Мотивация и стимулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Основная деятельность человека - это труд, который занимает, как минимум, треть взрослой самостоятельной жизни. Ряд этапов трудовой жизни человека захватывает более ранние и поздние периоды его жизни (выбор профессии, трудовое и профессиональное обучение, передача трудового опыта в семье, использование профессиональной помощи других людей и т.п.).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. Мотивация и стимулирование работников

НА РЫНКЕ ТРУДА

1.1 Роль мотивации и стимулирования на рынке труда

1.2 Рынок труда и субъекты рынка труда

2. МОТИВАЦИЯ ТРУДА КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

2.1 Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы

2.2 Способы мотивации

2.3 Опыт кадровой политики IBM

2.4 Проблемы мотивации труда на российских предприятиях

3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ АО «Холод»

3.1 Создание условий для производительного труда на предприятии.

3.2 Организация стимулирования труда на предприятии

ЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

мотивация и стимулирование.doc

— 357.00 Кб (Скачать)

Из этого следует, что регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда и  определяющей динамику рынка труда, является прибыль предпринимателя. Именно поэтому она становится объектом конкуренции между предпринимателями. Это тот самый экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли, определяющей цену труда. Цена труда побуждает наемных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и т.п.

Цена труда  также колеблется в зависимости  от спроса и предложения труда  на рынке, как это отмечалось выше. Но здесь нужно учитывать и  то, что спрос на труд предприниматель  предъявляет, когда найм работников дает ему прирост доходов после продажи произведенной продукции на рынке /26, стр.216/. Если данный прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель ощущает это через снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому он должен сокращать производство и персонал. Глубинные причины движения спроса и предложения труда на рынке труда - в стремлении предпринимателя выжить, увольняя часть работников и увеличивая тем самым предложение труда и резервируя одновременно некоторое число вакантных рабочих мест. В этом случае предложение рабочих рук на рынке труда возрастает при сохранении потенциального спроса на них со стороны зарезервированных рабочих мест.

Вложения средств  в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы в условиях рыночной экономики. Не случайно прямые затраты частного бизнеса в США на все виды обучения возросли уже к началу 80-х годов до 30 млрд. долл., а полные частные и государственные затраты с учетом выплат компенсаций за время обучения достигли 100 млрд. долл.

Профессиональный  союз (сокращенно профсоюз) - массовая общественная организация, объединяющая на добровольных началах рабочих и служащих по профессиональному признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют контроль за исполнением трудового законодательства, за состоянием техники безопасности на предприятиях, заключают с администрацией предприятия коллективные договоры, разрешают трудовые споры. Но основная задача деятельности профсоюза - повышение заработной платы.

В связи с  этим видный американский экономист  П. Самуэльсон / 21/ выделяет три основные метода, которыми пользуются профсоюзы  для достижения этой цели:

ограничение предложения  труда, что достигается, например, введением  высоких иммиграционных барьеров, содействием принятию законов о максимальном рабочем дне, увеличением срока учёбы при подготовке к той или иной профессии;

повышение ставок заработной платы, содействуя установлению ее выше точки равновесия;

создание условий  для сдвига вверх по кривой спроса на труд, при этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на труд, например, содействие установлению высоких протекционистских таможенных тарифов.

Для анализа  регулирующей деятельности профсоюзов на рынке труда уместно обратиться к опыту США, где как ни в одной другой стране с развитой рыночной экономикой сильно профсоюзное движение /2/. Там профсоюзы сначала обратились к политике повышения спроса на конечный продукт, выступая за введение протекционистские таможенные тарифы. Профсоюз работников автомобилестроения выступали за принятие законов, по которым импортируемые в США автомобили должны состоять из определенного минимума деталей, произведенных в США.

Профсоюзы также  пытались использовать законодательство для достижения такой своей стратегической цели, как увеличение издержек на другие ресурсы, которые являются потенциальными заменителями труда работников. Некоторые профсоюзы работников транспорта добились гарантии минимального размера экипажа. Такие условия не позволяют работодателям заменять труд работника на какое-либо техническое новшество.

В некоторых  случаях профсоюз и работодатель могут прийти к такому соглашению, в котором реальная заработная плата  возрастает в обмен на согласие профсоюза  вносить определенные изменения в производственный процесс, которые могут привести к увеличению производительности труда. Если такое соглашение увязано с условиями увеличения производительности труда, то принято говорить, что такие переговоры являются переговорами о производительности. Более типичными являются такие случаи, когда профсоюзы добиваются уступок у руководства фирм, когда могут вынудить его принять дополнительные издержки. Эти издержки обычно принимают форму так называемой работы по правилам или же забастовки.

Забастовка - это попытка отказать фирме в труде всех членов профсоюзов. Часто успех подобного рода формы протеста зависит о целого ряда факторов, как-то: прибыльности фирмы и ее возможности повысить цены, не потеряв при этом свой рынок; от финансовых ресурсов фирмы, которые позволили бы ей компенсировать убытки, нанесенные забастовкой; от способности самого профсоюза причинить фирме убытки, при этом компенсировав потери рабочих связанные с забастовкой.

Западные профсоюзы  возникли как форма институционализации социальных интересов наемных работников, их ведущая функция - улучшение рыночной ситуации продажи членами профсоюза своей рабочей силы. Советские же профсоюзы имели совершенно иное происхождение. На уровне страны система управления включала государственные органы, партийные и профсоюзные. На уровне предприятия - административные, первичные партийные и профсоюзные организации. Профсоюзы не только являлись проводниками воли правящего субъекта, но и осуществляли обратную связь, выполняли защитную функцию, снижая этим социальное напряжение.

В посткоммунистический период монолитность профсоюзов, универсальность  форм их организации и содержания деятельности исчезли. Однако до сих  пор большинство профсоюзов являются частью системы менеджмента, выполняющей  жизненно важные для работников социальные функции.

Трудовой  договор, заключенный между работодателем и наемным работником, а также существующее законодательство выражают и защищают интересы обеих сторон, определяя оптимальные производственные условия трудовой деятельности, время, функции и интенсивность работы.

Обе стороны  обычно бывают единодушны в необходимости  выполнения следующих основных условий  кадровой политики /8/ :

- соответствие  численности персонала и отдельных  его категорий технико-экономическим  нормам и организационным структурам предприятий и учреждений;

- привлечение  кадров только в случае их  квалификационного и общеобразовательного  соответствия технологии материального  производства и услуг;

- максимально  плотная, в пределах оптимального  режима, загрузка всех работников предприятий и учреждений в течение рабочего дня и недели с возможной универсализацией- с этой целью труда лиц среднетехнического и более низкого уровня подготовки;

- соблюдение  техники безопасности, экологической  защиты и оптимальных эргономических требований, обеспечивающих высокоэффективный труд и сбережение трудовых ресурсов;

- осуществление  переподготовки и переквалификации  кадров согласно требованиям  непрерывно развивающегося производства.

С помощью коллективных договоров профсоюзы проводят свою политику в отношении финансирования страховых фондов, размеров и длительности выплаты пособий по безработице и т. д., но редко выдвигают требования, которые могут подорвать положение предприятия, корпорации, отрасли, и в конечном итоге, трудящихся. Заключаемые между предприятиями и профсоюзами на одном из трех уровней - национальном, отраслевом или фирменном - сроком на 1-2 года коллективные договора являются весьма эффективной формой производственно - трудовых отношений, обеспечивающих участие трудящихся в развитии экономики и предотвращающих, как правило, возникновение трудовых конфликтов и стачечной борьбы.

Коллективные  договора сегодня являются, как правило, результатом не столько противоборства интересов, сколько их выявления  и сглаживания различий между ними в контексте общей заинтересованности в процветании фирмы, корпораций, экономики в целом. За последнее десятилетие количество забастовок и локаутов почти во всех западных странах значительно сократилось. В США с 1980 по 1989 г. их ежегодное число уменьшилось со 187 до 51, а численность бастовавших упала со 795 тыс. до 452 тыс., соответственно в Японии с 1 139 до 498 и с 563 тыс. до 75 тыс., а в одной из самых «забастовочных» стран - Италии - соответственно с 2238 до 1297 и с 13825 тыс. до 4452 тыс. человек /2/.

И предприниматели, и профсоюзы в своих требованиях  исходят из научного анализа ситуации, осуществляемого собственными, независимыми исследовательскими центрами и организациями.

Самостоятельная и активная позиция трудящихся на рынке труда, достаточно ясное понимание национальных- проблем позволяют им выдвигать и поддерживать конструктивные экономические и социальные программы развития. Преобладают высокое самосознание и чувство национальной ответственности, заинтересованность не только в собственном благополучии, но и - вследствие понимания значимости стратегических предпосылок для него - стремление к благополучию и развитию предприятия, фирмы, региона, страны в целом.

2. МОТИВАЦИЯ  ТРУДА КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕССА  УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

2.1 Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы

Одна из главных  задач для предприятий различных  форм собственности - поиск эффективных  способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.

Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах  с развитой рыночной экономикой /3, 4, 7, 14, 16, 18/. В нашей стране понятие  мотивации труда в экономическом  смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства /24/. Ранее оно употреблялось, в основном, в промышленной экономической социологии, педагогике, психологии. Это объяснялось рядом причин. Во-первых, экономические науки не стремились проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками, и, во-вторых, в чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирования».

Трудовая  мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.

Это определение  показывает тесную взаимосвязь управленческого  и индивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличие от управления техническими системами, содержит в себе, как необходимый элемент согласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение объектом управления и, в конечном итоге, определенный результат трудовой деятельности.

Дуглас Макгрегор /12/ проанализировал деятельность исполнителя  на рабочем месте и выявил, что  управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:

-задания, которые  получает подчиненный;

-качество выполнения  задания;

-время получения  задания;

-ожидаемое время  выполнения задачи;

-средства, имеющиеся  для выполнения задачи;

-коллектив, в  котором работает подчиненный;

-инструкции, полученные подчиненным;

-убеждение подчиненного  в посильности задачи;

-убеждение подчиненного  в вознаграждении за успешную  работу;

-размер вознаграждения  за проведенную работу;

-уровень вовлечения  подчиненного в круг проблем,  связанных с работой.

Все эти факторы  зависят от руководителя и, в то же время, в той или иной мере влияют на работника, определяют качество и интенсивность его труда. Дуглас Макгрегор пришел к выводу, что на основе этих факторов, возможно, применить два различных подхода к управлению, которые он назвал “Теория X” и “Теория Y”.

“Теория X” воплощает  чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным  выше факторам.

“Теория Y” соответствует  демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы.

Обе теории имеют  равное право на существование, но, в силу своей полярности, в чистом виде на практике не встречаются. Как правило, в реальной жизни имеет место комбинация различных стилей управления.

Теории Макгрегора были разработаны применительно  к отдельно взятому человеку. Дальнейшее совершенствование подходов к управлению было связано с развитием организации как системы открытого типа, а также была рассмотрена работа человека в коллективе. Это привело к концепции целостного подхода к управлению, т.е. к необходимости учета всей совокупности производственных и социальных проблем.

Так Уильям Оучи предложил свое понимание этого  вопроса, получившее название “Теория Z” и “Теория A”, чему в большой  степени способствовали отличия  в управлении, соответственно, в  японской и американской экономиках /16/.

Таблица 2.1

Отличие концепций теории управления США и Японии

 

Концептуальный  фактор

США

Япония

 

“Человеческий капитал”

Малые вложения в обучение

Обучение  конкретным навыкам

Формализованная оценка

Крупные вложения в обучение

Общее обучение

Неформализованная оценка

 

“Трудовой рынок”

На  первом месте - внешние факторы

Краткосрочный наем

Специализированная  лестница продвижения

На  первом месте - внутренние факторы

Долгосрочный  наем

Неспециализированная  лестница продвижения

 

“Преданность  организации”

Прямые  контракты по найму

Внешние стимулы

Индивидуальные  задания

Подразумеваемые контракты по найму

Внутренние  стимулы

Групповая ориентация

 
       

Информация о работе Мотивация и стимулирование