Общая характеристика эмоциональных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:20, доклад

Краткое описание

Эмоции присужи и людям и животным, проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (покраснение, побледнение, выделение пота, дрожь, расширение зрачков). Чувства образовываются на основе базовых эмоций, путем опосредованых социальными и эмоциональными эталонами – к ним относятся этические и эстетические категории. Объектами высших чувств являются дружба, любовь и т.д.

Файлы: 1 файл

Ответы Эмоционалке ВСЕ (50).docx

— 161.00 Кб (Скачать)

Надо отметить, что подобные воззрения на природу воли вполне обоснованны и поэтому продолжают существовать и сейчас. Например, Ш. Н. Чхартишвили выступает против особого характера воли, считая, что понятия цель и осознание  являются категориями интеллектуального  поведения, и никакой необходимости  вводить новые термины, по его  мнению, здесь нет. Подобная точка  зрения обоснована тем, что мыслительные процессы являются неотъемлемым компонентом  волевых действий.

Фактически проблема воли не существовала в качестве самостоятельной  проблемы и во времена средневековья. Человек рассматривался средневековыми философами как исключительно пассивное  начало, как «поле», на котором встречаются  внешние силы. Более того, очень  часто в средневековье воля наделялась самостоятельным существованием и  даже персонифицировалась в конкретных силах, превращаясь в добрых или  злых существ. Однако и в этой трактовке  воля выступала как проявление некоего  разума, ставящего себе определенные цели. Познание этих сил — добрых или злых, по мнению средневековых  философов, открывает путь к познанию «истинных» причин поступков конкретного  человека.

Следовательно, понятие воли во времена средневековья в большей  степени связывалось с некими высшими силами. Такое понимание  воли в средние века было обусловлено  тем, что общество отрицало возможность  самостоятельного, т. е. независимого от традиций и установленного порядка, поведения конкретного члена  общества. Человек рассматривался как  простейший элемент общества, а набор  характеристик, которые современные  ученые вкладывают в понятие «личность», выступал в качестве программы, по которой  жили предки и по которой должен жить человек. Право на отклонение от этих норм признавалось лишь за некоторыми членами общины, например, за кузнецом — человеком, которому подвластна сила огня и металла, или за разбойником  — человеком-преступником, противопоставившим себя данному обществу, и т. д.

38.  Связь воли  и эмоций.

Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление  препятствия, является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может  преодолеть очень сложные препятствия  и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны прежде всего внешними причинами, а не внутренними  установками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевых  действий, направленных на преодоление  препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь  ее. Чем более значима цель для  человека, тем больше препятствий  он преодолевает. Поэтому волевые  действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности.

Обычно мы более или  менее ясно осознаем то, ради чего совершаем  те или иные действия, знаем цель, достичь которой мы стремимся. Бывают же случаи, когда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего  это бывает тогда, когда человек  охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия принято называть импульсивными. Степень осознания  таких действий сильно снижена. Совершив необдуманные действия, человек часто  раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков  при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью  и чувствами.

Воля подразумевает наличие  целеустремленности человека, что требует  определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств  для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного  действия. Осуществляя задуманное действие, мы сталкиваемся со многими трудностями. Например, могут измениться условия  выполнения действия или может возникнуть необходимость изменить средства достижения поставленной цели. Поэтому для того, чтобы достичь поставленной цели, человек должен постоянно сличать  цели действия, условия и сред­ства  его выполнения и своевременно вносить  необходимые коррективы. Без участия  мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали  бы быть волевыми действиями.

Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание  добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с нашими чувствами. То, что для нас является безразличным, не вызывающим никаких эмоций, как  правило, не выступает в качестве цели действий. Однако ошибочно полагать, что только чувства являются источниками  волевых действий. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда чувства, наоборот, выступают препятствием к достижению поставленной цели. Поэтому нам приходится прилагать волевые усилия к тому, чтобы противостоять негативному  воздействию эмоций. Убедительным подтверждением того, что чувства не являются единственным источником наших действий, служат патологические случаи потери способности  переживать чувства при сохранении способности осознанно действовать. Таким образом, источники волевых  действий весьма разноплановы. Прежде чем приступить к их рассмотрению, нам необходимо познакомиться с  основными и наиболее известными теориями воли и с тем, как они  раскрывают причины возникновения  волевых действий у человека.

39. Волевое усилие  как механизм волевой регуляции.

Волевое усилие-это особое состояние внутреннего состояния  или активности которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов, необходимых  для действия.Волевое усилие качественно  отличается от мышечных напряжений. Внешне оно может никак не проявиться, но внутреннее напряжение может быть очень высоким.Так же волевое  усилие может включать в себя и  мышечное усилие (мышечный зажим)

         Факторы детерминирующие волевое  усилие.

1.мировоззрение

2.моральные установки

3.уровень самоуправления  и самоорганизации.

Волевые усилия сопровождаются эмоциональными переживаниями, величина волевого усилия зависит от силы мотивов  и от его цели. Волевое усилие- мотив-близкие цели.

Волевой деятельности проявляются  и формируются волевые качества личности.Прежде чем сформировать положительные  волевые качества, необходимо научиться  устанавливать власть над своими эмоциями и действиями.

 Среди  волевых качеств выделяют:

Инициативность-это умение легко взяться за реализацию возникших идей по собственному желанию, не дожидаясь стимуляции извне. Это качество позволяет успешно ставить перед собой и другими людьми новые цели. Существенную роль играют сила, яркость побуждений и интеллектуальные данные. Безынициативный человек- это потенциальный исполнитель, подчиненный. Ему будет трудно, если возникнет необходимость взять на себя обязанности руководителя.

Самостоятельность- люди определяют поступки, самостоятельно принимают решения, не ориентируясь на окружающих, а на свои знания и убеждения. Подлинная самостоятельность предполагает сознательное мотивирование и обоснованность  деятельности. Противоположностью данного качества является внушаемость, это подверженность чужим влияниям. Внушаемость выражается снижением сознательности и критичности восприятия и реализации внушаемого содержания.

Конформность заключается в тенденции изменять свое поведение, оценку ситуации и возможность действий под влиянием других. Для конформного человека важно чтобы его поведение соответствовало мнением оценкам и требованиям окружающих.

Решительность это индивидуальное качество воли, связанное со способностью, и умением самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно их реализовывать бех лишних помех.

Нерешительность- принимает решения долго, мучительно, неоднократно меняет его. Обычно он привлекает к обсуждению и принятию решений других людей с тем чтобы в последствии возложить на них ответственность.

Настойчивость – стремление человека к достижению поставленных целей, даже в самых сложных условиях.

Упрямство – это отрицательное качество личности, когда человек нисмотря на разумные основания старается настоять на своем.

Самообладание – это высокий уровень ролевой деятельности человека проявляющее в умении владеть собой, это умение выражается в способности заставить себя выполнять принятое решение.

Локус –контроль- Роттер , основоположник мнения что люди отличаются между собой по тому где они локализуют контроль над над значимыми для себя событиями.locus-местоположение., controle-проверка.

Это качество, которое характеризует  склонность  человека за результаты своей деятельности вписывать либо себе, либо обстоятельствам.

Внутренние (я способен, я  не способен)

Внешние (другие)

Исходя из преобладающего локус-контроля, выделяются ответственных 2 типа личности:

Экстерналы – Люди с внешним локусом контроля, они считают, что все что происходит, это результат внешних сил.(случаев, обстоятельствах других людей) Люди чаще пассивны, пессимистичны, и даже собственные достижения приписывают внешним обстоятельствам.

Интерналы – внутренний локус контроля – все события, это результат собственных усилий, они чувствуют ответственность за все, что с ними происходит. У них внутренняя убежденность что они руководят жизнью и у них все получится.

40.  Концепции  «свободы воли» в эпоху Возрождения.

Вполне вероятно, что самостоятельная  проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку. Стало господствовать мнение о том, что только отклонившись от нормы, выделившись  из общей массы людей, человек  мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли.

Оперируя историческими  фактами, мы должны отметить, что появление  проблемы свободы воли было не случайным. Первые христиане исходили из того, что человек обладает свободой воли, т. е. может поступать в соответствии со своей совестью, может делать выбор в том, как ему жить, поступать  и каким нормам следо­вать. В эпоху  же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг абсолюта.

В дальнейшем абсолютизация  свободы воли привела к возникновению  мировоззрения экзистенциализма —  «философии существования». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю и др.) рассматривает свободу как  абсолютно свободную волю. не обусловленную  никакими внешними социальными обстоятельствами. Исходный пункт этой концепции —  абстрактный человек, взятьщ вне  общественных связей и отношений, вне  социально-культурной среды. Человек, по мнению представителей данного направления, ничем не может быть связан с обществом, и тем более он не может быть связан никакими нравственными обязательствами  или ответственностью. Человек свободен и ни за что не может отвечать. Любая норма выступает для  него как подавление его свободной  воли. Согласно Ж. П. Сартру, подлинно человеческим может быть лишь спонтанный немотивируемый протест против

всякой «социальности», причем никак не упорядоченный, не связанный  никакими рамками организаций, программ, партий и т. д.    .

Такая трактовка воли противоречит современным представлениям о человеке. Как мы отмечали еще в первых главах, основное отличие человека как представителя  вида Ното 5ар1еп5 от животного мира заключается в его социальной природе. Человеческое существо, развивающееся  вне человеческого общества, имеет  только внешнее сходство с человеком, а по своей психической сути не имеет ничего общего с людьми.

Абсолютизация свободной  воли привела представителей экзистенциализма к ошибочной трактовке человеческой природы. Их ошибка заключалась в  непонимании того, что человек, совершающий  определенный поступок, направленный на отвержение каких-либо существующих социальных норм и ценностей, непременно утверждает другие нормы и ценности. Ведь для того, чтобы отвергать  что-либо, необходимо иметь определенную альтернативу, иначе такое отрицание  превращается в лучшем случае в бессмыслицу, а в худшем — в безумие.

Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И. П. Павлову, который рассматривал ее как  «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда  он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. По мнению И. П. Павлова, воля как «инстинкт  свободы» выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. «Не будь его, — писал  он, — всякое малейшее препятствие, которое бы встречало животное на своем пути, совершенно прерывало  бы течение его жизни». Для человеческого  же поступка такой преградой может  быть не только внешнее препятствие, ограничивающее двигательную активность, но и содержание его собственного сознания, его интересы и т. д..

Таким образом, воля в трактовке  И. П. Павлова рефлекторна по своей  природе, т. е. она проявляется в  виде ответной реакции на воздействующий стимул. Поэтому не случайно данная трактовка нашла самое широкое  распространение среди представителей бихевиоризма и получила поддержку  в реактологии (К. Н. Корнилов) и рефлексологии (В. М. Бехтерев). Между тем если принять  данную трактовку воли за истинную, то мы должны сделать вывод о том, что воля человека зависит от внешних  условий, а следовательно, волевой  акт не в полной мере зависит от человека.

В последние десятилетия  набирает силу и находит все большее  число сторонников другая концепция, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек рассматривается  как наделенный способностью к сознательному  выбору формы поведения. Эта точка  зрения удачно подкрепляется исследованиями в области физиологии, проведенными Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным. Согласно сформировавшейся на основе этих исследований концепции, воля понимается как сознательное регулирование  человеком своего

Информация о работе Общая характеристика эмоциональных процессов