Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: повышение уровня коммуникативной компетентности студентов – будущих психологов посредством психолого-педагогической развивающей программы, направленной на активизацию и оптимизацию навыков подачи и восприятия конструктивной обратной связи в профессиональном общении.
Объект исследования: коммуникативная компетентность студентов – психологов.
Предмет исследования: межличностная обратная связь, как структурный компонент коммуникативной компетентности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3

Глава I. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

1.1 Проблема коммуникативной компетентности в психологии………….6

1.2 Феномен обратной связи в общении……………………………………15

1.2.1 Функции и виды обратной связи………………………………………..17

1.2.2 Изучение феномена обратной связи в зарубежной и отечественной социальной и педагогической психологии…………………………....19

1.3 Содержание и особенности профессиональной коммуникативной компетентности психолога……………………………………………...23

Глава II. РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ И ОПТИМИЗАЦИИ НАВЫКА ПОДАЧИ И ВОСПРИЯТИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

2.1 Оценка востребованности программы, направленной на развитие коммуникативной компетентности студентов - будущих психологов………..29

2.2 Организация и методы развивающей программы…………………………..33

2.3 Пояснительная записка к развивающей программе «Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии»……………………….40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….86

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....87

Файлы: 1 файл

курсовая обратная связь в профессиональном взаимодействии.doc

— 343.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3 

Глава I. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 

1.1      Проблема коммуникативной компетентности в психологии………….6

1.2       Феномен обратной связи в общении……………………………………15 

1.2.1    Функции и виды обратной связи………………………………………..17

    1.2.2    Изучение феномена обратной связи в зарубежной и отечественной социальной  и педагогической психологии…………………………....19

    1.3       Содержание и особенности профессиональной коммуникативной компетентности психолога……………………………………………...23 

Глава II. РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ И ОПТИМИЗАЦИИ НАВЫКА ПОДАЧИ И ВОСПРИЯТИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ 

2.1 Оценка востребованности  программы, направленной на развитие  коммуникативной компетентности  студентов - будущих психологов………..29

2.2 Организация  и методы развивающей программы…………………………..33

2.3  Пояснительная записка к развивающей программе «Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии»……………………….40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….86 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....87 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Компетентность  в сфере общения становится одной из главных составляющих высокого профессионального уровня специалиста в любой области человеческой деятельности.

     Проблема  общения, коммуникации является фундаментальной  проблемой психологии, а само понятие  общения, коммуникации является базовой  категорией психологической науки.

     Значительный  вклад в развитие теории коммуникации внесли современные отечественные  психологи (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, В.Н. Куницына, А.А. Леонтьев, М.И.  Лисина, Б.Ф. Ломов, Л.А. Петровская, А.А. Реан, Т.Н. Ушакова и др.), а также зарубежные ученые (Дж. Боулби, М. Аргайл, Дж. Брунер, М. Хофман и др.).

    Коммуникативная компетентность как профессионально  необходимое качество практического  психолога является основной составляющей его профессиональной компетентности.

    При изучении психологических факторов, влияющих на развитие коммуникативной  компетентности будущего психолога, актуальным становится вопрос о влиянии межличностной  обратной связи, как одного из важнейших  механизмов осознания, саморегуляции  и интерпретации своей профессиональной деятельности.

    Потребность в психологах, способных реализовать  свои профессиональные функции через  корректно созданную систему  общения возрастает с каждым днем и указывает на то, что именно коммуникативная компетентность выступает как необходимая составляющая профессиональной психологической деятельности.

    Развитие  компетентности в общении предполагает двоякий процесс: с одной стороны, это приобретение каких-то новых  знаний, умений и опыта, а с другой – это коррекция и изменение уже сложившихся форм, посредством общения и взаимодействия друг с другом.

     В основных исследованиях, посвященных  изучению сущности коммуникативной  компетентности (Емельянов Ю.Н., 1991; Жуков Ю.М. 1991; Захаров В.П., 1989; Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М., 2001; Петровская Л.А. 1989 и др.) отмечается, что этот процесс зависит от степени сформированности теоретических знаний в области коммуникативных дисциплин; коммуникативных и организаторских умений; коммуникативного самоконтроля; умения продуктивно выходить из конфликтной ситуации; коммуникативных качеств личности; эмпатии и рефлексии.

     В профессии психолога коммуникативная  компетентность имеет важнейшее  значение: это и умение устанавливать  контакт, располагать к себе, сотрудничать, познавать, помогать и активно взаимодействовать, то есть получать  эффективную обратную связь.

    Противоречия, имеющиеся между необходимостью высокого уровня коммуникативной компетентности в психологической деятельности и недостаточным уровнем развития коммуникативной компетентности у выпускников психологических факультетов, проявляющиеся именно во взаимоотношениях с другими людьми, подтверждают актуальность обращения к проблеме развития коммуникативной компетентности будущих практических психологов.

    Этот  факт говорит о необходимости целенаправленного психолого-педагогического просвещения будущих специалистов, ориентированного на развитие навыка подачи и принятия обратной связи, от которой будет зависеть развитие профессионального самосознания, становление и развитие представлений о себе как о будущем профессионале.

    Цель  исследования: повышение уровня коммуникативной компетентности студентов – будущих психологов посредством психолого-педагогической развивающей программы, направленной на активизацию и оптимизацию навыков подачи и восприятия конструктивной обратной связи в профессиональном общении.

    Объект  исследования: коммуникативная компетентность студентов – психологов.

    Предмет исследования: межличностная обратная связь, как структурный компонент коммуникативной компетентности.

    Задачи  исследования:

  1. Проанализировать и уточнить содержание понятия «обратная связь» в межличностном и профессиональном общении, выявить его структуру и функции и рассмотреть его использование в качестве структурного элемента коммуникативной компетентности студентов – будущих психологов.
  2. Выявить сущность категории «коммуникативная компетентность» и аспект ее формирования у студентов – будущих психологов.
  3. Оценить необходимость студентов - психологов в развитии коммуникативной компетентности.
  4. Разработать программу  по активизации и оптимизации подачи и восприятия конструктивной обратной связи, способствующей развитию коммуникативной компетентности студентов - будущих психологов.

    Методы  исследования: аналитический (теоретический анализ научной психологической литературы), диагностический, метод статистической обработки данных.

    Методики  исследования: Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1) В.В. Синявского, Б.А. Федоришина.

    Гипотеза  исследования:

    Активизация и оптимизация навыка подачи и восприятия конструктивной обратной связи выступает фактором формирования коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности будущего психолога.

    Практическая  значимость исследования:

Разработанная и апробированная психолого-педагогическая развивающая программа по активизации и оптимизации механизма подачи и восприятия межличностной обратной связи как структурного элемента профессиональной коммуникативной компетентности будет способствовать совершенствованию качества подготовки будущего психолога к профессиональному общению.

 Развивающая  программа, направленная  на развитие межличностной обратной связи как фактора формирования коммуникативной компетентности студентов – психологов, может быть полезна преподавателям, психологам в работе по повышению коммуникативной компетентности с учетом профиля профессиональной подготовки, формированию культуры общения студентов, чья будущая специальность связана с типом профессией «человек - человек» (психологи, учителя, преподаватели, социальные работники).

 

Глава I. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 

     
    1. Проблема  коммуникативной  компетентности в  психологии
 

     Коммуникативная компетентность выступает как необходимая составляющая профессиональной компетентности любого человека и исследуется специалистами разных направлений.

     Коммуникативная компетентность, по мнению А.В. Хуторского, представляет собой овладение личностью  коммуникативными качествами, связанными с необходимостью взаимодействовать с другими людьми и с объектами окружающего мира; умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе [41, с. 102].

     Л.А. Петровская под коммуникативной  компетентностью понимает способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми [28, с. 21].

     Ю.Н. Емельянов определяет коммуникативную  компетентность как ситуативную  адаптивность и свободное владение невербальными и вербальными  средствами социального поведения, а меру коммуникативной компетентности - как степень успешности актов общения. Основными источниками приобретения человеком коммуникативной компетентности, по его мнению, являются: жизненный опыт, искусство, общая эрудиция и специальные научные методы - обучение образами, обучение действиями и понятиями [13, с. 54].

     Е.В. Сидоренко определяет составляющие компетентности: способности, умения, знания (достаточные и адекватные тому, что нужно сделать). При этом составляющими коммуникативной  компетентности являются: коммуникативные способности, коммуникативные умения, коммуникативные знания (адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения) [35, с. 26].

     Коммуникативная компетентность личности раскрывается в отношении к людям, к самому себе, особенностях взаимоотношений между людьми, умении контролировать и регулировать свое поведение, доказывать, грамотно аргументировать свою позицию и проявляется в умении моделировать личность собеседника, добиваться реализации коммуникативной направленности с помощью вербальных и невербальных средств и технологий. Коммуникативную компетентность можно рассматривать как совокупность знаний, опыта, качеств, способностей человека, позволяющие эффективно выполнять коммуникативные функции [44, с. 11].

     Коммуникативная компетентность является одной из приоритетных составляющих профессиональной пригодности специалистов, чья профессия относится к типу «человек-человек». Прежде всего, психологическая информированность, практическая подготовленность к общению и желание общаться являются важнейшими характеристиками коммуникативной компетентности психолога, вынужденного включаться в систему самых разнообразных коммуникативных связей [20, с. 7].

     Анализ различных подходов к определению понятия «коммуникативная компетентность» позволил выделить его основные характеристики: 1) обладание специфическими коммуникативными способностями, включающими в себя личностные психические черты и характеристики поведения, значимые для общения; 2) наличие коммуникативных знаний, практических умений и навыков, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения; 3) умение занимать партнерскую позицию в общении, строить контакты на разных психологических дистанциях и в разных позициях, адекватных ситуации; 4) обладание гибкостью и креативностью в выборе и применении коммуникативных тактик и стратегий; 5) желание и стремление психологически грамотно строить свои отношения с окружающими, совершенствоваться в этом.

     Развитие  компетентного общения в современных  условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основанием для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я - ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только «внешних» сведений, например, связанных с совместно решаемой задачей.

     Компетентность  в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстранённой и близкой. Трудности могут быть связаны с инерционностью позиции - владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций - один из существенных показателей компетентного общения [40, с. 9-11].

     Компетентность  во всех видах общения заключается  в достижении трёх уровней адекватности партнёров - коммуникативной (обмен  информацией между общающимися индивидами), интерактивной (организация взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями) и перцептивной (процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания)

Информация о работе Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии