Общая характеристика эмоциональных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:20, доклад

Краткое описание

Эмоции присужи и людям и животным, проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (покраснение, побледнение, выделение пота, дрожь, расширение зрачков). Чувства образовываются на основе базовых эмоций, путем опосредованых социальными и эмоциональными эталонами – к ним относятся этические и эстетические категории. Объектами высших чувств являются дружба, любовь и т.д.

Файлы: 1 файл

Ответы Эмоционалке ВСЕ (50).docx

— 161.00 Кб (Скачать)

поведения. Это регулирование  выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия.

Помимо указанных точек  зрения существуют и другие концепции  воли. Так, в рамках психоаналитической концепции на всех этапах ее эволюции от 3. Фрейда до Э. Фромма неоднократно предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков. Для  представителей данного направления  источником поступков людей является некая превращенная в психическую  форму биологическая энергия  живого организма. Сам Фрейд полагал, что это психосексуальная энергия  полового влечения.

Весьма интересна эволюция этих представлений в концепциях учеников и последователей Фрейда. Например, К. Лоренц видит энергию  воли в изначальной агрессивности  человека. Если эта агрессивность  не реализуется в разрешаемых  и санкционируемых обществом  формах активности, то становится социально  опасной, поскольку может вылиться в немотивируемые преступные действия. А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм  связывают проявление воли с социальными  факторами. Для Юнга — это универсальные  архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре, для Адлера —  стремление к власти и социальному  господству, а для Хорни и Фромма — стремление личности к самореализации в культуре.

По сути дела, различные  концепции психоанализа представляют собой абсолютизацию отдельных, хотя и существенных, потребностей как источников человеческих действий. Возражения вызывают не столько сами преувеличения, сколько общая трактовка  движущих сил, направленных, по мнению приверженцев психоанализа, на самосохранение и поддержание целостности человеческого  индивида. На практике очень часто  проявление воли связано со способностью противостоять потребности самосохранения и поддержания целостности человеческого  организма. Это подтверждает героическое  поведение людей в экстремальных  условиях с реальной угрозой для  жизни.

В действительности мотивы волевых  действий складываются и возникают  в результате активного взаимодействия человека с внешним миром, и в  первую очередь с обществом. Свобода  воли означает не отрицание всеобщих законов природы и общества, а  предполагает познание их и выбор  адекватного поведения.

41.  Патология  воли. Апраксия и абулия.

Патология воли – нарушение  регуляции поведения человека, Чаще всего нарушается критичность и  поведение становится спонтанным. Поведение  таких людей может быть продиктовано не внутренними потребностями а  ситуационными моментами.

Всякое волевое действие определяется определенными мотивами, которые должны быть удержаны на протяжении всего выполнения движения или действия. Если это условие не соблюдается, то выполняемое движение (действие) прервется или заменится другими. Важную роль в удержании цели действий играют участки мозга, расположенные  в лобных долях. Это так называемые префронтальные участки коры, которые  в ходе эволюции мозга формировались  в последнюю очередь. При их поражении  наступает апраксия, проявляющаяся  в нарушении произвольной регуляции  движений и действий. Человек с  таким поражением мозга, начав выполнять  какое-либо действие, сразу прекращает или изменяет его в результате какого-либо случайного воздействия, что  делает невозможным осуществление  волевого акта. В клинической практике описывался случай, когда такой больной, проходя мимо раскрытого шкафа, вошел  в него и стал беспомощно озираться  вокруг себя, не зная, что делать дальше: одного вида открытых дверей шкафа  оказалось достаточным для того, чтобы он изменил первоначальное намерение и вошел в шкаф. Поведение  таких больных превращается в  неуправляемые, разорванные действия.

Апраксия-(бездействие)- это  нарушение производной регуляции  движения и действий. Возникает при  повреждении коры головного мозга.

На почве мозговой патологии  может возникнуть и абулия, проявляющаяся  в отсутствии побуждений к деятельности, в неспособности принять решение  и осуществить нужное действие, хотя необходимость его осознается. Абулия вызвана патологическим торможением  коры, в результате которого интенсивность  им­пульсов к действию оказывается  значительно ниже оптимального уровня. По свидетельству Т. Рибо, один больной  по выздоровлении так говорил  о своем состоянии: «Недостаток  деятельности имел причиной то, что  все мои ощущения были необыкновенно  слабы, так что не могли оказывать  никакого влияния на мою волю».

Абулия-(безволие, нерешительность) психопатологической синдром, характеризующийся потерей инициативы, побуждения к действительности и ослаблением воли.

42.  Роль второй  сигнальной системы в формировании  волевых действий.

Следует отметить, что особое значение в выполнении волевого действия имеет вторая сигнальная система, осуществляющая всю сознательную регуляцию человеческого  поведения. Вторая сигнальная система  активизирует не только моторную часть  поведения человека, она является пусковым сигналом для мышления, воображения, памяти; она же регулирует внимание, вызывает чувства и таким образом  влияет на формирование мотивов волевых  действий.

Поскольку мы подошли к  рассмотрению мотивов волевых действий, необходимо различать мотивы и само волевое действие. Под мотивами волевых  действий подразумеваются те причины, которые побуждают человека действовать. Все мотивы волевых действий могут  быть разделены на две основные группы: основные и побочные. Причем, говоря о двух группах мотивов, мы не можем  перечислить мотивы, входящие в первую или вторую группу, потому что в  различных условиях деятельности или  у различных людей один и тот  же мотив (побудительная причина) может  быть в одном случае основным, а  в другом — побочным. Например, для  одного человека стремление к познанию является основным мотивом написания  диссертации, а достижение определенного  социального положения — побочным. В то же время для другого человека, наоборот, достижение определенного  социального статуса является основным мотивом, а познание — побочным.

В основе мотивов волевых  действий лежат потребности, эмоции и чувства, интересы и склонности, и особенно наше мировоззрение, наши взгляды, убеждения и идеалы, которые  формируются в процессе воспитания человека.

43.  Компоненты  волевых действий.

Волевая деятельность состоит  из определенных действий, в которых  содержатся все признаки и качества воли. Они бывают простыми и сложными. К простым относятся те, когда  человек без колебаний идет к  намеченной цели и ему ясно, чего и как он будет добиваться. В  этом случае выбор цели, принятие решения  выполнять действие определенным способом не предполагают борьбу мотивов. Простые, как правило, имеют два звена  — представление цели и исполнение. В них одно звено следует за другим тотчас, без промежуточных  звеньев. В сложном волевом действии отчетливо обозначены все указанные  пять звеньев.

сложный волевой акт, который  имеет свою структуру и особенности  и включает:

       1.  Побуждение  к совершению волевого действия. В роли побудительных сил конкретных  волевых действий выступают определенные  потребности и мотивы человека. Они могут быть самыми различными, но в любом случае заставляют  активно работать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию  будущего поведения, ставить перед  собой определенные цели.

        2.  Представление и осмысление цели  действия. В результате возникает  борьба мотивов (т. е. процесс  определения наиболее значимого  стимула волевого действия), которая  служит показателем способности  человека устанавливать связи,  понимать, выбирать желания, обусловленные  нужными мотивами, и превращать  их в цель. В ходе борьбы  мотивов оформляется цель деятельности, осмысливается ее основная специфика.

     3.  Представление  средств, необходимых для достижения  намеченной цели. Обычно осмысливается  не только цель волевого действия, но и средства и способы  ее достижения, от правильного  использования которых зависит  достижение конкретного результата.

     4.  Намерение  осуществить данное действие. В  ходе борьбы мотивов, осмысления  цели деятельности и выбора  способов ее достижения человек  принимает решение. Сделать это,  значит отграничить одно желание  от других и таким образом  создать идеальный образ цели. Но чтобы принять решение, нужно  и мобилизовать себя на его  выполнение. Для этого требуется  волевое усилие. Оно характеризуется  количеством энергии, затраченной  на выполнение целенаправленного  действия или удержание от  него.

    5.  Выполнение  принятого решения. Человек затем  приступает к практическому осуществлению  принятого решения. Он строит  свое поведение таким образом,  чтобы имеющийся в сознании  замысел воплотился в вещи, предмете, движении, трудовом, умственном навыке, поступке. Однако человек не только  действует, он проявляет волю, контролирует и корректирует  свои действия. В каждый момент  он сличает получаемый результат  с идеальным образом цели (или  ее части), который был создан  заранее. Волевой акт совершается  при большем или меньшем напряжении. Это так называемое волевое  усилие. Оно характеризуется количеством  энергии, затраченной на выполнение  целенаправленного действия или  удержание от него. Например, одному  школьнику не требуется большой  энергии для того, чтобы приступить  к выполнению домашних заданий  по математике и закончить  их, другому — необходимо потрудиться,  «попотеть», чтобы справиться с  заданием. И в первом и во  втором случае усилие необходимо, но интенсивность его будет  различной. Разная степень волевого  усилия может проявиться и  у одной личности, поскольку не  ко всем делам она одинаково  подготовлена и расположена. Волевое  усилие пронизывает все звенья  волевого акта, но возникает оно  в связи с затруднениями

44.  Основные  качества воли.

В одной из своих работ  В. А. Иванников пишет, что все  волевые качества могут иметь  различную основу и лишь феноменологически  объединяются в единое целое –  волю. Кроме того, в одних ситуациях  человек демонстрирует волевые  качества, а в других проявляет  их отсутствие.

Это наводит исследователей (Иванников В.А.. Эйдман Е.В.) на мысль  о том, что имеются волевые

качества как частные (ситуативные) характеристики волевого поведения  и волевые качества как постоянные (инвариантные) характеристики волевого поведения, т.е. как личностные свойства.

Волевые качества – это  особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических  условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Ф.Н. Гоноболин делит волевые  качества на две большие группы, связанные с активностью и  торможением нежелательных действий и психических процессов.

К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность, к качествам второй – выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность, организованность. Но невозможно разделить все волевые  качества строго на две группы. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет  активность в других.

В. И. Селиванов объективным  основанием для разграничения волевых  качеств тоже считает динамику процессов  возбуждения и торможения. В связи  с этим он делит волевые качества на вызывающие, усиливающие или ускоряющие активность и на тормозящие, ослабляющие  или замедляющие ее. К первой группе он относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость, ко второй группе – выдержку, выносливость, терпение.

Некоторые психологи пытаются дать более обобщенные классификации  и используют для этого такие  основания, как пространственно-временные  и информационно-энергетические параметры.

Среди спортивных психологов принято разделять волевые качества по степени их значимости для того или иного вида спорта. Чаще всего  их делят на общие и основные, замечает Е. П. Ильин. Первые имеют отношение  ко всем видам спортивной деятельности, вторые определяют результативность в  конкретном виде спорта. К общим  волевым качествам П. А. Рудик, Е.П. Щербаков отнесли целеустремленность, дисциплинированность и уверенность. А.Ц. Пуни и Б.Н. Смирнов считают  общим волевым качеством только целеустремленность. К основным первые авторы отнесли настойчивость, упорство, выдержку и самообладание, смелость и решительность, инициативность и  самостоятельность.

Попытку в какой-то степени  разрешить создавшееся положение  с дифференциацией и классификацией волевых качеств с помощью  факторного анализа предприняли  В. А. Иванников и Е. В. Эйдман. Однако содержательная сторона каждого  свойства авторами не рассматривалась, а принималась ими как нечто, не требующее доказательств. В связи  с этим остается под вопросом отнесение  к волевым качествам таких  свойств, как обязательность, принципиальность, ответственность и деловитость. Другие характеристики (спокойный, энергичный) скорее относятся к темпераменту, чем к воле. Справедливости ради надо отметить, что сами авторы рассматривают  свое исследование как пилотажное.

Другим путем в решении  проблемы классификации волевых  качеств идет В. К. Калин. Он выделяет базальные (первичные) и системные (вторичные) качества. К первым он относит энергичность, терпеливость, выдержку и смелость. Ко вторым – настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность. В  этих качествах, как отмечает автор, наиболее выражена личностная саморегуляция  деятельности.

45.  Первичные  волевые качества.

Волевые качества - это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, удостоверяющие достигнутый личностью  уровень сознательной саморегуляции  поведения, ее власти над собой. Волевые  качества рассматривают как индивидуальные особенности свободы, присущие отдельным  людям. К положительным качествам  относятся такие, как настойчивость, целеустремленность, выдержка и т.д. Качества, которые характеризуют  слабость воли личности: беспринципность, безынициативность, несдержанность, робость, упрямство и т.п.

Базовые волевые качества

Перечень положительных  и отрицательных волевых качеств  очень велик, поэтому рассмотрим основные из них. Четкую классификацию  волевых качеств сделал В. К. Калина. Такие волевые качества, как энергичность, терпеливость, выдержку и смелость, он относит к базальным (первичным) качествам личности. Функциональные проявления их являются однонаправленными  регуляторными действиями сознания, набирают форму волевого усилия.

Под энергичностью понимают способность волевым усилием  быстро поднимать активность до необходимого уровня.

Терпеливость определяют, как умение поддерживать вспомогательным  волевым усилием интенсивность  работы на заданном уровне в случае возникновения внутренних препятствий (усталость, плохое настроение, незначительные болезненные проявления).

Выдержка - способность волевым  усилием быстро тормозить (ослаблять, замедлять) действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого  решения.

Смелость - способность в  случае возникновения опасности (жизни, здоровью или престижа) сохранить  устойчивость организации психических  функций и не снизить качество деятельности.

Иначе говоря, смелость связана  с умением противостоять страху и идти на оправданный риск ради определенной цели.

Системные волевые качества

Остальные проявлений волевой  регуляции личности сложнее. Они  представляют собой определенные сочетания  однонаправленного проявления сознания.

Системность волевых качеств  связана с широким спектром функциональных проявлений различных сфер (волевой, эмоциональной, интеллектуальной). Такие  волевые качества, являются вторичными, системными. Например, храбрость включает в себя составные: смелость, выдержку, энергичность; решительность - выдержку и смелость.

Информация о работе Общая характеристика эмоциональных процессов