Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:14, курсовая работа
Цель исследования: повышение уровня коммуникативной компетентности студентов – будущих психологов посредством психолого-педагогической развивающей программы, направленной на активизацию и оптимизацию навыков подачи и восприятия конструктивной обратной связи в профессиональном общении.
Объект исследования: коммуникативная компетентность студентов – психологов.
Предмет исследования: межличностная обратная связь, как структурный компонент коммуникативной компетентности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
Глава I. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
1.1 Проблема коммуникативной компетентности в психологии………….6
1.2 Феномен обратной связи в общении……………………………………15
1.2.1 Функции и виды обратной связи………………………………………..17
1.2.2 Изучение феномена обратной связи в зарубежной и отечественной социальной и педагогической психологии…………………………....19
1.3 Содержание и особенности профессиональной коммуникативной компетентности психолога……………………………………………...23
Глава II. РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ И ОПТИМИЗАЦИИ НАВЫКА ПОДАЧИ И ВОСПРИЯТИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
2.1 Оценка востребованности программы, направленной на развитие коммуникативной компетентности студентов - будущих психологов………..29
2.2 Организация и методы развивающей программы…………………………..33
2.3 Пояснительная записка к развивающей программе «Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии»……………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....87
Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в общении [1, с. 82].
В процессе обмена информации важно, чтобы каждый участник коммуникации правильно понимал свою роль. Коммуникатор должен четко излагать необходимую для передачи информацию, а реципиент должен внимательно слушать, воспринимая все сказанное партнером по общению, и только после усвоения всего материала, он может не согласиться с услышанным, сопоставить со своей точкой зрения и т.д.
Для успешного процесса коммуникации человек должен обладать определенным рядом свойств, основными из которых являются: коммуникабельность и коммуникативность. Необщительному человеку трудно осуществлять процесс обмена информацией, так как ее необходимо передавать не просто как сообщение. В процессе коммуникации человек должен учитывать индивидуальные особенности партнера, стараться подать информацию в той форме, которая максимально заинтересует собеседника, подчеркнуть те моменты, на которых следует заострить внимание и попытаться более подробно объяснить то, что не совсем понятно.
К свойствам личности, необходимым в процессе общения, можно отнести способность слушать, внушать, уважать партнера по общению (ведь человека, которого уважаешь всегда выслушиваешь с большей внимательностью, чем того, кто не заслуживает внимания), опытность, образованность и др.
К качествам личности, которые напротив создают помехи коммуникации, относятся вспыльчивость, нетерпеливость, слишком развитая самоуверенность и высокомерие по отношению к собеседнику (поскольку у человека с такими качествами уже изначально «притуплено» внимание к партнеру по общению, а значит и к получаемой от него информации) и др.
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс восприятия и понимания другого человека, формирования его образа.
Впечатление,
которое возникает при
К свойствам человека, которые способствуют пониманию и восприятию других людей, можно отнести умение слушать собеседника. Если человек не может выслушать партнера, он никогда не сможет его понять. Для успешного общения человек так же должен обладать следующими качествами: терпеливостью, воспитанностью, уважением к партнеру по общению, способностью не полностью доверять первому впечатлению, умением отождествлять себя с собеседником, сопереживать и т.д. Чтобы понять других людей, человек должен осознать, что у каждого есть свое мнение, своя точка зрения, которые могут полностью не совпадать с утверждениями личности. Если человек не может принять наличия у других несовпадающих с его мнениями утверждений, то он начинает резко критиковать людей, пытается доказать и навязать свою точку зрения, что создает большой барьер в общении между людьми, поскольку у человека, который поделился своими мыслями и не получил никакого понимания, а только критику, возникает чувство нежелания общаться с данным индивидом.
Для
восприятия и понимания человека
человеком очень важно умение
читать невербальные сигналы, так как
это позволяет увидеть
К свойствам личности, создающим барьер в перцептивном общении, относится неумение слушать, надменность и высокомерие, нетерпеливость и нервозность, вспыльчивость, лицемерие, чрезмерная самоуверенность, навязчивость и т.д.
Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений. Действие является одним из главных компонентов общения.
Интерактивная сторона общения проявляется не только через обмен информацией, но и через усилия людей по организации совместных действий, позволяющих партнерам организовывать какую-либо совместную деятельность.
К свойствам, которыми должна обладать личность для успешного интерактивного общения, относят организаторские способности, пунктуальность, дисциплинированность, самоорганизованность, умение внушать и манипулировать людьми (в разумных пределах), коммуникативность и когнитивность, самостоятельность, надежность и др.
К качествам личности создающим помехи для интерактивного общения можно отнести свойства противоположные перечисленным, а так же замкнутость, безынициативность, безответственность, неопытность в конкретной области и др.
Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности -перцептивной, коммуникативной, интерактивной [16, с. 104-109].
Согласно Руденскому Е.В., коммуникативная компетентность складывается из способностей:
1.
Давать социально-
2.
Социально-психологически
3.
Осуществлять социально-
Личность психолога должна быть направлена на приобретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнеров, всем граням их адекватности - перцептивной, коммуникативной, интерактивной. Реализация личностью своей субъективности в общении связана с наличием у нее необходимого уровня коммуникативной компетентности.
Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок. Коммуникативная установка партнера - это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнера, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, форме общения, включенности партнеров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнера, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения.
При таком подходе к характеристике коммуникативной компетентности целесообразно рассмотреть общение как системноинтефирующий процесс, который имеет следующие составляющие:
-коммуникативно-
-
коммуникативно-
-
коммуникативно-
-
коммуникативно-
Каждая из этих составляющих требует глубокого всестороннего анализа, однако рамки изложения концепции дают возможность остановиться только на коммуникативно-исполнительской части. Она рассматривается как коммуникативно-исполнительское мастерство личности. Коммуникативно-исполнительское мастерство личности проявляется как два взаимосвязанных и все же относительно самостоятельных умения:
- найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения;
- реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения [16, с. 70].
В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявляются многие ее навыки и, прежде всего, навыки эмоционально-психологического саморегулирования как управления своей психофизической органикой, в результате чего личность достигает адекватного коммуникативно-исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния.
Эмоционально-
Перцептивные
навыки личности проявляются в умении
управлять своим восприятием
и организовывать его: верно оценивать
социально-психологический
Экспрессивные
навыки коммуникативно-исполнительской
деятельности принято рассматривать как
систему умений, создающих единство голосовых,
мимических, визуальных и моторнофизиолого-
В
многообразных случаях общения
инвариантными составляющими
Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владение его технологией является составной частью более широкого понятия коммуникативный потенциал личности [5, с. 39-40].
Коммуникативный потенциал - это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает наряду с компетентностью в общении еще две составляющие:
-
коммуникативные свойства
-
коммуникативные способности:
Коммуникативная компетентность является одной из сторон коммуникативной культуры личности.
В целом личность с достаточно развитой коммуникативной культурой оказывается в состоянии творчески относиться к тем разнообразным ситуациям делового и эмоционального общения, с которыми она встречается, к своей профессиональной деятельности в целом. Творческое отношение в данном случае реализуется в том, что он может использовать известные ему знания, умения, варианты решения, приемы общения в новой коммуникативной ситуации, трансформируя их в соответствии с ее спецификой; находить решение коммуникативной задачи в той или иной обстановке, комбинируя уже известные ему идеи, знания, приемы и т. д.; создавать новые для него способы и приемы, необходимые для общения в каждой конкретной совокупности обстоятельств профессиональной деятельности.
Коммуникативную культуру личности, как и коммуникативную компетентность нельзя рассматривать как врожденную. Она возникает в течение жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия индивида с окружающими людьми. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры; существующие языки общения, практика межличностного общения в непраздничной сфере; опыт восприятия искусства; психологическая культура личности в целом [5, с. 60].
Информация о работе Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии