Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:14, курсовая работа
Цель исследования: повышение уровня коммуникативной компетентности студентов – будущих психологов посредством психолого-педагогической развивающей программы, направленной на активизацию и оптимизацию навыков подачи и восприятия конструктивной обратной связи в профессиональном общении.
Объект исследования: коммуникативная компетентность студентов – психологов.
Предмет исследования: межличностная обратная связь, как структурный компонент коммуникативной компетентности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
Глава I. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
1.1 Проблема коммуникативной компетентности в психологии………….6
1.2 Феномен обратной связи в общении……………………………………15
1.2.1 Функции и виды обратной связи………………………………………..17
1.2.2 Изучение феномена обратной связи в зарубежной и отечественной социальной и педагогической психологии…………………………....19
1.3 Содержание и особенности профессиональной коммуникативной компетентности психолога……………………………………………...23
Глава II. РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ И ОПТИМИЗАЦИИ НАВЫКА ПОДАЧИ И ВОСПРИЯТИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
2.1 Оценка востребованности программы, направленной на развитие коммуникативной компетентности студентов - будущих психологов………..29
2.2 Организация и методы развивающей программы…………………………..33
2.3 Пояснительная записка к развивающей программе «Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии»……………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....87
Чтобы быть интересной, лекция должна отвечать нескольким психологическим условиям.
Первое условие — осознание студентом личностного смысла в приобретении знаний в данной области науки т. е. осознав полезность лекции, студент будет слушать ее уже из интереса к проблеме.
Второе психологическое условие осознание аудиторией новизны излагаемого материала. При этом такая новизна относится к случаям, когда вновь приобретаемые знания служат объяснением ранее известного факта или явления.
Третье психологическое условие, вызывающее интерес к лекции, — это побуждение и стимулирование работы мышления слушателей-студентов. Прежде чем узнать из уст лектора, «что и как», у них должен возникнуть вопрос, «почему и откуда. Преподавателю необходимо ставить студента в положение мыслящего, ищущего, желающего найти в собственной голове ответ на поставленный вопрос.
Если ответ в его памяти отсутствует, то он мгновенно «включает» мышление, которое может привести к какому-то варианту ответа, но может и вовсе ничего не дать. И в том, и в другом случае студенту нужно получить ответ от преподавателя. Поэтому он настраивается на внимательное слушание лекции и с неподдельным интересом ждет ответа, чтобы или сравнить с ним свой вариант, или обогатиться новым знанием.
Поскольку на лекции для размышления над такими вопросами у студента времени мало, то преподаватель не может слишком часто пользоваться данным приемом активизации мышления и через него добиваться интереса к своей лекции. Однако, приступая к изложению какой-нибудь новой проблемы, содержащей принципиальное положение, ему лучше начать именно с вопроса на размышление. Такие вопросы, конечно, лучше заранее предусмотреть, хотя не исключена и импровизация [4, с. 72].
Одним
из способов эффективного обучения, является
введение в структуру лекции элементов
литературно-художественного
II. Дискуссия как метод активного обучения.
Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.
Что
характерно для дискуссии с
Во-первых, дискуссия — это диалогическая форма речевой деятельности, в которой идет интенсивная борьба между разными мнениями, зарождающимися тут же в ходе разговора. Так называемый обмен мнениями идет не плавно и размеренно, как в обычной беседе, а в споре, в столкновении одного мнения с другим и поэтому в несколько неровном темпе. Особенность дискуссии в том, что мнения дискутирующих - то порождение мыслительной активности спорящих или мысли доказуемые, аргументированные, а не просто мнения, неизвестно откуда появившиеся.
Во-вторых, в психологическом смысле интересно то, что именно столкновение мнений, дискуссия порождает мышление, а оно ведет к рождению неординарных и разных, а потому спорных мыслей. Спор, дискуссия рождает мысль, активизирует мышление, а в учебной дискуссии к тому же обеспечивает сознательное усвоение учебного материала как продукта мыслительной его проработки.
Метод дискуссии используется в групповых формах занятий на семинарах-дискуссиях, семинарах-практикумах, собеседованиях по обсуждению итогов (или хода и методов) выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях, когда студентам нужно высказываться. Дискуссия часто практикуются на лекциях, когда лектор по ходу изложения материала обращается к аудитории с отдельными вопросами, требующими коротких и быстрых ответов.
Характеристика метода учебной дискуссии:
1)
Дискуссия на групповом
3) Учебная дискуссия — метод интерактивного обучения. Мыслительное и речевое взаимодействие в процессе дискуссии, делая обучение процессом коллективным, социальным, а не сугубо индивидуальным, стимулирует мыслительную активность всех и каждого. При этом важно отметить одну психологическую закономерность: не наличие каких-то различных точек зрения рождает дискуссию, а их высказывание вслух. Началом дискуссии становится появление новой мысли, отличной от вычитанных в книге и уже высказанных. За этой новой мыслью следуют другие, и разгорается спор. Таким образом, не наличие мыслей рождает дискуссию, а дискуссия порождает новые мысли, разные по содержанию, активизирует рассуждения, развертывает их в систему аргументов и контраргументов.
Эффективность метода дискуссии измеряется тем, насколько удалось активизировать мышление студентов и в какой мере это повысило качество усвоения, вызвало интерес к изучаемым вопросам и желание еще глубже вникнуть в них в процессе дальнейшей самостоятельной работы с литературой [4, с. 85].
III. Работа в группах как метод активного обучения.
Работа в малых группах — это один из самых популярных методов активного обучения, так как дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
Малая группа может состоять из 2 или 3 человек, но оптимальный состав - 6-8 участников. Работа в малых группах может длиться 15 минут, час или целый день, в зависимости от поставленной задачи.
При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты. Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать — учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания. Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках. Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.
Групповая работа происходит, когда люди работают вместе, сочетая различные навыки и таланты и используя сильные стороны каждого для выполнения задания. Групповая работа:
Непродуктивно просить группу просто «обсудить вопрос». Какой бы ни была тема, необходимо, чтобы круг задач был ясно очерчен, и участники работали над заданием, о результатах которого они должны будут доложить всей группе [4, с. 105].
2.3 Пояснительная записка к развивающей программе
«Обратная
связь в межличностном
и профессиональном
взаимодействии»
Теоретическое обоснование.
Профессиональная
В процессе общения, как специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п.
Развитие коммуникативной компетентности психолога обуславливается тем, что он постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с партнерами по контакту. В связи с этим, существует реальная потребность современного общества в специалистах, способных к постоянному развитию своих личностных качеств, духовного мира, профессионализма, умеющих с максимальным эффектом использовать свои природные возможности, развивать общую и коммуникативную культуру. Поэтому психолог как специалист системы «человек-человек» должен обладать высокой коммуникативной культурой, что подразумевает наличие коммуникативных знаний, умений и специальных способностей, развивающие важные психологические качества, которые являются основными составляющими компетентности психолога.
Таким
образом, будущему психологу в процессе
обучения обязательно должны даваться
навыки правильного, «профессионального»,
компетентного общения, которое будет
необходимо и для психологического консультирования,
просвещения и для решения тех или проблем
клиента, связанных с общением в той или
иной сфере деятельности.
Цель программы:
- повысить коммуникативную компетентность студентов, будущих психологов
- сформировать
систему научных знаний об особенностях
подачи и восприятия обратной связи
как необходимого условия эффективного
взаимодействия между людьми
Задачи:
- сформировать систему представлений о понятии «обратная связь» в межличностном взаимодействии.
- развить навыки подачи отрицательной и положительной, оценочной и описательной обратной связи
- развить
навыки активного (
Информация о работе Обратная связь в межличностном и профессиональном взаимодействии