Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:14, курсовая работа
Цель исследования: повышение уровня коммуникативной компетентности студентов – будущих психологов посредством психолого-педагогической развивающей программы, направленной на активизацию и оптимизацию навыков подачи и восприятия конструктивной обратной связи в профессиональном общении.
Объект исследования: коммуникативная компетентность студентов – психологов.
Предмет исследования: межличностная обратная связь, как структурный компонент коммуникативной компетентности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
Глава I. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
1.1 Проблема коммуникативной компетентности в психологии………….6
1.2 Феномен обратной связи в общении……………………………………15
1.2.1 Функции и виды обратной связи………………………………………..17
1.2.2 Изучение феномена обратной связи в зарубежной и отечественной социальной и педагогической психологии…………………………....19
1.3 Содержание и особенности профессиональной коммуникативной компетентности психолога……………………………………………...23
Глава II. РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ И ОПТИМИЗАЦИИ НАВЫКА ПОДАЧИ И ВОСПРИЯТИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
2.1 Оценка востребованности программы, направленной на развитие коммуникативной компетентности студентов - будущих психологов………..29
2.2 Организация и методы развивающей программы…………………………..33
2.3 Пояснительная записка к развивающей программе «Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии»……………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....87
Ведущая
роль в структуре коммуникативной
компетентности принадлежит ценностно-
На основе анализа литературы по исследуемой проблеме, в качестве наиболее важных социально – психологических факторов, способствующих повышению коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов можно выделить: гуманность во взаимоотношениях с людьми, высокие моральные и нравственные качества, коммуникабельность, эмоциональная привлекательность, эмоциональная устойчивость, эмпатийность, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, высокий интеллектуальный уровень, коммуникативное конструирование и рефлексия, гибкость в общении и умение оказывать психологическое воздействие на партнера по общению, стремление к профессиональному росту и самосовершенствованию [19, с. 8].
Профессиональная коммуникативная компетентность психолога в первую очередь зависит от его речевой культуры. Достижение мастерства в профессии психолога выражается органичностью речевого поведения человека в профессиональном общении, где сочетаются уверенность, убедительность, профессиональная грамотность, индивидуальный стиль и субъектное видение собеседника [27, с. 7].
Также выделены социально-
Трудности, связанные с межкультурными, возрастными, статусными, гендерными различиями, следование стереотипам и предрассудкам также снижают коммуникативную компетентность.
По
мнению ряда исследователей, психологу,
обладающему коммуникативной
- речевого действия;
-
самонастройки на общение и
психоэмоциональной регуляции
- жестов и пластики движений;
-
восприятия коммуникативных
- эмоций.
В общем виде развитие коммуникативной компетентности психолога предполагает три основных направления:
Прежде всего, развитие перцептивных способностей и умений, то есть способности и умения правильно воспринимать окружающих людей: в общем виде определять характер человека, его настроение и внутреннее состояние в конкретной ситуации взаимодействия и, исходя из этого, искать адекватный стиль и тон общения в каждом конкретном случае.
Не менее важно, чтобы психолог владел умением общаться в различных ситуациях, с людьми разных возрастов и различной меры близости.
Существенно также умение сотрудничать в различных видах деятельности. Для этого надо уметь сосредоточиться на той цели, достижению которой посвящено сотрудничество в конкретном случае, выслушивать, понимать и воспринимать различные точки зрения, принимать их или тактично и аргументированно дополнять или не соглашаться с ними, находить в дискуссии взаимоприемлемые решения.
Кроме того, коммуникативная компетентность предполагает сформированность у психологов определенных социальных установок. Это толерантное отношение к людям, интерес к самому процессу общения, а не только к его результату. Важно понимать, что общение - это диалог, требующий умения слушать и слышать, проявлять терпимость и к идеям, и к недостаткам партнера. Не менее существенна сформированность у психологов коммуникативного умения устанавливать контакты в имеющейся ситуации с желательными или необходимыми с точки зрения дела партнерами; входить в ситуацию общения с конкретными людьми; находить темы для разговора в различных ситуациях; выбирать адекватные способы взаимодействия в деловом или эмоциональном общении, в групповом или коллективном сотрудничестве.
В целом, психолог с достаточно развитой коммуникативной компетентностью оказывается в состоянии творчески относиться к тем разнообразным ситуациям делового и эмоционального общения, с которыми он встречается, к своей профессиональной деятельности в целом. Творческое отношение в данном случае реализуется в том, что он может использовать известные ему знания, умения, варианты решения, приемы общения в новой коммуникативной ситуации, трансформируя их в соответствии с ее спецификой; находить решение коммуникативной задачи в той или иной обстановке, комбинируя уже известные ему идеи, знания, приемы и т. д.; создавать новые для него способы и приемы, необходимые для общения в каждой конкретной совокупности обстоятельств профессиональной деятельности.
Именно в профессии психолога (профессии типа «человек-человек») наиболее ярко проявляется единство профессионального и личностного начал, что находит отражение в профессиональном языке и речевой деятельности специалиста [19, с. 8-11].
В
ходе подготовки студентов – будущих
психологов становится актуальным целенаправленное
обращение к активизации механизмов подачи
и восприятия обратной связи как структурного
компонента коммуникативной компетентности
профессионального психолога.
Глава II. РАЗРАБОТКА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
ПО АКТИВИЗАЦИИ И ОПТИМИЗАЦИИ
НАВЫКА ПОДАЧИ И ВОСПРИЯТИЯ
КОНСТРУКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ
СВЯЗИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ
ПСИХОЛОГОВ
2.1
Оценка востребованности
программы, направленной
на развитие коммуникативной
компетентности студентов -
будущих психологов
С целью выявления особенностей подачи и восприятия межличностной обратной связи у студентов-психологов, в 2009 году было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 57 студентов 2-го курса факультета психологии по специальности «Практическая психология. Иностранный язык» Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка.
В качестве диагностического материала была использована «Методика изучения межличностной обратной» (сочинение «Письмо одногруппнику»).
Методика фиксировала обратную связь, отвечающую следующим условиям: обратная связь вербальная, намеренная (заданная инструкцией), индивидуальная (исходящая от отдельного человека), отсроченная (основанная не на сиюминутном наблюдении), условно анонимная, письменно оформленная (поданная в виде письма).
Всем участникам исследования было предложено написать своему одногруппнику(це) своеобразное письмо о том впечатлении, которое эти люди на них производят. В инструкции указывалось, что человеку важно знать, каким видят его окружающие, и гарантировалось сохранение конфиденциальности.
Основным инструментом обработки текстов сочинений стал контент-анализ как метод качественно-количественного анализа информации.
Контент-анализ применяется, начиная с 20-х. годов нынешнего столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации, анализа некоторых социально – психологических явлений в больших социальных группах.
Особым достоинством контент – анализа является то, что он нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах и других видах информации, характеризующих испытуемого, относительно точно регистрировать внешне неразличимые показатели в объемных массивах эмпирических данных.
Проведение метода контент – анализа требует выполнения ряда требований к организации его этапов и процедур. Наиболее важным является определение категорий анализа - ключевых элементов, регистрируемых в соответствии с задачами исследования или обследования. Такие категории должны быть исчерпывающими, охватывать все части фиксируемого содержания.
После выделения регистрируемых категорий определяются соответствующие им единицы анализа – лингвистические единицы речи и элементы речевой продукции (слова, суждения, интонации, описываемые или наблюдаемые ситуации).
Единицей счета при обработке сочинений становится суждение, выражающее законченную мысль или чувство. Оно может включать от одного слова до нескольких предложений.
Для
анализа текстов обратной связи при обработке
сочинений была
разработана разветвленная категориальная
сетка (см. табл. 1).
Таблица 1
Категориальная сетка по контент-анализу сочинений
Оценочные суждения | Дескриптивные (описательные) суждения | k | d | ||||||||||||||||||||||||
Собственно-оценочные | Оценочно-интерпретативные | Собственно- описательные | Автодескриптив-ные | ||||||||||||||||||||||||
Аргум. | Неарг. | Аргум. | Неарг. | Обобщ. | Конкретно | Аргум. | Неаргум. | ||||||||||||||||||||
+ | - | + | - | + | - | 0 | + | - | 0 | + | - | 0 | + | - | 0 | + | - | + | - |
Были выделены две основные категории суждений (точнее два больших блока): содержащие оценку (оценочные суждения) и содержащие описание (дескриптивные, или описательные, суждения). Оценочные суждения распадаются на две основные группы: собственно оценочные суждения как наиболее общие и наименее информативные (к ним относятся высказывания типа «хороший – плохой», например: «положительная девочка», «отличный парень») и интерпретативные, или атрибутивные, суждения (типа «добрый – злой», например «у тебя твердый характер, сильная воля», «скрытен и хитер»).
Второй блок (дескриптивные суждения) внутренне неоднороден. Здесь выделены собственно описательные суждения (описания адресата обратной связи) и суждения, условно названные автодескриптивными (описание коммуникатором обратной связи своего отношения к адресату и чувств, испытываемых к нему). Примерами автодескриптивных суждений являются суждения типа: «ты мне очень симпатична», «я не верю ни одному твоему слову». Собственно описательные суждения в свою очередь делятся на обобщенные и конкретные. К первым относятся суждения, характеризующие способы поведения, типичные для адресата, например: «бываешь резка с товарищами», «всегда выполняешь то, что пообещал». Вторые являются описаниями конкретного поведения, например: «когда мы проиграли в футбол, ты затеял ненужный спор».
Все оценочные и автодескриптивные суждения делятся по признаку аргументированности; наконец, все без исключения суждения, относящиеся к блокам оценки и описания, делятся по эмоциональному знаку высказывания: позитивные / негативные.
Помимо двух основных категорий выделены еще – категории конструктивности и деструктивности межличностной обратной связи. Конструктивная обратная связь имеет описательный, неоценочный характер (дескриптивность, неоценочность); формулируется в терминах чувств и отношений коммуникатора, а не свойств личности реципиента (неинтерпретативность), основывается на конкретном поведении реципиента (специфичность). Деструктивная обратная связь такими свойствами не обладает. Описанная категоральная сетка составила основу кодировочной инструкции при обработке результатов исследования методом контент-анализа.
Таким образом, анализ категориальной матрицы контент-анализа студенческих сочинений на тему «Письмо одногруппнику» позволяет констатировать следующее: (см. табл. 2).
Таблица 1.2
Информация о работе Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии