Права человека в деятельности ОВД

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 16:22, контрольная работа

Краткое описание

Специфика охраны прав и свобод личности патрульно-постовой службой ОВД.
В ответе на вопрос следует рассмотреть систему органов внутренних дел, задачи, основные направления и формы деятельности полиции, содержание и виды правоприменительной деятельности, методику действий сотрудников ОВД, задачи и полномочия патрульно-постовой службы в сфере охраны общественного порядка.

Файлы: 1 файл

Права человека в ОВД (новое готовое).doc

— 99.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

Вопрос 1

Специфика охраны прав и свобод личности патрульно-постовой службой  ОВД.

В ответе на вопрос следует рассмотреть систему органов внутренних дел, задачи, основные направления и формы деятельности полиции, содержание и виды правоприменительной деятельности, методику действий сотрудников ОВД, задачи и полномочия патрульно-постовой службы в сфере охраны общественного порядка.

 

Основных направления деятельности полиции:

1. Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств.

Данное положение представляется в большей степени общей характеристикой основной деятельности полиции как правоохранительной, нежели одним из направлений деятельности полиции. К тому же это положение можно обозначить как интерпретирующее норму ч. 1 ст. 1 ФЗ «О полиции»1 о назначении полиции: полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

Это направление деятельности полиции имеет три составляющие, регламентированные соответственно уголовно-процессуальным законодательством, законодательством об административных правонарушениях и законодательством об оперативно-розыскной деятельности.

3. Выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам.

Производство предварительного следствия следователями органов внутренних дел РФ предусмотрено п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ2. Там же перечислены преступления, производство по уголовным делам о которых отнесено к подследственности органов внутренних дел РФ. В пункте 1 ч. 1 ст. 40 данного Кодекса (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №4-ФЗ) предусмотрено, что к органам дознания относятся органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

4. Розыск лиц).

Одной из задач оперативно-розыскной деятельности в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»3 названо осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших. Как говорилось выше, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 названного Закона оперативным подразделениям органов внутренних дел РФ предоставлено право осуществлять на территории РФ оперативно-розыскную деятельность.

5. Производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний.

Осуществление органами внутренних дел (полицией) производства по делам об административных правонарушениях предусмотрено и регламентировано нормами КоАП РФ4.

6. Обеспечение правопорядка в общественных местах.

В этом отношении необходимо отметить следующий момент. В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ5 органы местного самоуправления в рамках решения вопросов местного значения в том числе осуществляют охрану общественного порядка.

7. Обеспечение безопасности дорожного движения.

8. Контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории РФ, регулирует Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. №150-ФЗ «Об оружии»6.

9. Контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности.

10. Охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе.

11. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц.

12. Осуществление экспертно-криминалистической деятельности.7

В ходе реформы МВД России было заявлено проведение следующих мероприятий:

1. Сокращение численности сотрудников  ОВД на 20%.

2. Переименование милиции в полицию (такое возвращение к традиционному  наименованию данной службы является  также и общемировой практикой).

3. Централизация всей системы  полиции, перевод ее на финансирование  из федерального бюджета (все  сотрудники полиции являются федеральными государственными служащими).

4. Некоторое сокращение задач (передача  из ведения ОВД медицинских  вытрезвителей, проведения технического  осмотра автотранспорта, административного  выдворения иностранных граждан  за пределы территории РФ) и структурные изменения (в центральном аппарате МВД России по основным направлениям деятельности полиции вместо департаментов созданы главные управления и управления, изменен перечень данных структурных подразделений).

5. Повышение денежного довольствия  сотрудников полиции (в 2 - 2,5 раза).

6. Формирование полиции из числа  сотрудников милиции по результатам  проведения их внеочередной аттестации.

7. Принятие нового Федерального  закона «О полиции», регулирующего деятельность полиции.

МВД России в настоящее время состоит из подразделений полиции (бывшей милиции), Федеральной миграционной службы (ФМС), следственных подразделений (Следственного департамента, ранее - Следственного комитета), внутренних войск (Главного командования внутренних войск - ВВ). Указанные формирования, за исключением ФМС, являются структурными подразделениями министерства и самостоятельными федеральными органами исполнительной власти не считаются.

На нижестоящих уровнях (федеральный округ, субъект РФ, муниципальное образование) в территориальные ОВД организационно входят подразделения полиции и следствия. ФМС и ВВ имеют свою обособленную территориальную структуру.

Логика предлагаемого (альтернативного) построения правоохранительной системы такова:

1. Следствие МВД (возможно, вместе  с подразделениями дознания) длительное время планируется объединить со Следственным комитетом РФ, следственными подразделениями Федеральной службы безопасности (ФСБ), Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). В любом случае не предполагается нахождение объединенной следственной структуры в ведении МВД (как и прокуратуры). Поскольку предварительное следствие - это осуществление правоприменительной юридической деятельности, целесообразно институализировать его в рамках Федеральной следственной службы, подведомственной Министерству юстиции (по примеру Федеральной службы судебных приставов - ФССП и Федеральной службы исполнения наказаний - ФСИН).

Такое организационное структурирование целесообразно в том случае, если предварительное расследование как форма досудебной стадии уголовного процесса останется в существующем виде и не будет изменена. В любом случае данную деятельность не следует передавать в ведение судебных следователей (при судах) или следственных судей (противоречит конституционному принципу разделения властей).

2. Таким образом, в системе ОВД  после выделения следственных  подразделений останется только  полиция и обеспечивающие ее  кадровые и тыловые подразделения (в настоящее время обеспечивают  также следственные подразделения).

Очевидна нецелесообразность сохранения существующей структуры ОВД и необходимость создания самостоятельной и организационно оформленной в составе МВД (по примеру ФМС) Федеральной службы полиции (с созданием территориальных подразделений полиции вместо органов внутренних дел).

3. Аналогичным образом ВВ также  должны приобрести статус федеральной  службы, подведомственной МВД.

В таком случае структура МВД России максимально будет соответствовать требованиям классификации органов исполнительной власти по осуществляемым ими функциям - МВД определяет политику и осуществляет нормативно-правовое регулирование, подведомственные федеральные службы осуществляют правоприменительную деятельность.

Совмещение некоторыми федеральными службами также функций министерств вопреки общим правилам управления связано с тем, что они подчиняются непосредственно Президенту РФ или Правительству РФ, не осуществляющим соответствующие функции министерского уровня.

4. МВД (полиция) занимает центральное  место в правоохранительной системе  государства, о чем свидетельствует (хотя бы) численность работников данной структуры.

Исследователи отмечают, что ни в законодательстве, ни в науке административного права четко не определены правовая сущность и содержание самого понятия «правоохранительная служба». Не выработано единого подхода к определению органов и учреждений, в рамках которых может быть реализована эта служба. Не определены критерии отнесения государственных органов к числу правоохранительных. Не разработана прозрачная и понятная схема отбора и продвижения кадров правоохранительной службы8. Такая неопределенность имеется не только применительно к правоохранительной сфере (деятельности, органам, службе), но также государственной гражданской и военной.

К правоохранительной деятельности традиционно относят (хотя основания отнесения и содержание ее разновидностей не вполне ясны):

а) оперативно-розыскную деятельность (однако данный критерий относится и к Службе внешней разведки, принадлежность которой к правоохранительным структурам сомнительна);

б) юридическую деятельность по уголовному преследованию - предварительное расследование;

в) деятельность по применению мер государственного принуждения (задержание, доставление, применение физической силы, специальных средств и оружия, иных мер административного принуждения).

В целом это нацеленность на противодействие правонарушениям и защиту существующего правопорядка силовыми методами (путем применения государственного насилия).

Как один из вариантов возможна трактовка правоохранительной деятельности как собственно полицейской. В данном случае понятна логика (целесообразность), поскольку в отличие от научной классификации нормативное выделение правоохранительной деятельности должно иметь практическое значение (но возникает неопределенность классификации таких структур, как органы предварительного следствия, ФСИН).

Основными принципами организации и деятельности патрульно-постовой службы милиции являются: законность, гуманизм, уважение прав человека, гласность, а также тесно взаимодействие с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.

К числу главных задач, которые призвана решать патрульно-постовая служба, относятся: обеспечение личной безопасности граждан; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пресечение  преступлений и административных правонарушений; активно участие в раскрытии преступлений и задержании преступников.

Выполняя эти задачи, патрульно-постовая служба милиции осуществляет следующие функции: поддержание порядка в общественных местах; профилактику правонарушений; пресечение противоправных действий; участие в раскрытии преступлений; борьбу с правонарушениями несовершеннолетних; охрану собственности; обеспечение безопасности дорожного движения; поддержание связи с населением и взаимодействие с представителями общественности, участвующими в охране общественного порядка.

Для успешного осуществления возложенных на них задач силы патрульно-постовой службы обеспечиваются различными техническими средствами и служебными животными. К числу широко применяемых технических средств относятся: патрульные автомашины, бронемашины, мотоциклы, катера, велосипеды, автотранспорт для перевозки служебных нарядов, специальные автомобили и вертолеты. Наряды милиции обеспечиваются необходимым табельным вооружением, снаряжением и специальными средствами. Высокая эффективность патрульно-постовой службы достигается путем применения средств телевидения, радио и проводной связи, сигнализации, специальной аппаратуры и т.п. Использование технических средств способствует должному взаимодействию между нарядами, повышает их мобильность и наступательность.

 

 

 

 

Вопрос 2

Основные информационные права и свободы и основания их ограничения.

В ответе на вопрос следует рассмотреть какое место среди национальных интересов России занимает реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере, проанализировать Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г., Конституцию РФ 1993 г. и определить какие информационные права и их ограничения содержат указанные документы.

 

Одним из наиболее значительных факторов, влияющих на формирование общества XXI в., как подчеркивается в Окинавской хартии глобального информационного общества от 22 июля 2000 г.9, являются информационно-коммуникационные технологии. К современным информационным коммуникационным технологиям, как известно, относятся цифровые способы преобразования данных, современные средства связи и средства передачи данных с помощью глобальных сетей, прежде всего сети Интернет. В течение всего лишь двух последних десятилетий эти понятия прочно вошли в нашу повседневную жизнь, в политическое и правовое пространство государств, формируя поистине новую среду обитания человечества, определяемого как информационное общество.

Информация о работе Права человека в деятельности ОВД