Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: повышение уровня коммуникативной компетентности студентов – будущих психологов посредством психолого-педагогической развивающей программы, направленной на активизацию и оптимизацию навыков подачи и восприятия конструктивной обратной связи в профессиональном общении.
Объект исследования: коммуникативная компетентность студентов – психологов.
Предмет исследования: межличностная обратная связь, как структурный компонент коммуникативной компетентности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3

Глава I. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

1.1 Проблема коммуникативной компетентности в психологии………….6

1.2 Феномен обратной связи в общении……………………………………15

1.2.1 Функции и виды обратной связи………………………………………..17

1.2.2 Изучение феномена обратной связи в зарубежной и отечественной социальной и педагогической психологии…………………………....19

1.3 Содержание и особенности профессиональной коммуникативной компетентности психолога……………………………………………...23

Глава II. РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ И ОПТИМИЗАЦИИ НАВЫКА ПОДАЧИ И ВОСПРИЯТИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

2.1 Оценка востребованности программы, направленной на развитие коммуникативной компетентности студентов - будущих психологов………..29

2.2 Организация и методы развивающей программы…………………………..33

2.3 Пояснительная записка к развивающей программе «Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии»……………………….40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….86

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....87

Файлы: 1 файл

курсовая обратная связь в профессиональном взаимодействии.doc

— 343.00 Кб (Скачать)

     Результаты  контент-анализа форм обратной связи

   
Категории суждений
 
Подкатегории  суждений
 
Частота
 
Сумма
Общая сумма
 
 
 
Оценочные
 
Собственно  оценочные
 
аргументированные
 
0,85%
 
6,43%
 
 
 
51,4%
 
неаргументированные
 
5,57%
 
Интерпретативные
 
аргументированные
 
12,2%
 
45%
 
неаргументированные
 
32,8%
 
 
Дескриптивные
 
Собственно  дескриптивные
 
обобщенные
 
5,57%
 
7,51%
 
 
 
35,1%
 
конкретные
 
1,93%
 
Автодескриптивные
 
аргументированные
 
11,8%
 
27,6%
 
неаргументированные
 
15,8%
 
Обращение к адресату
 
Непосредственное
 
приветствие
 
5,56%
 
12,25%
 
 
13,32%
 
непосредственное  обращение
 
6,65%
 
Опосредованное
   
1,07%
 
 
 
 

     В структуре формальных параметров межличностной обратной связи у студентов 2-го курса факультета психологии наблюдается доминирование оценочно-интерпретативных (45%) и автодескриптивных (27,6%) суждений, причем, если первые представлены в основном за счет неаргументированных интерпретаций (38,2%), то внутри категории автодескриптивных суждений наблюдается относительное равновесие (12,8% аргументированных и 15,8% неаргументированных суждений).

     Изучение  межличностной обратной связи студентов  психологического факультета показало ее противоречивый характер. Так, высокий  уровень интерпретативных суждений показывает стремление будущих психологов к наклеиванию “ярлычков” адресату и создает коммуникатору, выступающему как бы беспристрастным носителем социальных норм, видимость собственной объективности. Наряду с этим, в сочинениях молодые люди достаточно используют субъективное эмоциональное отношение к адресату обратной связи, выраженной в форме автодескриптивных суждений. Коммуникаторы считают необходимым обосновать, показать субъективный мир переживаний межличностных отношений, что свидетельствует о личностной включенности, глубоком интересе к другому в межличностном пространстве.

     Если  рассмотреть структуру обратной связи с точки зрения преобладающего в ней эмоционального знака, то можно  видеть, что позитивная оценка (53%) значительно  превышает негативную (27%), что говорит о преобладании позитивного настроя студентов по отношению друг к другу.

     Только 52% второкурсников писали свои письма в первом лице, непосредственно обращаясь  к реципиенту обратной связи, что  говорит об открытой позиции, готовности к сотрудничеству и общению.

     Но, обращая внимание на значительное преобладание оценочно-интерпретативных, неаргументированных  суждений, которые способны вызвать  у реципиента обратной связи активизацию  защитных психологических реакций, можно сделать вывод о недостаточном представлении и сформированности навыка подачи конструктивной обратной связи у студентов-психологов.

     Полученные  результаты обосновывают необходимость  проведения специальной работы, направленной на повышение социально-психологической компетентности студентов, будущих психологов в межличностных отношениях, включая обучение студентов коммуникативным умениям в сфере межличностной обратной связи и коррекцию сложившегося у них в этой сфере коммуникативного опыта.  
 

 

2.2 Организация и  методы развивающей программы 

     Разработанная психолого-педагогическая программа  носит просветительский, обучающий  и развивающий характер. Кроме  традиционных форм просвещения и  обучения (лекция), в ней были использованы и активные методы обучения (дискуссия, элементы литературно художественного моделирования, работа в малых группах).

     Психологическое просвещение - вид работы специалиста-психолога  по распространению специальных (в  данном случае психологических) знаний.

      Психологическое просвещение в первую очередь должно быть направлено на тех, кто в силу образования, возраста или специфики работы оказался неподготовленным к усвоению и активному использованию психологических знаний в своей воспитательной и образовательной, и профессиональной деятельности. В качестве таких потребителей психологического знания выступают школьники, студенты, педагоги, родители и самый широкий круг общественности.

     По  своей специфике психологическое  просвещение – это особый вариант  педагогической деятельности, осуществляемый специалистом-психологом самостоятельно или в сотрудничестве с педагогом, психологом, помогающим более эффективно достичь целей распространения  психологических знаний.

     Л.Ф. Чупров рассматривает психологическое просвещение как составную часть психопрофилактической работы практического психолога Именно исходя из этого и было предложено определение термина «психологическое просвещение».

     Психологическое просвещение - раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (школьников, студентов, родителей, педагогов, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания [42, с. 83]. 

     Психологическое просвещение – основной способ и  одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога.

     Психологическое просвещение, осуществляемое практическим психологом, выполняет следующие задачи:

     1) формирование научных установок  и представлений о психологической  науке; 

     2) информирование по вопросам психологического  знания;

     3) формирование устойчивой потребности  в психологических знаниях и желание использовать их в жизни в практической деятельности.

     4) популяризация и разъяснение  результатов новейших психологических  установок.

     По степени активности самого психолога варианты психологического просвещения в образовании могут быть активными, когда активным субъектом просвещения выступает сам психолог или формальным, предполагающим лишь информирование по запросу клиента. Последний вариант может одновременно рассматриваться и как консультативная работа.

     Эффективным является просвещение тогда, когда в нем принимают активное посильное участие сами учащиеся или их сверстники.

     Основными составляющими психологического просвещения  являются содержание, форма и средства.

     Содержание психологического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения, уровня общей и психологической культуры информируемого субъекта (отдельный человек, группа, коллектив, массовая аудитория) и социальной ситуации.

     Формы психологического просвещения могут быть индивидуальные (беседа), групповые (дискуссия), публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией) и др. Использование той или иной формы определяется как опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, так и конкретной ситуацией аудитории в которой (или по запросу которой) проводится этот вид работы.

     Средства психологического просвещения подразделяются на:

     1) вербальные (беседа, лекция, выступление по радио, на телевидении), публицистика, размещаемая психологом в печатных и электронных СМИ.

     2) наглядные (плакат, буклет, памятка,  стенгазета и др.),

     Успешность  и результативность мероприятия по психологическому просвещению зависят в первую очередь от авторитета психолога, учета им основных характеристик субъекта-реципиента информации (возраст, образование, интересы, наличие бытового и культурного опыта) и владения психологом адресуемым для восприятия и усвоения субъекта-реципиента материалом [42, с. 104-108]. 

    1. Лекция  как форма просвещения.

     Лекция -  это организационная форма  обучения, регламентированная по времени и составу слушателей, направленная на передачу им информации по определенному алгоритму, как правило, в монологе педагога [2, с.27]

    Современные средства информации и массовых коммуникаций не могут заменить лекцию, но она должна стать еще более гибкой, дифференцированной, учитывающей и особенности изучаемых явлений, и специфику аудитории, и психологические закономерности познания, переработки услышанного, его воздействия на формирование оценок, отношений, взглядов, чувств и убеждений человека, и возможности новых информационных технологий.

   Структура каждой лекции определяется ее целями, содержанием и избранной методикой  изложения. Лекция должна быть тематически  завершенной, целостной и логически  стройной. Это достигается делением лекции на четкие разделы (вопросы, подвопросы), выделением вступительной и заключительной частей, отражением этого деления в плане и практической реализацией этого плана.

   При отборе содержания лекции необходимо определить минимум обязательной информации, который должен быть освоен слушателями и не должен «потонуть» в море интересной дополнительной информации. При отборе содержания учитываются особенности изложения соответствующей темы в учебниках, учебных пособиях. Это определяет удельный вес того или иного материала, расстановку акцентов внутри содержания, подбор дополнительной литературы, полноту раскрытия отдельных вопросов.

Достоинства лекции:

- Лектор  полностью планирует и контролирует  ход занятия. 

- Возможность  охвата большой аудитории. 

- Низкие финансовые затраты на одного учащегося.

Недостатки  лекции:

- Высокие  требования к мастерству лектора,  необходимые для качественной  передачи знаний.

- Монолог  лектора и низкая вовлеченность  и активность учащихся; часто  – низкий уровень усвоения  материала [37, с. 56].

Основные функции лекции:

  1. Информационная функция. Главная цель лекции состоит в передаче преподавателем новых знаний студентам.  При этом преподаватель не просто пересказывает материал учебника, а сообщает учебный материал, который отсутствует в имеющихся учебных пособиях, но с его точки зрения является  необходимым.
  2. Систематизирующая функция. Новые знания сообщаются на лекции в систематизированном виде. Систематизирующая функция реализуется в том, что преподаватель дает на лекциях общий обзор изучаемого предмета, сообщает студентам, на какие темы, разделы, фрагменты, понятия им следует обратить особое внимание при чтении учебника, какие дополнительные источники целесообразно использовать.
  3. Разъясняющая функция. Отдельные разделы учебника могут быть изложены языком, трудным для понимания студентов, со сложным стилем изложения и синтаксисом, в них могут отсутствовать поясняющие примеры. Целью преподавателя в этом случае является разъяснение наиболее трудных вопросов, понятий, разделов учебного курса. Для этого необходимо умение преподавателя изложить отдельные фрагменты учебника в другой, более ясной и доступной форме.
  4. Развивающая функция. Заключается в том, что лекция стимулируют не только  запоминание материала, но и мыслительную деятельность студентов. Этому способствуют проблемные вопросы, поставленные преподавателем на лекции, поисковый и дискуссионный характер изложения им учебных знаний [18, с. 84]

Информация о работе Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии