Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:14, курсовая работа
Цель исследования: повышение уровня коммуникативной компетентности студентов – будущих психологов посредством психолого-педагогической развивающей программы, направленной на активизацию и оптимизацию навыков подачи и восприятия конструктивной обратной связи в профессиональном общении.
Объект исследования: коммуникативная компетентность студентов – психологов.
Предмет исследования: межличностная обратная связь, как структурный компонент коммуникативной компетентности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
Глава I. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
1.1 Проблема коммуникативной компетентности в психологии………….6
1.2 Феномен обратной связи в общении……………………………………15
1.2.1 Функции и виды обратной связи………………………………………..17
1.2.2 Изучение феномена обратной связи в зарубежной и отечественной социальной и педагогической психологии…………………………....19
1.3 Содержание и особенности профессиональной коммуникативной компетентности психолога……………………………………………...23
Глава II. РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ И ОПТИМИЗАЦИИ НАВЫКА ПОДАЧИ И ВОСПРИЯТИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
2.1 Оценка востребованности программы, направленной на развитие коммуникативной компетентности студентов - будущих психологов………..29
2.2 Организация и методы развивающей программы…………………………..33
2.3 Пояснительная записка к развивающей программе «Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии»……………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....87
В целом, особенностью и, наверное, недостатком зарубежных исследований межличностной обратной связи является то, что они преимущественно проведены в лабораторных условиях, и поэтому переносить полученные результаты на сферу реального общения следует с большой осторожностью. Существенно, что анализ особенностей самой обратной связи, важных с точки зрения ее принятия реципиентом, идет в основном по линии изучения характеристик ее формы, а такие стороны обратной связи, как оценка и интерпретация, остаются вне исследования, что в результате в минимальной степени рассматривает процесс принятия обратной связи, как процесс, происходящий в реальной жизни, т.е. в развивающихся реальных группах, объединенных совместной деятельностью, которая и задает содержательную основу общения в целом и, в частности.
В отечественной социальной психологии проблематика межличностной обратной связи как таковая практически не разрабатывалась. В то же время здесь существуют подходы, традиционно связанные с другими областями психологии, в частности психологии общения. А поскольку межличностная обратная связь является основной составляющей целостного процесса общения, изучение данного подхода представляет несомненный интерес, как способ получения дополнительной информации об изучаемом феномене.
Это, общепсихологический подход к общению В.Н. Мясищева развиваемый в работах А.А. Бодалева, теоретико-методологический подход Л.С. Выготского, Г.М. Андреевой, М.М. Бахтина и их последователей к проблеме речевого общения – общения, как высказывания, как воздействующего сообщения.
Одной из важных особенностей изучения межличностной обратной связи в отечественной психологии, являлось исследование данного феномена в реально развивающихся группах, объединенных совместной деятельностью, которая и задает содержательную сторону общения и, в частности, обратной связи [36, с. 35-38].
Особого внимания заслуживает подход, развиваемый Г.М. Андреевой, согласно которому в общении выделяются три взаимосвязанные стороны - коммуникативная («обмен информацией между общающимися индивидами»), интерактивная («организация взаимодействия между общающимися индивидами») и перцептивная («процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания»). Каждая из выделенных сторон имеет собственную характеристику, однако, как отмечает Г.М. Андреева, «в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от других, и выделение их возможно лишь для анализа» [1, с. 97-98].
Таким образом, феномен межличностной обратной связи, является важной составляющей всех трех сторон процесса общения: коммуникативной, интерактивной, перцептивной.
Межличностная обратная является феноменом коммуникативной стороны общения, поскольку содержит информацию о другом человеке, адресуемую ему самому.
К информации, содержащейся в обратной связи, предъявляется целый ряд требований. Общее требование - обратная связь должна быть конструктивной, т.е. несущей реальную и существенную информацию об адресате, облеченную в форму, способствующую ее адекватному принятию и переработке им. В ряде работ Л.А. Петровской показано, что часто подача обратная связь «искажается» и в основе этих «искажений» лежит неумение коммуникатора выбрать адекватный способ передачи реальной информации. В случае же выбора неадекватных средств подачи реальных сведений о партнере «информация, поступающая от коммуникатора обратной связи, не воспринимается, отторгается реципиентом либо воспринимается искаженно» [36, с. 44].
Способов подачи обратной связи множество. Как показывает опыт, накопленный в педагогике и социальной психологии, важнейшим среди способов подачи конструктивной обратной связи является выбор оптимальной формы сообщения. Принцип конструктивной обратной связи, раскрывается «простым» перечислением ряда характеристик, относящихся к форме сообщения в первую очередь. Важнейшая среди них - характеристика неоценочности. Л.А. Петровская так комментирует неоценочный характер обратной связи: «Конечно, требование минимально оценочной обратной связи не означает, что оценка вовсе элиминируется. Известно, что восприятие другого человека обычно связано с его оценкой, включает определенное отношение к воспринимаемому. В данном случае, однако, предполагается, что реципиент, получив сведения, сам дает оценку, и, таким образом, речь идет не об устранении оценочного суждения, а об изменении его авторства. Из опыта воспитательной работы известно, насколько это повышает эффективность воздействия оценочных (а точнее, самооценочных) суждений» [36, с. 136].
Изучение характеристик обратной связи как воздействующего сообщения, безусловно, важная задача, поскольку «поиск способов построения конструктивной обратной связи - одно из актуальных направлений оптимизации межличностного общения» [16, с. 17]. Значение оптимизации общения (и соответственно параметров формы обратной связи) особенно возрастает в тех случаях, когда оно включается в структуру профессиональной психологической деятельности,
Для глубокого осмысления условий эффективности обратной связи как коммуникативного феномена необходимо исследовать и две другие стороны общения, поскольку, как правило, обратная связь играет роль в регуляции поведения и деятельности, с одной стороны, и «конституирует» социальную перцепцию, с другой.
Межличностная обратная связь является необходимым регулятором взаимодействия людей. Она может содержать оценку промежуточных результатов деятельности человека, направленную на: а) стабилизацию успешного, с точки зрения коммуникатора, взаимодействия реципиента с кем-либо из окружающих людей или с самим коммуникатором; б) поиск новых форм и способов взаимодействия; в) совмещение недостатков в организации взаимодействия людей. Не случайно, к числу функций обратной связи относят в первую очередь функцию регуляции поведения.
Анализируя коммуникативную сторону общения, рассматривается, прежде всего «звено подачи» обратной связи, формулируются требования, которым должна отвечать сообщаемая реципиенту информация о нем. Таким образом, в центре внимания оказывается «звено получения» субъектом обратной связи от взаимодействующих с ним партнеров, ее реальная регулирующая роль, причем субъект как реципиент обратной связи получает информацию о результатах своего собственного исходного воздействия в основном информационном процессе.
Характеризуя звено получения информации, содержащейся в обратной связи, А.А. Бодалев подчеркивает, что существенным условием эффективности профессионального общения является не только умение подавать конструктивную обратную связь, но и принимать поступающую от подчиненных или воспитанников информацию, адресуемую самому коммуникатору и даже умение налаживать функционирование обратной связи, обеспечивать ее поступление в собственный адрес: «Хорошо функционирующая обратная связь выступает одним из необходимых условий успешной работы психолога, воспитателя, учителя. Неналаженность ее или пренебрежительное к ней отношение приводят субъекта деятельности к действиям вслепую, потому что отсутствие обратной связи фактически означает отрыв от действительности. Контакт между людьми разлаживается, взаимодействие»[5, с. 14-15].
Итак, межличностная обратная связь выступает регулятором процесса взаимодействия людей, причем немалую роль в этом процессе играет формирование у партнеров представлений друг о друге, исходным материалом для которого служит, в частности, информация, содержащаяся в обратной связи.
Обратная связь является предпосылкой, механизмом и продуктом социальной перцепции.
Социально-перцептивный аспект рассмотрения проблемы межличностной обратной связи соотносится с выделением западными психологами функции регуляции самопознания как одной из основных функций это феномена общения. Следует подчеркнуть, что социально-перцептивная роль обратной связи является производной связи процессов самопознания и общения. Ведь познание себя возможно только через общение с другими людьми.
Обратная связь служит предпосылкой социальной перцепции, как для реципиента, так и для коммуникатора. Предпосылкой социальной перцепции для реципиента обратная связь является, во-первых, потому, что она несет информацию, необходимую ему в процессе самовосприятия. «Важнейшим источником развития самооценки, подчеркивает и А.Е.Соловьева, - является: оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности» Во-вторых, в обратной связи содержится информация, характеризующая ее коммуникатора, образ которого создает реципиент, «определяя» свое отношение к поступившей от коммуникатора информации [36, с. 56]. Именно такое назначение обратной связи подчеркивают Ю.Н.Емельянов и Е.С.Кузьмин: «Обратная связь - искреннее предъявление информации о своем отношении к другому человеку; если обычно человек строит предположения относительно мотивов и поступков других, а затем в соответствии с этими предположениями мыслит и действует по отношению к ним, то, получив обратную связь, он может сравнить эту информацию с имеющимися у него гипотезами и достичь более реалистичного и адекватного понимания других» [14, с. 89].
Обратная связь выступает предпосылкой самовосприятия и для коммуникатора, поскольку она может объективировать часто неосознаваемое коммуникатором отношение к адресату.
Феномен обратной связи можно также называть механизмом социальной перцепции, поскольку обратная связь фактически «формирует» для коммуникатора образ партнера (реципиента).
Наконец, обратная связь выступает и как продукт, результат социальной перцепции коммуникатора, поскольку является знанием о другом человеке, точнее формой существования этого знания [35, с. 80].
1.3
Содержание и особенности
профессиональной коммуникативной
компетентности психолога.
Коммуникативная
компетентность как качественная характеристика
психолога и элемент его
Общение – это процесс взаимовлияния людей друг на друга, процесс их сопереживания и взаимного понимания.
Общение как важнейшая универсальная составляющая психолого-педагогической деятельности обуславливает формирование коммуникативной компетентности как наиболее значимого элемента психологического мастерства психолога - профессионала.
Студенты,
будущие специалисты, участвуют
в организационной
Коммуникативная компетентность студентов университета – это уровень сформированности межличностного опыта общения, то есть обученности взаимодействию с окружающими, который требуется студенту для успешного функционирования в условиях вуза и в сфере профессионального самоопределения [45 с. 11].
Коммуникативная компетентность психолога-профессионала - это интегративное новообразование личности, заключающееся в готовности и организации коммуникативной деятельности адекватно ситуациям делового общения по цели, форме, содержанию, ролевым отношениям на основе знаний, умений, личностного опыта и ценностных отношений, ориентированных на самостоятельное и успешное участие в профессиональной деятельности [17, с. 9].
Структурными компонентами коммуникативной компетентности психолога являются:
Информация о работе Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии