Права человека в деятельности ОВД

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 16:22, контрольная работа

Краткое описание

Специфика охраны прав и свобод личности патрульно-постовой службой ОВД.
В ответе на вопрос следует рассмотреть систему органов внутренних дел, задачи, основные направления и формы деятельности полиции, содержание и виды правоприменительной деятельности, методику действий сотрудников ОВД, задачи и полномочия патрульно-постовой службы в сфере охраны общественного порядка.

Файлы: 1 файл

Права человека в ОВД (новое готовое).doc

— 99.00 Кб (Скачать)

В современном информационном обществе наполняются новым содержанием основные права человека и традиционные демократические ценности также.

С одной стороны, перед обществом открываются невиданные ранее возможности по обеспечению прав человека путем распространения информации о соответствующих механизмах и способах защиты прав человека с помощью коммуникационных сетей, а также путем предоставления возможности участия отдельных лиц в общественной жизни на международном, национальном и региональном уровнях.

С другой стороны, эти же технологии могут быть использованы для распространения идеологии или осуществления деятельности, несовместимой с общепринятыми демократическими ценностями, правами человека и человеческим достоинством.

Формирующиеся новые общественные отношения требуют новых подходов в их правовом регулировании. Вопросы, требующие новых подходов в их правовом регулировании, имеют много аспектов, среди которых особо выделяются вопросы правового регулирования информационных прав и свобод человека, их реализации в условиях современной информационно-коммуникационной среды. В первую очередь к ним относятся:

- обеспечение доступа к информации;

- защита конфиденциальной информации;

- регулирование распространения  и направления незапрашиваемых  сообщений;

- защита от использования коммуникационных технологий с целью распространения идеологии, противоречащей принципам гуманности, морали, общественного порядка и демократии;

- правовое регулирование использования  и защиты объектов интеллектуальной  собственности в сети Интернет;

- использование новых информационных  технологий при проведении выборов;

- ответственность за правонарушения  в информационной сфере, совершенные  с использованием сети Интернет;

Основы правового регулирования информационных прав личности были заложены в середине XX в., когда их охрана была провозглашена в международных актах о защите основных прав и свобод человека.

Первым международным актом, содержащим нормы в отношении информационных прав личности, является Всеобщая декларация прав человека 1948 г.10, в ст. 19 которой было провозглашено: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

Аналогичные положения содержатся и в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., которая гласит:

«1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.

2. Каждый человек имеет право  на свободное выражение своего  мнения; это право включает свободу  искать, получать и распространять  всякого рода информацию и  идеи, независимо от государственных  границ, устно, письменно, или посредством  печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору».

В последнем документе не только наиболее четко сформулированы основные принципы осуществления и ограничения информационных прав личности. Исходя из юридического статуса названного документа как универсального международного соглашения, они относятся к общепризнанным нормам и принципам международного права и носят обязательный характер для всех государств - членов Организации Объединенных Наций.

В европейских странах наряду с названным Международным пактом действует Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.11 В ст. 10 Конвенции, которая называется «Свобода выражения мнений», были несколько расширены и конкретизированы основы информационных прав, заложенные во Всеобщей декларации прав человека: «1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий».

Как следует из содержания соответствующих статей приведенных актов, в них закрепляется право на информацию. Это право отнесено к основным правам человека, оно тесно корреспондирует с правом свободно выражать свое мнение и составляет ядро демократии. Право на информацию раскрывается как право свободно получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства властей, т.е. самостоятельно. В юридической доктрине это право часто обозначают как "право знать". Причем это право должно осуществляться не только без какого-либо вмешательства публичных властей, но и "независимо от государственных границ".

Очевидно, что практическая реализация этого права, провозглашенного еще в конце 40-х гг. прошлого века, стала возможна в полной мере именно сейчас вследствие развития современных информационно-коммуникационных технологий, до возникновения которых названные права носили фактически декларативный характер.

Примечательно, что в Международном пакте о гражданских и политических правах право на информацию не только раскрывается как право получать и распространять информацию, но и включает право искать информацию. При этом указан также способ поиска, получения и распространения информации: устно, письменно, или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

Трудно представить, что без современных коммуникационных технологий, средств связи, сети Интернет конкретный человек самостоятельно мог получать или распространять, а тем более искать какую-либо информацию так легко и свободно, как это стало возможным осуществлять сейчас.

Идея о том, что недостаточно провозгласить общечеловеческие ценности и права, главное, необходимо создать условия для их воплощения, содержится в преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах, где подчеркивается, что идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами.

Не вызывает сомнения тот факт, что соответствующие условия, позволяющие конкретному индивиду и обществу в целом реализовывать свои информационные права, могут быть созданы только на основе современных информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что современные информационно-коммуникационные технологии - это величайшее техническое достижение человечества, способствующее реализации основных прав и свобод человека и построению современного демократического общества на совершенно новом уровне.

В то же время информационные права не носят абсолютного характера, их осуществление неизбежно связано с определенными ограничениями. Тесная взаимосвязь прав и обязанностей, связанных с осуществлением информационных прав, проявляется в том, что уже в самих статьях основных международных актов одновременно с провозглашением права на информацию закрепляются и соответствующие обязанности.

Так, ч. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит:

«3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:

a) для уважения прав и репутации  других лиц;

b) для охраны государственной  безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности  населения».

В п. 2 ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод содержится аналогичное положение:

«2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия».

Необходимыми условиями правомерных ограничений являются:

- они должны быть установлены  законом;

- являться необходимыми в демократическом  обществе;

- они могут применяться строго в целях уважения прав и репутации других лиц, охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения и обеспечения справедливого правосудия.

Важность соблюдения всех названных условий, при которых допустимо ограничение информационных прав, постоянно подчеркивается в решениях Европейского суда по правам человека по делам о возможном нарушении ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В Российской Федерации нормы международных актов об информационных правах нашли отражение в действующей Конституции и других нормативных правовых актах, принятых на ее основе.

Основой правового регулирования права на информацию в российском законодательстве является ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, где говорится, что "каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом".

В Конституции РФ право на информацию в целом по смыслу совпадает со значением этого права в международных актах, но трактуется шире. Согласно ст. 64 Конституции РФ информационные права наряду с другими правами составляют основу правового статуса личности в Российской Федерации, они принадлежат каждому от рождения и являются неотчуждаемыми. Обязанность по соблюдению прав возлагается на государство.

Право свободного поиска означает возможность обращения лица за интересующей его информацией к различного рода организациям, ведомствам, объединениям, частным лицам, в том числе к органам государственной власти и управления.

Право на получение информации не может быть реализовано без добровольного волеизъявления обладателя информации. В ч. 3 ст. 29 Конституции РФ содержится положение, запрещающее получать информацию от гражданина без его согласия: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них»12.

 

 

Список использованных источников и литературы

  1. Окинавская хартия глобального информационного общества (Принята на о. Окинава 22.07.2000)// «Дипломатический вестник». 2000. - №8. - С. 51 – 56;
  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950)// «Бюллетень международных договоров», №3, 2001;
  3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// «Российская газета», 10.12.1998;
  4. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993// Российская газета, №37, 25.12.1993;
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ// «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 1;
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, №52 (ч. I), ст. 4921;
  7. Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции»// «Парламентская газета», №7, 11-17.02.2011;
  8. Федеральный закон от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии»// «Российская газета», №241, 18.12.1996;
  9. Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»// «Российская газета», №160, 18.08.1995;
  10. Бабелюк Е.Г. О видах государственной службы Российской Федерации // Правоведение. 2004. №1. - С. 26 – 36;
  11. Барсуков С.И., Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О полиции»// «Деловой двор», 2011. – 56с.;
  12. Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебник/ под ред. Р.М. Валеева. – «Статут», 2011. -200с.;
  13. Патрашко Е.Л. Государственная правоохранительная служба Российской Федерации: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2005. – 120с.;
  14. Погребежский К.А. Сложности определения правоохранительной службы // Государственная служба. 2009. №6. - С. 113 – 115.

 

 

1 Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции»// «Парламентская газета», №7, 11-17.02.2011.

2 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, №52 (ч. I), ст. 4921.

3 Федеральный закон от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»// «Российская газета», №160, 18.08.1995.

Информация о работе Права человека в деятельности ОВД