Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:55, курсовая работа
В данной работе мы попытаемся предпринять некоторые шаги в этом направлении, изложив вопрос с точки зрения интегрального подхода к рассмотрению сущности мотивации. Рассмотрим сущность процесса мотивации, попытаемся выяснить соотношение понятий «мотив» и «мотивация», а также рассмотрим вопрос о том, какое место занимает мотивационная сфера в структуре личности человека. Кроме того, мы совершим краткий анализ методов изучения мотивации деятельности, и дадим общие рекомендации по этому вопросу.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. История развития взглядов на мотивацию деятельности человека…………5
1.1. Донаучные взгляды на мотивацию……………………………………5
1.2. Научные взгляды на мотивацию………………………………………6
1.2.1. Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма…...7
1.2.2. Психоаналитические теории мотивации……………………8
1.2.3. Гуманистические теории мотивации………………………..9
1.2.4. Когнитивные теории мотивации……………………………10
1.2.5. Мотивация в работах российских и советских ученых……11
2. Мотивация деятельности человека…………………………………………..12
2.1. Мотивация как процесс. Этапы мотивации…………………………12
2.2. Особенности мотивации, обусловленной долженствованием……..15
2.3. «Укороченная» мотивация. Автоматизированные действия………16
2.4. Виды мотивационных образований………………………………….16
2.5. Мотивационные свойства личности…………………………………18
2.6. Мотивационная сфера личности……………………………………..19
3. Практическое изучение мотивации деятельности человека………………..20
3.1. Беседа, опрос, анкетирование………………………………………..20
3.2. Наблюдение и оценка причин деятельности человека…………….21
3.3. Экспериментальные методы выявления мотивов………………….24
Заключение…………………………………………………………………….....27
Библиография…………………………………………………………………….29
Приложения………………………………………………………………………30
Но
и проективные методы не лишены недостатка.
Для того, чтобы по изобразительным
или литературным сюжетам экспериментатор
мог судить о побудительных причинах испытуемых,
он должен истолковывать даваемые ими
описания. А это чревато субъективностью:
описание испытуемого может иметь несколько
значений, и которое из них – истинное
для данного человека, сказать трудно.
В ходе работы, мы рассмотрели этапы и структуру мотивационного процесса с точки зрения комплексного подхода, попытавшись объединить в этой модели достижения различных авторов и школ. Мы увидели, что мотивация – это процесс формирования мотива, проходящий различные стадии и этапы, а мотив – продукт этого процесса. Данное положение является очень важным для дальнейшей практической и теоретической разработки темы мотивации деятельности человека.
Данай подход дает возможность обосновать положение С. Л. Рубинштейна о том, что мотивы составляют ядро личности. Таким образом, зная особенности личности, можно в значительной мере судить о мотивационной сфере человека, а изучая мотивационную сферу, мы тем самым изучаем и личность.
В связи с этим, также важно заметить, что нельзя извне в процессе воспитания формировать мотивы, на что уповают многие педагоги. Можно только способствовать этому процессу. Мотив – сложное психологическое образование, которое должен построить сам субъект. В процессе же воспитания и социализации личности формируется тот строительный материал, который будет в дальнейшем использоваться для мотивации того или иного действия или поступка. Этим материалом являются такие личностные образования, как интересы и склонности, нравственные принципы, установки и самооценка, формирование которых является задачей педагогики. Следовательно, извне формируются не мотивы, а мотиваторы (и вместе с ними - мотивационная сфера личности).
Отсутствие системного подхода к рассмотрению мотивации приводит к бессистемности и в создании методов изучения этого феномена. В то же время методов, которые бы позволяли проследить весь процесс построения мотива и тем самым – структуру мотива конкретной деятельности, конкретного действия или поступка, практически нет. В основном методы направлены на выявление личностных диспозиций (свойств личности, установок), которые, как доминирующие тенденции, могут повлиять на принятие решения и формирование намерения, но отнюдь неизвестно, повлияли ли они на решение в конкретно данном случае. Именно к таким относятся методические приемы изучения потребности достижений и избегания неудач, разработанные Дж. Аткинсоном. Они предназначены не для определения специфики актуальной мотивации обследуемых, а для диагностики величины их устойчивого, ставшего личностной особенностью, стремления к успеху и достижению.
Конечно, и об этих тенденциях знать неплохо, но нужно реально представлять себе, что изучаются в данном случае не мотивы, как считают авторы некоторых методов, а лишь мотиваторы, которые могут быть задействованы в мотивационном процессе, а могут остаться индифферентными. Положение усугубляется тем, что каждая методика выявляет какую-то одну сторону или компоненту мотивации, предсказать же поведение человека по одной переменной, не учитывая другие, - дело бесперспективное. Неслучайно, поэтому, имеется много данных, показывающих несоответствие поведения выявленным установкам.
Таким
образом, выявление мотивов человека
дело трудное, но не безнадежное. Оно требует
комплексного применения различных методик,
позволяющих выявить глубинные причины
деятельности человека (потребности, мотивационные
установки, мотиваторы, состояние в данный
момент), а не только цели. Однако при этом
следует все же учитывать, что, как и любая
психологическая диагностика, определение
мотивов – это вероятностный процесс,
не дающий в ряде случаев стопроцентной
гарантии правильного диагноза.