Моивация деятельности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе мы попытаемся предпринять некоторые шаги в этом направлении, изложив вопрос с точки зрения интегрального подхода к рассмотрению сущности мотивации. Рассмотрим сущность процесса мотивации, попытаемся выяснить соотношение понятий «мотив» и «мотивация», а также рассмотрим вопрос о том, какое место занимает мотивационная сфера в структуре личности человека. Кроме того, мы совершим краткий анализ методов изучения мотивации деятельности, и дадим общие рекомендации по этому вопросу.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. История развития взглядов на мотивацию деятельности человека…………5
1.1. Донаучные взгляды на мотивацию……………………………………5
1.2. Научные взгляды на мотивацию………………………………………6
1.2.1. Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма…...7
1.2.2. Психоаналитические теории мотивации……………………8
1.2.3. Гуманистические теории мотивации………………………..9
1.2.4. Когнитивные теории мотивации……………………………10
1.2.5. Мотивация в работах российских и советских ученых……11
2. Мотивация деятельности человека…………………………………………..12
2.1. Мотивация как процесс. Этапы мотивации…………………………12
2.2. Особенности мотивации, обусловленной долженствованием……..15
2.3. «Укороченная» мотивация. Автоматизированные действия………16
2.4. Виды мотивационных образований………………………………….16
2.5. Мотивационные свойства личности…………………………………18
2.6. Мотивационная сфера личности……………………………………..19
3. Практическое изучение мотивации деятельности человека………………..20
3.1. Беседа, опрос, анкетирование………………………………………..20
3.2. Наблюдение и оценка причин деятельности человека…………….21
3.3. Экспериментальные методы выявления мотивов………………….24
Заключение…………………………………………………………………….....27
Библиография…………………………………………………………………….29
Приложения………………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 1.doc

— 1.36 Мб (Скачать)

     Если  та или иная форма поведения привела к удовлетворению потребности, то есть к снятию напряжения, то вероятность воспроизведения этой формы поведения в дальнейшем (при возникновении соответствующей нужды) повышается («закон эффекта»), и наоборот.

     В арсенале каждого из нас множество  вариантов поведения. Как они  вырабатываются? Процесс научения, или выработки некоторого варианта поведения, по мнению бихевиористов возможен при наличии двух основных условий: наличия потребности и подкрепления, то есть того, что способно эту потребность удовлетворить. Голодная крыса мечется по клетке в поисках пищи, случайно нажимает на педаль, вслед за этим открывается кормушка. В дальнейшем при возникновении голода вероятность нажатия педали этой крысой, при условии получения при этом подкрепления, будет все больше и больше. В конце концов, животное выработает устойчивое поведение: возникает голод – крыса бежит к педали и нажимает ее. Легко заметить, что специфика поведения определяется  не потребностью самой по себе, а особенностями среды, подкреплением. Таким образом, способ поведения крысы не связан однозначно с той потребностью, на удовлетворение которой он направлен: поведение формируется под влиянием факторов среды, определяется структурой подкреплений, а вызывается наличием физиологической нужды типа жажды, голода, сексуальной депривации. Деятельность человека, по мнению бихевиористов, обусловливается по тому же принципу. Даже сложные виды активности, например чтение, письмо, игра на музыкальных инструментах, можно объяснить теми же механизмами. Даже, так называемое альтруистическое поведение в принципе не является исключением: человек помогает другим, потому что это способствует благорасположению окружающих, что позволит в дальнейшем занять более высокое социальное положение, пользоваться относительно беспрепятственно разного рода благами, а значит легко удовлетворять возникающие физиологические нужды.

1.2.2. Психоаналитические теории мотивации.

     Одним из центральных положений теории З. Фрейда является убеждение, что любое поведение человека  хотя бы частично обусловлено бессознательными импульсами. Основой мотивации поведения, по его мнению, является стремление удовлетворить врожденные инстинкты – физические потребности организма. Индивид стремится снизить напряжение до минимального уровня. В этом плене концепция Фрейда сходна с бихевиористской точкой зрения: тот же принцип гомеостаза и снятия напряжения.

     Но  есть и существенные отличия. Индивид  стремится вернуться в некоторое исходное состояние (которое было нарушено рождением и последующим развитием) вплоть до небытия. Основными инстинктами, по мнению Фрейда, являются инстинкты жизни и смерти. Инстинкт жизни может принимать две основные формы: воспроизведение себе подобных (половая потребность) и поддержание жизни индивида (обычные физиологические потребности). Инстинкт жизни первого рода играет в концепции Фрейда особенно важную роль. Инстинкт смерти является противоположностью инстинкта жизни и выражается в таких, например, формах поведения, как агрессия, мазохизм, самообвинение, самоуничижение.

     Инстинкты обеспечивают индивида энергией, которая  является источником его активности. Причем, если непосредственное удовлетворение инстинктивной потребности по каким-либо причинам невозможно (моральные ограничения, страх наказания и т. п.), энергия инстинкта может быть перенаправлена в другое русло: разрядка напряжения может происходить за счет выполнения совсем других – не связанных с инстинктом – видов деятельности. Представьте себе паровой котел, в нем высокое давление, и если не выпустить пар, его может разорвать. Необходимо открыть клапан. Если один из основных клапанов закрыт (например, немедленное сексуальное удовлетворение невозможно), приходится воспользоваться другими (политикой, творчеством, бизнесом). Такое перенаправление энергии в иное русло называется сублимацией. Решение проблемы мотивации деятельности человека, таким образом, состоит в выяснении причин направления инстинктивной энергии в то или иное русло.

     Последователи Фрейда во многом отошли от позиций  своего учителя. Однако в каждой из последующих психоаналитических теорий сохранялся некоторый существенный элемент  сходства с фрейдизмом.

     К. Юнг, например, так же как и Фрейд, считал разрядку напряжения основным механизмом мотивации. Однако в отличие  от Фрейда, что организм стремится к самореализации. Общество подавляет не только сексуальные, или «плохие», импульсы, но и здоровые стремления. Коллективное бессознательное (оно содержит опыт всего человечества, мудрость веков, передающуюся из поколения в поколение) является основой индивидуального бессознательного, которое играет существенную роль в поведении индивида.

     Другой  ученик, а в последующем оппонент Фрейда, А. Адлер, рассуждал примерно следующим образом. Человек рождается слабым и беспомощным, переживая базовое, универсальное чувство неполноценности. Для того , чтобы преодолеть беспомощность и чувство неполноценности, индивид стремится к превосходству и совершенству. Стремление к совершенству, а не к удовольствию, по мнению Адлера, является основным принципом мотивации человека.

     К. Хорни, исходя из адлеровского тезиса о беспомощности младенца, делала несколько иные выводы. Беспомощный младенец, на ее взгляд, ищет безопасности в потенциально опасном и враждебном мире. Чувство незащищенности может породить базовую тревожность, прежде всего в силу таких особенностей родительского поведения, как отсутствие теплоты в отношении к ребенку или чрезмерная опека. В случае возникновения этой базовой тревожности индивид вырабатывает стратегии поведения, направленные на ее преодоление.

     По  мнению Э. Фромма, человек в современном обществе чувствует себя в одиночестве, что является прямым результатом его высвобождения из прямой зависимости от природы. Это одиночество породило стремление убежать от свободы в конформизм, зависимость и даже рабство, однако истинными целями человека являются стремление найти свое настоящее «Я», использовать общество, которое он создал, а не быть использованным им, чувствовать себя связанным с другими узами братства и любви.

1.2.3. Гуманистические теории мотивации.

     Философской основой гуманистической психологии является экзистенциализм.

     Так, Г. Олпорт считал, что для исследования уникальности  нужны принципиально  иные, отличные от традиционных, методы. По его мнению, нормальный взрослый человек функционально автономен, независим от нужд тела, в основном сознателен, высокоиндивидуален (а не находится во власти вечных, неизменных инстинктов и бессознателього, как полагали психоаналитики).

     По  мнению К. Роджера, нормальная личность открыта опыту, ее не нужно контролировать или управлять ею. Человек, в свою очередь, должен доверять свом чувствам, прислушиваться к ним. Реализация индивидом своих способностей и потенций – вот основная мотивирующая сила человеческого поведения. Люди стремятся к тому, чтобы приблизить  «Я-идеальное» к реальному «Я».

     Автор знаменитой теории иерархии потребностей (см. приложение 1),      А. Маслоу, выделяет пять основных групп мотивов человеческого поведения. Он полагает, что все мотивы инстинктоподобны, имеют врожденный характер, однако актуализация мотивов зависит от того, удовлетворены ли потребности более низкого уровня: удовлетворение нижележащих потребностей является необходимым условием перехода на следующий уровень. Механизм движения вверх по «лестнице» мотивов несколько напоминает процесс шлюзования при движении вверх по течению: пока степень удовлетворения  на предыдущем уровне не достигнет определенного значения, переход на более высокий уровень не возможен. Человек стремится подняться все выше и выше по «лестнице» мотивов, и это стремление в основном определяет его поведение. Однако в случае конфликта – когда неудовлетворенными оказываются потребности разных уровней – побеждает низшая потребность.

     Достойно  упоминания предлагаемое  Маслоу деление  мотивов на мотивы нужды и мотивы роста: вторые занимают относительно более высокое положение  в иерархии. Основное различие в их функционировании состоит в том, что удовлетворение мотивов нужды приводит к снижению мотивации (по принципу снятия напряжения), а удовлетворение мотивов роста – к повышению мотивациих [16].

     Несмотря  на наличие целого ряда заслуживающих  внимания гипотез, догадок и рассуждений, представителями гуманистического направления так и не были разработаны  сколько-нибудь последовательные программы экспериментальных исследований, направленные на проверку своих теоретических положений.

1.2.4. Когнитивные теории мотивации.

     Основным  тезисом авторов когнитивных  теорий (от англ. cognitive – познавательный) было убеждение, что поведение человека направляют знания, представления, мнения о происходящем во внешнем мире, о причинах и следствиях. Знание не является простой совокупностью сведений. Знание – не «холодная», бесстрастная информация. Представления человека о мире программируют, проектируют будущее поведение. И то, что человек делает и как он это делает, зависит в конечном итоге не только от его фиксированных потребностей, глубинных и извечных стремлений, но и от относительно изменчивых представлений о реальности.

     Когнитивные теории мотивации берут свое начало  от работ Л. Фестингера. Рассмотрим его теорию как классический пример применения на практике принципов когнитивизма. Ему принадлежит теория когнитивного диссонанса. Под когнитивным диссонансом он понимал некоторое несоответствие между двумя или более когнициями. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. Именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.

     Состояние диссонанса между когнициями Х и  Y возникает тогда, когда из когниции Х следует не Y. Например, склонный к полноте человек  ре шил сесть на диету (когниция Х), но не может отказать себе в любимом шоколаде (когниция Y). Человек, стремящийся похудеть, не должен есть шоколад. Налицо диссонанс. Его возникновение мотивирует человека на редукцию, снятие, уменьшение диссонанса. Для этого, по мнению Фестингера, у человека есть три основных способа: изменить одну из когниций (перестать есть шоколад или прекратить диету); снизить значимость входящих в диссонансные отношения когниций (решить,  что полнота – не такой уж страшный грех или что шоколад не дает значительной прибавки в весе); добавить новую когницию (например, что хотя шоколад и увеличивает вес, зато благотворно влияет на умственную деятельность).

     Работы  Фестингера породили огромное количество экспериментальных исследований и целых исследовательских программ, результатом которых стало открытие массы новых – порой парадоксальных – эффектов и закономерностей.

     Когнитивные теории мотивации повлекли за собой  введение в научный обиход и других важных мотивационных понятий: социальные потребности, жизненные цели, когнитивные факторы, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний [4].

1.2.5. Мотивация в работах российских и советских ученых.

     Среди психологов начала века, поднимавших  эту проблему, следует отметить, прежде всего, А. Ф. Лазурского, опубликовавшего в 1906 году книгу  «Очерк науки о характерах». В ней довольно большое место отводится обстоятельному обсуждению вопросов, связанных с желаниями и влечениями, борьбой мотивов и принятию решений, устойчивостью решений (намерений) и способностью к внутренней задержке побудительных импульсов; высказанные положения не утратили актуальности и в настоящее время.

     О влечениях, желаниях и «хотениях» человека, в связи с вопросами о воле и волевых актах, рассуждал в своих работах и другой крупный психолог Н. Н. Ланге (1914). В частности, он дал своё понимание  отличий влечений от « хотений», полагая, что последние – это влечения, переходящие в активные действия. Для него «хотения» - это деятельная воля.

     В 20-х годах и позже вопросы  мотивации деятельности рассматривал        В. М. Боровский (1927), Н. Ю. Войтонис (1929, 1935),стоявший на биологизаторских позициях. Л. С. Выготский в учебном пособии «Педология подростка» (1930-1931) отводит большую главу вопросу о сущности интересов и их изменении в подростковом возрасте. Он считал, что проблема соотношения влечений и интересов является ключом к пониманию психического развития подростка, которое обусловлено, прежде всего, эволюцией интересов и поведения ребенка, изменением структуры направленности его поведения. Несмотря на некоторую односторонность в вопросе об интересах, несомненно, положительным в его взглядах, было убеждение, что интересы не являются навыками, как считали в то время многие психологи. В другой работе – «Истории развития высших психических функций» - Выготский уделяет большое внимание вопросу о «борьбе мотивов». Одним из первых он стал разделять мотив и стимул, говорил о произвольной мотивации. В 40-х годах мотивацию, с позиций «теории установки», рассматривал Д. Н. Узнадзе (1966), говоривший, что источником активности является потребность, которую он понимал очень широко, а именно как то, что является нужным организму, но чем он в данный момент не обладает[6]. 

      Во  многих зарубежных мотивационных концепциях центральным психическим процессом, объясняющим поведение, является принятие решения. Недостатком  же практически всех теорий является рассмотрение лишь отдельных сторон мотивационного процесса, без попыток их объединения.

Информация о работе Моивация деятельности человека