Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: повышение уровня коммуникативной компетентности студентов – будущих психологов посредством психолого-педагогической развивающей программы, направленной на активизацию и оптимизацию навыков подачи и восприятия конструктивной обратной связи в профессиональном общении.
Объект исследования: коммуникативная компетентность студентов – психологов.
Предмет исследования: межличностная обратная связь, как структурный компонент коммуникативной компетентности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3

Глава I. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

1.1 Проблема коммуникативной компетентности в психологии………….6

1.2 Феномен обратной связи в общении……………………………………15

1.2.1 Функции и виды обратной связи………………………………………..17

1.2.2 Изучение феномена обратной связи в зарубежной и отечественной социальной и педагогической психологии…………………………....19

1.3 Содержание и особенности профессиональной коммуникативной компетентности психолога……………………………………………...23

Глава II. РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ И ОПТИМИЗАЦИИ НАВЫКА ПОДАЧИ И ВОСПРИЯТИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

2.1 Оценка востребованности программы, направленной на развитие коммуникативной компетентности студентов - будущих психологов………..29

2.2 Организация и методы развивающей программы…………………………..33

2.3 Пояснительная записка к развивающей программе «Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии»……………………….40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….86

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....87

Файлы: 1 файл

курсовая обратная связь в профессиональном взаимодействии.doc

— 343.00 Кб (Скачать)

-  сформировать  систему представлений об особенностях  постановки вопросов, с целью  получения необходимой информации.

- обучить эффективно использовать критику и одобрение в процессе профессионального общения 

Содержание  программы:

Занятие 1. «Феномен обратной связи в общении»

Занятие 2.  «Использование механизмов эффективной обратной связи в повседневной жизни в профессиональной деятельности»

Занятие 3. «Активное слушание как элемент конструктивной обратной связи»

Занятие 4. «Искусство задавать вопросы»

Занятие 5. «Критика и одобрение профессиональном общении.»

Занятие 6. Подведение итогов. Рефлексия 

Ключевые  понятия: межличностная обратная связь, отрицательная, положительная, оценочная и описательная обратная связь, активное слушание, рефлексивное и нерефлексивное слушание, «эхо», перефразирование, интерпретация, резюмирование, открытые, закрытые, наводящие, основные, второстепенные, альтернативные, зеркальные, контрольные, вопросы-капканы, критика, одобрение. 

Целевая аудитория: курс предназначен для студентов-психологов БГПУ им. М. Танка.

Частота необходимости встреч: 1 раз в неделю

Методы  обучения, используемые в программе: лекция, дискуссия, работа в малых группах, задания с элементами литературно-художественного моделирования.

Продолжительность занятия: 2,5 академических часа.

Программа построена на принципах:

- принцип  системности

- принцип  научности

- принцип доступности   

- принцип связи теории с практикой

-принцип включения содержания учебного материала в социальную ситуацию психического и личностного развития  студента 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В процессе исследования был проведен теоретический анализ различных  подходов к определению понятий «коммуникативная компетентность» и «межличностная обратная связь», особенностей их структуры и проявления в учебной деятельности студентов – будущих психологов.

     Развитие  высокого уровня коммуникативной компетентности, осознание личностью своих способностей, возможностей, профессионально значимых качеств происходит во многом благодаря межличностному общению и взаимодействию. И чем конструктивнее и информативнее будет межличностная обратная связь, тем более адаптивной и успешной будет профессиональная деятельность  студента-психолога в будущем.

     В результате исследования, проведенного в 2009 году было выяснено, что в представлениях студентов 2 курса  приоритетное место  в профессионально значимых качествах  психолога, занимает коммуникативная  сфера, сфера межличностного общения. Но навык подачи и восприятия межличностной обратной связи как основного структурного компонента профессиональной коммуникативной компетентности не отвечал условиям ее конструктивности. Так у студентов доминировала деструктивный форма общения (т.е. преобладание оценочно-интерпретативных, неаргументированных высказываний, основанных не на поведении другого, а, скорее на его свойствах его личности).

       Это указало на необходимость  разработки развивающей психолого-педагогической  программы по активизации и оптимизации навыка подачи и восприятия межличностной обратной связи.

     Достоинством  разработанной программы можно  считать эффективное сочетание как традиционных методов обучения (лекция), позволяющих в достаточно короткие сроки передать большой объем информации, так и активных методов обучения (групповая дискуссия, работа в малых группах), стимулирующих активную познавательную деятельность обучающихся и позволяющие закрепить полученные знания на практике.

     Каждый  участник имеет возможность получить непосредственный опыт конструктивного общения и межличностного взаимодействия. Студенты приобретают не просто информацию, а знания, закрепленные на уровне поведения: умения и навыки. Каждое занятие программы и весь цикл занятий в целом заканчивается рефлексией, позволяющей студентам не просто размышлять о происходящем в их сознании при усвоении новых знаний, но и осознавать, как они в действительности оцениваются другими участниками. Такой подход значительно будет увеличивать продуктивность обучения.

     Обеспечение в дальнейшем непрерывного, целостного коммуникативного обучения  будет способствовать повышению уровня коммуникативной компетентности студентов – будущих психологов.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 363 с.
  2. Амельков, А. А. Основы преподавания психологии: учебно-методическое пособие / А.А. Амельков. - Минск: БИП-С плюс, 2006. - 59 с.
  3.   Арутюнян, М.Ю., Петровская, Л.А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком / Л.А. Петровская, М.Ю. Арутюнян // Психология межличностного познания. – 1981. - №3. С. 23-26
  4.    Бадмаев, Б.Ц.  Методика преподавания психологии / Б.Ц. Бадмаев. - М.: Гуманитар. изд. центр "Владос", 1999. – 302 с.
  5. Бодалев, А.А. Психология общения. Избранные психологические труды /  А.А. Бодалев. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО “МОДЭК”, 2002. - 320 с.
  6. Вацлавик, П. Психология межличностных коммуникаций: Пер. с англ. / 
    П. Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Джексон, - СПб.: «Речь», 2000. - 316 с.
  7. Величко, В.В. Инновационные методы обучения в гражданском образовании / В.В.Величко, Д.В.Карпиевич, Е.Ф.Карпиевич и др.. - Мн.: Медисонт, 1999. - 166 с.
  8. Гулевич, О.А.  Психология коммуникации: учебно-методическое пособие / О. А. Гулевич. - Москва: Издательство МПСИ, 2008. - 380 с.
  9. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения / Т.Г. Григорьева, Л.В.Линская, Т.П.Усольцева. - Мозырь: "Белый ветер", 1998. – 189 с.
  10. Дивненко, О.В. Формирование коммуникативной компетентности: теоретико-методологические основы / О. В. Дивненко. - Москва: ИМСГС, 2004. - 114 с.
  11. Дериглазова, Р.Б.   Формирование коммуникативной компетентности педагога-психолога: на примере обучения студентов психологов для работы с девиант. подростками: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.01 / Р. Б. Дериглазова - Ижевск, 2002.
  12. Довгая, Ю. Л.  Каратерзи, В.А. Профессиональное мастерство психолога: учебно-методический комплекс / Ю.Л Довгая, В.А. Каратерзи. - Витебск: ВГУ, 2009. - 152 с.
  13. Емельянов, Е.С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга / Е.С. Емельянов, Ю.Н. Кузьмин. - Л.: ЛГУ, 1983. - 205 с.
  14. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов.  – Л., 1985. -162 с.
  15. Жуков, Ю.М. Коммуникативный тренинг / Ю.М. Жуков. – М.: Гардарики, 2003. - 223 с.
  16. Жуков, Ю.М. Введение в практическую и социальную психологию / Л.А. Петровская, О.В. Соловьева; под ред. Ю.М. Жукова. – М., 1996. – 373 с.
  17. Иванова, С.Г. Развитие коммуникативной компетенции студентов университета в деловом общении: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Иванова С. Г. - Оренбург, 2008. - 22 с.
  18. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: для вузов по направлению и специальностям психологии / В.Н. Карандашев. - СПб. и др.: Питер: Питер принт, 2005. - 249 с.
  19. Карпович, Т.Н.  Развитие коммуникативной компетентности педагогических работников профессионального образования: Учеб.-метод. пособие / Т.Н. Карпович, И.М.Павлова. - Мн.: РИПО, 2004. – 95 с.
  20. Колмогорова, Н.С. Коммуникативная компетентность как условие и следствие становления направленности личности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.01 / Колмогорова Н.С. - Барнаул, 2004. - 22 с.
  21. Коломинский Я.Л. Психологическая культура – условие и цель деятельности психолога / Я.Л. Коломинский // Псiхалогiя. – 2000. - № 2. – С. 4 – 20.
  22. Куницына, В.Н.  Межличностное общение: Учеб. для вузов / Н.В. Казаринова, В.М. Погольша; под. ред. В.Н. Куницыной, - СПб.: Изд. дом "Питер": ЗАО "Питер бук", 2001. - 544 с.
  23. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / под редакцией, Б.Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2007. - 668 с.
  24. Митина, Л.М. Корелянов, Ю.А., Шавырина, Г.В. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / под. ред. Л.М. Митиной. - М.: Издательский центр “Академия”, 2005. - 336 с.
  25.    Монина, Г. Б.  Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс. - Санкт-Петербург: Речь, 2005. - 224 с.
  26. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / В.Н. Мясищев. – М.: Воронеж, 1995. - 326 с.
  27. Орешкин, В.Г. Формирование речевого имиджа в системе профессиональной подготовки специалиста: на примере профессий типа "человек-человек": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / В.Г. Орешкин. - Санкт-Петербург, 2006. - 23 с.
  28. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А.Н. Панфилова. - СПб.: О-во "Знание", 2001. – 493 с.
  29. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.
  30. Петровская, Л.А. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении / Л.А. Петровская, О.В. Соловьева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1982. - №3. С. 9-17.
  31. Рассел, Т. Навыки эффективной обратной связи. 2-е изд. / Т.Рассел. - СПб.: Питер, 2002. - 176 с.
  32. Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. / Е.С. Романова. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с.
  33. Рожина, Л.Н.  Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. пособие: В 3 ч. / Бел. гос. пед. ун-т им. М.Танка. - Мн.: БГПУ, 1999.
  34. Руденский, Е.В. Социальная психология: Курс лекций / Е.В. Руденский. – М.: Новосибирск, 1997. – 221 с.
  35. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2002. - 208 с.
  36. Соловьева, О.В. Обратная связь в межличностном общении / О.В. Соловьева. -  М.: Издательство МГУ, 1992. - 112 с.
  37. Смолярчук,  И.В. Методика преподавания психологии  учеб.-метод. пособие / И.В. Смолярчук. - М., 2000. - 45 с.
  38. Соловьева, О.В. Специфика обратной связи в межличностном общении (в процессе становления временных юношеских коллективов): автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / О.В. Соловьева; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 1985. - 20 с.
  39. Старшенбаум, Г.В.  Тренинг навыков практического психолога: интерактивный учебник: игры, тесты, упражнения / Г. В. Старшенбаум. - Москва: Психотерапия, 2008. - 406 с.
  40. Тимашкова, Л.Н.  Формирование коммуникативной компетентности студентов педвуза: на материале изучения пед. дисциплин: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.08: 26.06.01 / Тимашкова Л. Н. - Мн., 2001.
  41. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения: как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В.Хуторской. - Москва: Владос-пресс, 2005. - 383 с.
  42. Чупров, Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика / Л.Ф. Чупров. - М., 2003. – 383 с.
  43. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие / Н.И. Шевандрин - М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 1995. – 541 с.
  44. Шевкун, А.В. Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.01 / Шевкун А. В. - Чита, 2007. - 19 с.
  45. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов на Дону: “Феникс”, 1999. – 539 с.

Информация о работе Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии