Моивация деятельности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе мы попытаемся предпринять некоторые шаги в этом направлении, изложив вопрос с точки зрения интегрального подхода к рассмотрению сущности мотивации. Рассмотрим сущность процесса мотивации, попытаемся выяснить соотношение понятий «мотив» и «мотивация», а также рассмотрим вопрос о том, какое место занимает мотивационная сфера в структуре личности человека. Кроме того, мы совершим краткий анализ методов изучения мотивации деятельности, и дадим общие рекомендации по этому вопросу.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. История развития взглядов на мотивацию деятельности человека…………5
1.1. Донаучные взгляды на мотивацию……………………………………5
1.2. Научные взгляды на мотивацию………………………………………6
1.2.1. Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма…...7
1.2.2. Психоаналитические теории мотивации……………………8
1.2.3. Гуманистические теории мотивации………………………..9
1.2.4. Когнитивные теории мотивации……………………………10
1.2.5. Мотивация в работах российских и советских ученых……11
2. Мотивация деятельности человека…………………………………………..12
2.1. Мотивация как процесс. Этапы мотивации…………………………12
2.2. Особенности мотивации, обусловленной долженствованием……..15
2.3. «Укороченная» мотивация. Автоматизированные действия………16
2.4. Виды мотивационных образований………………………………….16
2.5. Мотивационные свойства личности…………………………………18
2.6. Мотивационная сфера личности……………………………………..19
3. Практическое изучение мотивации деятельности человека………………..20
3.1. Беседа, опрос, анкетирование………………………………………..20
3.2. Наблюдение и оценка причин деятельности человека…………….21
3.3. Экспериментальные методы выявления мотивов………………….24
Заключение…………………………………………………………………….....27
Библиография…………………………………………………………………….29
Приложения………………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 1.doc

— 1.36 Мб (Скачать)

      Таким образом, можно говорить о формировании у человека с опытом мотивационных  схем, т. е. знания о том, какими путями и средствами можно удовлетворить данную потребность, как вести себя в данной ситуации. Репертуар мотивационных схем тем богаче, чем больше опыт человека. Мотивационные схемы являются составляющей мотивационной сферы человека.

2.4. Виды мотивационных образований.

 

      В зависимости от того, на какой стадии становился мотивационный процесс, какова степень осознанности причин возникающего побуждения, а также степени удовлетворения потребности и некоторых других факторов, мотивационные образования могут иметь не только разную структуру, но и разные названия. В этом разделе мы кратко определим некоторые из них [6]. 

      Потребность личности – это отражение в  сознании нужды (нужности, желанности чего-то в данный момент), часто переживаемое как внутреннее напряжение (потребностное состояние) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием.

      Мотивационная установка – это задание для  себя, запланированное, но отсроченное, или намерение, которое будет  осуществлено при появлении нужной ситуации. Обычно возникает при неудачных попытках достичь цели, или же как долговременное намерение, замысел.

      Мечта – положительная, эмоционально окрашенная  долговременная мотивационная установка, направленная, как и мотив, в будущее, но лишенную непосредственного побуждения. 

      Склонность  – вполне определенная, внутренне  мотивированная расположенность к деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые цели, но и сам процесс деятельности. 

      Желания и намерения – это сиюминутно возникающие и довольно часто  сменяющие друг друга мотивационные  субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения деятельности. 

      Интерес – особое мотивационное состояние  познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано  с какой-либо одной, актуальной на данный момент времени потребностью. Интерес  к себе может вызвать любое  неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый предмет и т. п. 

      Имеется ряд состояний, связанных со вторым и третьим этапами мотивации – перебором вариантов удовлетворения потребности и принятием решения. Это состояния когнитивного диссонанса, сомнения, неуверенности, растерянности, замешательства, страха (боязни), надежды.

      Сомнение  – это сложное состояние, в  которое входят: неуверенность, недоумение, раздумье о правильности, сознание недоказательности, неубедительности, переживание неудовлетворенности тем, что выдается за истину.

      Сомнение  и неуверенность приводят к переживаниям, которые могут выражаться в состоянии  тревоги, боязни. Могут возникать  также состояния растерянности, нерешительности, когда человек не знает как поступить, что предпочесть.

      Мечтательность  – погружение в мечту, фантазию, сопровождающееся переживанием положительных эмоций удовлетворения, радости.

      Надежда – состояние, связанное с переживанием, отражающим предвосхищаемую вероятность осуществления желаемого события

2.5. Мотивационные свойства личности.

 

      А. Н. Леонтьев пишет, что основной узловой  вопрос становления личности превращается в то устойчивое, что характеризует данную личность [10]. Чаще всего свойствами личности становятся закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотивов поведения и деятельности. Эти способы формирования мотивов разделяют на экстернальные и интернальные. Первые характеризуются податливостью человека к воздействиям извне, вторые - противодействием этим воздействиям и формированием мотива исходя из собственных побуждений.

      К мотивационным свойствам личности, связанным с экстернальностью, относятся:

    1. безропотность, кротость, покорность-послушнось, безоговорочное подчинение чужим требованиям, приказам;
    2. уступчивость, покладистость, податливость на уговоры;
    3. реактивность – легкость возникновения побуждения к совершению чего-либо под влиянием внешних воздействий («заводные», азартные люди).

      К мотивационным свойствам личности, связанным с интернальностью, относятся:

    1. инициативность – стремление к самостоятельному принятию решения, без посторонней помощи;
    2. упрямство – неуступчивость внешним воздействиям, стремление добиться своего вопреки разумным доводам, необходимости.

     Можно также выделить мотивационные свойства личности, связанные с особенностями принятия решения, работой «внутреннего фильтра» (см. приложение 4).

     Свойства  личности могут определяться силой  мотивов (желаний, влечений), их устойчивостью; человек может характеризоваться в этих случаях фанатичностью, одержимостью, заядлостью, страстностью, падкостью и т. п.

     Таким образом, между мотивацией и свойствами личности имеется обоюдосторонняя связь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности.

     Однако  далеко не все то, что характеризует личность, сказывается на ее мотивационной сфере, и не всякие особенности процесса мотивации превращаются в свойства личности[20]. Некоторые из черт имеют мотивационное (направляющее) значение, а другие более инструментальное значение.

     К первым можно отнести такие особенности личности, как:

    1. уровень притязаний;
    2. стремление к достижению успехов или избеганию неудач;
    3. мотив аффилиации или мотив отвергания (склонность к общению с другими людьми, к сотрудничеству с ними, или, наоборот, боязнь быть непринятым, отвергнутым);
    4. мотив избегания усилия (стремление выйти из ситуации достижения кратчайшим путем и с наименьшими затратам);
    5. агрессивность (склонность решать конфликты путем использования агрессивных действий);
    6. мотив власти;
    7. эгоизм и альтруизм.

      Направленность личности – устойчиво доминирующая система мотивационных образований, определяющая направление поведения и деятельности человека, ориентирует его, определяет тенденции поведения и действий, и, в конечном итоге, определяет облик человека в социальном плане.

2.6. Мотивационная сфера личности.

 

      В психологических работах часто  можно встретить понятие «мотивационная сфера личности». В отличие от направленности личности, которая связана с доминирующими потребностями и интересами, под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивационных образований: диспозиций (мотивов), потребностей и целей, аттитюдов, поведенческих паттернов, интересов. С точки зрения развитости ее характеризуют по широте, гибкости и иерархизированности [16].

      Под широтой мотивационной сферы  понимается качественное разнообразие мотивационных факторов. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей, интересов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

      Мотивационную сферу как подструктуру личности, составляют не только актуальные потребности и актуальные мотивы, но и устойчивые латентные мотивационные образования (направленность личности, интересы, мотивационные установки, желания), которые многие авторы называют потенциальными мотивами. Следовательно, мотивационная сфера личности сама является латентным образованием, в котором конкретные мотивы как временные функциональные образования появляются лишь эпизодически, постоянно сменяя друг друга.

      Гибкость  мотивационной сферы характеризуется  разнообразием средств, с помощью  которых может быть удовлетворена  одна и та же потребность. То есть речь идет  фактически о замещении одной цели другой.

      Иерархизированность мотивационной сферы – это  значимость для человека той или иной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций, в соответствии с чем, одни имеют доминирующее значение при формировании мотива, а другие подчиненное, второстепенное; одни актуализируются чаще, другие - реже. 
 

3. Практическое изучение мотивации деятельности человека

 

     Выявление оснований деятельности  поступков  человека – дело непростое, связанное как с объективными, так и с субъективными трудностями. Ведь часто такое выявление означает «залезание в душу», что по многим причинам бывает для субъекта нежелательным. В ряде случаев мотивы действий и деятельности бывают настолько очевидны, что не требуется кропотливого изучения. Однако поверхностный анализ дает слишком мало для понимания внутреннего мира человека, а главное – не позволяет прогнозировать его поведение в других ситуациях. Изучение же психического склада человека включает выяснение и таких вопросов:

      - какие потребности (склонности, привычки) типичны для данного человека (какие чаще всего стремится удовлетворять, удовлетворение каких приносит ему наибольшую радость, а в случае неудовлетворения – наибольшее огорчение, чего не любит, пытается избежать);

      - какими способами, с помощью  каких средств он предпочитает  удовлетворять ту или иную потребность;

      - какие ситуации и состояния обычно запускают то или иное поведение;

      - какие свойства личности, установки,  диспозиции оказывают наибольшее влияние на мотивацию того или иного поведения;

      - способен ли человек на самомотивацию,  или нужно вмешательство со  стороны;

      - что сильнее влияет на мотивацию  – имеющиеся потребности или  чувство долга, ответственности;

      - какова направленность личности.

      Психологами разработано несколько подходов к изучению мотивации и мотивов  деятельности. Все эти методы можно  разделить на три группы:

    1. осуществляемый в той или иной форме опрос субъекта;
    2. оценка деятельности и ее причин со стороны;
    3. экспериментальные методы.

3.1. Беседа, опрос, анкетирование.

 

     Для изучения мотивировок и мотиваторов  используются беседа, опрос и анкетирование.

     Опрос связан с аргументированным объяснением человеком причин своих действий, со словесным обоснованием своей деятельности своего поведения. Однако беда в том, что часто мотивировка и мотив не совпадают или совпадают лишь частично.

     Во-первых, человек может не до конца разобраться в основном факторе, побудившем его к той или иной деятельности.

     Во-вторых, побудительная причина может  быть намеренно искажена человеком, для того чтобы не выглядеть в  глазах других или в своих собственных безнравственным, неволевым и т. д.

     Более надежным представляется метод анкетирования, при котором испытуемый, представляя  себя в соответствии с предложенным заданием в той или иной ситуации, в которой он якобы совершил какое-то действие, объясняет причину своего поступка. Этот метод, связанный с описанием проблемных ситуаций, позволяет в ответах испытуемых через проекцию выявлять устойчивые и доминирующие установки, взгляды, суждения, которые и в реальной жизни могут привести к подобному поведению и его обоснованию. При анкетировании испытуемые  свою позицию приписывают воображаемому субъекту; например, когда человек говорит о чьем-либо поведении и предполагает возможные его варианты, это означает, что такие мотивационные стратегии имеются у него самого и потенциально он может поступить также.

     Метод анкетирования целесообразно сочетать с методом беседы для уточнения  структуры мотива.

     Еще более продуктивным является сочетание  этих методов с другими (наблюдением, экспериментом). Например, Л. П. Кичатинов  при затруднении в определении мотива методом беседы уточнял его, привлекая детей к практической работе в проблемно-мотивационной ситуации. Она создавалась путем предложения однотипных дел с различными причинами их необходимости, типа: идти делать снежную горку для малышей подшефного детсада, «потому что горки у них нет, а кататься им хочется», или делать свою горку, «потому что можно будет весело провести время» [7].

Информация о работе Моивация деятельности человека