- сформировать
систему представлений об особенностях
постановки вопросов, с целью
получения необходимой информации.
- обучить
эффективно использовать критику и одобрение
в процессе профессионального общения
Содержание
программы:
Занятие
1. «Феномен обратной связи в общении»
Занятие 2.
«Использование механизмов эффективной
обратной связи в повседневной жизни в
профессиональной деятельности»
Занятие 3.
«Активное слушание как элемент конструктивной
обратной связи»
Занятие
4. «Искусство задавать вопросы»
Занятие
5. «Критика и одобрение профессиональном
общении.»
Занятие
6. Подведение итогов. Рефлексия
Ключевые
понятия: межличностная обратная
связь, отрицательная, положительная,
оценочная и описательная обратная связь,
активное слушание, рефлексивное и нерефлексивное
слушание, «эхо», перефразирование, интерпретация,
резюмирование, открытые, закрытые, наводящие,
основные, второстепенные, альтернативные,
зеркальные, контрольные, вопросы-капканы,
критика, одобрение.
Целевая
аудитория: курс предназначен для
студентов-психологов БГПУ им. М. Танка.
Частота
необходимости встреч: 1 раз
в неделю
Методы
обучения, используемые
в программе: лекция, дискуссия,
работа в малых группах, задания с элементами
литературно-художественного моделирования.
Продолжительность
занятия: 2,5 академических часа.
Программа
построена на принципах:
- принцип
системности
- принцип
научности
- принцип
доступности
- принцип
связи теории с практикой
-принцип
включения содержания учебного материала
в социальную ситуацию психического и
личностного развития студента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
процессе исследования был проведен
теоретический анализ различных
подходов к определению понятий
«коммуникативная компетентность» и «межличностная
обратная связь», особенностей их структуры
и проявления в учебной деятельности студентов
– будущих психологов.
Развитие
высокого уровня коммуникативной компетентности,
осознание личностью своих способностей,
возможностей, профессионально значимых
качеств происходит во многом благодаря
межличностному общению и взаимодействию.
И чем конструктивнее и информативнее
будет межличностная обратная связь, тем
более адаптивной и успешной будет профессиональная
деятельность студента-психолога в
будущем.
В
результате исследования, проведенного
в 2009 году было выяснено, что в представлениях
студентов 2 курса приоритетное место
в профессионально значимых качествах
психолога, занимает коммуникативная
сфера, сфера межличностного общения.
Но навык подачи и восприятия межличностной
обратной связи как основного структурного
компонента профессиональной коммуникативной
компетентности не отвечал условиям ее
конструктивности. Так у студентов доминировала
деструктивный форма общения (т.е. преобладание
оценочно-интерпретативных, неаргументированных
высказываний, основанных не на поведении
другого, а, скорее на его свойствах его
личности).
Это указало на необходимость
разработки развивающей психолого-педагогической
программы по активизации и оптимизации
навыка подачи и восприятия межличностной
обратной связи.
Достоинством
разработанной программы можно
считать эффективное сочетание как
традиционных методов обучения (лекция),
позволяющих в достаточно короткие сроки
передать большой объем информации, так
и активных методов обучения (групповая
дискуссия, работа в малых группах), стимулирующих
активную познавательную деятельность
обучающихся и позволяющие закрепить
полученные знания на практике.
Каждый
участник имеет возможность получить
непосредственный опыт конструктивного
общения и межличностного взаимодействия.
Студенты приобретают не просто информацию,
а знания, закрепленные на уровне поведения:
умения и навыки. Каждое занятие программы
и весь цикл занятий в целом заканчивается
рефлексией, позволяющей студентам не
просто размышлять о происходящем в их
сознании при усвоении новых знаний, но
и осознавать, как они в действительности
оцениваются другими участниками. Такой
подход значительно будет увеличивать
продуктивность обучения.
Обеспечение
в дальнейшем непрерывного, целостного
коммуникативного обучения будет способствовать
повышению уровня коммуникативной компетентности
студентов – будущих психологов.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Андреева,
Г.М. Социальная психология: Учебник для
высших учебных заведений / Г.М. Андреева.
– М.: Аспект Пресс, 2006. – 363 с.
- Амельков,
А. А. Основы
преподавания психологии: учебно-методическое
пособие / А.А. Амельков. - Минск: БИП-С плюс,
2006. - 59 с.
- Арутюнян,
М.Ю., Петровская, Л.А. Обратная связь в
системе восприятия человека человеком
/ Л.А. Петровская, М.Ю. Арутюнян // Психология
межличностного познания. – 1981. - №3. С.
23-26
- Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания
психологии / Б.Ц. Бадмаев. - М.: Гуманитар.
изд. центр "Владос", 1999. – 302
с.
- Бодалев,
А.А. Психология общения. Избранные психологические
труды / А.А. Бодалев. - М.: Издательство
Московского психолого-социального института;
Воронеж: Изд-во НПО “МОДЭК”, 2002. - 320 с.
- Вацлавик,
П. Психология межличностных коммуникаций:
Пер. с англ. /
П. Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Джексон, - СПб.:
«Речь», 2000. - 316 с.
- Величко,
В.В. Инновационные
методы обучения в гражданском образовании
/ В.В.Величко, Д.В.Карпиевич, Е.Ф.Карпиевич
и др.. - Мн.: Медисонт, 1999. - 166 с.
- Гулевич,
О.А. Психология
коммуникации: учебно-методическое пособие
/ О. А. Гулевич. - Москва: Издательство МПСИ,
2008. - 380 с.
- Григорьева,
Т.Г. Основы
конструктивного общения / Т.Г.
Григорьева, Л.В.Линская, Т.П.Усольцева.
- Мозырь: "Белый ветер", 1998. – 189 с.
- Дивненко,
О.В. Формирование
коммуникативной компетентности: теоретико-методологические
основы / О. В. Дивненко. - Москва: ИМСГС,
2004. - 114 с.
- Дериглазова,
Р.Б. Формирование
коммуникативной компетентности педагога-психолога:
на примере обучения студентов психологов
для работы с девиант. подростками: автореф.
дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук:
13.00.01 / Р. Б. Дериглазова - Ижевск, 2002.
- Довгая,
Ю. Л. Каратерзи,
В.А. Профессиональное
мастерство психолога: учебно-методический
комплекс / Ю.Л Довгая, В.А. Каратерзи. -
Витебск: ВГУ, 2009. - 152 с.
- Емельянов,
Е.С. Теоретические и методологические
основы социально-психологического тренинга
/ Е.С. Емельянов, Ю.Н. Кузьмин. - Л.: ЛГУ,
1983. - 205 с.
- Емельянов,
Ю.Н. Активное социально-психологическое
обучение / Ю.Н. Емельянов. – Л., 1985. -162
с.
- Жуков, Ю.М.
Коммуникативный тренинг / Ю.М. Жуков. –
М.: Гардарики, 2003. - 223 с.
- Жуков, Ю.М.
Введение в практическую и социальную
психологию / Л.А. Петровская, О.В. Соловьева;
под ред. Ю.М. Жукова. – М., 1996. – 373 с.
- Иванова,
С.Г. Развитие
коммуникативной компетенции студентов
университета в деловом общении: автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук: 13.00.01 /
Иванова С. Г. - Оренбург, 2008. - 22 с.
- Карандашев,
В.Н. Методика
преподавания психологии: для вузов по
направлению и специальностям психологии
/ В.Н. Карандашев. - СПб. и др.: Питер: Питер
принт, 2005. - 249 с.
- Карпович,
Т.Н. Развитие
коммуникативной компетентности педагогических
работников профессионального образования:
Учеб.-метод. пособие / Т.Н.
Карпович, И.М.Павлова. - Мн.: РИПО, 2004. –
95 с.
- Колмогорова,
Н.С. Коммуникативная
компетентность как условие и следствие
становления направленности личности:
Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд.
психол. наук: 19.00.01 / Колмогорова Н.С. - Барнаул,
2004. - 22 с.
- Коломинский
Я.Л. Психологическая культура – условие
и цель деятельности психолога / Я.Л. Коломинский
// Псiхалогiя. – 2000. - № 2. – С. 4 – 20.
- Куницына,
В.Н. Межличностное
общение: Учеб. для вузов /
Н.В. Казаринова, В.М. Погольша; под. ред.
В.Н. Куницыной, - СПб.: Изд. дом "Питер":
ЗАО "Питер бук", 2001. - 544 с.
- Мещеряков,
Б. Г. Большой психологический словарь
/ под редакцией, Б.Г. Мещерякова, В. П. Зинченко.
- Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2007.
- 668 с.
- Митина, Л.М.
Корелянов, Ю.А., Шавырина, Г.В. Личность
и профессия: психологическая поддержка
и сопровождение: Учеб. пособие для студ.
пед. учеб. заведений / под. ред. Л.М. Митиной.
- М.: Издательский центр “Академия”, 2005.
- 336 с.
- Монина, Г. Б. Коммуникативный тренинг:
педагоги, психологи, родители / Г.
Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс. - Санкт-Петербург:
Речь, 2005. - 224 с.
- Мясищев,
В.Н. Психология отношений: Избранные психологические
труды / В.Н. Мясищев. – М.: Воронеж, 1995. -
326 с.
- Орешкин,
В.Г. Формирование
речевого имиджа в системе профессиональной
подготовки специалиста: на примере профессий
типа "человек-человек": автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук: 13.00.08 /
В.Г. Орешкин. - Санкт-Петербург,
2006. - 23 с.
- Панфилова,
А.П. Деловая
коммуникация в профессиональной деятельности
/ А.Н. Панфилова. - СПб.: О-во "Знание",
2001. – 493 с.
- Петровская,
Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический
тренинг / Л.А. Петровская. - М.: Изд-во МГУ,
1989. - 216 с.
- Петровская,
Л.А. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном
общении / Л.А. Петровская, О.В. Соловьева
// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.
– 1982. - №3. С. 9-17.
- Рассел, Т.
Навыки эффективной обратной связи. 2-е
изд. / Т.Рассел. - СПб.: Питер, 2002. - 176 с.
- Романова,
Е.С. 99 популярных профессий. Психологический
анализ и профессиограммы. 2-е изд. / Е.С.
Романова. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.
- Рожина, Л.Н. Методика преподавания
психологии: Учеб.-метод. пособие: В 3 ч.
/ Бел. гос. пед. ун-т им. М.Танка. - Мн.: БГПУ,
1999.
- Руденский,
Е.В. Социальная психология: Курс лекций
/ Е.В. Руденский. – М.: Новосибирск, 1997.
– 221 с.
- Сидоренко,
Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности
в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко.
- СПб.: Речь, 2002. - 208 с.
- Соловьева,
О.В. Обратная связь в межличностном общении
/ О.В. Соловьева. - М.: Издательство МГУ,
1992. - 112 с.
- Смолярчук,
И.В. Методика преподавания психологии учеб.-метод. пособие
/ И.В. Смолярчук. - М., 2000. - 45 с.
- Соловьева,
О.В. Специфика обратной связи в межличностном
общении (в процессе становления временных
юношеских коллективов): автореф. дис.
… канд. психол. наук: 19.00.05 / О.В. Соловьева;
МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 1985. - 20 с.
- Старшенбаум,
Г.В. Тренинг
навыков практического психолога: интерактивный
учебник: игры, тесты, упражнения / Г. В.
Старшенбаум. - Москва: Психотерапия, 2008.
- 406 с.
- Тимашкова,
Л.Н. Формирование
коммуникативной компетентности студентов
педвуза: на материале изучения пед. дисциплин:
автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд.
пед. наук: 13.00.08: 26.06.01 / Тимашкова Л. Н. -
Мн., 2001.
- Хуторской,
А.В. Методика
личностно-ориентированного обучения:
как обучать всех по-разному?: пособие
для учителя / А.В.Хуторской. - Москва: Владос-пресс,
2005. - 383 с.
- Чупров, Л.Ф.
Психологическое просвещение в системе
психопрофилактической работы практического
психолога: Основы теории и методика /
Л.Ф. Чупров. - М., 2003. – 383 с.
- Шевандрин,
Н.И. Социальная
психология в образовании: Учеб. пособие
/ Н.И. Шевандрин - М.: Гуманит. изд. центр
"ВЛАДОС", 1995.
– 541 с.
- Шевкун, А.В. Коммуникативная компетентность
как средство социальной адаптации студентов
первого курса: автореф.
дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук:
13.00.01 / Шевкун А. В. - Чита, 2007. - 19 с.
- Шибутани,
Т. Социальная психология / Т. Шибутани.
– Ростов на Дону: “Феникс”, 1999. – 539 с.