Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 08:20, доклад
Эмоции присужи и людям и животным, проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (покраснение, побледнение, выделение пота, дрожь, расширение зрачков). Чувства образовываются на основе базовых эмоций, путем опосредованых социальными и эмоциональными эталонами – к ним относятся этические и эстетические категории. Объектами высших чувств являются дружба, любовь и т.д.
46. Вторичные (морально-волевые) качества. Самоконтроль и самооценка.
Волевые качества - устойчивые, независимые от ситуации, психические образования, удостоверяющие достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения. Классификация и развитие волевых качеств (смелость, решительность, выдержка, выносливость).
Системные волевые качества. Остальные проявлений волевой регуляции личности сложнее. Они представляют собой определенные сочетания однонаправленной проявлений сознания. Системность волевых качеств связана с широким спектром функциональных проявлений различных сфер (волевой, эмоциональной, интеллектуальной). Такие волевые качества являются вторичными, системными. Например, храбрость включает в себя составные: смелость, выдержку, энергичность; решительность - выдержку и смелость.
Целый ряд волевых качеств личности являются системными - настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность. При этом важно знать, что базальную (первичные) волевые качества составляют основу системных (вторичных) качеств, их ядро. Низкий уровень таких базальных качеств очень затрудняет образование более сложных, системных волевых качеств.
Целеустремленность
Настойчивость - это умение
постоянно и длительно
Принципиальность - умение личности
руководствоваться в своих
Самостоятельность - это умение обходиться в своих действиях без чужой помощи, а также умение критически относиться к чужим воздействиям, оценивая их, соответственно, со своих взглядов и убеждений. Самостоятельность личности проявляется в способности по собственному организовывать деятельность, ставить цели, в случае необходимости вносить в поведении изменения. Самостоятельная личность не ждет подсказок, указаний от других людей, активно отстаивает свои взгляды, может быть организатором, повести за собой к реализации цели.
Инициативность - это умение
находить новые, нешаблонные решения
и средства их осуществления. Противоположными
качествами является безынициативность
и зависимость. Безынициативный
человек легко поддается
Решительность - это умение принимать обдуманные решения, последовательно претворять их в жизнь. Нерешительность является проявлением слабости воли. Нерешительный человек склонен или отвергать окончательное принятие решения, или без конца его пересматривать.
Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс.
Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов - индивида. Главные функции,которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности - . Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.
47.Основные этапы и закономерности формирования волевых действий у ребенка.
Воля, как и большинство
других высших психических процессов,
формируется в ходе возрастного
развития человека. Так, у новорожденного
ребенка преобладают
В этом же возрасте у детей
впервые отмечается возникновение
борьбы мотивов. Например, дети двухлетнего
возраста после некоторых колебаний
могут делать выбор между несколькими
возможными действиями. Однако выбор,
осуществляемый в зависимости от
мотивов морального порядка, становится
возможным для детей не ранее
конца третьего года жизни. Это происходит
лишь тогда, когда ребенок уже
может контролировать свое поведение.
Для этого необходимы, с одной
стороны, достаточно высокий уровень
развития, а с другой — некоторая
сформированность моральных установок.
И то и другое складывается под
влиянием обучения и воспитания, в
процессе постоянного взаимодействия
со взрослыми. Характер формирующихся
моральных установок в
Как и все психические
процессы, воля развивается не сама
по себе, а в связи с общим
развитием личности человека. Иногда
можно встретить высокое
Каковы основные пути формирования
воли? Прежде всего успех этого
процесса зависит от родителей. Исследования
показывают, что родители, стремящиеся
дать ребенку всестороннее развитие
и при этом предъявляющие к
нему достаточно высокие требования,
могут рассчитывать на то, что у
ребенка не будет серьезных проблем
с волевой регуляцией деятельности.
Такие недостатки волевого поведения
детей, как капризы и упрямство,
наблюдаемые в раннем детстве, происходят
из-за совершаемых родителями ошибок
в воспитании воли ребенка. Если родители
во всем стремятся угождать ребенку,
удовлетворяют каждое его желание,
не предъявляют ему требовании, которые
должны безоговорочно им выполняться,
не приучают его сдерживать себя, то,
скорее всего, впоследствии у ребенка
будет наблюдаться
Необходимым условием воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины. Развитие родителями у ребенка волевых качеств является предпосылкой для формирования у него дисциплинированности, которая не только помогает понимать необходимость соблюдения определенных правил поведения, но и обеспечивает ему внутреннюю дисциплинированность, выражающуюся в способности регулировать и сопоставлять свои желания с условиями реальной деятельности.
Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа. Школа предъявляет к ребенку ряд требований, без выполнения которых не может нормально осуществляться само школьное обучение, но при этом также происходит формирование определенного уровня дисциплинированности. Например, школьник должен сидеть за партой определенное время, он не может встать с места без разрешения учителя, разговаривать с товарищами, он должен готовить дома заданные ему уроки и т. д. Все это требует от него довольно высокого развития волевых качеств и в то же время развивает у него нужные для выполнения этих правил качества воли. Поэтому большое значение для воспитания воли у школьников имеют личность учителя и школьный коллектив.
Учитель, с которым общается ребенок в школе, оказывает непосредственное влияние на формирование у него определенных личностных характеристик и, обладая яркой личностью, оставляет в жизни ребенка неизгладимый след. Нередко это вызывает у ребенка стремление подражать поведению учителя, и если у последнего хорошо развиты волевые качества, то существует высокая вероятность, что те же качества будут успешно развиваться и у его учеников.
Аналогичная картина наблюдается
в отношении школьного
Не менее важно физическое
воспитание ребенка, а также ознакомление
его с художественными
48.Роль сознательной
дисциплины в формировании
49. Волевые свойства личности.
В процессе жизненной практики из проявлений воли в отдельных поступках складывается волевая организация личности. Волевые свойства становятся неотъемлемым признаком личности. Формирование этих свойств связано с типом нервной деятельности человека, а также с теми требованиями, которые предъявляет к нему социальное окружение, с условиями жизнедеятельности. Важную роль в развитии волевых характеристик личности играет воспитание, влияние родителей и значимых взрослых. В психологии выделяют следующие волевые свойства личности:
целеустремленность – волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, целевая направленность принимаемых решений и их исполнения;
решительность – волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели и определении способов ее достижения. Решительность необходима особенно в сложных ситуациях, связанных с риском. Противоположность этому качеству –нерешительность;
смелость – способность к преодолению страха и растерянности, учитывая грозящие опасности. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия;
настойчивость – волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленные цели. От настойчивости следует отличать упрямство, где признается лишь собственное мнение, хотя оно может быть и ошибочным;
выдержка (самообладание) –
волевое свойство личности, которое
проявляется в способности
мужество – сложное волевое свойство личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе. Это не кратковременное состояние, а длительное систематическое преодоление внутренних и внешних трудностей при решении больших и сложных жизненно важных задач;
инициативность – волевое свойство, благодаря которому человек действует творчески, это отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков человека;
самостоятельность – волевое свойство, проявляющееся в умении самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения и выполнять принятые решения. Противоположное качество – внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, не умеет критически относиться к чужим советам и противостоять им;
дисциплинированность – это волевое свойство личности, заключающееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и норма.
50. Структура волевых качеств.
Будет целесообразно рассматривать волевые качества как фенотипическую характеристику наличных возможностей человека, как сплав врожденного и приобретенного. В качестве врожденного компонента выступают способности, в основном, задатки; а в качестве приобретенного – опыт человека, его умения, навыки, знания, мотив достижения и т.д.
Компоненты, разумеется, находятся в органическом единстве.
Можно говорить о горизонтальной и вертикальной структуре волевых качеств.
Горизонтальную структуру образуют задатки, в роли которых выступают типологические особенности свойств нервной системы. Но, предостерегает Е.П. Ильин, не следует говорить о плохих и хороших типологических особенностях. Также следует подчеркнуть, что каждое волевое качество имеет свою психофизиологическую структуру; одни компоненты в разных волевых качествах могут совпадать, другие – расходиться.
Вертикальная структура предполагает, что все волевые качества имеют схожие три «слоя»:
1) природные задатки;
2) волевое усилие, которое инициируется субъектом;
3) социальные и личностные
факторы, т.е. мотивационная
В каждом волевом качестве роль вертикальных компонентов может быть разной. Так терпеливость в большей степени определяется природными задатками (и по некоторым данным, биохимическими характеристиками работы организма), а настойчивость – в большей мере мотивацией (в частности, потребностью достижения).
Информация о работе Общая характеристика эмоциональных процессов