Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:20, доклад
Эмоции присужи и людям и животным, проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (покраснение, побледнение, выделение пота, дрожь, расширение зрачков). Чувства образовываются на основе базовых эмоций, путем опосредованых социальными и эмоциональными эталонами – к ним относятся этические и эстетические категории. Объектами высших чувств являются дружба, любовь и т.д.
32. Общая характеристика страхов.
Страх - это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия. Следовательно, для человека как биологического существа возникновение страха не только целесообразно, но и полезно. Однако для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленных им целей.
Состояние страха является
довольно типичным для
А. С. Зобов (1983) все опасности, вызывающие страх, разделил на три группы: 1) реальные, объективно угрожающие здоровью и благополучию личности; 2) мнимые, объективно не угрожающие личности, но воспринимаемые ею как угроза благополучию; 3) престижные, угрожающие поколебать авторитет личности в группе.
В зависимости от авторов отмечаются различные причины, вызывающие страх. Дж. Боулби (Boulby,1973) отмечает, что причиной страха может быть как присутствие чего-либо угрожающего, так и отсутствие того, что обеспечивает безопасность (например, матери для ребенка). Дж. Грэй (Gray, 1971) считает, страх может возникнуть, если событие не происходит в ожидаемом месте и в ожидаемое время. Многие авторы отмечают, что страх вызывается объектом (предметом, человеком, явлением природы), но что бывают и беспредметные страхи, т. е. не связанные ни с чем конкретным.
Дж. Боулби выделил
две группы причин страха: «природные
стимулы» и «их производные»
Он полагает, что врожденные детерминанты
страха связаны с ситуациями,
которые действительно имеют
высокую вероятность опасности.
33. Понятие об эмоциональном стрессе.
Эмоциональный стресс наступает когда появляется стрессогенный фактор в ситуации угрозы, опасности, обиды. При эмоциональном стрессе, изменения происходят в психической сфере, это неадекватное поведение, эмоциональные сдвиги, нарушаются движения, речь.
Подвиды эмоционального стресса.
-импульсивный
-тормозной (шок)
-генерализованный (зацикленность)
Следует отметить, что эмоциональный
стресс вызывает такие же изменения
в организме, как и стресс физиологический.
Например, перед выходом космического
корабля на лунную орбиту сердце у
американского астронавта Э. Бормана
билось с частотой 130 ударов в минуту,
а в момент посадки на Луну пульс
у другого астронавта — Э. Армстронга
— достиг 156 ударов в минуту вместо
обычных 77. Аналогичная картина
Эмоциональный стресс чаще всего
оказывается связанным с
34.Стресс. Его стадии.
Стресс это состояние
мирно психического напряжения, длительное,
степень осознанности долгая, это
общая неспецифическая реакция
организма в ответ на интенсивное
воздействие стрессоров. Раньше считалось,
что стресс вызывает только неприятные
переживания, он вреден и его надо
избегать любой ценой, но стресс не
только острая приправа к повседневной
жизни, как утверждал Ганс Селье,
он необходим, поскольку повышает приспособительные
возможности организма и
Стадии стресса:
Стресс делится на 2 подвида.
Эустресс это положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм (оставляют на потом, и получают удовольствие)
Дистрес с который дезорганизует деятельность. ( отрицательный стресс)
Виды стресса
1.Системный (физиологический)
2.Психический (эмоциональный и информационный)
Информационный стресс - значит информационные перегрузки (студенты во время сессии) Человек не справляется с задачей и не может переварить информацию, снижается объем и концентрация внимания. Ухудшается память, увеличиваются ошибки и мышление становится спутанным.
Эмоциональный стресс наступает когда появляется стрессогенный фактор в ситуации угрозы, опасности, обиды. При эмоциональном стрессе, изменения происходят в психической сфере, это неадекватное поведение, эмоциональные сдвиги, нарушаются движения, речь.
35. Понятие воли в психологии.
В процессе всей своей сознательной жизни человек ставит определенные цели, которые он стремится достигнуть. Но прежде чем достигнуть цели, осуществить те или иные действия, человеку приходится преодолевать разнообразные препятствия. Для преодоления их человек напрягает свои умственные и физические силы, предпринимает волевые усилия.
Воля – это высший уровень саморегуляции.
Поступки человека обусловлены обстоятельствами, но не предопределены ими. У человека всегда есть свобода выбора. Воля занимает промежуточное положение между свободой и несвободой.
Воля — это сознательное
регулирование человеком своего
поведения и деятельности, выраженное
в умении преодолевать внутренние и
внешние трудности при
Воля это высшая психическая
функция с т.з. Л.С.Выготского. Воля
есть продукт общественно-
Осуществляя волевое воздействие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний. Для волевого акта характерно не переживание «Я хочу», а переживание «надо», «я должен».
Препятствия и трудности, которые приходится преодолевать человеку, бывают двух видов — внешние и внутренние.
1) Внешние трудности и препятствия
— это обычно трудности и препятствия объективные, неожиданные условия, обстоятельства, противодействие других людей, отсутствие необходимого инструмента для работы.
2)внутренние трудности:
- упорное нежелание
человека делать то, что необходимо
делать; наличие и проявление
взаимоисключающих или
Кроме того, препятствия и
трудности различаются по силе и
значимости. Значительные трудности
преодолевают наши космонавты при подготовке
и проведении космических полетов.
Внутренние препятствия также
Так же следует отметить,
что воля тесно связана с другими
сторонами психики. Содержание воли
может заключаться в
Общая функция воли заключается в сознательной регуляции активности затрудненных условиях жизнедеятельности.
С точки зрения Владимира Ивановича Селиванова воля выполняет 2 функции:
1) Побудительная (обеспечивает
человека активностью,
2) Сдерживающая или тормозная
(заключается в сдерживании не
желательных проявлений
Воля это сознательная
регуляция, опосредованная знаниями человека
о внешнем мире, о своих ценностях
и возможностях, на основе которых
осуществляется предвидение и оценка
последствий собственной
В связи с этим значение воли в жизни человека, в развитии общества трудно переоценить. Все великие свершения, исторические перестройки в общественных отношениях людей связаны с волевыми усилиями человека.
Произвольные и непроизвольные движения.
Все действия человека могут быть поделены на 3 категории: непроизвольные, произвольные и собственно волевые.
36. Виды действий: непроизвольные, произвольные, волевые.
Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана реализации. Иногда импульсивные и непроизвольные действия в психологии различают. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные, как, например, сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т.п. К этому же типу движений относится отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т.д. Непроизвольный характер носят обычно и наши выразительные движения: при удивлении мы поднимаем брови и приоткрываем рот, радуясь, начинаем улыбаться, в гневе невольно стискиваем зубы, морщим лоб и т.д. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).
Произвольные действия это действия направленные на достижение сознательно поставленной цели. Человек четко представляет себе операции, которые обеспечат достижение цели. Произвольные действия формируются в процессе жизни и могут выполняться по собственному желанию, либо по просьбе др. лиц. По мере повторения они переходят в навыки и становятся привычными действиями.
Собственно-волевые действия сохраняют все признаки произвольных действий, но отличаются тем, что для достижения цели человеку приходится преодолевать препятствия.
Характеристика произвольных процессов (действий):
Произвольная реакция
имеет приобретенное жизненно-
Произвольная реакция Всегда осознаваема и ощущаема
Произвольная реакция формируется и проявляется, только в ситуации актуальной потребности или жизненной необходимости. (есть цель)
Произвольная реакция не является вынужденной (сами ставим цель) и может быть заменена по собственному выбору человека на другую.
Характеристика волевых действий:
волевое действие является осознанным, целенаправленным, намеренным, принятым к осуществлению по собственному сознательному решению
волевое действие есть действие, необходимое по внешним (соц-ым) или личным причинам, т.е всегда есть основание, по которым это действие выполняется.
волевое действие имеет исходный дефицит побуждения или торможения
волевое действие обеспечивается дополнительным побуждением или торможением за счет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченной цели.
Таким образом, волевое действие обладает всеми характерными чертами произвольного процесса: оно приобретает новый дополнительный смысл, обусловливается, но не определяется ситуацией, развертывается как следствие его актуальной социальной необходимости.
37. Воля как
процесс сознательного
Понимание воли как реального
фактора поведения имеет свою
историю. При этом во взглядах на природу
этого психического явления можно
выделить два аспекта: философско-этический
и естественнонаучный. Они тесно
переплетаются и могут
Во времена античности и средневековья проблема воли не рассматривалась с позиций, характерных для современного ее понимания. Древние философы рассматривали целенаправленное или осознанное поведение человека только с позиции его соответствия общепринятым нормам. В античном мире прежде всего признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения человека должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики. Так, по Аристотелю, природа воли выражается в формировании логического заключения. Например, в его «Никомаховой этике» посылка «все сладкое надо есть» и условие «это яблоки сладкое» влекут за собой не предписание «это яблоко надо съесть», а именно умозаключение о необходимости конкретного действия — съедения яблока. Следовательно, источник наших сознательных действий кроется в разуме человека.
Информация о работе Общая характеристика эмоциональных процессов