Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:14, курсовая работа
Цель исследования: повышение уровня коммуникативной компетентности студентов – будущих психологов посредством психолого-педагогической развивающей программы, направленной на активизацию и оптимизацию навыков подачи и восприятия конструктивной обратной связи в профессиональном общении.
Объект исследования: коммуникативная компетентность студентов – психологов.
Предмет исследования: межличностная обратная связь, как структурный компонент коммуникативной компетентности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
Глава I. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
1.1 Проблема коммуникативной компетентности в психологии………….6
1.2 Феномен обратной связи в общении……………………………………15
1.2.1 Функции и виды обратной связи………………………………………..17
1.2.2 Изучение феномена обратной связи в зарубежной и отечественной социальной и педагогической психологии…………………………....19
1.3 Содержание и особенности профессиональной коммуникативной компетентности психолога……………………………………………...23
Глава II. РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ И ОПТИМИЗАЦИИ НАВЫКА ПОДАЧИ И ВОСПРИЯТИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
2.1 Оценка востребованности программы, направленной на развитие коммуникативной компетентности студентов - будущих психологов………..29
2.2 Организация и методы развивающей программы…………………………..33
2.3 Пояснительная записка к развивающей программе «Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии»……………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....87
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава I. АНАЛИЗ
ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ФЕНОМЕНА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
1.1 Проблема коммуникативной компетентности в психологии………….6
1.2 Феномен обратной связи в общении……………………………………15
1.2.1 Функции и виды обратной связи………………………………………..17
1.2.2 Изучение феномена обратной связи в зарубежной и отечественной социальной и педагогической психологии…………………………....19
1.3
Содержание и особенности профессиональной
коммуникативной компетентности психолога……………………………………………...
Глава II. РАЗРАБОТКА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ И ОПТИМИЗАЦИИ
НАВЫКА ПОДАЧИ И ВОСПРИЯТИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ
ОБРАТНОЙ СВЯЗИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
2.1 Оценка востребованности
программы, направленной на
2.2 Организация
и методы развивающей
2.3 Пояснительная записка к развивающей программе «Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии»……………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ……………………………....87
ВВЕДЕНИЕ
Компетентность в сфере общения становится одной из главных составляющих высокого профессионального уровня специалиста в любой области человеческой деятельности.
Проблема общения, коммуникации является фундаментальной проблемой психологии, а само понятие общения, коммуникации является базовой категорией психологической науки.
Значительный вклад в развитие теории коммуникации внесли современные отечественные психологи (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, В.Н. Куницына, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, Л.А. Петровская, А.А. Реан, Т.Н. Ушакова и др.), а также зарубежные ученые (Дж. Боулби, М. Аргайл, Дж. Брунер, М. Хофман и др.).
Коммуникативная компетентность как профессионально необходимое качество практического психолога является основной составляющей его профессиональной компетентности.
При изучении психологических факторов, влияющих на развитие коммуникативной компетентности будущего психолога, актуальным становится вопрос о влиянии межличностной обратной связи, как одного из важнейших механизмов осознания, саморегуляции и интерпретации своей профессиональной деятельности.
Потребность в психологах, способных реализовать свои профессиональные функции через корректно созданную систему общения возрастает с каждым днем и указывает на то, что именно коммуникативная компетентность выступает как необходимая составляющая профессиональной психологической деятельности.
Развитие компетентности в общении предполагает двоякий процесс: с одной стороны, это приобретение каких-то новых знаний, умений и опыта, а с другой – это коррекция и изменение уже сложившихся форм, посредством общения и взаимодействия друг с другом.
В основных исследованиях, посвященных изучению сущности коммуникативной компетентности (Емельянов Ю.Н., 1991; Жуков Ю.М. 1991; Захаров В.П., 1989; Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М., 2001; Петровская Л.А. 1989 и др.) отмечается, что этот процесс зависит от степени сформированности теоретических знаний в области коммуникативных дисциплин; коммуникативных и организаторских умений; коммуникативного самоконтроля; умения продуктивно выходить из конфликтной ситуации; коммуникативных качеств личности; эмпатии и рефлексии.
В
профессии психолога
Противоречия,
имеющиеся между необходимостью
высокого уровня коммуникативной компетентности
в психологической деятельности
и недостаточным уровнем
Этот факт говорит о необходимости целенаправленного психолого-педагогического просвещения будущих специалистов, ориентированного на развитие навыка подачи и принятия обратной связи, от которой будет зависеть развитие профессионального самосознания, становление и развитие представлений о себе как о будущем профессионале.
Цель исследования: повышение уровня коммуникативной компетентности студентов – будущих психологов посредством психолого-педагогической развивающей программы, направленной на активизацию и оптимизацию навыков подачи и восприятия конструктивной обратной связи в профессиональном общении.
Объект исследования: коммуникативная компетентность студентов – психологов.
Предмет исследования: межличностная обратная связь, как структурный компонент коммуникативной компетентности.
Задачи исследования:
Методы исследования: аналитический (теоретический анализ научной психологической литературы), диагностический, метод статистической обработки данных.
Гипотеза исследования:
Активизация и оптимизация навыка подачи и восприятия конструктивной обратной связи выступает фактором формирования коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности будущего психолога.
Практическая значимость исследования:
Разработанная и апробированная психолого-педагогическая развивающая программа по активизации и оптимизации механизма подачи и восприятия межличностной обратной связи как структурного элемента профессиональной коммуникативной компетентности будет способствовать совершенствованию качества подготовки будущего психолога к профессиональному общению.
Развивающая программа, направленная на развитие межличностной обратной связи как фактора формирования коммуникативной компетентности студентов – психологов, может быть полезна преподавателям, психологам в работе по повышению коммуникативной компетентности с учетом профиля профессиональной подготовки, формированию культуры общения студентов, чья будущая специальность связана с типом профессией «человек - человек» (психологи, учителя, преподаватели, социальные работники).
Глава
I. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ФЕНОМЕНА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Коммуникативная компетентность выступает как необходимая составляющая профессиональной компетентности любого человека и исследуется специалистами разных направлений.
Коммуникативная компетентность, по мнению А.В. Хуторского, представляет собой овладение личностью коммуникативными качествами, связанными с необходимостью взаимодействовать с другими людьми и с объектами окружающего мира; умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе [41, с. 102].
Л.А. Петровская под коммуникативной компетентностью понимает способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми [28, с. 21].
Ю.Н. Емельянов определяет коммуникативную компетентность как ситуативную адаптивность и свободное владение невербальными и вербальными средствами социального поведения, а меру коммуникативной компетентности - как степень успешности актов общения. Основными источниками приобретения человеком коммуникативной компетентности, по его мнению, являются: жизненный опыт, искусство, общая эрудиция и специальные научные методы - обучение образами, обучение действиями и понятиями [13, с. 54].
Е.В. Сидоренко определяет составляющие компетентности: способности, умения, знания (достаточные и адекватные тому, что нужно сделать). При этом составляющими коммуникативной компетентности являются: коммуникативные способности, коммуникативные умения, коммуникативные знания (адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения) [35, с. 26].
Коммуникативная компетентность личности раскрывается в отношении к людям, к самому себе, особенностях взаимоотношений между людьми, умении контролировать и регулировать свое поведение, доказывать, грамотно аргументировать свою позицию и проявляется в умении моделировать личность собеседника, добиваться реализации коммуникативной направленности с помощью вербальных и невербальных средств и технологий. Коммуникативную компетентность можно рассматривать как совокупность знаний, опыта, качеств, способностей человека, позволяющие эффективно выполнять коммуникативные функции [44, с. 11].
Коммуникативная компетентность является одной из приоритетных составляющих профессиональной пригодности специалистов, чья профессия относится к типу «человек-человек». Прежде всего, психологическая информированность, практическая подготовленность к общению и желание общаться являются важнейшими характеристиками коммуникативной компетентности психолога, вынужденного включаться в систему самых разнообразных коммуникативных связей [20, с. 7].
Анализ различных подходов к определению понятия «коммуникативная компетентность» позволил выделить его основные характеристики: 1) обладание специфическими коммуникативными способностями, включающими в себя личностные психические черты и характеристики поведения, значимые для общения; 2) наличие коммуникативных знаний, практических умений и навыков, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения; 3) умение занимать партнерскую позицию в общении, строить контакты на разных психологических дистанциях и в разных позициях, адекватных ситуации; 4) обладание гибкостью и креативностью в выборе и применении коммуникативных тактик и стратегий; 5) желание и стремление психологически грамотно строить свои отношения с окружающими, совершенствоваться в этом.
Развитие
компетентного общения в
Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстранённой и близкой. Трудности могут быть связаны с инерционностью позиции - владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций - один из существенных показателей компетентного общения [40, с. 9-11].
Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров - коммуникативной (обмен информацией между общающимися индивидами), интерактивной (организация взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями) и перцептивной (процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания)
Информация о работе Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии