Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: повышение уровня коммуникативной компетентности студентов – будущих психологов посредством психолого-педагогической развивающей программы, направленной на активизацию и оптимизацию навыков подачи и восприятия конструктивной обратной связи в профессиональном общении.
Объект исследования: коммуникативная компетентность студентов – психологов.
Предмет исследования: межличностная обратная связь, как структурный компонент коммуникативной компетентности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3

Глава I. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

1.1 Проблема коммуникативной компетентности в психологии………….6

1.2 Феномен обратной связи в общении……………………………………15

1.2.1 Функции и виды обратной связи………………………………………..17

1.2.2 Изучение феномена обратной связи в зарубежной и отечественной социальной и педагогической психологии…………………………....19

1.3 Содержание и особенности профессиональной коммуникативной компетентности психолога……………………………………………...23

Глава II. РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ И ОПТИМИЗАЦИИ НАВЫКА ПОДАЧИ И ВОСПРИЯТИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

2.1 Оценка востребованности программы, направленной на развитие коммуникативной компетентности студентов - будущих психологов………..29

2.2 Организация и методы развивающей программы…………………………..33

2.3 Пояснительная записка к развивающей программе «Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии»……………………….40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….86

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....87

Файлы: 1 файл

курсовая обратная связь в профессиональном взаимодействии.doc

— 343.00 Кб (Скачать)

     Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в общении [1, с. 82].

     В процессе обмена информации важно, чтобы  каждый участник коммуникации правильно  понимал свою роль. Коммуникатор должен четко излагать необходимую для передачи информацию, а реципиент должен внимательно слушать, воспринимая все сказанное партнером по общению, и только после усвоения всего материала, он может не согласиться с услышанным, сопоставить со своей точкой зрения и т.д.

     Для успешного процесса коммуникации человек должен обладать определенным рядом свойств, основными из которых являются: коммуникабельность и коммуникативность. Необщительному человеку трудно осуществлять процесс обмена информацией, так как ее необходимо передавать не просто как сообщение. В процессе коммуникации человек должен учитывать индивидуальные особенности партнера, стараться подать информацию в той форме, которая максимально заинтересует собеседника, подчеркнуть те моменты, на которых следует заострить внимание и попытаться более подробно объяснить то, что не совсем понятно.

     К свойствам личности, необходимым  в процессе общения, можно отнести  способность слушать, внушать, уважать  партнера по общению (ведь человека, которого уважаешь всегда выслушиваешь с большей внимательностью, чем того, кто не заслуживает внимания), опытность, образованность и др.

     К качествам личности, которые напротив создают помехи коммуникации, относятся  вспыльчивость, нетерпеливость, слишком  развитая самоуверенность и высокомерие  по отношению к собеседнику (поскольку у человека с такими качествами уже изначально «притуплено» внимание к партнеру по общению, а значит и к получаемой от него информации) и др.

     Перцептивная  сторона общения включает в себя процесс восприятия и понимания  другого человека, формирования его образа.

     Впечатление, которое возникает при восприятии человека, играет важную роль в общении. На основе восприятия человека человеком  формируется представление не только о внешнем облике, но также о  намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению.

     К свойствам человека, которые способствуют пониманию и восприятию других людей, можно отнести умение слушать  собеседника. Если человек не может  выслушать партнера, он никогда не сможет его понять. Для успешного общения человек так же должен обладать следующими качествами: терпеливостью, воспитанностью, уважением к партнеру по общению, способностью не полностью доверять первому впечатлению, умением отождествлять себя с собеседником, сопереживать и т.д. Чтобы понять других людей, человек должен осознать, что у каждого есть свое мнение, своя точка зрения, которые могут полностью не совпадать с утверждениями личности. Если человек не может принять наличия у других несовпадающих с его мнениями утверждений, то он начинает резко критиковать людей, пытается доказать и навязать свою точку зрения, что создает большой барьер в общении между людьми, поскольку у человека, который поделился своими мыслями и не получил никакого понимания, а только критику, возникает чувство нежелания общаться с данным индивидом.

     Для восприятия и понимания человека человеком очень важно умение читать невербальные сигналы, так как  это позволяет увидеть внутренний мир человека, его реакцию на происходящие события, людей, поскольку эти проявления не контролируются человеком.

     К свойствам личности, создающим барьер в перцептивном общении, относится  неумение слушать, надменность и  высокомерие, нетерпеливость и нервозность, вспыльчивость, лицемерие, чрезмерная самоуверенность, навязчивость и т.д.

     Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений. Действие является одним из главных компонентов общения.

     Интерактивная сторона общения проявляется  не только через обмен информацией, но и через усилия людей по организации совместных действий, позволяющих партнерам организовывать какую-либо совместную деятельность.

     К свойствам, которыми должна обладать личность для успешного интерактивного общения, относят организаторские способности, пунктуальность, дисциплинированность, самоорганизованность, умение внушать и манипулировать людьми (в разумных пределах), коммуникативность и когнитивность, самостоятельность, надежность и др.

     К качествам личности создающим помехи для интерактивного общения можно отнести свойства противоположные перечисленным, а так же замкнутость, безынициативность, безответственность, неопытность в конкретной области и др.

     Следовательно, можно говорить о различных видах  компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности -перцептивной, коммуникативной, интерактивной [16, с. 104-109].

     Согласно  Руденскому Е.В., коммуникативная компетентность складывается из способностей:

     1. Давать социально-психологический  прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

     2. Социально-психологически программировать   процесс общения, опираясь на  своеобразие коммуникативной ситуации;

     3. Осуществлять социально-психологическое  управление процессами общения  в коммуникативной ситуации [34, с. 101].

     Личность  психолога должна быть направлена на приобретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнеров, всем граням их адекватности - перцептивной, коммуникативной, интерактивной. Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у нее необходимого уровня коммуникативной компетентности.

     Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок. Коммуникативная установка партнера - это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнера, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, форме общения, включенности партнеров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнера, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения.

     При таком подходе к характеристике коммуникативной компетентности целесообразно рассмотреть общение как системноинтефирующий процесс, который имеет следующие составляющие:

    -коммуникативно-диагностическую: диагностика социопсихологической ситуации в условии будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми, возможно, предстоит столкнуться личности в общении;

    - коммуникативно-программирующую: подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения;

    - коммуникативно-организационную: организация внимания партнеров по общению, стимулирование их коммуникативной, познавательной активности и т. д.;

    - коммуникативно-исполнительскую: диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения [19, с. 8-12].

     Каждая  из этих составляющих требует глубокого всестороннего анализа, однако рамки изложения концепции дают возможность остановиться только на коммуникативно-исполнительской части. Она рассматривается как коммуникативно-исполнительское мастерство личности. Коммуникативно-исполнительское мастерство личности проявляется как два взаимосвязанных и все же относительно самостоятельных умения:

     - найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения;

     - реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения [16, с. 70].

     В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявляются многие ее навыки и, прежде всего, навыки эмоционально-психологического саморегулирования как управления своей психофизической органикой, в результате чего личность достигает адекватного коммуникативно-исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния.

     Эмоционально-психологическая  саморегуляция создает настрой на общение в соответствующих ситуациях, эмоциональный настрой на ситуацию общения и означает, прежде всего, перевод обыденных эмоций человека в тональность, соответствующую ситуации взаимодействия. В процессе эмоционально-психологической саморегуляции следует различать три фазы: длительное эмоциональное «заражение» проблемой, темой и материалами предстоящей ситуации общения; эмоционально-психологическую идентификацию на стадии разработки модели своего поведения и программы предстоящего общения; оперативную эмоционально-психологическую перестройку в обстановке общения. Эмоционально-психологическая саморегуляция приобретает характер целостного и завершенного акта в единстве с перцептивными и экспрессивными навыками, которые также составляют необходимую часть коммуникативно-исполнительского мастерства. Она проявляется в умении остро, активно реагировать на изменение обстановки общения, перестраивать общение с учетом перемены эмоционального настроя партнеров. Психологическое самочувствие, эмоциональный настрой личности прямо зависят от содержания и результативности общения [21, с. 8].

     Перцептивные  навыки личности проявляются в умении управлять своим восприятием  и организовывать его: верно оценивать  социально-психологический настрой  партнеров по общению; устанавливать необходимый контакт; по первому впечатлению прогнозировать «ход» общения. Они позволяют личности верно оценивать эмоционально-психологические реакции партнеров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые являются помехой в достижении целей общения.

     Экспрессивные навыки коммуникативно-исполнительской деятельности принято рассматривать как систему умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторнофизиолого-психологических процессов. По своей сути это навыки самоуправления выразительной сферой коммуникативно-исполнительской деятельности. Взаимосвязь эмоционально-психологической саморегуляции и выразительности является органической связью внутреннего и внешнего психологического в человеке. Эта взаимосвязь и обеспечивает внешнее поведение, выразительные действия личности в общении. Экспрессивные навыки личности проявляются как культура речевых высказываний, соответствующих нормам устной речи, жестов и пластики поз, эмоционально-мимического сопровождения высказывания, речевого тона и речевой громкости

     В многообразных случаях общения  инвариантными составляющими оказываются  такие компоненты, как партнеры-участники, ситуация, задача. Вариативность обычно связана с изменением характера самих составляющих - кто партнер, какова ситуация или задача и своеобразие между этими составляющими.

     Коммуникативная компетентность как знание норм и  правил общения, владение его технологией является составной частью более широкого понятия коммуникативный потенциал личности [5, с. 39-40].

     Коммуникативный потенциал - это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает наряду с компетентностью в общении еще две составляющие:

     - коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения;

     - коммуникативные способности: владеть  инициативой в общении, проявлять  активность, эмоционально откликаться  на состояние партнеров общения,  формулировать и реализовывать  собственную индивидуальную программу общения, использовать самостимуляцию и взаимную стимуляцию в общении [1, с. 32].

     Коммуникативная компетентность является одной из сторон коммуникативной культуры личности.

     В целом личность с достаточно развитой коммуникативной культурой оказывается в состоянии творчески относиться к тем разнообразным ситуациям делового и эмоционального общения, с которыми она встречается, к своей профессиональной деятельности в целом. Творческое отношение в данном случае реализуется в том, что он может использовать известные ему знания, умения, варианты решения, приемы общения в новой коммуникативной ситуации, трансформируя их в соответствии с ее спецификой; находить решение коммуникативной задачи в той или иной обстановке, комбинируя уже известные ему идеи, знания, приемы и т. д.; создавать новые для него способы и приемы, необходимые для общения в каждой конкретной совокупности обстоятельств профессиональной деятельности.

     Коммуникативную культуру личности, как и коммуникативную компетентность нельзя рассматривать как врожденную. Она возникает в течение жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия индивида с окружающими людьми. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры; существующие языки общения, практика межличностного общения в непраздничной сфере; опыт восприятия искусства; психологическая культура личности в целом [5, с. 60].

Информация о работе Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии