Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:48, доклад
Высшая нервная деятельность - это совокупность безусловных и условных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение в изменяющихся природных и социальных условиях. Впервые предположение о рефлекторном характере деятельности высших отделов мозга было высказано И.М.Сеченовым, что позволило распространить рефлекторный принцип и на психическую деятельность человека.
Высшая нервная деятельность человека
Высшая нервная деятельность
- это совокупность безусловных и
условных рефлексов, а также высших
психических функций, которые обеспечивают
адекватное поведение в изменяющихся
природных и социальных условиях.
Впервые предположение о
Структурную основу высшей нервной деятельности у человека составляет кора больших полушарий вместе с подкорковыми образованиями переднего и промежуточного мозга
И.П.Павлов показал, что все рефлекторные реакции можно разделить на две группы: безусловные и условные.
Безусловные рефлексы
1. Врожденные, наследственно
передающиеся реакции,
2. Являются видовыми, т.е. свойственны всем представителям данного вида.
3. Постоянны и сохраняются в течение всей жизни.
4. Осуществляются за счет
низших отделов ЦНС (
5. Возникают в ответ
на адекватные раздражения,
Безусловные рефлексы могут быть простыми и сложными. Сложные врожденные безусловно-рефлекторные реакции называются инстинктами. Их характерной особенностью является цепной характер реакций.
Условный рефлекс образуется на основе безусловного. Для образования условного рефлекса необходимо наличие двух раздражителей - безусловного (например, мясо) и безразличного (свет или звук), причем вначале должен действовать безразличный раздражитель, а затем безусловный. Между безразличным и безусловным раздражителями необходим определенный временный интервал. Сила обоих раздражителей должна быть оптимальной, условный раздражитель должен быть слабее безусловного по своей активности.
Для выработки условного
рефлекса необходимо многократное сочетание
воздействия обоих
Условные рефлексы составляют основу обучения, воспитания, развития речи и мышления у ребенка, навыков трудовой, общественной и творческой деятельности человека. Только для человека характерны высокоразвитая психическая деятельность, сознание, способность к абстрактно-логическому мышлению, которые развились в ходе его трудовой деятельности и необходимости общения.
Образование условных рефлексов возможно благодаря особому свойству мозга - памяти.
Условные рефлексы
1. Реакции, приобретенные
в процессе индивидуальной
2. Индивидуальные.
3. Непостоянны - могут возникать и исчезать.
4. Являются преимущественно
функцией коры больших
5. Возникают на любые раздражители, действущие на разные рецептивные поля.
Основываясь на развитии речевой функции у людей, И.П. Павлов создал учение о первой и второй сигнальных системах.
Первая сигнальная система существует и у человека, и у животных. Любые внешние раздражители, в том числе и условные, которые являются сигналами безусловных раздражителей, образуют первую сигнальную систему. Центры этой системы находятся в коре головного мозга и через рецепторы воспринимают непосредственные, конкретные раздражители (сигналы) внешнего мира, - предметы или явления. У человека они создают материальную основу для ощущений, представлений, восприятий, впечатлений об окружающей природе и общественной среде, и это соcтавляет базу конкретного мышления.
У младенца с первых дней жизни вырабатываются разнообразные условные рефлексы на положение тела, на вид матери, на время и т. п. Постепенно их становится все больше. Ребенок слышит слова матери, и они у него сочетаются с определенными процедурами - кормлением, купанием и др. На эти слова также вырабатываются условные рефлексы. Эти условные рефлексы ничем не отличаются от условных рефлексов животных и являются компонентами первой сигнальной системы.
Постепенно у ребенка увеличивается запас слов, из них он строит предложения. Слова начинают терять свое узкое конкретное значение, в них закладывается более широкий обобщающий смысл, возникают понятия. Сначала слово "каша" для ребенка означало только определенную, например манную, кашу. Постепенно с приобретением опыта и по мере обобщения это слово начало означать понятия разных каш, и для уточнения необходимо было употреблять дополнительные слова (гречневая, манная). Обобщению подлежали не только слова, которые означали предметы, явления природы, но и наши ощущения, переживания, действия. Так возникали абстрактные понятия, а с ними и абстрактное мышление.
Когда человек начинает понимать смысл слов, когда они начинают означать определенные понятия, обобщения, тогда слова создают вторую сигнальную систему.
Вторая сигнальная система
существует только у человека. Она
возникла в результате совместной трудовой
деятельности людей и связана
с функцией речи: со словом слышимым
(речь) и видимым (письмо). Посредством
слова передаются сигналы о конкретных
раздражителях, и в этом случае слово
служит принципиально новым
Например, у человека защитный
условный рефлекс, который проявляется
в отдергивании руки от электродов
с электрическим током при
звучании звонка, возникает не только
на действие самого звонка, но и тогда,
когда экспериментатор
У животных так же, как и у человека, можно выработать условные рефлексы на слова (например, собака выполняет приказы хозяина). Но эти рефлексы являются реакциями на звуковой раздражитель, на сочетание звуков, а не на смысл слова, которого животное не понимает.
Речь является средством общения между людьми. Человек мыслит словами, поэтому мышление неразрывно связано со второй сигнальной системой и является результатом функции всей коры головного мозга.
В зависимости от преобладания первой или второй сигнальной систем людей разделяют на типы:
художественный - доминирует первая сигнальная система, образное мышление
мыслительный - преобладание второй сигнальной системы, словесное мышление, выраженная способность к абстрагированию
средний тип - характерна взаимная уравновешенность двух сигнальных систем и к которому относится большинство людей
Эти различия человеческих типов
высшей нервной деятельности связаны
с явлением функциональной асимметрии
головного мозга, которое проявляется
в том, что правое и левое полушария
мозга выполняют различные