Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:14, курсовая работа
Цель исследования: повышение уровня коммуникативной компетентности студентов – будущих психологов посредством психолого-педагогической развивающей программы, направленной на активизацию и оптимизацию навыков подачи и восприятия конструктивной обратной связи в профессиональном общении.
Объект исследования: коммуникативная компетентность студентов – психологов.
Предмет исследования: межличностная обратная связь, как структурный компонент коммуникативной компетентности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
Глава I. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
1.1 Проблема коммуникативной компетентности в психологии………….6
1.2 Феномен обратной связи в общении……………………………………15
1.2.1 Функции и виды обратной связи………………………………………..17
1.2.2 Изучение феномена обратной связи в зарубежной и отечественной социальной и педагогической психологии…………………………....19
1.3 Содержание и особенности профессиональной коммуникативной компетентности психолога……………………………………………...23
Глава II. РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ И ОПТИМИЗАЦИИ НАВЫКА ПОДАЧИ И ВОСПРИЯТИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
2.1 Оценка востребованности программы, направленной на развитие коммуникативной компетентности студентов - будущих психологов………..29
2.2 Организация и методы развивающей программы…………………………..33
2.3 Пояснительная записка к развивающей программе «Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии»……………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....87
Результаты контент-анализа форм обратной связи
Категории суждений |
Подкатегории суждений |
Частота |
Сумма |
Общая сумма | |
Оценочные |
Собственно оценочные |
аргументированные |
0,85% |
6,43% |
51,4% |
неаргументированные |
5,57% | ||||
Интерпретативные |
аргументированные |
12,2% |
45% | ||
неаргументированные |
32,8% | ||||
Дескриптивные |
Собственно дескриптивные |
обобщенные |
5,57% |
7,51% |
35,1% |
конкретные |
1,93% | ||||
Автодескриптивные |
аргументированные |
11,8% |
27,6% | ||
неаргументированные |
15,8% | ||||
Обращение к адресату |
Непосредственное |
приветствие |
5,56% |
12,25% |
13,32% |
непосредственное обращение |
6,65% | ||||
Опосредованное |
1,07% |
В структуре формальных параметров межличностной обратной связи у студентов 2-го курса факультета психологии наблюдается доминирование оценочно-интерпретативных (45%) и автодескриптивных (27,6%) суждений, причем, если первые представлены в основном за счет неаргументированных интерпретаций (38,2%), то внутри категории автодескриптивных суждений наблюдается относительное равновесие (12,8% аргументированных и 15,8% неаргументированных суждений).
Изучение межличностной обратной связи студентов психологического факультета показало ее противоречивый характер. Так, высокий уровень интерпретативных суждений показывает стремление будущих психологов к наклеиванию “ярлычков” адресату и создает коммуникатору, выступающему как бы беспристрастным носителем социальных норм, видимость собственной объективности. Наряду с этим, в сочинениях молодые люди достаточно используют субъективное эмоциональное отношение к адресату обратной связи, выраженной в форме автодескриптивных суждений. Коммуникаторы считают необходимым обосновать, показать субъективный мир переживаний межличностных отношений, что свидетельствует о личностной включенности, глубоком интересе к другому в межличностном пространстве.
Если рассмотреть структуру обратной связи с точки зрения преобладающего в ней эмоционального знака, то можно видеть, что позитивная оценка (53%) значительно превышает негативную (27%), что говорит о преобладании позитивного настроя студентов по отношению друг к другу.
Только 52% второкурсников писали свои письма в первом лице, непосредственно обращаясь к реципиенту обратной связи, что говорит об открытой позиции, готовности к сотрудничеству и общению.
Но, обращая внимание на значительное преобладание оценочно-интерпретативных, неаргументированных суждений, которые способны вызвать у реципиента обратной связи активизацию защитных психологических реакций, можно сделать вывод о недостаточном представлении и сформированности навыка подачи конструктивной обратной связи у студентов-психологов.
Полученные
результаты обосновывают необходимость
проведения специальной работы, направленной
на повышение социально-
2.2 Организация и
методы развивающей
программы
Разработанная психолого-педагогическая программа носит просветительский, обучающий и развивающий характер. Кроме традиционных форм просвещения и обучения (лекция), в ней были использованы и активные методы обучения (дискуссия, элементы литературно художественного моделирования, работа в малых группах).
Психологическое просвещение - вид работы специалиста-психолога по распространению специальных (в данном случае психологических) знаний.
Психологическое просвещение в первую очередь должно быть направлено на тех, кто в силу образования, возраста или специфики работы оказался неподготовленным к усвоению и активному использованию психологических знаний в своей воспитательной и образовательной, и профессиональной деятельности. В качестве таких потребителей психологического знания выступают школьники, студенты, педагоги, родители и самый широкий круг общественности.
По
своей специфике
Л.Ф. Чупров рассматривает психологическое просвещение как составную часть психопрофилактической работы практического психолога Именно исходя из этого и было предложено определение термина «психологическое просвещение».
Психологическое просвещение - раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (школьников, студентов, родителей, педагогов, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания [42, с. 83].
Психологическое
просвещение – основной способ и
одновременно одна из активных форм реализации
задач психопрофилактической
Психологическое просвещение, осуществляемое практическим психологом, выполняет следующие задачи:
1)
формирование научных
2)
информирование по вопросам
3)
формирование устойчивой
4)
популяризация и разъяснение
результатов новейших
По степени активности самого психолога варианты психологического просвещения в образовании могут быть активными, когда активным субъектом просвещения выступает сам психолог или формальным, предполагающим лишь информирование по запросу клиента. Последний вариант может одновременно рассматриваться и как консультативная работа.
Эффективным является просвещение тогда, когда в нем принимают активное посильное участие сами учащиеся или их сверстники.
Основными составляющими психологического просвещения являются содержание, форма и средства.
Содержание психологического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения, уровня общей и психологической культуры информируемого субъекта (отдельный человек, группа, коллектив, массовая аудитория) и социальной ситуации.
Формы психологического просвещения могут быть индивидуальные (беседа), групповые (дискуссия), публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией) и др. Использование той или иной формы определяется как опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, так и конкретной ситуацией аудитории в которой (или по запросу которой) проводится этот вид работы.
Средства психологического просвещения подразделяются на:
1) вербальные (беседа, лекция, выступление по радио, на телевидении), публицистика, размещаемая психологом в печатных и электронных СМИ.
2) наглядные (плакат, буклет, памятка, стенгазета и др.),
Успешность
и результативность мероприятия
по психологическому просвещению зависят
в первую очередь от авторитета психолога,
учета им основных характеристик субъекта-реципиента
информации (возраст, образование, интересы,
наличие бытового и культурного опыта)
и владения психологом адресуемым для
восприятия и усвоения субъекта-реципиента
материалом [42, с. 104-108].
Лекция - это организационная форма обучения, регламентированная по времени и составу слушателей, направленная на передачу им информации по определенному алгоритму, как правило, в монологе педагога [2, с.27]
Современные средства информации и массовых коммуникаций не могут заменить лекцию, но она должна стать еще более гибкой, дифференцированной, учитывающей и особенности изучаемых явлений, и специфику аудитории, и психологические закономерности познания, переработки услышанного, его воздействия на формирование оценок, отношений, взглядов, чувств и убеждений человека, и возможности новых информационных технологий.
Структура
каждой лекции определяется ее целями,
содержанием и избранной
При отборе содержания лекции необходимо определить минимум обязательной информации, который должен быть освоен слушателями и не должен «потонуть» в море интересной дополнительной информации. При отборе содержания учитываются особенности изложения соответствующей темы в учебниках, учебных пособиях. Это определяет удельный вес того или иного материала, расстановку акцентов внутри содержания, подбор дополнительной литературы, полноту раскрытия отдельных вопросов.
Достоинства лекции:
- Лектор
полностью планирует и
- Возможность охвата большой аудитории.
- Низкие финансовые затраты на одного учащегося.
Недостатки лекции:
- Высокие
требования к мастерству
- Монолог
лектора и низкая
Основные функции лекции:
Информация о работе Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии