологам, невропатологам и другим специалистам, страдают соматоморфными расстройствами, т.е. психическими расстройствами, замаскированными соматическими жалобами, не имеющими достаточной физической основы. У  этих больных, как правило, значительно  повышены показатели по шкалам депрессии  и тревоги, но они их не осознают.

31.  Виды эмоциональных  расстройств (депрессивные, тревожные,  соматоморфные).

Эмоциональные расстройства - среднесрочные расстройства функционального  состоятия, ведущие к общему понижению  жизненной энергетики и продуктивности. Сюда относятся такие состояния, как расстройство, выгорание, бытовыедепрессии, ипохондрия, переутомление и опустошение.

Депрессия – это такое  расстройство, при котором проявляются  следующие симптомы: пропадает интерес  и вкус к жизни, человек перестает  испытывать удовольствие, появляются суицидальные мысли, пропадает желание  как-либо действовать. Человек перестает  нормально есть и спать. На эмоциональном  уровне депрессия проявляется в  том, что человек ощущает себя лишним, ненужным, одиноким и усталым. Мир становится серым и однообразным, собственная жизнь кажется сплошной чередой несчастий. Сложность данного  состояния также заключается  и в том, что человек не только не понимает, как избавиться от депрессии, но и не хочет выходить из этого  состояния.

Депрессия – достаточно распространенное расстройство, но и в большинстве  случаев успешно преодолимое. В  некоторых случаях при депрессии  бывает необходима помощь специалиста, который четко понимает как выйти  из депрессии, хотя в любом случае такая помощь будет эффективной  и полезной. Однако большинство людей  решают сами, как выйти из депрессии, и у некоторых это довольно хорошо получается.

Трево́жное расстро́йство  ли́чности; уклоня́ющееся расстро́йство  ли́чности[1];избега́ющее расстро́йство  ли́чности[2] — расстройство личности, характеризующееся постоянным стремлением  к социальной замкнутости, чувством неполноценности, чрезвычайной чувствительностью  к негативным оценкам окружающих и избеганием социального взаимодействия. Люди с тревожным расстройством  личности часто считают, что они  не умеют общаться, или что их личность не привлекательна, и избегают социального взаимодействия из-за страха быть осмеянными, униженными, отверженными или что к ним будут испытывать лишь неприязнь. Часто они преподносят  себя как индивидуалистов и говорят  о чувстве отчуждённости от общества.

На тревожное расстройство личности чаще всего впервые обращают внимание в период 18–24 лет и связывают  его с кажущимся или реальным отвержением от родителей и сверстников  в период детства. На сегодняшний  день остаётся спорным, является ли чувство  отверженности следствием повышенного  внимания к межличностному взаимодействию, свойственного людям с расстройством.

Соматоформные расстройства – группа психогенных заболеваний, в клинической картине которых  психические нарушения скрываются за соматовегетативными симптомами, напоминающими соматическое заболевание, но при этом не обнаруживается никаких  органических проявлений, которые можно  было бы отнести к известной в  медицине болезни, хотя часто имеются  неспецифические функциональные нарушения. Главным признаком соматоформных  расстройств является повторяющееся  возникновение физических симптомов  наряду с постоянными требованиями медицинских обследований, вопреки  подтверждающимся отрицательным результатам  и заверениям врачей об отсутствии физической основы для симптоматики. Если физические расстройства и присутствуют, то они не объясняют природу и  выраженность симптоматики или дистресса  и озабоченности больного. Даже когда  возникновение и сохранение симптоматики тесно связано с неприятными  жизненными событиями, трудностями  или конфликтами, больной противится попыткам обсуждения возможности ее психологической обусловленности; это может иметь место даже при наличии отчетливых депрессивных и тревожных симптомов. Достижимая степень понимания причин симптоматики часто является разочаровывающей и  фрустрирующей как для пациента, так и для врача.

Информация о работе Общая характеристика эмоциональных процессов