Методика проведения физкультурного досуга в разных возрастных группах дошкольных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:13, контрольная работа

Краткое описание

«Береги здоровье смолоду» - это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить здоровыми, сильными, эмоциональными - задачи каждого дошкольного учреждения.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников и соревнований.

Оглавление

Введение------------------------------------------------------------------------------------2

Теоретическая часть

1 Формы организации активного отдыха---------------------------------------3

1.2 Методика проведения физкультурного досуга в разных возрастных группах дошкольных учреждений.------------------------------------------------6

1.3 Физкультурный праздник-------------------------------------------------------7

1.4 Значение физкультурных праздников в организации активного отдыха дошкольников-----------------------------------------------------------------9

1.5 Дни здоровья, каникулы--------------------------------------------------------12

1.6 Методика проведения дня здоровья, каникул в разных возрастных группах дошкольных учреждений-----------------------------------------------13

Заключение------------------------------------------------------------------------------16

Список литературы-------------------------------------------------------------------17

Практическая часть

Игра в средней группе «Птенчики и кот»-------------------------------------18

Конспект занятия по физическому воспитанию в средней группе.--19

Годовой план – график распределения материала по физическому воспитанию------------------------------------------------------------------------------20

Файлы: 1 файл

готовая работа по физ воспит ира.docx

— 53.19 Кб (Скачать)

 

Средняя группа

Физкультурный досуг проводится 1-2 раза в месяц во второй половине дня. Длительность его 20-30 минут. В «каникулы», а также в летнее время досуги могут проводиться и в первой половине дня после завтрака. Важно  приучать детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, побуждая каждого  ребёнка к проявлению своих возможностей. Физкультурный досуг является как  бы итогом работы за прошедший месяц.

С особо одаренными в двигательном отношении детьми разучивается спортивный танец и используется на досугах, праздниках и утренниках. Спортивный танец представляет собой комплексное  использование упражнений ритмической  гимнастики, которые чередуются с  простейшими элементами акробатики. Длительность 2 - 2,5 минут.

Старшая группа

В старшем возрасте необходимо развивать  у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в  разнообразных видах деятельности. Этому может способствовать привлечение  к участию в подготовке физкультурного досуга: дети оформляют спортивную площадку, посыпают песком дорожки, прокладывают лыжню, строят снежную горку, вал, лабиринт, расчищают каток, изготавливают  цветные льдинки.

Требование ко времени физкультурного досуга такие же, как и в средней  группе, длительность – 30 минут.

Содержание физкультурного досуга будет зависеть от выбора тематики, поставленных задач и условий  его проведения.[2,3]

 

 

1.3 Физкультурный праздник

 

Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей.

Физкультурные праздники способствуют приобщению к физической культуре и  спорту, совершенствованию движений, воспитывают такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам.

Во время физкультурных праздников все дети должны принимать активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики, музыкально- ритмических движениях. Широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Так, у чрезмерно подвижных детей развивается умение доводить задание до конца, проявляя внимательность и добиваясь точности выполнения: малоподвижные дети учатся хорошо и свободно ориентироваться в пространстве, с интересом участвуют в коллективных играх, проявляя такие качества, как быстрота реакции, ловкость и гибкость.

На физкультурные праздники  приглашаются школьники – бывшие воспитанники дошкольного учреждения, родители, сестры, братья.

Праздники проводятся, начиная со средней группы, 2 – 3 раза в год  и один на воде (в бассейне), длительность физкультурного праздника 1 – 1 час 20 минут. В мероприятиях могут участвовать  и дети из соседнего дошкольного  учреждения. Темы праздников могут  быть самыми разнообразные: «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимняя карусель», «Зимушка – зима», «Праздник Нептуна» и так далее.

Совместная деятельность детей, преодоление  в команде различных трудностей, достижение общего командного результата – все это сплачивают детский  коллектив. Дети сопереживают успехам  и неудачам своих товарищей, радуются их достижениям, поддерживают хорошее  отношение между собой, проявляют  заботу к более младшим, застенчивым  и неловким детям, учатся стремиться не только к индивидуальным победам. Воспитатель должен заботиться, чтобы  все дети были вовлечены в действие, чтобы никто не оставался в  стороне. Во время праздника необходимо обеспечивать высокую двигательную активность детей, при этом особое внимание должно уделяться малоподвижным, застенчивым  детям, их необходимо чаще подбадривать, поощрять, оказывать помощь, давая  возможность поверить в свои силы.[6]

Физкультурные праздники могут  быть организованы не только на участке  дошкольного учреждения, но и в  близлежащем парке, лесу, на стадионе. От места проведения во многом зависят  тематика и организация. При планировании и подготовке праздника необходимо:

- обозначить задачи праздника,  дату, время, место его проведения;

- подготовить показательные выступления:  парад участников, конкурсы, игры, соревнования;

- выделить ответственных за  подготовку и проведение праздника  (желательно участие заведующей, методиста, воспитателей групп,  воспитателя по физической культуре, родителей, представителей микрорайона);

- определить количество участников  каждой возрастной группы детского  сада, а также приглашенных гостей;

- обозначить порядок подведения  итогов конкурса и соревнований, поощрение участников праздника.

Успешность проведения физкультурного праздника во многом зависит от того, насколько подробно и четко спланирована его программа.

При любой форме организации  физкультурного праздника для дошкольников необходимо помнить следующее:

- недопустимо перерастание детского  праздника в развлекательное  зрелище для взрослых. Особенно  это касается праздников с  элементами состояний, организуемых  по инициативе спортивных организаций;

- недопустимо отбор участников  – детей, дающих только лучшие  результаты. Желательно, чтобы участвовали  все дети;

- при подготовке к празднику  важно поддерживать живой интерес  детей к мероприятию. Не следует  увлекаться чрезмерным количеством  повторов, тренировок, отдельных заданий  – выступлений, особенно игр  соревновательного характера;

- необходимо рациональное распределение  физической нагрузки в разных  видах деятельности (с учетом  уровня развития двигательной  активности и физической подготовленности  детей).

Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.

 

 

1.4 Значение физкультурных  праздников в организации активного  отдыха дошкольников

 

Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем. Получая положительный эмоциональный  заряд, наш организм открывается  добру и красоте.

Именно поэтому, почти как воздух, необходимы детям праздники и  развлечения. Для ребенка праздник - это целое событие.

В последнее время в системе  физического воспитания ребенка-дошкольника  прочное место заняли физкультурные  праздники, которые зарекомендовали  себя как наиболее приемлемая и эффективная  форма активного отдыха детей.

Многолетняя практика работы детских  дошкольных учреждений показала значимость физкультурного праздника в активном приобщении каждого ребенка старшего дошкольного возраста к занятиям физической культурой. Имеется немало положительных примеров творческого  подхода педагогических коллективов  к их организации и проведению. Опыт организаций физкультурных  праздников показал их положительное  влияние на воспитание у детей  интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение роли семьи  и детского сада в решении задач  физического воспитания. Целью таких  праздников является активное участие  всего детского коллектива группы, посредством чего выявляются двигательная подготовленность детей, умения проявлять  физические качества в необычных  условиях и игровых ситуациях.

Изучив методику физического воспитания дошкольников по этому вопросу, мне  помогли книги под редакцией  Осокиной Т.И., Тимофеевой Е.А., Ермак  Н.Н., Васюковой В.И. познакомилась  с новыми программами “Здоровье”, “Система”, “Старт”, “Азбука здоровья”  и проанализировала, что нового предлагают они по интересующей меня теме.

Работа по физическому воспитанию с дошкольниками представляет собой  комплекс оздоровительных, образовательных  и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую  потребность в движении, добиться хорошего здоровья и физического  развития детей; обеспечить овладение  дошкольниками жизненно важными  двигательными навыками и элементарными  знаниями о физической культуре; создать  условия для разностороннего  развития ребят и воспитания у  них потребности к систематическим  занятиям физическими упражнениями.[3]

В системе физкультурно-оздоровительной  работы дошкольного учреждения существуют разные формы организации активного  отдыха дошкольников. Физкультурные  праздники являются эффективной  формой активного отдыха детей, которые  зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма  активного отдыха детей.

Физкультурные праздники – это  массовые зрелищные мероприятия  показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры, совершенствованию  движений, воспитывающие такие черты  характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. В рациональном сочетании с другими  видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и  закаленности детей.

Красочность внешнего оформления, доступность, отсутствие строгой регламентации  деятельности участников, возможности  широкого проявления эмоций и индивидуальных способностей делают подобные мероприятия  весьма популярными среди детей  старшего дошкольного возраста. Поэтому  проведение их чаще всего становится традиционным и предусматривается  общим планом работы дошкольного  учреждения.

К празднику готовится весь коллектив  дошкольного учреждения, составляется сценарий, подготавливаются красочные  атрибуты, специальная одежда для  детей. Создавая сценарии, можно обратиться к практическому опыту разных авторов: Шумилова В.А., Осокина Т. И [6,7]

Во время физкультурных праздников все дети должны принимать активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики, музыкально-ритмических движениях. Широкое использование разных игровых  приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою  детей активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Действуя с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижению лучших результатов в условиях соревнования (неожиданно изменяющихся ситуациях), дети совершенствуются физически. Так, у чрезмерно подвижных детей развивается умение доводить задание до конца, проявляя внимательность и добиваясь точности выполнения: малоподвижные дети учатся хорошо и свободно ориентироваться в пространстве, с интересом участвуют в коллективных играх, проявляя такие качества, как быстрота реакции, ловкость, гибкость, ориентировку в пространстве и другие полезные качества и способности.

Участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное  и эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в  памяти как яркое событие. Совместная с товарищами деятельность, игры, красочное  оформление места проведения праздника  и отдельных видов соревнований, оригинальные костюмы, красивые цветные  эмблемы, звучание музыки, торжественное  открытие и закрытие праздника влияют на развитие у ребят чувства красоты, хорошего вкуса, воображения. Все это  стимулирует их творчество. Воспитатели  привлекают детей к изготовлению различных поделок для украшения  спортивной площадки и гимнастического  зала, расчистке катка, прокладыванию  лыжни, разметке беговых и велосипедных дорожек, мест для игр, а также  подбору и размещению физкультурного оборудования и инвентаря, подготовке костюмов, атрибутов праздника. Даже самые маленькие, не только участники, но и болельщики, получают задания; соответствующие их подготовленности. Вследствие такой разносторонней творческой деятельности решаются многие задачи трудового воспитания. Дети обогащаются  новыми представлениями и знаниями, у них пробуждается интерес к  окружающему, понимание идейной  направленности физкультурного праздника  определенной тематики.

Праздники помогают донести до сознания маленьких граждан представления  о явлениях общественной жизни, воспитывать  уважение к людям разных профессий, привлекать внимание к выдающимся спортивным достижениям. Ребята приобщаются к  идее о том, что счастливое детство  возможно лишь при условии сохранения мира на всей Земле.

Физкультурные праздники оказывают  действенное влияние на формирование детской личности. Совместная деятельность, достижение хороших результатов  командой, преодоление трудностей сплачивают коллектив, вызывают чувство ответственности, (индивидуальной и коллективной). Дети приучаются сопереживать успехам и  неудачам товарищей, уметь радоваться их достижениям, поддерживать хорошие, дружеские взаимоотношения между  собой, быть предупредительными и заботливыми  к младшим по возрасту. У них  воспитывается стремление добиваться не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. При этом развивается уважение к партнерам  по игре, команде соперников. Соревновательный характер проведения игр и упражнений на празднике способствует воспитанию целеустремленности, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Участие в физкультурных праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой.

Информация о работе Методика проведения физкультурного досуга в разных возрастных группах дошкольных учреждений