Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:31, реферат
Деятельность человека в обществе. Взаимодействие людей их конфликты.
2. Человек и его
деятельность
Проблема взаимоотношений
человека и общества в социальной
философии является ключевой. Существует
два подхода к ее решению. Первый
исходит из представлений о человеке
как совокупности общественных отношений.
Второй рассматривает человека в
качестве автономного индивида, обладающего
волей и сознанием. В первом случае
личность предстает как марионетка раз
и навсегда данных условий и определена
ими. Во втором – история служит полем
произвольной деятельности множества
индивидуальных воль. Соответственно
эти точки зрения представляли Э.Дюркгейм
и М.Вебер.
Ученые давно видят
выход в примирении этих противоположных
позиций. Одна из первых попыток в
свое время была сделана К.Марксом,
рассматривающим общество как продукт
воспроизводства людьми своей жизни. Эта
традиция в XX веке развивалась многими
философами, в том числе Н.Элиасом, П.Бурдье.
В рассмотрении социальных
проблем целесообразно исходить
из человека, ибо общепризнанно, что
история есть ни что иное как деятельность
человека, преследующего свои цели. Причем
следует учитывать, что индивид и предпосылка,
и результат истории. Поэтому познать,
понять и осмыслить взаимоотношение человека
и мира, который он создает и в котором
живет, можно лишь в единстве этих двух
аспектов.
Проанализируем человека
как предпосылку истории. Разумеется,
следует учитывать условный характер
подобного рассмотрения, ибо уже
в первом приближении обнаруживается,
что индивид несет на себе неизгладимые
черты определенного общества, т.е.
уже воплощает в себе некоторый
результат социального
ПОТРЕБНОСТИ – ИНТЕРЕСЫ – ЦЕЛИ – СТИМУЛЫ – ИДЕАЛЫ – РЕЗУЛЬТАТ, НОВЫЕ
Схема 1
Потребности – это
нужда человека в определенных внешних
условиях своего существования. Существуют
потребности материальные и духовные,
индивидуальные и общественные, долговременные
и сиюминутные, здоровые и нездоровые
и т.д.
Интересы – это
более или менее отчетливое осознание
потребностей. В отличие от потребности,
интерес – продукт
Стимул – непосредственное
определенное побуждение к действию.
Стимулы могут быть материальными
либо духовными, нравственными либо
сочетаться друг с другом. Появление
более или менее отчетливого
стимула связано с побуждением
к конкретному деятельному
Под практикой понимается
специфическая деятельность человека,
заключающаяся в активном освоении
и преобразовании природных и
социальных объектов, составляющая основу
и движущую силу развития общества.
Практика носит общественный и сознательный
характер и выступает как целеполагающая
деятельность.
Цель – это
идеальный образ
Идеал – наиболее
полный образ цели, к которой стремится
общество или деятельный человек. И.Кант
подчеркивал, что единственным существом,
способным создать идеальный образ, является
человек.
И, наконец, реализация
выбранной цели в процессе практики
приводит к конечному результату,
в соответствии с которым можно
сделать вывод о правильности,
реальности выбранной цели, состоятельности,
осуществимости определенных идеалов.
Причинно-следственная цепочка замкнулась.
Человек в процессе общественно-исторической
практики превращается из предпосылки
в ее результат. Возникают новые
потребности, интересы, для реализации
которых необходимы новые цели и
идеалы, обогащается по своему содержанию
духовная и материальная деятельность
человека. Преобразуя объекты духовного
и материального мира, люди преобразуют
и самих себя.
Анализ общественно-
Процесс происхождения физического типа человека, развитие его трудовой деятельности, речи, а также общества получил название антропогенеза (греч. аnthropos – человек; genesis – происхождение), а учение об этом процессе – антропологии. Значительную роль в решении проблемы происхождения человека играет эволюционное учение Ч.Дарвина, трудовая теория Ф.Энгельса. На закономерном характере возникновения человека настаивают сторонники концепции ноосферы (видные представители которой – В.И.Вернадский, П.Тейяр де Шарден).
Современные исследования
в области теоретической
Философские размышления
о человеке не обходят и вопроса
о соотношении биологического и
социального. Человек, несомненно, принадлежит
к биологическим существам и
располагает анатомическими, физиологическими,
психическими особенностями организма,
которые наряду с другими составляют
биологические основы специфического
отношения человека к миру как
социального существа. В тоже время
"биология" человека несет на себе
признаки "социальности". Так, например,
тело человека, без сомнения, данное
природой, многократно отражает социальность,
общественность индивида. "Чистого"
природного тела не существует. Оно
выступает как носитель социальных
признаков и качеств личности,
как единство органического и
социально-исторического, культурного
развития. Одежда, украшения, татуировка,
позы, жестикуляция, внешний облик,
отправление естественных надобностей,
удовлетворение физиологических потребностей
– все это несет неизгладимый
облик определенной социокультуры.
Для Канта и Гегеля закон (право) возникает
тогда лишь, когда появляется смертная
казнь, т.е. в деструкции тела проявляется
абсолютная власть нормы и буквы закона
(социальное качество).
Можно сделать вывод
о том, что в процессе антропогенеза
и возникновения сугубо социальных
функций (трудовая деятельность, сознание)
происходит социализация и биологических
функций. "Очеловечиваются" природные
проявления и факторы. Человеческий
глаз и ухо неизмеримо тоньше и
глубже воспринимают социальный мир, нежели
это способны сделать животные.
2. Человек и его
деятельность
Проблема взаимоотношений
человека и общества в социальной
философии является ключевой. Существует
два подхода к ее решению. Первый
исходит из представлений о человеке
как совокупности общественных отношений.
Второй рассматривает человека в
качестве автономного индивида, обладающего
волей и сознанием. В первом случае
личность предстает как марионетка раз
и навсегда данных условий и определена
ими. Во втором – история служит полем
произвольной деятельности множества
индивидуальных воль. Соответственно
эти точки зрения представляли Э.Дюркгейм
и М.Вебер.
Ученые давно видят
выход в примирении этих противоположных
позиций. Одна из первых попыток в
свое время была сделана К.Марксом,
рассматривающим общество как продукт
воспроизводства людьми своей жизни. Эта
традиция в XX веке развивалась многими
философами, в том числе Н.Элиасом, П.Бурдье.
В рассмотрении социальных
проблем целесообразно исходить
из человека, ибо общепризнанно, что
история есть ни что иное как деятельность
человека, преследующего свои цели. Причем
следует учитывать, что индивид и предпосылка,
и результат истории. Поэтому познать,
понять и осмыслить взаимоотношение человека
и мира, который он создает и в котором
живет, можно лишь в единстве этих двух
аспектов.
Проанализируем человека
как предпосылку истории. Разумеется,
следует учитывать условный характер
подобного рассмотрения, ибо уже
в первом приближении обнаруживается,
что индивид несет на себе неизгладимые
черты определенного общества, т.е.
уже воплощает в себе некоторый
результат социального
ПОТРЕБНОСТИ – ИНТЕРЕСЫ – ЦЕЛИ – СТИМУЛЫ – ИДЕАЛЫ – РЕЗУЛЬТАТ, НОВЫЕ
Схема 1
Потребности – это
нужда человека в определенных внешних
условиях своего существования. Существуют
потребности материальные и духовные,
индивидуальные и общественные, долговременные
и сиюминутные, здоровые и нездоровые
и т.д.
Интересы – это
более или менее отчетливое осознание
потребностей. В отличие от потребности,
интерес – продукт
Стимул – непосредственное
определенное побуждение к действию.
Стимулы могут быть материальными
либо духовными, нравственными либо
сочетаться друг с другом. Появление
более или менее отчетливого
стимула связано с побуждением
к конкретному деятельному
Под практикой понимается
специфическая деятельность человека,
заключающаяся в активном освоении
и преобразовании природных и
социальных объектов, составляющая основу
и движущую силу развития общества.
Практика носит общественный и сознательный
характер и выступает как целеполагающая
деятельность.
Цель – это
идеальный образ
Идеал – наиболее
полный образ цели, к которой стремится
общество или деятельный человек. И.Кант
подчеркивал, что единственным существом,
способным создать идеальный образ, является
человек.
И, наконец, реализация
выбранной цели в процессе практики
приводит к конечному результату,
в соответствии с которым можно
сделать вывод о правильности,
реальности выбранной цели, состоятельности,
осуществимости определенных идеалов.
Причинно-следственная цепочка замкнулась.
Человек в процессе общественно-исторической
практики превращается из предпосылки
в ее результат. Возникают новые потребности,
интересы, для реализации которых необходимы
новые цели и идеалы, обогащается по своему
содержанию духовная и материальная деятельность
человека. Преобразуя объекты духовного
и материального мира, люди преобразуют
и самих себя.
Анализ общественно-
Процесс происхождения физического типа человека, развитие его трудовой деятельности, речи, а также общества получил название антропогенеза (греч. аnthropos – человек; genesis – происхождение), а учение об этом процессе – антропологии. Значительную роль в решении проблемы происхождения человека играет эволюционное учение Ч.Дарвина, трудовая теория Ф.Энгельса. На закономерном характере возникновения человека настаивают сторонники концепции ноосферы (видные представители которой – В.И.Вернадский, П.Тейяр де Шарден).
Современные исследования
в области теоретической
Информация о работе Философский анализ деятельности человека